МАСТЕРСКИЕ ИГРУШКИ
Не менее важной историей в формировании звания «ГОРОДА ИГРУШКИ» является и короткая, но очень яркая история Мастерской игрушек Сибдеткомиссии, сохранённая для нас известным новосибирским искусствоведом Муратовым Павлом Дмитриевичем. В 1926 году новосибирский художник Иванов и скульптор Надольский инициировали открытие мастерской игрушки при «Сибдеткомиссии», в качестве оборотных средств были вложены личные сбережения, которые составили 100 рублей.

Значительную организационную работу по созданию мастерской выполнил энергичный деятель, член президиума «Сибдеткомиссии» Н. М. Прасолов, возглавивший мастерскую. Надольский и Иванов создавали модели игрушек, к росписи игрушек приобщилась Нина Александровна Надольская. В мастерской, которая располагалась в деревянном двухэтажном доме по улице Сибревкомовской, №11, работали технологи игрушки, их фамилии тоже сохранились для истории игрушечного промысла Новосибирска: Бирбасов, Годолов и Панов. Все они составляли единый дружный коллектив. К тиражированию игрушки были привлечены дети-беспризорники. Надо сказать, что беспризорщина эта была другого сорта, чем современное детское бомжевание, скорее – безотцовщина. Подростки тянулись к труду, стояли в очередь, чтобы устроиться работать в мастерские, в которых к 1928 году работало уже 220 детей.

Наиболее способные ребята смогли стать мастерами-игрушечниками. Подростковый труд использовался при тиражировании образцов, раскрашивании игрушки, шитья одежды для мягкой игрушки. Мастерская включала в себя цеха: скульптурный, формовочный, лепки, очистки, окраски, монтировочный, обмундировочный, галантерейно-дорожных вещей, столярный, пушной.

Получив первую премию на одной из московских выставок, эти игрушки были названы лучшими в СССР.

Начав с пустого места, без оборотного капитала, мастерские довели месячную выработку к 1928 году до 60 тысяч рублей. К этому же времени заказы в пять раз превысили возможности мастерской: продукция шла нарасхват.

Сами игрушки, которые сегодня сохранили фотографии альбома Н. А. Надольской, представляют на сегодняшний взгляд нечто среднее: между скульптурой, скульптурной жанровой композицией и игрушкой.

В сравнении с известной игрушкой мастерских Сергиева Посада они отличаются большой реалистичностью формы, которая подчёркивается сотней мелочей. Скульптурно вылепленные слоны, лошади, коровы, кривоногие таксы, желторотые цыплята; жанровые композиции: «Доение коровы», «Стойбище самоедов», «Будёновский отряд», «Шествие слонов», «Караван двугорбых верблюдов».

Оригинальны куклы в этнографически подробных костюмах всех народов мира (немцы, чукчи, негры, китайцы), лица этих кукол отличает подводка нижнего века, что вполне в стилистике кинематографа 20-х.

Как полагается в эти годы большую часть составили игрушки с элементами политической сатиры. Сюжеты определялись развернувшейся в это время борьбой с кулачеством и священнослужителями: рыжий поп, толстый буржуа, раввин над талмудом, мулла на молитвенном коврике.

А. В. Луначарский, посетивший мастерскую в статье «Четыре города», опубликованную в журнале «Красная Нива», писал: «А вот чрезвычайно отрадный факт, показывающий какую-то особую сильную инициативность и большую свежесть сибирской общественности. Новосибирская комиссия по борьбе с детской беспризорностью (отделение деткомиссии ВЦИК) организовала мастерскую игрушек и дорожных вещей, в которой рабочий персонал состоит исключительно из беспризорных детей, вернее, из бывших беспризорных, – теперь они представляют собой прекрасных граждан, мастеров со значительным заработком, получивших приличное образование, которые уже никогда не вернутся в прежнее горькое состояние.

Дав им хорошего скульптора, хороших руководителей-мастеров, Новосибирск создал такое производство игрушек детскими руками, которому может позавидовать любой другой город, не только нашего Союза, но и Запада. Я привёз с собой подарок этой детской фабрики – 3 ящика игрушек для Наркомпроса. Они уже выставлены в педагогическом музее (в здании Политехнического музея). (А14) Нужно способствовать развитию этого предприятия, делающего столько добра детям».

Руководитель мастерской Н. М. Прасолов, вдохновлённый пафосом индустриализации, решил избавиться от диктата художников, которые казались ненужными. В тот самый день, 1 апреля 1929 года, когда очерк Луначарского был опубликован, Н. А. Надольская была уволена «по сокращению штатов», художники стали мастерской не нужны.
Тяготясь игрушкой, буржуазным наследием – куклой, Н. М. Прасолов расширял производство нужных в быту вещей: бумажников, портсигаров, портфелей, военного снаряжения, чемоданов, а также открыл слесарное производство. Так уникальная мастерская игрушки, вызвавшая восхищённые публикации в прессе, перепрофилировалась в мастерские, производившие широкий спектр товаров народного потребления. По инерции здесь продолжали ещё делать игрушки. Но без художников – двигателей игрушечного промысла, – было понятно, что это – закат прекрасной игрушечной истории.
«Мастерские, начавшие производство с игрушек, теперь делают главный упор на индустриальные цеха – механический, деревообделочный», – писала пресса. «Первоначальная цель мастерских – спасти беспризорных от гибели – вылилась в дело огромной важности – подготовку кадров для промышленности».
|
Дата публикации: 09/07/2016 (23:34)
Отличная статья. Спасибо