РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 14.04.2016 (11:16)

Информация помечена тегами:

русский костюм Артания Наволоцкая национальный инфонарод

5755
* количество прочтений.

Манифест в сфере развития национального самосознания 

Сегодня русский традиционный костюм фактически вытеснен из нашей жизни в музеи и на эстраду, его место занял безликий импортный ширпотреб. Известный российский модельер Вячеслав Зайцев с досадой утверждал, что «существует информационная блокада темы традиционного русского костюма».

Казалось, мы навсегда потеряли потребность носить русский костюм. Забвение – одна из главных причин нашей потери уверенности в собственных силах, дезориентации общества...

Народный костюм – это бесценное достояние культуры любого народа, накопленное веками. Такой костюм не является чем-то неизменным. Он развивается с учетом климата, географии и общественно-экономических условий. Кроме того, костюм является неотъемлемым атрибутом народных обрядов и праздников, способствует сохранению традиций. Народный костюм является предметом национальной гордости и самоидентичности.

Движение к ношению традиционной одежды, пусть и по праздникам, – это поиск личной самоидентификации (осознание национального внутри страны и формирование национальной идентичности). Народный костюм – манифест в сфере развития национального самосознания.

При написании этих строк – споткнулась. Так национальный или народный? На моих полках – обвал книг, которые должны мне помочь найти ответ на вопрос, а есть ли у русских национальный русский костюм?

Россия – многонациональное государство, в состав которого входят 22 республики, 9 краёв,  46 областей, 3 города федерального подчинения, автономная область и 4 автономных округа. И это официально!  Каждая из республик, которая имеет собственную государственность, имеет право на свой национальный костюм.  Фактически же и все эти республики многонациональны. В некоторых из них титульная нация может находится в относительном меньшинстве. Тем не менее, тот костюм, который объявляется национальным, базируется на народном костюме титульной нации (Титульная нация – часть населения государства или субъекта федерации, национальность которой определяет официальное  наименование данного государства. Понятие «титульная нация» ввёл Морис Баррес, французский романист-индивидуалист и политик-националист, в конце XIX века. По Барресу это доминирующая этническая группа, на основе языка и культуры которой строится государственная система образования).  В каждой такой республике ведётся работа по поддержке и развитию своего национального костюма. Государство, а также различные фонды участвуют в этой работе. Русские являются доминирующей нацией большинства субъектов РФ, а вот понятие титульной нации, которым по определению Мориса Барреса  должны обладать русские, исключены из законодательства Российской Федерации. Т. е.  русские (80% населения России) – де-юре титульная нация России. В страхе пошатнуть основы целостности многонационального государства мы отказываем в поддержке развитию русской культуры, русской цивилизации. В результате этого парадокса на государственном уровне не проводится работа по формированию однозначного определения «национального русского костюма». Официально его просто нет. Вот и путается терминология «национальный» и «народный» в отношении русского костюма.

И здесь интересно проанализировать Интернет.

https://vk.com/topic-674160_13...

– Господа, вопрос следующий: “В чём состоит отличие костюма народного от костюма национального?”

– Насколько я понимаю, национальный может быть не только народным, но и царским, к примеру. А народный, получается, – крестьянский. Плюс к тому, народный может относиться к любому периоду, например к 12 веку, а национальным (русским национальным) считается образец крестьянской одежды конца 19 века.

– Если я правильно понимаю вас, костюм народный не ограничен временными рамками, а национальный –  ограничен. Очень интересное наблюдение!

– Ух, сама себя запутала! Просто "национальный" немного шире, чем "народный"…

– А вот про русский костюм 19 века, как национальный, согласиться не могу. что же всё-таки считать именно национальным, по каким критериям?

– Просто самые хорошо сохранившиеся образцы относятся к концу 19 века, а то, что было до этого, исследовать и реконструировать намного сложнее. А почему не можете согласиться?

– Мне кажется, что русский национальный костюм сложился много раньше, еще при Московской Руси (сразу после Киевской), а в 19 веке появился стилизованный придворный костюм "а-ля рюс". Вот здесь то и возникает у меня вопрос как отделить народный костюм от национального в том же 19 веке? Что именно брать за образец крестьянской одежды, если в каждой губернии она была своя? В том то и хитрость!

– Да, сложный вопрос. Ну, во-первых, хотелось бы согласиться, что национальный русский костюм связывать с 19 веком никак нельзя. Более того, там национального отнюдь не все – те же "парочки" сложились в результате генезиса комплекса из сарафана с шугаем и "городского" (европейского по своей основе) платья остоящего из лифа и юбки. Таким образом народный костюм в данном конкретном случае не равен национальному. Мне кажется основная разница костюма национального и народного именно в его "принадлежности". Народный костюм часто может быть не национален, он заимствует элементы костюма других наций (особенно в приграничных районах), это костюм сословия, прежде всего. Национальный же костюм может быть и ненародным. Например, костюм допетровской аристократии мы признаем национальным (не смотря на то что в нём объединились элементы татарского, византийского, славянского и пр. костюмов). Национальный костюм это некая квинтэссенция костюмов всех сословий. Вернее он присутствует в костюме всех сословий – в народном больше, в дворянском меньше.

– Что же касается даты его "начала"... видимо истоки там же где истоки формирования нации. Когда русские осознали себя как нацию, тогда и возник национальный русский костюм, а это уже извините в эпоху формирования государственности, т. е. он изначально сословен. Русский национальный костюм изначально разный для разных слоев общества, но есть единые, общие черты – многослойность, закрытость тела, орнаментальная пышность, крой, много еще чего. С развитием нации меняется и её костюм – узорные шали и платки которые воспринимаются сегодня так типично русские начали производить лишь в нач. 19 века по турецким и индийским образцам! Мы видим в европейском костюме "национальные русские черты" – шляпки-кивера в нач. 19 в. "русская петля", "венгерка" (последняя даже по названию не русская, но вошла в русский быт так давно, а по виду так далека от собственно венгерского платья, что тоже считается русской национальной). Так это выглядит при первом приближении...

Потрясающий диалог, именно в том плане, что пользователи «Вконтакте» мимоходом и достаточно качественно проделывают ту работу, которую отказалось выполнять государство в определении «национального русского костюма». А значит, такое понятие на ментальном уровне существует! Главное, что следует отметить из этого диалога, что национальный костюм – фиксированное понятие, связанное с формированием государственности, в нашем случае Московской Руси, когда русские стали осознавать себя единым государством. Что в основу национального костюма следует закладывать единые общие черты костюмов различных сословий и они сформулированы: «многослойность, закрытость тела, орнаментальная пышность, крой и др.”. Народный же костюм – многообразен и может быть классифицирован по следующим основанием: регион, время, сословность.

Индикатором национального самосознания являются ответы на вопросы: «Как вы относитесь к национальному костюму? Нравятся ли вам народные костюмы вашей страны? Готовы ли вы на праздник облачиться в этнический наряд, и пойти в таком виде на площадь, в ресторан?».

Бавария

Несмотря на глобализацию, стирание границ в европейских государствах проблематика национального сохраняет в них актуальность. И как ни странно, роль национального усиливается.

В конце девяностых и начале нулевых XXI века я удивлялась, приезжая в Баварию, одну из самых богатых немецких земель, что в субботу на рынок, на городские праздники и собрания, на ярмарки горожане выходят в национальной одежде. Национальный костюм – знаменитый Tracht, либо же Trachten, можно было увидеть и просто на улице. Мужчин в кожаных бриджах на лямках, украшенных вышивкой, в белой хлопковой или льняной рубахе – в зависимости от времени года, с вышитыми инициалами хозяина, в гетрах, короткой замшевой куртке с вышивкой на воротничке-стойке, толстых ботинках, а также в шляпе охотничьей формы с витым шнуром и  перьями, символизирующих усы убитых медведей или дичи: можно было встретить на улицах, в  торговых центрах и местных ресторанах-пивоварнях.

Попадались и семейные пары. Женский  Trachten, очень напоминал мужской. Стоили национальные костюмы весьма немало (от 700-800 Евро). Но баварских патриотов цены не отпугивали. Более того, носить настоящий национальный костюм (а не то, что предлагается в качестве сувениров туристам!) считалось у баварцев показателем хорошего вкуса и чем-то очень достойным и престижным. Во всём мире Tracht чаще всего ассоциируется с Австрийским и Баварским костюмами, он также распространён практически на всей территории Германии и на территории Лихтенштейна.

 

В Германии очень бережно относятся к истории и традиции. В различных округах и регионах создаются специальные общества по сохранению, поддержанию и распространению старинных обычаев. Эти общества проводят праздники и парады национальных костюмов. Они же принимают участие и карнавальных шествиях на Октоберфест, праздник урожая и др

Танцевальные группы и ансамбли народных песен такжеслужат показом национальных костюмов. Одним из таких праздников является «Altenburger Bauernreitens», что в Тюрингии. Это грандиозное представление, свадебное шествие в старинных нарядах, с красиво украшенными лошадьми, кучерами и музыкальными капеллами в средневековом городе Альтенбург. Первый раз праздник проводился по инициативе герцога Августа Саксонского ещё в 1818 году. И сегодня праздник переносит гостей и участников в прошлое.

Шли годы. На улицах Мюнхена все чаще встречались витрины с национальной одеждой. Чаще это был Dirndl – женский национальный костюм.

Dirndl включает короткую белую блузку (праздничный вариант с широкими рукавами), сарафан, состоящий из корсета на застёжке (праздничный вариант на шнуровке), очень широкой юбки и пёстрого фартука. Завязывающийся спереди на бантик яркий фартук выдавал семейное положение женщины: бантик справа – замужем, слева – свободна от семейных уз, посередине – вдова. К костюму полагались аксессуары  в национальном стиле: яркий платок, сумочка, чёрные туфли на пряжке, украшение для шеи и в некоторых случаях  – миниатюрная шляпка.

Совсем недавно в Мюнхене в 2014 году поднялась на четвёртый этаж C&A, дешевого магазина одежды, которая шьётся, по-видимому, в Турции. И обомлела – целый этаж  Dirndl! При этом все кабинки в раздевалке были заняты. Корсеты и фартучки примеряли молоденькие девушки.  И стоила эта одежда совсем недорого!

Постепенно разобралась, что костюм, который баварцы приобретают для себя значительно отличается от того, что рассчитано на туристов. Баварцы отдают предпочтение исключительно натуральным тканям: хлопку, льну, шерсти, натуральной коже, поскольку предпочитают длительную и частую носку изделия.

 

Туристы – как иностранные, так и немцы из других федеральных земель, которые особо в баварские традиции вникать не хотят и наденут Dirndl и Tracht раз-два на Oktoberfest, обходятся более простенькими и экономичными вариантами, как правило, из полиэстера, органзы, с какими-то немыслимыми рюшами и оборками. Соответственно, и стоимость такого варианта «а-ля Dirndl» будет составлять максимум 20% от стоимости настоящего баварского костюма.

 

 

Резкий подъём интереса к собственному костюму произошёл у немцев на гребне роста патриотических чувств после воссоединения Западной и Восточной Германии. Национальный стиль не выходит из моды и, по всей видимости, этот интерес стимулирует государство. Ведь одежда продается на каждом углу в центре городов. Судя по росту количества магазинов такой одежды, спрос на неё растет. Конечно, в основном, – это осовремененные вещи, но от них все равно исходит прекрасное дыхание добрых старых времен. Более того, национальный костюм вчерашнего дня становится модой дня сегодняшнего.

Национальный костюм и в прошлом, и в настоящее время носился и пропагандировался правительством Баварии, и потому до сих пор пользуется в этой земле популярностью. Такой солидной поддержки, по-видимому, не получили другие национальные костюмы в Европе, поэтому и исчезла национальная одежда из повседневной жизни.

Украина

Некоторые авторы сегодня считают «вышиванку», традиционную украинскую рубашку с вышивкой,  – признаком радикального национализма. «Страшная правда о вышиванках. К проблеме городского одичания»,  – в таком контексте обсуждается сегодня проблема национальной одежды. После распада СССР, ухода Украины «на вольные хлеба», многие из тех, кто позиционировал себя как украинец, начал надевать вышиванку на различные праздничные мероприятия и даже ходить в ней в обычные дни.

Не стоит отрицать, что вышиванка сыграла не последнюю роль в сплочении украинцев после «оранжевой революции».  На волне общего подъема той части населения Украины, которая поддержала эту революцию, стало популярным всё, что касалось национальных традиций, в частности, одежды. Одним из символов новой государственности Украины стала вышиванка. Это ещё раз подтверждает великую силу народной одежды даже в далёкой от неё политической сфере.

Интересные данные обследования, проведённые социологической группой «Рейтинг». На Украине вышиванка сегодня является маракёром национальной самоидентификации. У трети украинцев есть одна или несколько вышиванок. У 37% вышиванки нет, но они не против иметь ее в будущем. Вместе с тем треть опрошенных (34%) не имеют вышиванки и не собираются иметь ее в будущем. Наиболее распространена вышиванка на Западной Украине – каждый второй имеет одну или несколько. В Центре и в столице – имеет каждый третий, на Юге и Востоке – почти каждый пятый, в Донбассе – каждый десятый имеет вышиванку. Вышиванка более распространена в селах. В то же время, чем богаче люди, чем выше уровень их образования, тем чаще такие люди имеют дома вышиванку. У женщин вышиванка пользуется большей популярностью, чем у мужчин.

Более 40% респондентов, которые считают украинский родным языком, имеют вышиванку. Вместе с тем среди респондентов, которые родным считают русский, вышиванку имеют лишь 7%. Около 20% одевают вышиванку несколько раз в месяц, а большинство (62%) - только несколько раз в год. Каждый шестой, кто имеет вышиванку, не носит ее. Для трети вышиванка означает проявление патриотизма, столько же считают, что это демонстрация верности традициям. Для четверти – это праздничный наряд, для каждого пятого – модная сегодня вещь, каждого десятого – оберег, элемент личной защиты. В то же время, 7% считают вышиванку обычной одеждой, лишь 5% – признаком радикального национализма, 3%  – признаком так называемой шароварщины.

Россия

Русские женщины веками воспроизводили древние эталоны одежды, наделяли их божественным происхождением. Чем точнее была копия, тем ценнее произведённый образец. В традиционном обществе вещественная среда за жизнь одного поколения менялась мало, и вещи, обладая постоянством, могли надолго переживать своих изготовителей и первых владельцев. Одежда выполняла функцию связи поколений и обеспечивали стабильность материального мира. От старших поколений наследовались не только стиль, материал, но и сами вещи, служившие потомкам до полного физического износа и не знавшие износа морального. Навыки ремонта одежды, также передававшиеся из поколения в поколение, были обычной практикой.

Смена укладов на рубеже 19 и 20 веков, революция, гражданская война, постоянные перемещения народных масс по стране в поисках лучшей доли, репрессии, индустриальные стройки, освоение новых земель, массовый исход крестьян в города, Великая отечественная война, наконец, идеологическая подоплека строительства нового быта и отторжение пережитков прошлого: веры, крестьянской культуры, немало способствовали тому, что традиция наследования народного костюма, передачи его младшему поколению была прервана.  Давно уже нет тех сундуков – сокровищниц прошлого.  Вместе с сундуками канула в лету и традиция ношения традиционной русской одежды.  Четыре поколения русских  никогда не надевали народный костюм.

Несмотря на политическую блокаду последнего столетия, русские мотивы народной одежды время от времени овладевали европейскими подмостками модных показов.

«A la Russ» –  стиль, который открыли для себя известные модельеры еще в 20 веке, по сей день остается любимым для многих Домов  Мод. После революции 1917 года с притоком эмигрантов из России в Европе начинается повальное увлечение русским стилем. Яркие краски, невероятные фасоны, роскошные головные уборы притягивали взгляд и не могли оставить равнодушным ни одного эстета. С 1910 по 1920 только в Париже открылось около 20-ти модных домов, которые культивировали русский стиль, восхищались им и старались показать любовь и уважение с помощью созданных коллекций. В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Opera-Ballets russes», объединив в ней крестьянские костюмы и придворную роскошь, вышивку золотой и серебряной нитью, цветочные узоры и кружево. Коллекция произвела настоящий фурор в мире моды.

Показ коллекции «Opera-Ballets russes» Ив Сен лоран, 1976

После показа многие модельеры обратили свое внимание на русский стиль и начали использовать понравившиеся элементы  в своих работах. В 1980-х модный дом Christian Dior создает зимнюю коллекцию в русском стиле. С тех пор в моду вошли длинные шубы в пол с высокими воротниками и шапки – ушанки. В 2002 Джон Гальяно подхватил эстафету.  

В 1992 году Кристин Лакруа создает коллекцию свадебных платьев. Модельер до сих пор использует элементы «A la Russ» в своих нарядах.  Так в 2008 году Кристианом Лакруа была выпущена коллекция, в которой сочетались «русские мотивы»: позолоченные вышивки и бархатные жакеты, кружевное жабо, рукава-фонарики.  В 2009 году мир увидел знаменитую «Russian» фотосессию от Kenzo, который также решил отдать дань уважения стилю, вдохновившему на создание невероятно стильных славянских образов. Узнавание «русскости» в этих образах высокой моды было уделом узкой кагорты профессионалов. Но это, пожалуй, другая тема.

Какое-то время жителям России, действительно, было комфортно и без собственной родословной, народных традиций, национального костюма. Но времена меняются. Миграция  представителей бывших южных республик, несущих собственную веру и собственные обычаи,  падение традиционной морали и нравственности, заставило большее количество граждан искать духовной поддержки в собственной истории. На современные городские и национальные праздники народные костюмы надевают, как правило, представители малых народов России. Существующие государственные программы много сделали для возрождения национального костюма отдельных республик. А как же забытый русский народный костюм? Выйдет ли когда-нибудь он на улицу из далёкого забытья, из коллекций этнографов и сундуков отдельных подвижников и ценителей? Или навсегда похоронен под пеплом времени, будучи мёртвым явлением, способен лишь вдохновлять европейских модельеров? Станет ли он когда-нибудь национальным костюмом и предметом национальной гордости русского человека?

Уже очевидно, что русский костюм становится манифестом идентичности православной  конфессии. Не случайно на церковные праздники всё больше и больше людей приходят в национальной одежде: мужчины – в рубахах, подпоясанных кушаками, а женщины – в сарафанах. Показательным примером является Серафимо-Турнаевский крестный ход в Новосибирской области, посвящённый русскому святому преподобному Серафиму Саровскому. В  многочисленной толпе паломников русская рубаха и сарафан – скорее норма, чем исключение. Процесс восстановления национальной самоидентичности идет снизу. Стимулируется он проснувшимся желанием людей знать свои корни, восстановить забытую  родословную, защититься от эррозии души, от потери духовности, от утраты уверенности в завтрашнем дне. 

Три комплекса русской женской одежды   http://traditionalrussiancostu...

Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято разделять на 4 типа (комплекса). Эти комплексы заметно отличаются друг от друга количеством и покроем входивших в них предметов одежды, временем возникновения и географией распространения.

1. Поневный комплекс

Это самый древний стиль одежды на Руси. В древнерусской миниатюре и иконописи изображение поневы встречается уже в X веке. Но слово «понева» в смысле «набедренная одежда» стало использоваться с XV века, а до этого оно означало (и означает сейчас в некоторых славянских языках) одеяло, полотняную ткань или покрывало. Хотя этот стиль одежды появился у славянских народов раньше других, но начиная с XIV века он начал постепенно вытесняться другой одеждой (о чем речь ниже), и к XVII веку понева стала принадлежностью только южнорусского костюма. Более того, к XIX веку даже в южных губерниях поневу носили лишь замужние крестьянские женщины. Девушки надевали поневу всего на один день для обряда инициации («вскакивание в поневу»).

В поневный комплекс одежды входят: рубаха с косыми паликами (плечевыми детальками), понева, передник, нагрудник (мог быть двух типов: вроде знакомого нам халата – с длинным рукавом и застежкой спереди, или надевающийся через голову, с коротким рукавом), сорока (для женщин) или повязка (для девушек), пояс, обувь (кожаная или лыковая).

 2. Сарафанный комплекс

Сарафан появляется на северо-западе России начиная с XIV века, причем как мужская одежда (род кафтана). Женской одеждой он становится примерно с XVI века. Само слово «сарафан» для обозначения женской одежды использовалось редко. Чаще употреблялись слова, отражающие особенности конструкции или материала: клинник, глухарь, ситцевик, крашенинник. С севера сарафан постепенно распространился за Урал и в южные губернии России. В результате к XVIII–XIX веку сарафаны носили, кроме Северных и Центральных губерний Европейской России, вся Сибирь и Забайкалье, а также купчихи и небогатые горожанки всюду по стране. На юге же сарафан стал одеждой молодых девушек, и вообще воспринимался там как «модная» и «городская» вещь.

Сарафанный комплекс включает в себя: рубаху с прямыми паликами или без паликов, сарафан, передник, нагрудную одежду (душегрею, шугай), кокошник (для женщин) или венец (для девушек), кожаную или лыковую обувь.

 

 

 

3. Комплекс с андараком

Этот комплекс, в отличие от двух предыдущих, имел очень ограниченное распространение. Его носили так называемые однодворцы: потомки завербованных в Литве служилых людей, присланных в XVI–XVII веках на юг России для защиты границ. Отдельные села однодворцев располагались в Рязанской, Тамбовской, Курской, Орловской и Смоленской губерниях.

Юбку-андарак надевали вместе с рубахой с прямыми паликами и отложным воротником, корсеткой или жилеткой на шнуровке, широким поясом и головным убором, напоминающим либо колпак, либо литовские женские шапочки.

 

 

Русский мужской костюм

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом.

Рубаха-косоворотка

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI–XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати – нижней. Дома бояре носили горничную рубаху – она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Штаны. Гачи. Порты

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник – сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

 

Обострение внешнеполитической ситуации вокруг России, необходимость объединения перед новыми угрозами, безусловно, поднимет вопрос поиска национальной идентичности на новый уровень. И не последняя роль в этом вопросе может принадлежать русскому костюму.

Задача России на арене мировых событий сегодня состоит в том, чтобы повысить свой экономический и политический вес и открыто отстаивать собственную позицию. При всем том политика России становится все более трезвой и обдуманной, ставящей во главу угла не лояльность какой-либо стране, а национальные интересы.

Можно утверждать, что Россия переживает сегодня культурное возрождение, для которого характерны пересмотр сложившихся ценностей, наращивание символического капитала, а также придание новых смыслов зачастую забытым или же подмененным иностранными традициям.

А что до русского народного костюма?

Так вот, этот манифест в сфере развития национального самосознания и является сегодня неиспользованным ресурсом консолидации русского мира и одной из важнейших составляющих его политического капитала.  Для государства очень важно сегодня осознать значение традиционной прикладной культуры, народного костюма, народных традиций, попранных на предыдущих исторических этапах развития нашего общества. 

 

Запустите волну сарафанного радио:

55 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Раздел комментариев к данной публикации:


Фотография пользователя
Автор комментария: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 27/11/2016 (22:01)

СТУДЕНТКИ НЕДЕЛЮ НОСИЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ. ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЮБОПЫТНЫ



Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)