Лев Гумилёв в Академгородке

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 22.04.2016 (22:40)

Информация помечена тегами:

Л.Н. Гумилев Академгородок Новосибирск Дом учёных СО РАН Лекции Инфонарод

5233
* количество прочтений.

В этом году, в декабре,  исполняется 40 лет знаменитым лекциям в

ДУ СО АН СССР Новосибирского Академгородка.

Дом учёных (Новосибирский Академгородок)

О том, как это проходило, мне рассказывал Сергей Васильевич Макаров, руководитель клуба "Минимакс" в ДУ СО РАН, к.мат. наук.

К сожалению, в интернете эта тема пока не очень представлена. Если бы мы провели вечер памяти Л.Н. Гумилёва,то надо было бы найти свидетельства.

Пишу по памяти, что событие не планировалось масштабным, а такие события всегда согласовывались через соотвествующие органы. Но как-то информация просочилась по всем институтам, и площадь перед ДУ была переполнена, и был скандал, и попало многим чиновникам, поскольку Л.Н. Гумилёв был на тот момент в очередной опале.

 

 

Из материла  сайта " Чтобы помнили"

:http://chtoby-pomnili.com/page...

"После этого, когда я уже стал излагать курс более подробно и отработал его в 

ряде предварительных лекций, ко мне стали ходить вольнослушатели со всего Ленинграда.

И наконец, кончилось тем, что меня вызвали в Новосибирск в Академгородок, где я прочел специальный сокращенный курс и имел большой успех: народ приезжал даже из самого Новосибирска в Академгородок (это час езды на автобусе). Народу было так много, что дверь запирали, но так как там в Академгородке все по преимуществу «технари», то они довольно быстро умели открыть этот замок и проходили в помещение. В зал пускали только по билетам, но там были две двери — в одну впускали, другая была закрытая. Так, вошедший подходил к закрытой двери, под нее подсовывал билет, его товарищ брал и снова проходил. Чем я объясняю успех своих лекций? Отнюдь не своими лекторскими способностями — я картавый, не декламацией и не многими подробностями, которые я действительно знаю из истории и которые включал в лекции, чтобы легче было слушать и воспринимать, а той основной идеей, которую я проводил в этих лекциях.

Идея эта заключалась в синтезе естественных и гуманитарных наук, то есть я возвысил историю до уровня естественных наук, исследуемых наблюдением и проверяемых теми способами, которые у нас приняты в хорошо развитых естественных науках — физике, биологии, геологии и других науках. Основная идея такова: этнос отличается от общества и от общественной формации тем, что он существует параллельно обществу, независимо от тех формаций, которые оно переживает и только коррелирует с ними, взаимодействует в тех или иных случаях. Причиной образования этноса я считаю особую флуктуацию биохимической энергии живого вещества, открытую Вернадским, и дальнейший энтропийный процесс, то есть процесс затухания толчка от воздействия окружающей среды. Каждый толчок рано или поздно должен затухнуть. Таким образом, исторический процесс представляется мне не в виде прямой линии, а в виде пучка разноцветных нитей, переплетенных между собой.

Они взаимодействуют друг с другом разным способом. Иногда они бывают комплиментарны, т. е. симпатизируют друг другу, иногда, наоборот, эта симпатия исключается, иногда это идет нейтрально. Каждый этнос развивается как любая система: через фазу подъема к акматической фазе, т. е. фазе наибольшего энергетического накала, затем идет довольно резкий спад, который выходит плавно на прямую — инерционную фазу развития, и как таковой он затем постепенно затухает, сменяясь другими этносами. К социальным соотношениям, например к формациям, это не имеет прямого взаимоотношения, а является как бы фоном, на котором развивается социальная жизнь.

Эта энергия живого вещества биосферы всем известна, все ее видят, хотя отметил ее значение я первый, и сделал я это, размышляя в тюремных условиях над проблемами истории. Я обнаружил, что у некоторых людей в большей или меньшей степени существует тяга к жертвенности, тяга к верности своим идеалам (под идеалом я понимаю далекий прогноз). Эти люди в большей или меньшей степени стремятся к осуществлению того, что для них является более дорогим, чем личное счастье и личная жизнь. Этих людей я назвал пассионариями, а качество это я назвал пассионарностью. Это не теория «героя и толпы». Дело в том, что эти пассионарии находятся во всех слоях того или иного этнического или общественного коллектива, но количество их плавно снижается со временем. Но цели у них иногда бывают единые — правильные, подсказанные нужной в данном случае доминантой поведения, а в ином случае — противоречат им. Поскольку это энергия, то она от этого не меняется, она просто показывает степень их (пассионариев) активности. Эта концепция позволила мне определить, почему возникают подъемы и спады народов: подъемы, когда количество таких людей увеличивается, спады — когда оно уменьшается. Есть посредине оптимальный уровень, когда этих пассионариев столько, сколько нужно для выполнения общих задач государства, или нации, или класса, а остальные работают и соучаствуют в движении вместе с ними.

Эта теория категорически противоречит расовой теории, которая предполагает наличие прирожденных качеств, присущих тем или иным народам за все время существования человечества, и «теории героя и толпы». Но герой может вести ее только тогда, когда в толпе он встречает отзвук у людей менее пассионарных, но тоже пассионарных. Применительно к истории эта теория оправдала себя. И именно для того, чтобы понять, как возникли и погибли Древний Рим, Древний Китай или Арабский халифат, ко мне и ходили люди. Что касается применения этого в современности, то это может сделать любой человек, у которого достаточная компетенция в области новой истории, и осознать, какие перспективы есть, скажем, у Западного мира, у Китая, у Японии и у нашей родины России. Дело в том, что к этому я присоединил географический момент — жесткую связь человеческого коллектива с ландшафтом, т. е. понятие «Родина», и со временем, т. е. понятие «Отечество». Это как бы 2 параметра, которые, перекрещиваясь, дают нужную точку, фокус, характеризующий этнос. Что касается нашей современности, я скажу, что, по моей концепции, преимущество пассионарного напряжения стоит на стороне Советского Союза и входящих в него братских народов, которые создали систему, относительно Западной Европы молодую, и поэтому имеют больше перспектив для того, чтобы устоять в той борьбе, которая время от времени с XIII века возникала и, видимо, будет возникать и дальше. Но о будущем я говорить, естественно, не могу...».

 

Это из поста про культурную жизнь Академгородка:

Comments

( 2 comments — Leave a comment )

alex_sibiryak

Sep. 23rd, 2011 07:59 am (UTC)
Мне кажется, что Вы правы. Новосибирский академгородок - для Новосибирска (и шире - для всей Сибири и даже для Дальнего Востока) оказался важен именно с культурологической точки зрения. Как в годы войны не только эвакуированные театры, но также эвакуированные заводы и коллективы сформировали культуру театрального зрителя, сделав Новосибирск "театральной столицей Сибири", ровно также Новосибирский академгородок сделал новосибирскую культурную среду современной. Освободив её из пут "провинциализма".
В академгородке можно было рассуждать и обсуждать почти всё. В том числе, культурные события. Туда специально приезжали на проводимые там публичные мероприятия из Новосибирска.

Дом Учёных, несомненно, играл в этих процессах лидирующую роль. Во всяком случае лично для меня с 70-х по 91-й включительно. Картинная галерея,"Клуб межнаучных контактов" и многое другое. Три лекции Л.Н. Гумилёва (я на них был, и даже имел счастье задать вопрос Гумилёву) были прочитаны им именно в ДУ СО АН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лев Никола́евич Гумилёв (18 сентября (1 октября1912Санкт-Петербург — 15 июня 1992, там же) — советский историк-этнологархеологвостоковедписатель, переводчик.

Сын известных поэтов — Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. В 1930—1940-е годы, осознавая влечение к исторической науке, сочинял стихи и прозу; на рубеже 1950—1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях (всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне). В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет. Четырежды был арестован, причём в первый раз — в декабре 1933 года — через 9 дней отпущен без предъявления обвинения. В 1935 году подвергся второму аресту, но благодаря заступничеству многих деятелей литературы был отпущен на свободу и восстановлен в университете. В 1938 году подвергся третьему аресту и получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1944 году по собственному желанию вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года; был осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован, несколько лет работал в Эрмитаже, с 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ.

В 1961 году защитил диссертацию на соискание степени доктора исторических наук, в 1974 году защитил вторую докторскую диссертацию — по географии, но степень не была утвержденаВАК. Научное наследие включает 12 монографий и более 200 статей. В 1950—1960-х годах занимался археологическим исследованием Хазарии, историей хунну и древних тюрок, исторической географией, источниковедением. С 1960-х годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза, с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса.

 

Санкт-Петербургский государственный университетжурнал

Основные даты жизни и деятельности Л.Н.Гумилева

1976

ВАК отказывает Л.Н.Гумилеву в присуждении степени доктора географических наук.

Начинается период «замалчивания»: труды Л.Н.Гумилева не печатают, заказанные статьи возвращают из редакций. Единственной трибуной для пропаганды своих идей для Л.Н.Гумилева становятся лекции, в которых он отрабатывает детали своей теории этногенеза. Лекции приобретают широкую известность в городе.

Л.Н.Гумилев читает цикл лекций в новосибирском Академгородке.

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Раздел комментариев к данной публикации:



Image CAPTCHA

Логотип

Белое пятно

Белое пятно о белых пятнах в нашей истории.

Предложить публикацию

@

Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Марина Петровна Кузьмина;
Дата создания: 21.11.2014 (15:52)