C 19 августа по 7 сентября возле Новосибирского цирка Некоммерческим Фондом «Сибирский Вернисаж» был организован маркет художественных ремёсел «Артания».
Что такое «Артания»?
Древние персидские и арабские книги сообщают о трех частях Руси — Куйабе, Славии и Артании. С первыми двумя все ясно, а вот Артанию ученые ищут уже 200 лет. У персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании: это — упоминание черных соболей, и клинков, распрямлявшихся при сгибании пополам, которыми торговала Артания. Булатную сталь делали в то время только в Азии. Известно, что из Артании в Индию и Китай поступала желтая медь, которая вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей скифо-сибирскому миру.
Международный фестиваль «Артания» возрождает тридевятое царство — Артанию, сибирскую Русь, котел культур, мистическую часть света, отторгаемую сегодня глобализацией.
До «Артании»
Мэрия образца начала 2000-х годов свысока относилась к ремесленникам. Анна Наволоцкая вспоминает своё выступление на комиссии по предпринимательству Александра Солодкина 2006 года. Просила от лица мастеров разрешить создание торговой улицы, этакого «Арбата» за краеведческим музеем для реализации художественной и рукотворной продукции. Представитель Управления потребительского рынка Татьяна Балаболова выступила тогда с категорическим протестом: «Кто они — эти мастера? Бабушки с воротничками на колеченогих столиках?!! ».
В 2004—2007 годах «Сибирский Вернисаж» работал над созданием музея игрушки и овладел многими интерактивными технологиями, ездил на зарубежные ремесленные ярмарки. Именно тогда родилась идея фестиваля-ярмарки. Надо сказать, что до 2007 года проведение праздников была исключительной епархией власти, которая штамповала мероприятия по определённому клише или, как говорили тогда, «для галочки»… Ярмарки народно-художественных промыслов того времени, если коротко: «Сцена, шарики, салют». Ну а подробнее... Экспоненты — дома творчества. Оборудование — столики под открытым небом. Обязательный проход организаторов — представителей властных структур к сцене, в качестве свадебных генералов: мэр, начальник департамента, речи, вручение грамот. После ухода администрации врассыпную разбегаются по своим делам представители домов творчества, приехавшие с районов области. Несколько мастеров в недоумении остаются стоять в разорённом ряду. На все про все от 2-х до 3-часов.
Своё представление о ярмарке Анна Наволоцкая сформировали на миланской «Artigianato» и мюнхенской «Heim und Handwerk», на которых более 10 раз к тому времени выступала в качестве экспонента.
Первым импульсом к возникновению «Артании» явилось поручение Департамента культуры НСО 2007 года по организации подготовки ежегодной ярмарки народно-художественных промыслов в Центральном парке. Департамент культуры оказался большим ретроградом и еле допустил 2 дня проведения ярмарки. А Наволоцкая видели всё совсем по-другому, настаивала на 10 днях, поскольку хотела увидеть в Новосибирске экспонентов из других городов России и понимала нерентабельность для них коротких мероприятий. Пришлось искать другую «крышу», она была найдена в лице Департамента промышленности, торговли и развития предпринимательства. С.Н.Сёмка, Т.Б. Мечетина, Л.В. Яркова в разные годы сыграли большую роль в становлении фестиваля.
Открытие первого фестиваля художественных ремёсел «Артания» Губернатором Новосибирской области В.А. Толоконским, пл. Ленина, 2017 |
Тогда в 2007 году и родилась идея всесибирского художественно-ремесленного фестиваля «Артания». Организаторы первой «Артании» ничего не заимствовали из старого, придумывали заново: столики упаковали в палатки, адаптировали к ярмарке мастер-классы, развивая в них выработанные в «Музее игрушки» основы, придумывали конкурсы мастеров в режиме открытой площадки, верстали каталоги, много работали над художественным оформлением: логотипом, плакатом.
Предметом бурных обсуждений была площадка. Она выбиралась с прицелом на будущее. Оргкомитет склонялся к Нарымскому скверу. Мэрия города Новосибирска под напором Администрации Железнодорожного района отказала в сквере: «Вытопчут!» и предложила встать в закрытом проезде перед Театром Оперы и Балета, слева от его фасада. пришлось смириться.
Позднее уже на площадке Академгородка отрабатывались способы коммуникации с местным сообществом. На отведённой для «Артании» аллее улицы Ильича было место, куда выходили мастера Академгородка со своими изделиями. «Сибирский Вернисаж» сохранил статус-кво, поставив мастеров бесплатно в артанские палатки. До 30 участников из Советского района принимали участие в ярмарке бесплатно. «Сибирский Вернисаж» представил выгоды местному сообществу. И это стало одной из фишек фестиваля.
Составляющие фестиваля «Артания»
Цель фестиваль «Артания» заключается в том, чтобы заразить творчеством, познакомить с рукотворной красотой отечественных ремёсел и представить народные промыслы других стран и народов. Фестиваль включает в себя ярмарку, блок мастер-классов, профессиональные конкурсы по 20 номинациям, шоу-показы, фольклорные концертные программы, дискуссионную панель, объединяющую лекции по истории Сибири, её прикладной культуры, ремёсел, воркшопы по предпринимательству.
Мастер-классы Международного фестиваля художественных ремёсел «Артания», 2009 |
Нам удалось переформатировать представление о ярмарке народно-художественных промыслов, да и саму ярмарку. Мы выстроили событие, хорошо поддержанное горожанами. Сильное впечатление от лиц посетителей, которые испытывали ощущение комфорта и счастья от визуального ряда продукции, возможностей, открывающихся мастер-классами, от времяпрепровождения, от музыки.«Мы сразу же были нацелены на создание СРЕДЫ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, потому как считали, что только в такой событийной атмосфере и происходит реализация ремесленного продукта, который сегодня по-другому трудно продать.
Шоу «Артания в сарафане». Праздник День России, 2015 |
Я очень хорошо фиксировала, когда заводилась атмосфера Артании, когда фестиваль начинал жить своей самостоятельной жизнью: возникали новые активности, назапланированные концерты и выступления, мастер-классы, при очень напряжённой программе. Сталкиваясь с самоорганизацией, я считала, что добилась настоящего успеха», — рассказала Анна Наволоцкая.
Где деньги?
Существенным вопросом для организации фестиваля являлся именно этот вопрос. Решение пришло не сразу. До 2007 года мастера участвовали в городских праздниках бесплатно. Дом народного творчества предоставлял им столы на несколько часов. Но две недели — это более. Организаторы сразу же задумались над приобретением оборудования. Первые деньги были выделены Правительством НСО. В первый год никто и не представлял, что можно реально рассчитывать на экспонентов, их доля в общей сумме расходов была невелика. В 2010 году средства, собранные с экспонентов, составили 100%.
Становление фестиваля
Первый фестиваль создавался совместно с Департаментом промышленности, торговли и развития предпринимательства в 2007 году и был приурочен к 70-летию Новосибирской области. Второй фестиваль в 2008 году анимировал солнечное затмение и был приурочен к встрече гостей, собравшихся со всего мира. Успешная работа фестивальной ярмарки, рентабельность участия, сделали фестиваль востребованным среди мастеров. Для большинства участников Артания стала самым доходным фестивалем России.
Уже в 2007 году при написании сценария фестиваля «Сибирский Вернисаж» делал ставку не на локальное событие, а на максимальные амбиции территории, готовил «пир на весь мир»! «Мы демонстрировали, что являемся центром ремесленничества, издавали единственный в своём роде фотокаталог, победители получали уникальные медали «Золото Артании» ручной работы, каждый год разные».
 Мэр города Новосибирска В.Ф. Городецкий за росписью матрёшки, Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания», 2010
|

Мэр Саппоро и мэр Новосибирска расписали матрёшки, Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания», 2010
|
Начальник отдела Минпромторга НСО Т.Б. Мечетина, начальник Управления культуры мэрии Новосибирска В.Е. Державец, зам. Министра Минпромторга НСО Л.В. Яркова, руководительфестиваля «Артания» А.В. Наволоцкая, |
 Награждение грамотами Минпромторга НСО участников Международного фестиваля «АртОсень-2012»
|
В 2011 году фестивалю удалось добиться максимальных высот. Он стал крупнейшим в Сибири. По признанию Минпромторга НСО, «Артания» стала брендом Новосибирска и Новосибирской области. Организаторы досконально выполняли поставленные перед собой задачи. Наблюдающийся из года в год рост экспонентов, а «Артания-2011» — это более 300 экспонентов тридцати регионов России, двенадцати зарубежных стран, тому подтверждение. На фестиваль приезжали посетители из других городов. Сюда приводили экскурсии местные туристические фирмы.
Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания», 2011
|
Фестиваль по праву стал и самым интерактивным фестивалем России. За 14 дней «Артании» ежегодно проводилось не менее 300 мастер-классов, которые посетили 1500 человек.
Гончарный мастеркласс, Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания в Академгородке», 2009 |
 Мастеркласс Елены Мельниковой, Праздник «День России», 2015
|
Большое значение имело то, чтобы фестиваль проводился в центральном значимом месте города.
Общественное признание состоялось. Опыт «Артании» приезжали изучать организаторы фестиваля «Саянское кольцо» (сегодня «Мир Сибири» — крупнейший ремесленный фестиваль Сибири), с «Красноярской ярмарки». Стали заявляться экспоненты из Африки, сработало сарафанное радио...
Закончилось всё в 2012 году, фестивалю «Артания» просто не дали площадки.
Достижения артанского движения многократно тиражированы в фестивалях и ярмарках Новосибирска. И не только. На ярмарках Москвы можно было встретить отработанные клише программ, пресс-релизов.
Что касается ярмарок, то все возникающие палаточные городки с продуктами питания и ширпотребом жители Новосибирска часто называют «Артанией». Некоторое время это было поводом огорчения для организаторов «Артании», но, по сути, — это признание. Как уж не провести параллель: все печатные устройства называют «ксероксами». Для организаторов «Артании» — это ещё стало поводом для развития. Чтобы оторваться от недобросовестных последователей, второй год «Сибирский Вернисаж» позиционирует свои проекты, только на новом сборном деревянном оборудовании собственной конструкции.
Art&craft street project «Арбат» на Универсаме, 2016 |
 Art&craft street project «Арбат» на Универсаме, 2016
|
Пасхальная ярмарка за краеведческим музеем, пл. Ленина, 2016 |
Пасхальная ярмарка за краеведческим музеем, пл. Ленина, 2016 |
Соединение концертов, шоу и торговой зоны — это уже традиционное наполнение многих фестивалей Новосибирска. Получение средств на проведение фестиваля за счёт организации торговой зоны, стало классикой их проведения.
Беспрецедентный резонанс проявился в виде последовавшей волны мастер-классов, обучающих художественно-ремесленных курсов, открывшихся за эти годы в Новосибирске. Уже любое развлекательное мероприятие, где бы оно не проходило: в ТРЦ или на частных дачах, не мыслится без мастер-классов.
А ведь все эти наработки — результат творческих и предпринимательских мук организаторов «Артании». В общем, технологии «Артании» проросли во многих событиях, проходящих не только в Новосибирске.
Проблемы
Возможно, именно потому, что в 2011 году «Артания» получила звание крупнейшего фестиваля Сибири, мэрия обратила на фестиваль пристальное внимание. В 2012 году мэрия отказала в размещении фестивалю на его традиционном месте — площади Ленина. Началась кочевая жизнь «Артании». В 2012 году фестиваль переехал к зданию Цирка, а затем на несколько лет обрёл пристанище в гостеприимном Академгородке. В 2016 году мэрия и вовсе отказалась согласовать мероприятие.
Международный фестиваль ремёсел «Артания в Академгородке», 2012, мастер-класс Ивана Лаптева |
Международный фестиваль ремёсел «Артания в Академгородке», 2014. Шоу «Артания в сарафане» |
Международный фестиваль ремёсел «Артания в Академгородке», 2012, мастер-класс |
Международный фестиваль ремёсел «Артания в Академгородке», 2013, мастер-класс Елены Тренёвой |
С 2012 года фестиваль подвергся гонению. Ему отказывали в размещении не только на его традиционном месте у Театра оперы и балета, но и за краеведческим музеем, на Цирке, у театра «Глобус», а с 2016 года и на улице Ильича, которая стала для него вторым домом. Причина отказов до сих пор не ясна. Интересно, что аргументация отказа каждый год — разная.
В то же время это не мешает мэрии проводить и согласовывать другие подобные мероприятия с большой торговой зоной на обозначенных площадках. Гипотетически такая проблемная ситуация могла сложиться из-за отсутствия покровительства со стороны той или иной муниципальной институции или из-за высокой степени самоорганизации представителей народной и ремесленной культуры. Под запрет попал не только фестиваль, но и любые другие проекты Некоммерческого Фонда «Сибирский Вернисаж». Проведя однажды праздники «Парад ремёсел», «День России» «Я — это мы», даже получив высокие оценки мэрии, «Сибирскому Вернисажу» ни разу не удалось повторно их провести. А «Широкую масленицу» на площади Ленина вышло проводить дважды под чужим юридическим лицом, пока не раскусили. До сих пор продолжаются разборки в УФАС НСО по препятствованию уставной деятельности некоммерческой организации.
«Широкая Масленица на площади Ленина», 2012 |
«Широкая Масленица на площади Ленина», 2013 |
«Галерея памяти», фестиваль «ПАРАД ремёсел» в Первомайскаом сквере, 2015 |
День России с «Артанией» в Первомайском сквере, 2015 |
Условием успеха фестиваля является стабильность места его проведения, а также достаточное время для подготовки. У «Артании» должна быть постоянная привязка к месту. Фестиваль заканчивается — и собираются заявки на фестиваль следующего года.
Место фестиваля ремёсел — не удалённая недоступное место, а центральные площадки города. Размещение у Театра оперы и балета поднимало народное прикладное творчество до высокого искусства
Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания», 2011 |
Сегодняшнее местное законодательство позволяет заявляться за полгода. У «Артании» нет не только гарантий, но и надежды оказаться в следующем году на месте традиционного проведения фестиваля.
Подготовка же полноценной программы фестиваля в том числе с организацией 20 профессиональных конкурсов требует не менее года.
Как удалось согласовать проведение «Артании» в этом году? .. Они не знали, что мы семена…
Стечение обстоятельств. По существующему муниципальному законодательству «Сибирский Вернисаж» зарегистрировал на площадке у Цирка медовую ярмарку. Случайно организатор услышал об изменении закона, и за два месяца до начала перерегистрировал ярмарку на универсальную, которая позволяет торговлю непродовольственными товарами. А сам объявил «Артанию». Пять лет — достаточный срок для забвения. Рискованно, но решили начать всё сначала. Возле цирка удалось собрать очень качественный маркет, на который съехались участники из семи стран: Боливии, Эквадора, Литвы, Узбекистана, Индии, Казахстана и Армении и десяти регионов России: Оренбурга, Костромы, Москвы, Екатеринбурга, Омска, Барнаула, Нижнего Новгорода, Рязани, Абакана. Некоторые экспоненты пробудут здесь неделю, некоторые — две, а кто-то приехал только на три дня.
Мастер вышивки Вардишаг Карапетян, Армения, «Артания-маркет», 2017 |
Егор Вылобков (БОГОДАР), Рязанская новолитейная мастерская, литьё, «Артания-маркет», 2017 |
Сергей Шкиринец, «WHITE RABBIT», Омск, «Артания-маркет», 2017 |
Шерматова Маргуба, Узбекистан, «Артания-маркет», 2017 |
Хосе Медардо Каньямар, Ансамбль «Эквадор Индианс», Боливия, Эквадор, «Артания-маркет», 2017 |
Ансамбль «Эквадор Индианс», Боливия, Эквадор, «Артания-маркет», 2017 |

Мастер гигантской вязки Ольга Новикова, Москва, «Артания-маркет», 2017
|
Дизайнер Алёна Баранчикова, Алмааты, Казахстан, «Артания-маркет», 2017 |
Представитель авторская мастерская по пошиву одежды «ТААРУГА», Екатеринбург , «Артания-маркет», 2017 |
Мастер художественного валяния Елена Леминг, Новосибирск, «Артания-маркет», 2017 |
ПЛАНЕТА ИЗ ГОР назвал своё предприятие Игорь Соловьев, Новосибирск, «Артания-маркет», 2017 |
 Семейная пасека Коровиных, село Новичиха Алтайского края, «Артания-маркет», 2017
|
Оренбургская шаль семьи Каримовых, Оренбург, «Артания-маркет», 2017 |
Кружевная студия Ларисы Запары, Екатеринбург, «Артания-маркет», 2017 |
НАСИР КХАН из Нью Дели, Индия, «Артания-маркет», 2017 |
Дизайнер Янина Керн, Литва, «Артания-маркет», 2017 |
Павлово-посадские шали, «Орнамент», Новосибирск, «Артания-маркет», 2017 |
Несмотря на то, что по масштабу маркет существенно уступает последним «Артаниям», организаторам удалось сохранить её неповторимую атмосферу. Стоит только заговорить с экспонентами, которые напитаны любовью к своему творчеству, к этническим изделиям, которые они представляют. Поговорите! Примерьте! Потрогайте!
«Не числом, так качеством!», — девиз «Артании», которая собирает друзей. Инвестиция сезона 2017 года — это полный визуальный ап-грейд: на новом деревянном оборудовании «Артания» разменяла второй десяток!
«Артания-маркет» у Цирка, 2017 |
 |
«Наш большой фестиваль еще впереди! Они пытались похоронить нас, но они не знали, что мы — семена», — вспоминает мексиканскую пословицу автор фестиваля Анна Наволоцкая.
|