(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Дебаты — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью формирование у аудитории определённого мнения по поставленной проблеме.
В России
В постсоветской России политические дебаты на высшем уровне не практикуются. Впервые отказался от дебатов Б. Н. Ельцин во время избирательной кампании 1996 г[1]. Владимир Путин (2000) и Дмитрий Медведев (2008) поступали так же.

Существует мнение, что причиной отказа от дебатов в России являются особенности менталитета российскогоэлектората[1]:
Бытует мнение, что российский избиратель превыше всего уважает силу, следовательно, ведущий кандидат должен демонстрировать абсолютную уверенность в победе и третировать соперников как пигмеев.
На дебаты на Шлюзе и на ОбъГЭСе не явились многие кандидаты. Прежде всего, это кандидаты от ЕР.

В других странах
В США и некоторых странах Европы дебаты претендентов являются де-факто обязательной составной частью выборов глав государств. Первыми телевизионными дебатами были предвыборные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном в ходе предвыборной президентской кампании США в 1960 году. После этого дебаты вошли в политическую жизнь, как в Северной Америке, так и в Европе.
В 2010-м году в США 25 кандидатов из 76 отказались от дебатов или уклонялись от них.
Прочие дебаты
Широкую популярность завоевали спортивные и образовательные дебаты — т. н. парламентские дебаты. Сегодня проходит большое количество региональных, национальных и международных турниров по парламентским дебатам.
Дебаты (англ. debate, debating) — это формальный метод ведения спора, при котором стороны

взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
Первое упоминание этого термина в европейских языках датируется XIII веком. В старофранцузском языке слово debatre означало «бороться» и «сбивать» (de - «вниз» + batre "бить"). В свою очередь, истоки этого слова можно найти и в латинском глаголе desbattere, от латинского dis (“на части”, в разные стороны") + battuere («бить», «защищать»). В начале XIV века слово «дебаты» стало означать «спор», «ссору», «несогласие», в конце XIV в. – «обсуждение плюсов и минусов», а с начала XV века приобрело свое современное значение как «формальный спор или соревнование по убеждению».
Дебаты как форма ведения спора отличаются от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя логическая последовательность, фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой благодаря презентации более качественного cодержания и/или структуры рассмотрения проблемы

.
В формальном состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии, принятия решения о победившей/проигравшей стороне, а также процедуры/формат проведения. Неформальные дебаты - это более распространенное явление, но качество и глубина дебатов улучшается с помощью обладания специальных знаний, умений и навыков ведения дебатов. Совещательные органы (парламенты, законодательные собрания) и собрания всех видов вовлечены в процесс дебатов. Результаты дебатов могут подводить при помощи голосования зрителей или судей или их сочетанием. Формальные дебаты между кандидатами на выборные должности, как например, дебаты между лидерами партий или дебаты между кандидатами на пост президента — являются обычной процедурой в демократическом государстве.
Дебаты — это программа о жизни
Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»? Спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента… Для 100 тысяч студентов и школьников и 20 тысяч преподавателей«Дебаты» являются интересной программой и познавательной интеллектуальной игрой, в которую можно играть в семье, классе, студенческой группе и на турнирах и чемпионатах различного уровня: вузовском, городском, региональном и, наконец, международном.
Причем, в отличие от других интеллектуальных, творческих и спортивных игр, участие в которых редко выходит за пределы школы, ВУЗа или района, «Дебаты» дают равные, а главное, реальные возможности каждому участнику развить в себе лидерские качества, научиться рассматривать проблемы с разных точек зрения, аргументировано доказывать свою позицию, выступать на публике. Причем, все эти умения и навыки можно проверить на настоящих соревнованиях, вплоть до чемпионата мира.
Форма диспута, которую мы называем образовательными дебатами, широко распространена в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии, Западной Сибири. Оксфорд, Кембридж, Йель, Гарвард, Сорбонна — самые известные из университетов, где действуют клубы дебатов. Ричард Никсон, Вудро Вильсон, Беназир Бхутто, Иосиро Мори, Барак Обама - вот краткий список знаменитостей, участвовавших в своё время в дебатах.
Древняя история дебатов
Очевидно, что диалог как форма речевой коммуникации (и спор как его вид) появился в глубокой древности, когда один человек не согласился с другим по некоторому вопросу. Ведь спор естественен для человека. Именно в споре, как известно, рождается истина, а из столкновения мнений — объективное знание. Известно: ещё великий греческий мыслитель Сократ пытался спровоцировать спор, чтобы выявить заблуждения соотечественников.
Его ученик Платон записал свои идеи в форме диалогов. Диспуты между политическими деятелями, нередко принимавшие крайние формы, были характерны для повседневной жизни античного мира. Формальную законченность дебаты приобрели к Средневековью. Сколько чертей может поместиться на острие иглы — характерная тема жарких теологических споров тех времён. Новое время — эпоха становления западной демократии. Её основной принцип — реализация воли большинства при сохранении прав меньшинства. Но кто представляет это большинство? Кто получит мандат доверия общества? И снова: споры, диспуты, дебаты.
Однако, условием возникновения диалога и спора было не только лишь умение разговаривать на неком языке — для многих гораздо удобнее было применить в качестве «аргумента, не требующего доказательств» большую дубину вождя, приказ старейшины, силу войска. Даже в XX веке было широко распространено мнение о том, что «аргумент, вооруженный пистолетом, убеждает лучше, чем просто аргумент».
Но нужно ли учиться искусству спора, умению убеждать слушателей и оппонентов? Всякий, кто хоть раз выступал перед аудиторией, у кого дрожали руки, а язык становился ватным, кто отлично представлял тему выступления, но не мог сформулировать свои мысли, тот, без сомнения, ответит: «Да!». Как же научиться этому? Есть мнение, что достаточно прочитать книгу с изложением основ ораторского искусства — и лавры Цицерона станут вашими. Если вам будет достаточно знать, чем аспект отличается от аргумента, а фабула от композиции — смело принимайтесь за чтение. Если же ваша цель — научиться непринуждённо беседовать с аудиторией, то ваш единственный учитель- практика.
Идеи "открытого общества" и дебаты
За последние два-три столетия общество устойчиво двигается к демократии, диалогу и дебатам. Эта форма коммуникации доказала свою жизнеспособность и эффективность, поскольку в новое время только «открытое общество» может существовать и развиваться в течение долгого времени, приспосабливаясь к быстро изменяющимся условиям. Замкнутые же системы, где господствует полное единогласие и стабильность, а люди — послушные исполнители решений «властной вертикали», обречены на саморазрушение.
Впервые эту дилемму сформулировал австрийский философ Карл Поппер (на фото), который провёл большую часть жизни в Англии, где и написал одну из своих основных работ «Открытое общество и его враги» (1945). В ней Поппер пишет, что верит в существование абсолютной истины, но не верит тому, кто считает, что обладает ею. Он утверждает то, что знание постоянно увеличивается и выводы являются временными, и оно совершенствуется только за счёт опровержения — строгой общественной проверки идей и мнений.
В данной работе Карл Поппер подчеркивает особую ценность развития у свободного человека критического (недогматического) мышления, то есть совместного процесса диалога и открытого обсуждения тех или иных проблем. Поскольку мышление человека носит речевой характер, необходимо, по мнению Поппера, развивать умение мыслить самостоятельно и отстаивать и доказывать свое мнение, убеждая других в своей правоте. Именно здесь подчеркивается важность дебатов как формы убеждения. Участник дискуссии надеется изменить позицию других о том, что является лучшим или правильным.
Дебаты в сообществе
В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в ВУЗах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. В данном случае под дебатами понимаются прения, обсуждение вопроса при наличии разных точек зрения, взглядов на него. Такие дебаты, как правило, имеют неформальный характер и ведутся без правил. Устранить этот недостаток призваны «формальные» дебаты, имеющие определённые правила, регламент — так называемый формат.
В этом смысле дебаты представляют собой формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Проще говоря, оппоненты не поливают друг друга из бутылок и не машут кулаками, а выступают в строгой последовательности в соответствии со строгим регламентом.
Дебаты, как вид молодёжной деятельности, впервые оформились в США и Великобритании в начале XX века. Миссия программы — утверждение ценностей демократического общества, развитие взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами.
Программа дебатов также является и эффективной педагогической технологией, способствующей развитию логического и критического мышления, коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.
Дебаты развивают в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере человеческой деятельности, в том числе парламентской, вырабатывают критическое мышление, являясь одновременно популярным видом интеллектуального времяпрепровождения. Участие в программе дает возможность развить умение работать в команде, способности концентрироваться на сути проблемы и отстаивать непопулярные решения.
Молодежь и дебаты
Программа «Дебаты» — это яркая, зрелищная интеллектуальная игра, открывающая блестящие перспективы для активных молодых людей — будущих лидеров общества. Дебаты готовят к ответственному принятию решений, самостоятельности и другими навыкам, необходимым в цивилизованном демократическом обществе.
Молодой возраст дебатного сообщества обусловлен тем, что эта игра создана в первую очередь для старших школьников и студентов. Своеобразным ярлыком дебатеров является высокая интеллектуальность. Например, в США участие в дебатной команде школы без достижения значительных побед приносит ученикам 4 % дополнительного рейтинга (выше может получить лишь капитан спортивной команды и президент класса — по 5 %. Победы же на национальном уровне или на уровне штата добавляет 22-30 % рейтинга.
Две отмеченные выше характеристики являются предпосылкой участия в дебатах. Однако главным фактором, объединяющим дебатеров, является сама игра, в частности чувство общего пребывания в определенном исключительном положении, занятия чем-то важным, отличающимся от остального мира и вне обычных норм, — это чувство сохраняет свое влияние на игроков и вне рамок конкретной игры.
Как правило, дебатное сообщество является достаточно компактным. Большинство его участников хорошо знают друг друга и поддерживают дружеские отношения. Очевидно, что причиной этого является острая потребность в высокоинтеллектуальном общении, которое возникает у тех, кто постоянно играет в дебаты. Значительная часть дебатеров, которые начали играть в дебаты в школе, продолжает играть в них и в университете, а по его завершении не оставляет их, выступая в качестве тренеров и судей.
Собственно и сам процесс игры, и общение с другими дебатерами — все это охватывается понятиям «дебаты». И если спросить 10 дебатеров о том, за что же они любят дебаты, Вы гарантированно получите 10 разных ответов. Обобщая вышеприведенные идеи, можно сказать, что для древних греков и средневековых студентов жизнь определяла дискуссию, а для современных дебатеров дискуссия определяет жизнь.
Дебаты в образовании
Но дебаты — это не только игра, но и социально-образовательное явление. Многие ученые и педагоги-практики в России отмечают, что в процессе модернизации образования необходимо реализовать ряд условий, базовыми из которых являются:
- расширение образовательного пространства студентов/учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;
- расширение видов познавательной и социально-значимой деятельности, в которых учащиеся и студенты могут принять участие как индивидуально, так и коллективно.
За последнее десятилетие произошли очевидные изменения в общественном и научном сознании, которые привели к необходимости переосмысления науки и образования, их целей и задач. Сегодня качественное образование современного специалиста невозможно представить без развития информационной, исследовательской и коммуникативной культуры, способности конструировать новые знания. Традиционная среда школы и ВУЗа сталкивается с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» не является больше интересным и значимым.
Функциональная компетентность современного учащегося/студента характеризуется свободой ориентации в информационном поле, знанием множества точек зрения, умением выбирать и обосновывать свой выбор, искусством самостоятельного решения познавательных проблем средствами информации и коммуникации.
Дебаты в странах бывшего СССР
Для многих людей на постсоветском пространстве слово «дебаты» стало неразрывно связано с интересной и познавательной игрой. Речь идет о сетевой программе «Дебаты», основанной в 1994 году Институтом «Открытое общество» (сегодня – Фонд «Открытое общество»).
«Дебаты» представляют большой интерес потому, что конкретные образовательные задачи решаются в игровой и тренинговой форме, где существует подчас незримый баланс между формой (игрой) и содержанием.
Первым стал использоваться формат дебатов Карла Поппера, предназначенный прежде всего для старшеклассников. C 1998 года активно развиваются Американский и Британский форматы парламентских дебатов. С лета 2001 года вводится формат «Политических дебатов», который быстро завоевал популярность среди старшеклассников, студентов и преподавателей. Важно отметить, что появление новых видов дебатов отнюдь не означает забвения ранее освоенных форматов. Речь идет о расширении свободы участников программы «Дебаты», предоставления новых возможностей для самореализации и творчества.
На современном этапе развития программы используются практически все известные форматы дебатов, а также наблюдается тенденция их совершенствования и модификации.
Сергей НАУМОВ.
Виды дебатов.
Дебаты начинаются с предмета обсуждения. В зависимости от формулировки темы дебаты могут быть политическими или моральными, ценностными или вокруг механизма реализации конкретных предложений, касаться глобальных проблем или локальных событий и т.п. В соответствии с такой спецификой можно говорить уже о различных целях обсуждения: просто доказать истинность изначально спорного тезиса (форматы Карла-Поппера, Линкольна-Дугласа, Блиц-формат), доказать наличие причинно-следственных связей (Дебаты на причину / следствие, Модель судебного процесса) или предложить конкретные действия (Политический, Парламентский и др.). При этом компромисс сторон чаще всего исключается, однако существуют дебаты, где нужно привлечь изначально оппозиционные группы на свою сторону (Модель ООН), доработать первоначальные предложения (Британский формат парламентских дебатов) и, наконец, просто найти "золотую середину" (Русский формат).
Оценка деятельности спикеров
В дебатах важное значение имеет оценка деятельности спикеров. Для этого должны быть четко разработаны критерии такой оценки, а результаты оценок (например, по пятибалльной системе) – зафиксированы в соответствующих протоколах. Мы предлагаем следующую форму ведения записей экспертами.
Протокол эксперта
Эксперт ______________________________________________________
(фамилия, имя)
Тема дебатов:
|
|
Дата:
|
Состав утверждающей стороны (фамилия, имя):У1 – _________________________;У2 – _________________________;У3 – _________________________;У4 – _________________________
|
Состав отрицающей стороны (фамилия, имя):О1 – __________________________;О2 – __________________________;О3 – __________________________;О4 – __________________________
|
Спикер
|
Содержательность
|
Структурированность
|
Общая куль-
тура
|
Всего
|
Спикер
|
Содержательность
|
Структурированность
|
Общая культура
|
Всего
|
У1
|
|
|
|
|
О1
|
|
|
|
|
У2
|
|
|
|
|
О2
|
|
|
|
|
У3
|
|
|
|
|
О3
|
|
|
|
|
У4
|
|
|
|
|
О4
|
|
|
|
|
Лучший спикер:
|
Лучший спикер:
|
При этом эксперты могут руководствоваться критериями, предложенными нами (табл. 2), или самостоятельно их разрабатывать и в последующем согласовать с педагогом.
Таблица 2
Критерии балльной оценки действий спикеров
Критерий
|
Спикеры
|
У1
|
У2
|
У3
|
У4
|
О1
|
О2
|
О3
|
О4
|
Содержательность выступлений
|
Полнота
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкретность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осознанность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержательность ответов на вопросы
|
Оперативность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Структурированность
|
Системность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логичность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рациональность использования времени
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формулировка вопросов
|
Проблемность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конкретность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Четкость
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Культура общения
|
Выразительность речи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Манера обращения к собеседникам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение уважительно отвечать им
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свободное владение материалом
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение дебатов
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью.
Для обсуждения дебатов могут быть предложены следующие задания и вопросы:
Оцените активность каждого из участников дебатов.
- Чьи выступления вам понравились? Почему?
- Какие выступления запомнились больше всего? Чем?
- Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?
- Почему некоторые учащиеся не принимали активного участия в дебатах?
- Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.).
- Достигнута ли главная цель дебатов?
Как показывает наш опыт проведения дебатов, такая их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.





Дата публикации: 25/08/2015 (01:40)
Выборы в республике ШКИД.
«Респу́блика ШКИД» — приключенческая, отчасти автобиографическая, детская повесть Григория Белых и Л. Пантелеева о жизни беспризорных детей в Школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШкИД), написанная в 1926 и изданная в 1927 году. Персонажи, прототипами которых послужили сами авторы, носят в повести имена Григорий Черных (прозвище — Янкель) и Алексей Пантелеев (Лёнька).
«Респу́блика ШКИД» — советский художественный фильм, созданный в 1966 году на киностудии «Ленфильм» режиссёром Геннадием Полокой.
В основу сценария была положена автобиографическая, хотя и не лишённая вымысла, повесть бывших воспитанников Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (ШКИД) Григория Белых (в повести — Черных, он же Янкель)[1] и Алексея Еремеева, писавшего под псевдонимом Л. Пантелеев. Написанная в 1926 году и опубликованная в 1927-м, повесть «Республика ШКИД» рассказывала о судьбах беспризорных подростков, по разным причинам оказавшихся в школе-коммуне, созданной в1920 году педагогом Виктором Николаевичем Сорока-Росинским, которого воспитанники, вполне в духе того времени, сократили до Викниксора[1].
Сценарий фильма был написан одним из авторов повести, А. И. Пантелеевым, к тому времени уже классиком детской литературы[2];Геннадий Полока, по его собственному свидетельству, к работе над фильмом, был привлечён в качестве литературного «доработчика», вместе с Евгением Митько: «И вдруг кто-то сказал: „У него же режиссерское образование. Пусть сам и снимает!“»[3].
Хотя фильм Полоки сразу завоевал популярность, А. И. Пантелеев был скорее разочарован; в 1967 году он писал в «Комсомольской правде»: «Процветали в нашей школе и воровство, и картёжные игры, и ростовщичество. Были жестокие драки. Ни на минуту не утихала война между „шкидцами“ и „халдеями“. Но было и другое… Мы много и с увлечением читали. Изучали иностранные языки. Писали стихи. Было время, когда в нашей крохотной республике на шестьдесят человек „населения“ выходило около шестидесяти газет и журналов… Был музей. Был театр, где ставили „Бориса Годунова“ и современные революционные пьесы. Ничего этого (или почти ничего) в фильме нет. …Жизнь Шкиды на экране выглядит беднее и грубее, чем она была на самом деле»[4]. Но в фильме Полоки, в отличие от повести, главным героем стал Викниксор, а основной сюжетной линией — его тяжёлая борьба с дурными наклонностями, приобретёнными подростками на улице.
Премьера «Республики ШКИД» состоялась 29 декабря 1966 года; в 1967 году фильм стал одним из лидеров проката — его посмотрели 32,6 млн зрителей (12-е место).
Другие персонажи повести и их прототипы[править | править вики-текст]
С
Повесть была написана авторами через три года после ухода из школы, в1926 году, когда старшему из них — Белых — шёл двадцатый год, а Пантелееву было восемнадцать лет. Рукопись была отослана в Отдел народного образования, а оттуда была переслана в редакцию детской и юношеской литературы Госиздата, в Ленинград. Редакторами первого издания были Евгений Шварц и Самуил Маршак. По требованию последнего Пантелеев переписал для издания главу «Лёнька Пантелеев», которая была написана ритмической прозой. Книга была издана в начале 1927 года и получила огромную популярность.
В конце 1935 года Г. Белых был репрессирован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осуждён на три года, в августе 1938 г. он умер от туберкулёза в пересыльной тюрьме, и до 1960-х годов «Республика ШКИД» не переиздавалась.
В 1930 году в издательстве «Прибой» вышел ещё один роман о ШКИДе, сюжетно продолжающий книгу Белых и Пантелеева. Этот роман назывался «Последняя гимназия», его авторы — Павел Ольховский и Константин Евстафьев, бывшие шкидовцы. В «Республике ШКИД» Ольховский выведен под именем Паши Ельховского (более известен под прозвищем Саша Пыльников), а Константин Евстафьев (выведенный в «Последней гимназии» под фамилией Евграфов и прозвищем Химик-Механик), в «Республике» и вовсе не упоминался.
Новый роман отличался по тону от «Республики ШКИД». ШКИДские порядки и Викниксор в «Последней гимназии» резко критиковались. Книга Ольховского и Евстафьева не пользовалась популярностью и не переиздавалась.
В 1966 году повесть была экранизирована на киностудии «Ленфильм» режиссёром Геннадием Полокой.
В 2013-м повесть была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.