День России. Несвятые святые России

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 12.06.2017 (17:55)

Информация помечена тегами:

В.И. Даль День России несвятые святые образование толковый словарь русский язык история жизнь замечательных людей Инфонарод

1935
* количество прочтений.

 

День России (до 2002 года День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР) — 12 июня — государственный праздник Российской ФедерацииОтмечается ежегодно с 1992 года (нерабочий день с 1991 года) в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР (принята 12 июня 1990 года).

  • 12 июня часто называют «Днём независимости (России)». В ходе социологического опроса, проводимого Левада-Центром с 1998 года, с этим названием праздник ассоциировали от 65 % респондентов в 2003 году (максимум) до 36 % в 2012 году (минимум).
  • В этот же день в 1991 году прошли выборы президента РСФСР, на которых победил Борис Ельцин.
  • 12 июня отмечается как день города во многих городах России.
  • А в этом году этому празднику  уже 15 лет.

В стране есть государственный праздник День России, который стал де факто признанием распада России, именуемой после 1917 года, как СССР, на независимые государства.

Этот праздник до сих пор, с моей точки зрения, не смогли наполнить достойным России содержанием.

Было время, когда разбрасывали камни и остались почти ни с чем, выбросили наследие царское, выбросили наследие советское. Что пришло взамен? И уже нельзя не видеть деградации: развалили одно государство, затем второе, и никак не может получиться третье, поскольку знаний, чтобы разрушать, надо немного, а вот, чтобы построить, увы, надо так много, что...

Может, пора начать вдумчиво собирать то, что так бездумно, в порыве желания всё крушить до основания,  разбросали и не оставили порой  камня на камне и продолжаем по инерции двигаться в том же направлении: идти туда, не знаем куда, и тащить к себе то, не знаем что? 

В России есть, и немало, "несвятых святых", которые нам могли бы осветить путь в той кромешной тьме, где оказались  мы, закрыв глаза на весь опыт, накопленный Русской землёй. Хотя, кто его знает, может, они и есть те самые святые, благодаря которым мы, "несмотря ни на что", ещё пока существуем. Существуем, пока помним и чтим их дела, их труды и их имена. Помним и чтим этих людей, которые воздвигли себе "памятники нерукотворные"...

Удачное, по-моему, словосочетание "несвятые святы" ввёл Тихон Шевкунов, назвав так свою книгу, только вот спектр этих людей несколько, как мне кажется,  у него пока узковат.

Так получилось, что День России оказался нынче совсем рядом с Собором Всех Святых и с Днём памяти Св. Луки (11июня).

Кто его знает, может, и несвятого святого В.И. Даля когда-нибудь  канонизирует  РПЦ.

 

 

«Даль твердил без устали, что Россия — земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноправный и достойный гражданин.

В книжке, изданной для солдатского чтения, Даль объяснял: «В России более шестидесяти губерний и областей, а иная губерния более целой немецкой либо французской земли. Народу… всего более русского; а есть кроме того, много народов других, которые говорят не русским языком и исповедуют иную веру. Так, например, есть христиане не православные: поляки, армяне, грузины, немцы, латыши, чудь или финны; есть мусульманские народы: татары, башкиры, киргиз-кайсаки  и много сибирских и кавказских племен; есть еще и кумирники, идолопоклонники: калмыки, буряты, самоеды, вотяки, черемисы, чуваши и много других… Все эти губернии, области и народы разноязычные составляют Русскую землю», все они «должны стоять друг за друга, за землю, за родину свою… как односемьяне».

3

Уже в конце жизни на вопрос, кем себя считает, «немцем» или русским, Даль отвечал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека — вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа — мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Вот мнение Даля по поводу «принадлежности к отечеству» по языку.

Один из современников упрекал Даля в «немецком» теоретизировании, в отвлеченности его суждений и проектов. Мы убедимся еще, что Даль, как раз наоборот, был человеком дельным— на путях-дорогах, которыми он шел, неизменно оставались следы его практической деятельности. Но мы уже знаем, что всего более сделал Даль для языка нашего, для языка, на котором он думал, для русскогоязыка. Язык, — писал Даль, — «совокупность всех слов народа и верное их сочетание для передачи мыслей своих». Словарь Даля сохранил и обновил множество слов, скрытых от поверхностного («первого») взгляда и забытых; слова эти в верном сочетании привносят в язык (мысль) тончайшие оттенки, придают языку (мысли) меткость и остроту.

4

Приведенные слова Даля (опять внешнее противоречие) явствуют: вероисповеданию (как «прозванию» или «крови предков») он большого значения не придавал.

Для Даля, мы уже видели, Россия не отечество единоверцев, как не отечество единоплеменников. Для него важно, чтобы жили как «односемьяне».

В семье самого Даля были люди разного вероисповедания: сам он и двое детей от первого брака числились лютеранами, вторая жена и три дочери от нее — православными.

Даля не привлекала религиозная обрядность. «Вот я и выполнил долг христианина», — говорил он, вручив московскому пастору Локенбергу требуемый денежный взнос. «Тупая привычка к исполнению обряда, будто сущности дела, глушит, как сорная трава, добрую пшеницу; внешность заступает вовсе дорогу духовному, обряд вытесняет мысль и чувство…» — читаем у Даля. Даль всегда противопоставлял «внешнее» «сущности».

И все же перед смертью Даль принял православие. Готовые представления времени преобладают подчас над своеобычными размышлениями. «Вероисповедание», по Далю, — «вера, признаваемая каким-либо народом». Отечество Даля — Русь, и язык, на котором он думал, был русский. Даль словно бы поставил точку над «i» — «по вере принадлежит».

Но «вероисповедание», по Далю же, — « образбогопочитания по учению и обрядам внешним». Даль отдал «требуемый взнос» «внешнему», обряду («образу»).

Мельников-Печерский горячо доказывает, что Даль был «с юности православен по верованиям». Он воспроизводит по памяти длиннейшие восторженные гимны, в которых Даль воспевал православие и поносил лютеранство. Но сам Даль писал о различиях в религиозных воззрениях: «Хуже всего то, что и тут и там является нетерпимость, уверенность в святости своей, в избранничестве своем и ненависть к разномыслящим».

(ЖЗЛ. В. Даль. Порудоминский, 1971 г.)

Я случайно получил эту книгу. Она была выложена на буккроссинг после того, как библиотека отвергла чей-то дар. И чем больше читал, тем больше удивлялся: как так случилось, что при изучении русской истории, русского языка в школьной программе нет Владимира Ивановича Даля, чей несомненный вклад в сбережение  русского языка в виде всем известного, но мало кем читанного, "Толкового словаря живого великорусского языка" невозможно переоценить?

Наверное, не вспомнить В. Даля в День России, не отдать должное ему, возможно только там, где никто не читал этой книги. Впрочем, меня это совсем не удивляет. Спрашивая о В.И. Дале   разных по уровню знания и образованию людей, убедился, что этой книги никто не читал, и все, кого я спросил, имеют весьма смутные представления о том, кто такой В. Даль  по образованию,  по профессии. Спрашивал и читателей, и писателей - никто толком ничего не сказал.

"Но мало кто знает из наших современников, что В.И. Даль — блестящий морской офицер, врач, хирург, гомеопат, писатель (псевдоним Казак Луганский),  учёный в области этнографии, статистики, в области зоологии и ботаники. Он был талантливым инженером-конструктором, изобретателем.
Он был одним из учредителей Русского географического общества. На протяжении 36 лет   он   был  на государственной службе (8 лет — чиновник особых поручений при Оренбургском генерал-губернаторе В.А. Перовском;  9 лет — начальник особой канцелярии Министерства внутренних дел России;  10 лет -   управляющий Удельной конторы в Нижнем Новгороде)."
(Он любил русский язык: Владимир Иванович Даль)

И хотя в статье по истории Русского географического общества   мы найдём его в учредителях, у автора ЖЗЛ  В.И. Порудомского мы  узнаем, что он более причастен к появлению РГО, нежели думают об этом те, кто писал историю  в википедии об  РГО или  на сайте РГО. Впрочем, В.И. Даль был много к чему глубоко причастен, оставаясь при этом  очень скромным человеком  в  самооценке и  своих заслуг, и своих талантов.

Спасибо автору, который написал эту книгу, вероятно, работая над ней достаточный  серьёзный промежуток времени, в возрасте всего 43-х лет отроду. Книга многослойна, аналитична,  размыслительна и глубока. Не встречал пока в жизни людей, кто и в более старшем возрасте мог бы так глубоко и многогранно вникать и излагать. Интересно, как формировался  список тех, кто работал в серии ЖЗЛ, и их собственная биография?  Зачастую об авторах книг и о том, как они работают, и вовсе нигде ничего нет. Почему в советской школе не проходили книги из серии ЖЗЛ, как часть программы, хотя бы приложимые к тем предметам, которые изучаются, мне не понятно. Не проходят и сейчас.

 

 

«Без культуры существование человечества на планете лишается смысла».

«Сохранение культурной среды — задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы».

«Отношение природы и человека — это отношение двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником».

«Даже в случаях тупиковых, когда все глухо, когда вас не слышат, — будьте добры высказывать свое мнение. Не отмалчивайтесь, выступайте. Я заставлю себя выступать, чтобы прозвучал хоть один голос. Пусть люди знают, что кто-то протестует, что не все смирились. Каждый человек должен заявлять свою позицию. Не можете публично, — хотя бы друзьям, хотя бы семье».

«Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…»

«Нам, русским, необходимо, наконец, обрести право и силу самим отвечать за свое настоящее, самим решать свою политику — и в области культуры, и в области экономики, и в области государственного права».

«Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее; Прошлое же — это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее».

«Память противостоит уничтожающей силе времени».

«Знание прошлого — это понимание современности».

«В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять…»

Д.С.Лихачёв ("Сибирским огням" - 95 лет)

 

"Вначале было Слово..."

Пришлось посмотреть в интернете, а нет ли у нас в России Далевских чтений? Оказывается, на федеральном уровне  их нет.  Проходят только в Луганске, с 1982 года.

Вот так бывает у нас частенько...

В России сейчас пока принято только спорить (столько различных ток-шоу!!) или со всем соглашаться и имитировать согласие по всем вопросам   - одни спорят, а  другие  молчагласны. Но читать, изучать обстоятельно,  углубляться, увы, никто особо не хочет, даже те, кто обязан и  по положению,  и по должности. Зато все готовы обо всём судить, ничего не зная глубоко и серьёзно и даже не пытаясь узнать и понять, вникнуть, разобраться: ни те, кто спорит, ни  те, кто одобрямскает или с кем пытаются спорить.

Опросив многих, понял, что толком никто не знает  о В.И. Дале, на вопрос:  кто он? - часто считают только  филологом, который написал Толковый словарь.

Вообще что-либо изучать в отрыве от личности стало правилом начётнической советской школы по вполне понятным, вероятно, идеологическим причинам. И это же привело к массовым террорам и  разным формам насилий  в определённые годы и  повальной нетерпимости друг к другу, слишком упростив методы   понимания и  критерии оценки  взглядов, людей, личностей и истории.

Вообще оказалось, что такую замечательную серию, как ЖЗЛ (жизнь замечательных людей), мало кто читает. То, что в СССР её не было в школьной обязательной программе, хотя бы в приложении к тем обязательным предметам,  которые изучаются - это скорее не просто халатность, а, видимо,  умышленное преступление. Ведь делать жизнь надо, опираясь на  кого-то, и опираться надо на чей-то жизненный опыт по мере накопления своего. И это естественный  процесс, а не противоестественный, в который превратился школьный курс.

В общем, о том, какой станет личность, были  в лучшем случае  лозунги, плакаты и цитаты типа: "Если быть, то быть лучшим" (В.И.Ленин)  (лозунг в школе на этаже первых классов в 1970-м году в Академгородке, шк. 166), но не более того,  и отдельные рассказы, но не вся жизнь тех или иных известных людей, как правило, их героических поступков, но не весь путь и не вся их жизнь. Вся страна живёт пока по калькам поверхностных, и уже не действенных, отторгаемых  и игнорируемых, мероприятий.

Если под мероприятием нет глубокой основы, то и действия своего оно не достигает, но ведь основу надо заложить, а  не строить замки на песке.

Мероприятие -  только галочка для бюрократа и требование его отметить следующим чином или иначе, если он его провёл без ЧП.

Способность бюрократа всё выхолостить и опустошить, к сожалению, стала главной его чертой  и характеристикой с давних времён.

Именно бюрократы, по мнению многих, повинны во многих грехах, в том числе и в  развале и Имперской России, и Советской России, именуемой  СССР.

"Если социализм, - писал В.И. Ленин, - потерпит поражение в России, то виновником будет в первую очередь бюрократия и невежество народа." (100 вопросов  и ответов 198 (4?) г., цититрую  по памяти).

Да, и сегодня всё то же самое, что и перед 1917-м годом, что и перед 1991-м годом. Может,  в третий раз не стоит  наступать на одни и те же грабли?

Памятник В.И.Далю в Луганске.

 

Памятник в Оренбурге.

Памятник В Москве

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Образование

Особенности образования в разных странах.


@

Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Марина Петровна Кузьмина; Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна;
Дата создания: 12.03.2015 (21:41)