ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: ИЗБАВЛЕНИЕ АКАДЕМГОРОДКА

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 28.05.2016 (20:21)

Информация помечена тегами:

художественный совет академгородок контактная скульптура Наволоцкая инфонарод Новосибирск

3218
* количество прочтений.

  

25 мая 2016 года состоялось первое заседание Художественного совета города Новосибирска второго созыва. Покончив с процедурой избрания председателя нового совета, которым вновь стал Александр Ложкин, и его заместителей: Владимира Фефелова и Игоря Ельченко, Совет без промедления приступил к обсуждению проекта   «Памятник охраннику» в Советском районе. Инициатива установки памятника принадлежала  ООО «НВА-Центр». Цель установки – стремление отдать должное людям, работающим в сфере охраны. Все затраты с установкой памятника, его содержанием инициатор брал на себя.

Презентовала проект Ульяна Грабельникова, руководитель отдела рекламы группы охранных предприятий ООО «НВА-Центр».  Данное предприятие работает на рынке с 1998 года и оказывает полный комплекс услуг по охране физических лиц, а также объектов различного назначения: офисов, производственных помещений, банков, научных учреждений, магазинов, загородных домов, квартир и т.д. Фирма базируется в  жилом доме по адресу улица Разъездная, 10.

Автор арт-объекта – скульптор Эдуард Добровольский. История – проста: руководитель предприятий года два назад заказал «памятник охраннику» скульптору. Согласно презентации, памятник имеет реального прототипа. Получив арт-объект «на руки», руководитель группы охранных предприятий решил найти достойное место произведению барнаульского автора, при этом заботливо предусмотрел места возможного размещения. По оценке одного из членов совета, таблица возможных мест размещения сотавлена как рейтинговый список рекламных мест Академгородка. 

Данная скульптурная композиция, таким образом, и не предполагала вписание в определённую среду, а также несла в себе явные признаки рекламы: название компании на пограничном столбе и её логотип (щит с обратной стороны фигуры), всё это, безусловно, бросилось в глаза экспертам.

Художественный совет отметил тенденцию: роста активности коммерческих организаций в установке брендированных памятников, которые символически закрепляют присутствие этих коммерческих брендов на муниципальной территории, в том числе непосредственно на территории городского центра. Фирмы активно метят территорию общественных пространств. За последнее время появилось много брендированных артобъектов разного сорта: деловая женщина (фирма «Граф», ул. Мичурина, 3), Гнездо с аистами «Счастье строится» (компания  «Белый аист», Красный проспект, 30),  «Продавец и покупатель» (Центральный рынок, угол улиц Каменской и Крылова), Швейная машинка фирмы Зингер (компания  «Синар», угол улиц Серебрениковской и Сибревкома). Список может быть продолжен. 

Для Художественного совета «Охранник», яркий представитель коммерческой скульптуры 2000-х годов,  был и вызовом, и первой проверкой боем. Если бы «Охранник» обсуждался членами совета первого созыва, я  не могла быть однозначно уверена в исходе голосования. Но этот совет является советом Профессионалов. И он оправдал надежды:  подтвердил свой высочайший уровень компетенции и даже не вполз в дискуссии. Хотя фигура охранника была совсем неоднозначна в культурологическом плане. Многое могло быть сказано: и о моральном оскудении, и о героях и символике нового времени, для которого так характерна фигура мужчины округлых форм с большой полицейской дубинкой, уверенно стоящая на страже частной собственности. Лицо охранника не помечено печатью особого интеллекта и духовности. А ведь могли бы порассуждать о времени и о скульптуре, противопоставить этот экспонат сказочному богатырю, динамичному образу советских героев, с горящим взором, запечатленных в металле и камне. Можно было поговорить об охраннике, как уходящей натуре, о неактуальности прославления этого штампа в наше время инноваций и нанотехнологий. Затронуть тему, почему человек с дубинокой до сих пор побеждает системы электронной охраны...  Порассуждать об эклектичности символики: охраны (дубинки), государственной границы (пограничный столб). В общем, поговорить могли бы о многом. Но даже не опустились до риторики. 

Запомнились слова члена Совета известного художника: «Наверное, этому арт-объекту должно найтись достойное место в каком-нибудь музее, и по нему впоследствии могли бы изучать эпоху,  в которую нам пришлось жить»

Приговор Совета был однозначен:: «Рекомендовать мэру города Новосибирска отказать в размещении малой скульптурной формы «Охранник» на территории Советского района города Новосибирска в связи с тем, что архитектурно-художественное оформление элемента монументально-декоративного оформления противоречит особенностям среды, в которую предлагается его привнесение, а поверхность элемента монументально-декоративного оформления используется для размещения сведений рекламного характера».

Совет выступил против безвкусицы, непрофессионального подхода в установке малых форм в городе, и, надеюсь, что на этот раз он спас Академгородок  от сомнительного арт-объекта, оставив знаковые для жителей Академгородка места вакантными. Но появятся ли на этих площадках достойные крупнейшего города Сибири арт-объекты?

А еще я не уверена, что выставленный на открытое голосование, вопрос размещения скульптурной композиции решился бы подобным образом. Большинство наших сограждан находится в мейнстриме массовой культуры и ничего не имеют против такой прикольной контактной скульптуры. Чужие логотипы для них – необременительны. Надо сказать, что и художники вовсе не против современной скульптуры на улицах городов: и даже осенённых сегодняшним временем типажей, но сделаны они должны быть не по-плотски и не в сатиричеком искажении, а с добрым юмором, с виртуозным обобщением, ХУДОЖЕСТВЕННО, ЭСТЕТИЧНО, да просто КРАСИВО, наконец... Есть и такая контактная скульптура: и у нас, и за границами, и её очень много...

 

Памятник фонарщику. В 1998 году скульптору Б. Сергеев и О. Панкратов создали памятник фонарщику как воспоминание о почетной, но ушедшей в прошлое профессии. Идея его создания принадлежит петербургскому краеведу С. Лебедеву. Архитектор — В. Л. Спиридонов. Скульптурная композиция изображает мужчину, который опирается на лестницу. Из-за пояса он достает бидон с маслом или керосином. Фуражка на голове надвинута на глаза, а на ее околыше написано «Фонарщик». Рядом существует небольшой музей фонарей, но его экспонаты, к сожалению, не освещают улицу.

Охранник, прикорнувший на табурете около входа, органично вписывается в атмосферу теперь уже пешеходной Никольской улицы Москвы и заставляет улыбнуться тех, кто спешит за покупками. Автор памятника Вадим Кириллов придал своему творению шуточный характер, так как охранник, вместо того, чтобы нести службу, безмятежно спит с дубинкой за спиной, откинувшись на стену. 2007 год

Но этих ньюансов, которые так естественны для образованного в художественном плане человека, не ловит глаз обывателя. К великому сожалению, утрирование, карикатурность в наше поверхностное время всеобщего упрощения привлекают куда более... Ведь большинство горожан восприняли бы фигуру охранника ещё как один «прикол», и пошли бы фотографироваться, размещать в Инстаграме, лайкать и включать этот, с профессиональной точки зрения, неудачный арт-объект в список «Самые необычные памятники Новосибирска»... К сожалению,  массовая культура  – больше, важнее, сильнее профессионализма Художественного совета. Сегодня Совет успел выступить как оценщик, как цензор и как защитник. Он и далее сможет притормозить, воспрепятствовать, или пригнобить. Но в большом Времени без кардинальных сдвигов в общей культуре сибиряков Совет не способен победить.  

Об итогах дискуссии по второму вопросу, вынесенному на это же заседание художественного совета, – в статье «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: установка памятных знаков на «именных» улицах города».

Из отчёта Анны Наволоцкой, выполненной в рамках Общественного аудита малых форм, декоративной скульптуры и памятников города Новосибирска в рамках Общественного Совета по независимой оценке качества деятельности учреждений культуры Новосибирской области п октябре 2013 года
 
ТОРГОВКА И ПОКУПАТЕЛЬ
или памятник взаимоотношениям торговцев и покупателей
(коммерческая скульптура 2000-х)

Весной 2011 года грязные киоски, которые располагались по периметру главного городского рынка Новосибирска, подверглись астрокизму. Тротуары и подходы к рынку вымостили качественной дорожной плиткой. В день 118-летия Новосибирска 26 июня 2011 года состоялось торжественное открытие новой скульптурной композиции. Памятник взаимоотношениям торговцев и покупателей установили на пересечении Крылова и Каменской, инициатором и заказчиком стала администрация расположенного рядом Центрального рынка. Муниципалитет же бодро отрапортовал, что "установка памятника произошла в рамках программы по облагораживанию внешнего вида Новосибирска".

Автор композиции – скульптор Эдуард Владимирович Добровольский. История создания скульптурной группы началась полгода назад в Барнауле, когда жена скульптора Марина, его коллега Владимир Белашниченко и друг семьи, новосибирец с барнаульскими корнями, дизайнер Валерий Шкварковский мозговым штурмом придали витающей в воздухе идее создания памятника товарно-денежным отношениям осязаемые формы. Фишка понравилась директору Центрального рынка Новосибирска, тоже, кстати, выходцу из Барнаула.

Скульптор, говоря о коммерческой миссии своих скульптур утверждал: «Большие компании, крупные торговые центры сегодня нередко хотят получить в качестве рекламы какую-то фишку, которая привлекает внимание, с которой захотят сфотографироваться люди. Идея – в том, чтобы проходящим мимо скульптуры было просто весело». Персонажам памятника коммерции решили придать ностальгический, трогательный облик из 70-х годов.

Справка

Эдуард Владимирович Добровольский родился 21 сентября 1965 года в Барнауле. В 1987 году окончил Новоалтайское художественное училище. В 1992 году окончил Санкт-Петербургское ордена Трудового Красного Знамени высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной. Получил квалификацию "Художник по художественной обработке металла" и вернулся работать в Барнаул. Собственную мастерскую открыл в 2010 году. Как художник работает в жанре пейзажа, натюрморта, металлопластики. Член Союза художников России с 2005 года. Доцент кафедры "Изобразительное искусство" института архитектуры и дизайна ("ИнАрхДиз") Алтайского государственного технического университета.

Горожанам скульптура понравилась: "Очень оригинальный памятник, и место подходящее и задумка неплоха, небольшая деталь и обыкновенный городской рынок превращается в достопримечательность... Действующих лица: дородная тетка, предлагающая обедневшему интеллигенту купить цветов и семечек, и бродячая псина, ловко вытаскивающая сосиски из его авоськи? И глядя на них троих, даже не знаешь, кому отдать приз за главную роль, настолько они все колоритны... Одна из самых позитивных и задорных городских скульптур, да нет – целая композиция, веселая сценка, которые мне удалось увидеть за последнее время. Удивительно добрая, с хитрецой и юмором, забавная и любимая горожанами....". В первые дни существования скульптуры появилась традиция – чтобы быть удачливым в торговле – положить в карман торговке денежку. Уже несколько лет к вечеру карман у новосибирской торговки полон мелочи. Утром монетки вынимают.

Э. В. Добровольский не скрывал, что функциональная нагрузка скульптурной композиции – также его личное продвижение, привлечение клиентов. Скульптура также подспудно является и рекламой автора. На скульптурной композиции адрес сайта автора. Увековеченный сайт – плата города за полученный подарок. С тех пор Добровольский стал часто сотрудничать с клиентами из Новосибирска, и даже больше, чем с Алтайским краем.

Э. В. Добровольский не скрывал, что функциональная нагрузка скульптурной композиции – также его личное продвижение, привлечение клиентов. Скульптура также подспудно является и рекламой автора. На скульптурной композиции адрес сайта автора. Увековеченный сайт – плата города за полученный подарок. С тех пор Добровольский стал часто сотрудничать с клиентами из Новосибирска, и даже больше, чем с Алтайским краем. 

Подобной скульптуре на улицах города придумали ещё одно сухое название – «контактная». Это потому, что она не забралась на высоченный постамент и не отгородилась табличками «Не трогать!», «Не подходить!», а вышла в люди. И теперь запросто можно присесть на скамеечку рядом с барышней Любочкой в Омске, посигналить неподкупному гаишнику в Белгороде, рассмотреть в лупу блоху, которую собирается подковать челябинский Левша, ну и сфотографироваться на память, разумеется, – вот вам и обещанный «контакт».

"Бум контактной городской скульптуры" пришелся на начало 2000-х годов, но и по сей день в регионах появляются все новые и новые памятники в "малой форме". Они привлекают и туристов, и местных жителей. И, к сожалению, вандалов, охотников за цветными металлами.

Сегодня "контактной" скульптуры в России не меньше, чем в Европе. Единственный приходящий мне на память ростовой памятник в Европе находится  в Мюнхене. Но в отличие от абстрактных памятников России – это бронзовый памятник журналисту Зиги Зоммеру.

 

Вернувшиеся из Китая отмечают подобный рост количества контактной городской скульптуры и в Китае. Рост строительства здесь  в конце ХХ века способствовал развитию монументальной пластики.

Скульптура на улице Дешифулу, Гуаньчжоу, Китай

Материал "Торговки и покупателя" – бронза и металл. Добровольский свои скульптуры изготавливает только из бронзы, меди и железа. Технологическая цепочка изготовления скульптуры раскладывается Добровольским на десять стадий. Слепить идею из пластилина, снять с нее гипсовую форму, с нее – еще одну, потом «забить в землю», залить свинцово-цинковый бобит и только после этого «стучать» наложенный на модель лист металла. Готовые формы, полые и разъемные, варят, отмывают в кислоте, чернят и покрывают защитным слоем – это уже операции с седьмой по десятую.

Оценка профессионалов-скульпторов данной композиции не совпадает с оценкой горожан вплоть до очень резкого: "Мерзость". Хотелось разобраться, в противоречивости оценок.

Единственная версия, появившаяся при сравнении контактной скульптуры, получившей одобрение профессионалов: в данной скульптуре больше гротеска, чем юмора. Слишком натуралистично изображена "правда жизни", "стоп-кадр" без поэзии. Изобразили верно: и страну, и людей! Всё так и есть. Вот только доброты не хватило!

Почему же эта "мерзость" так нравится неизбалованному гармонией городских форм жителю Новосибирска? Нравится за то, что появляется соразмеренная человеку городская среда. Очеловечивание среды, написание средового сценария уже само по себе поднимает настроение новосибирца, который мечтает: "Вот бы побольше таких поставили вдоль дороги на мою работу!" или радуется, констатируя факт, как в лучшую сторону развивается родной город.

Скульптура увековечивает образ рынка 70-80-х годов прошлого века. С точки зрения испорченного художественным образованием объект не обладает пластическим и художественным решением. 

И лишь время сможет решить станет ли скульптурная композиция "Памятник взаимоотношениям торговцев и покупателей" частью культурного наследия города.Но уже сегодня можно сказать, что благодаря даже такой контактной скульптуре город становится уютнее и приветливее, вновь обретает соразмерность человеку. Скульптура улиц объединяет вокруг себя тех, кто так соскучился по естественности, по теплоте, согласию, радости, юмору – таким простым, но таким важным частям жизни. Тех, кто не хочет, чтобы они ушли навсегда, оставшись только в образах городских памятников, а вернулись к нам снова.

Скульптура не имеет специальной подсветки в вечернее время. Несмотря на отсутствие антивандальных мер, скульптор Добровольский к своему удивлению обнаружил, что за всё время функционирования ни бронзовой продавщице, ни покупателю не досталось от вандалов. Только ухо пса немного погнули. Художник уверен, что это связано с высоким уровнем культуры новосибирцев.

Ещё одну скульптурную композицию хотят установить у входа в Центральный рынок – со стороны Гоголя. Препятствует этому нерешённый вопрос с арендой земли, которая принадлежит муниципалитету. Если он решится в пользу Центрального рынка, то в Новосибирске может появиться ещё одна достопримечательность.

Главу «Улицы и литература» из отчёта 2013 года по аудиту  памятников Новосибирска, проводимого Общественным советом по независимой оценке деятельности учреждений культуры при Минкультуры НСО. Один из них можно найти в статье «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: установка памятных знаков на «именных» улицах города». 

Главу «Как предприниматель из города Кропоткин новосибирских мэра и губернатора опозорил» можно найти в одноимённой статье.

 

Члены Художественного Совета мэрии города Новосибирска второго созыва

1.                 

Бакшеева Светлана Владимировна

архитектор, руководитель группы архитекторов общества с ограниченной ответственностью «Архитектурное бюро Штурбабиных»;

2.                 

Баландин Владимир Сергеевич

член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», заслуженный работник культуры Российской Федерации; профессор кафедры рисунка, живописи и скульптуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств»;

3.                 

Давыдова Маргарита Вениаминовна

президент Региональной общественной организации «Ассоциация современных народных художественных промыслов Сибири»;

4.                 

Дьяков Алексей Павлович

скульптор, художник;

5.                 

Ельченко Игорь Яковлевич

председатель правления Новосибирской региональной общественной организации «Творческий Союз художников», член Новосибирской региональной общественной организации Союза дизайнеров России, почетный член Российской академии художеств;

6.                 

Залуцкий Александр Иванович

член Новосибирской региональной общественной организации Союза дизайнеров России, арт-директор общества с ограниченной ответственностью «Студия Александра Залуцкого»;

7.                 

Зянкин Владимир Николаевич

дизайнер, член Новосибирской региональной общественной организации Союза дизайнеров России;

8.                 

Иваненко Татьяна Юрьевна

архитектор, директор автономной некоммерческой организации «Сибирский центр содействия архитектуре»;

9.                 

Иванкин Вадим Викторович

профессор кафедры монументально-декоративного искусства федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств»; член-корреспондент Российской академии художеств; секретарь (по Сибирскому федеральному округу) Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»; председатель Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»; член международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО;

10.            

Иванов Евгений Львович

председатель Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России», художник – фотограф федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета»;

11.            

Кабаков Антон Александрович

архитектор, директор общества с ограниченной ответственностью «АРХОФИС»;

12.            

Карнаухов Алексей Викторович

член Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России», старший преподаватель кафедры архитектурной теории и композиции федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств», главный архитектор общества с ограниченной ответственностью «СолАрт»;

13.            

Кашеваров Сергей Иосифович

председатель правления Новосибирской региональной общественной организации Союза дизайнеров России, член Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирское государственное художественное училище (колледж)»;

14.            

Кучерявенко Александр Михайлович

член Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», профессор кафедры рисунка, живописи и художественного образования Института искусств федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»;

15.            

Ложкин Александр Юрьевич

советник мэра города Новосибирска, профессор Международной академии архитектуры ;

16.            

Мосиенко Сергей Сергеевич

художник, член Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»;

17.            

Наволоцкая Анна Валерьевна

доцент кафедры архитектуры и реконструкции городской среды федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (СИБСТРИН)», председатель некоммерческого фонда Культурно-просвети-тельский и выставочный центр художественных ремесел «Сибирский вернисаж»;

18.            

Носарев Павел Викторович

член Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России», архитектор общества с ограниченной ответственностью «Проектная мастерская «Классика»;

19.            

Рагино Ян Евгеньевич

член Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России», директор, главный архитектор общества с ограниченной ответственностью «Архитектурное бюро Рагино & партнеры»;

20.            

Семенов Николай Иванович

председатель Новосибирской областной общественной организации «Союз художников», член Новосибирской региональной общественной организации «Творческий Союз художников»,  преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирское государственное художественное училище (колледж)»;

21.            

Семенов Олег Германович

заведующий кафедрой дизайна Института искусств федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»;

22.            

Тихов Владислав Германович

декан художественно-дизайнерского факультета, профессор кафедры дизайна федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств»;

23.            

Фаткин Иван Юрьевич

начальник отдела дизайна городской среды департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска – главный художник города;

24.            

Фефелов Владимир Васильевич

архитектор, профессор Международной академии архитектуры (отделение в городе Москве), член правления творческой мастерской Новосибирской организации Союза архитекторов России;

25.            

Чаплыгин Михаил Филиппович

председатель правления Новосибирской областной общественной организации «Союз ландшафтных архитекторов-инженеров и дизайнеров», вице-президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация ландшафтных архитекторов России»;

26.            

Черникова Татьяна Ивановна

дизайнер, заместитель арт-директора общества с ограниченной ответственностью «Сибирская орхидея»;

27.            

Шульгин Александр Васильевич

почетный архитектор России, директор общества с ограниченной ответственностью «СибРосПроект»;

28.            

Шуриц Исаак Давидович

художник, член Новосибирского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»;

29.                 

Ягодина Нина Степановна

член Новосибирской региональной общественной организации Союза дизайнеров России, директор Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирское государственное художественное училище (колледж)».

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)