ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: ИЗБАВЛЕНИЕ АКАДЕМГОРОДКА
Автор: Наволоцкая Анна ВалерьевнаДата публикации: 28.05.2016 (20:21)
Информация помечена тегами:
художественный совет академгородок контактная скульптура Наволоцкая инфонарод Новосибирск
25 мая 2016 года состоялось первое заседание Художественного совета города Новосибирска второго созыва. Покончив с процедурой избрания председателя нового совета, которым вновь стал Александр Ложкин, и его заместителей: Владимира Фефелова и Игоря Ельченко, Совет без промедления приступил к обсуждению проекта «Памятник охраннику» в Советском районе. Инициатива установки памятника принадлежала ООО «НВА-Центр». Цель установки – стремление отдать должное людям, работающим в сфере охраны. Все затраты с установкой памятника, его содержанием инициатор брал на себя. Презентовала проект Ульяна Грабельникова, руководитель отдела рекламы группы охранных предприятий ООО «НВА-Центр». Данное предприятие работает на рынке с 1998 года и оказывает полный комплекс услуг по охране физических лиц, а также объектов различного назначения: офисов, производственных помещений, банков, научных учреждений, магазинов, загородных домов, квартир и т.д. Фирма базируется в жилом доме по адресу улица Разъездная, 10.
Автор арт-объекта – скульптор Эдуард Добровольский. История – проста: руководитель предприятий года два назад заказал «памятник охраннику» скульптору. Согласно презентации, памятник имеет реального прототипа. Получив арт-объект «на руки», руководитель группы охранных предприятий решил найти достойное место произведению барнаульского автора, при этом заботливо предусмотрел места возможного размещения. По оценке одного из членов совета, таблица возможных мест размещения сотавлена как рейтинговый список рекламных мест Академгородка.
Данная скульптурная композиция, таким образом, и не предполагала вписание в определённую среду, а также несла в себе явные признаки рекламы: название компании на пограничном столбе и её логотип (щит с обратной стороны фигуры), всё это, безусловно, бросилось в глаза экспертам. Художественный совет отметил тенденцию: роста активности коммерческих организаций в установке брендированных памятников, которые символически закрепляют присутствие этих коммерческих брендов на муниципальной территории, в том числе непосредственно на территории городского центра. Фирмы активно метят территорию общественных пространств. За последнее время появилось много брендированных артобъектов разного сорта: деловая женщина (фирма «Граф», ул. Мичурина, 3), Гнездо с аистами «Счастье строится» (компания «Белый аист», Красный проспект, 30), «Продавец и покупатель» (Центральный рынок, угол улиц Каменской и Крылова), Швейная машинка фирмы Зингер (компания «Синар», угол улиц Серебрениковской и Сибревкома). Список может быть продолжен. Для Художественного совета «Охранник», яркий представитель коммерческой скульптуры 2000-х годов, был и вызовом, и первой проверкой боем. Если бы «Охранник» обсуждался членами совета первого созыва, я не могла быть однозначно уверена в исходе голосования. Но этот совет является советом Профессионалов. И он оправдал надежды: подтвердил свой высочайший уровень компетенции и даже не вполз в дискуссии. Хотя фигура охранника была совсем неоднозначна в культурологическом плане. Многое могло быть сказано: и о моральном оскудении, и о героях и символике нового времени, для которого так характерна фигура мужчины округлых форм с большой полицейской дубинкой, уверенно стоящая на страже частной собственности. Лицо охранника не помечено печатью особого интеллекта и духовности. А ведь могли бы порассуждать о времени и о скульптуре, противопоставить этот экспонат сказочному богатырю, динамичному образу советских героев, с горящим взором, запечатленных в металле и камне. Можно было поговорить об охраннике, как уходящей натуре, о неактуальности прославления этого штампа в наше время инноваций и нанотехнологий. Затронуть тему, почему человек с дубинокой до сих пор побеждает системы электронной охраны... Порассуждать об эклектичности символики: охраны (дубинки), государственной границы (пограничный столб). В общем, поговорить могли бы о многом. Но даже не опустились до риторики. Запомнились слова члена Совета известного художника: «Наверное, этому арт-объекту должно найтись достойное место в каком-нибудь музее, и по нему впоследствии могли бы изучать эпоху, в которую нам пришлось жить». Приговор Совета был однозначен:: «Рекомендовать мэру города Новосибирска отказать в размещении малой скульптурной формы «Охранник» на территории Советского района города Новосибирска в связи с тем, что архитектурно-художественное оформление элемента монументально-декоративного оформления противоречит особенностям среды, в которую предлагается его привнесение, а поверхность элемента монументально-декоративного оформления используется для размещения сведений рекламного характера». Совет выступил против безвкусицы, непрофессионального подхода в установке малых форм в городе, и, надеюсь, что на этот раз он спас Академгородок от сомнительного арт-объекта, оставив знаковые для жителей Академгородка места вакантными. Но появятся ли на этих площадках достойные крупнейшего города Сибири арт-объекты? А еще я не уверена, что выставленный на открытое голосование, вопрос размещения скульптурной композиции решился бы подобным образом. Большинство наших сограждан находится в мейнстриме массовой культуры и ничего не имеют против такой прикольной контактной скульптуры. Чужие логотипы для них – необременительны. Надо сказать, что и художники вовсе не против современной скульптуры на улицах городов: и даже осенённых сегодняшним временем типажей, но сделаны они должны быть не по-плотски и не в сатиричеком искажении, а с добрым юмором, с виртуозным обобщением, ХУДОЖЕСТВЕННО, ЭСТЕТИЧНО, да просто КРАСИВО, наконец... Есть и такая контактная скульптура: и у нас, и за границами, и её очень много...
Но этих ньюансов, которые так естественны для образованного в художественном плане человека, не ловит глаз обывателя. К великому сожалению, утрирование, карикатурность в наше поверхностное время всеобщего упрощения привлекают куда более... Ведь большинство горожан восприняли бы фигуру охранника ещё как один «прикол», и пошли бы фотографироваться, размещать в Инстаграме, лайкать и включать этот, с профессиональной точки зрения, неудачный арт-объект в список «Самые необычные памятники Новосибирска»... К сожалению, массовая культура – больше, важнее, сильнее профессионализма Художественного совета. Сегодня Совет успел выступить как оценщик, как цензор и как защитник. Он и далее сможет притормозить, воспрепятствовать, или пригнобить. Но в большом Времени без кардинальных сдвигов в общей культуре сибиряков Совет не способен победить. Об итогах дискуссии по второму вопросу, вынесенному на это же заседание художественного совета, – в статье «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: установка памятных знаков на «именных» улицах города».
|
|
Запустите волну сарафанного радио:
54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)
|
У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!
Еще никто не оставлял комментарии

ИнфоНарод.РФ
Информационный портал для городских сообществ!
Модераторы содержания канала: Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна; Роман Горлов;
Дата создания: 15.03.2014 (14:39)

ИнфоНарод.РФ
Информационный портал для городских сообществ!
Предложить публикацию- Главная
- Видео сообщества
- Новосибирск
- Значимые темы
- Гранты Новосибирска
- По районам
- Тобольск
- Томск
- О проекте
- Помощь
- Сарафанное радио
- История проекта
Модераторы содержания канала: Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна; Роман Горлов;
Дата создания: 15.03.2014 (14:39)