ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: установка памятных знаков на «именных» улицах города

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 29.05.2016 (11:25)

Информация помечена тегами:

памятник Новосибирский фонд культуры Новосибирский филиал Российского фонда культуры Гаврилов Калашян художественный совет Наволоцкая Новосибирск Инфонарод

4226
* количество прочтений.

 

Из отчёта Анны Наволоцкой, выполненной в рамках Общественного аудита малых форм, декоративной скульптуры и памятников города Новосибирска в рамках Общественного Совета по независимой оценке качества деятельности учреждений культуры Новосибирской области п октябре 2013 год

ГРУППА ПАМЯТНИКОВ (БЮСТОВ) ВЕЛИКИМ РУССКИМ ПИСАТЕЛЯМ НА КРАСНОМ ПРОСПЕКТЕ

(«Улицы и литература»)

Группа бюстов великих русских писателей находится на аллее Красного проспекта в Центральном районе города Новосибирска. Автор скульптурной части памятников – председатель НГТОО "Артель" Санду Бортник.

Справка

Cанду Бортник – универсальный скульптор. Закончил художественное училище им. В. А. Серова. Второе художественное образование получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.

Женившись, перебрался в Сибирь. Хотя в Питере у скульптора все же имеется мастерская. Там он и состоит при местном отделении в Союзе художников России. Создает произведения в бронзе, камне, фарфоре, керамике и т. д. Диапазон творчества впечатляет – от малых форм до монументальных, от декоративных ваз до мистериальных композиций. При всем этом разнообразии в творчестве нет эклектики, все объединено стилистически, есть своя интонация, свой пластический язык.

За годы творческой деятельности Бортник участвовал во многих крупных выставках и фестивалях в России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск) и за рубежом (Дания, Молдавия, Киргизия, Румыния, Япония, Финляндия).

В Новосибирске Бортник особенно известен как организатор симпозиумов скульптуры (снежной, деревянной, каменной), как автор памятника кардиохирургу Мешалкину, как автор монументальной композиции «Древо жизни» в Кольцово.

 

Большое количество улиц Новосибирска носят имена великих поэтов и писателей. Часть писательских улиц – это улицы, названные в честь декабристов. Местом ссылки декабристов была Сибирь. Декабристы привнесли в сибирские деревни образование, культуру, медицину, имена декабристов-писателей носят улицы Пестеля, Бестужева.

Большое количество улиц носит имена поэтов и писателей XIX века: Гоголя, Достоевского, Белинского, Добролюбова, Лескова, Писарева, Тургенева, Толстого, Лермонтова, Вересаева, Вяземского, Герцена, Грибоедова, Демьяна Бедного, Дениса Давыдова, Державина, Жуковского, Крылова, Некрасова, Одоевского, Салтыкова-Щедрина, Успенского. Первые улицы этой серии появились в 1906 году и с тех пор ни разу не переименовывались.

XX век обозначен несколькими фамилиями: Маяковского, Есенина, Горького, Куприна, Пришвина, Твардовского, Фадеева, Чехова, Шукшина.

Из 52 улиц Центрального района 14 названы в честь великих поэтов и писателей. На то, чтобы доказать нужность программы по возведению памятников великим писателям, понадобилось семь лет.

Власти Центрального района первым открыли бюст великого русского писателя Федора Достоевского – 27 июня 2008 года на пересечении одноименной улицы с главной магистралью Новосибирска – Красным проспектом. "Установить в Новосибирске бюст Достоевскому было давней мечтой скульптора Санду Бортника. Еще учась в институте, он разработал проект этого памятника и вот спустя годы, мечта исполнилась.

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю, самому загадочному русскому писателю, стал вторым в серии писательских памятников, установлен на аллее Красного проспекта при пересечении с улицей Гоголя. Открытие памятника приурочили к 16 сентября 2009 года – двухсотлетию со дня рождения писателя.

Памятник русскому классику-баснописцу Крылову Ивану Андреевичу находится на пересечении Красного проспекта с улицей Крылова в Центральном районе. Памятник открыт 8 октября 2010 года.

Открытием этих памятников заложена традиция – устанавливать в Новосибирске бюсты российских писателей, чьи имена носят улицы города.

Скульптурные объекты зафиксировали часть культурного наследия страны. Писатели никогда не бывали в Новосибирске, город на Оби возник уже после их смерти. Но почитатели их творчества есть везде.

Бюсты отлиты из чугуна специалистами компании Svarka Luxe в Санкт-Петербурге, которая славится качественной сваркой чугуна. Сначала они лепились из глины, затем были отправлены в северную столицу, там их отлили из чугуна с добавлением цинка и олова, прочеканили и вернули обратно домой. Уже здесь бюсты обрабатывались специальным раствором от коррозии.

Почему не в Новосибирске? Во первых, в Новосибирске не занимаются художественным литьем. Во-вторых, разделение работы скульптора и отливки детали – характерная черта скульптурной практики последних лет. Так придворный скульптор Зураб Церетели отливает свои детища на трёх заводах в разных точках страны. Но в тоже время лучший результат достигается, когда сам автор занимается отливкой собственного детища. При желании это делается и у нас в Новосибирске. так скульптор Алексей Дьяков, автор одного из самых гармоничных памятников Новосибирска (хирургу Юдину) отливал свои скульптуры на закрытых новосибирских заводах.

Несуразные постаменты под памятниками не имеют авторов. Значит авторство принадлежит все тем же коммунальным службам.

Постаменты памятников изготовлены из бетона и облицованы обыкновенной керамической плиткой, похоже – для внутренней отделки. Дощечки с фамилиями писателей прикручены к постаменту шурупами.

Облицовка наиболее старого постамента под бюстом Достоевского Ф. М. разрушается. Плитка была отколота еще в конце весны. За лето и осень 2013 года коммунальные службы не нашли возможным отремонтировать постамент.

Этим летом на завтраке в Барселоне наблюдала за молодым папашей с двумя детьми: старшему 3 года, младшему – не более одного. На террасе рядом с лестницей лежала точно такая же отколотая плитка. Молодой папаша спустил с рук малыша и вместе со своими ребятишками пытался вернуть плитку на место. Им удалось, но ненадолго. Спустя 10 минут плитка опять легла рядом. На следующее утро плитка занимала положенное ей место. И в этом была заслуга администрации отеля. Памятники Новосибирска не имеют ни таких граждан, ни хозяина. Они своевременно не ремонтируются, ни очищаются.

Памятники стилистически не вписываются в окружающую среду, но, в общем, их никто и не собирался вписывать. Головы памятников немасштабны пространству крупнейшей городской магистрали. Площадки под памятниками не имеют специальных благоустроительных проектов (рисунок покрытия, цветники, комплиментарные малые формы, освещение). Рекламные билборды над головами скульптур своими размерами, тяжеловесностью уничтожают скульптуру.

 

Ансамбль памятников дополняется грубыми сварными тазиками вертикального озеленения, ярко характеризующие вкусовые пристрастия городского Головы, а также исполнительское мастерство местных коммунальных служб. Дорожные знаки и огоньки светофора дополняют этот дивный ансамбль! Подсветка у памятников отсутствует.

 

 

 

 

Голова Достоевского – наилучшая из трёх писательских голов, не получается сказать "бюстов: плечи срезаны, грудные клетки усечены.

Широко распахнутые глаза Гоголя выпукло взирают на проезжую часть Красного проспекта, на Дворец бракосочетания и обветшалый Дом офицеров. Как будто писатель остолбенел и ничего понять здесь не может… Жители города, даже школьники, отмечают непохожесть бюста на Гоголя. "Это урод, а не Гоголь", – мнение авторитетного скульптора Арама Григоряна. На постаменте невнятная надпись, поэтому не все сразу определяют, чей это памятник.

Непохожесть на первоисточник – характерная черта и бюста Крылова Ивана Андреевича. Основной трудностью при работе над бюстом, по словам Бортника, стало отсутствие посмертной маски Крылова (в отличие от Гоголя и Достоевского). Скульптору пришлось ездить в Летний сад Санкт-Петербурга для изучения стоящего там памятника баснописцу. Жители города, обсуждая новость открытия памятника на НГС, отметили его похожесть на председателя новосибирского горисполкома 90-х годов Ивана Ивановича Индинка.

Похоже, скульптором Бортником в его работе владело чувство большой неуверенности в своих творческих силах, так что это выразилось в образах Гоголя и Крылова.

После аудита памятника Кутузову всё-таки хочется поцеловать лысину памятника Достоевского и порадоваться: "По крайней мере скульптор не лепил «типовуху»".

Антивандальные приспособления для этих скульптур не разработаны.

И года не простоял в Новосибирске памятник Николаю Гоголю. Бюст Николая Васильевича исчез вместе с постаментом 27 мая 2010 года. Автора «Мертвых душ» почти в прямом смысле смыло: на него наехала проезжавшая мимо поливальная машина. Памятник отреставрировав, вернули на место.

Писательские памятники создали на народные деньги. Средства внесли предприниматели и поклонники творчества писателя: 500 тысяч рублей – стоимость одного памятника.

Администрация Центрального района надеялась, что следующим в плеяде литературных памятников станет бюст Гавриила Державина. Этого не произошло ни 2011, ни в 2012, ни в 2013 годах. Чиновники мэрии сконцентрировались на других памятниках.

Анализ и предложения

Прекрасная идея – усилить символику городского пространства, обозначить историческую писательскую зону, сформированную ещё в Новониколаевске, свидетельствующую об исторической приверженности нашего города высокой культуре. При дальнейшем развитии идеи, создании мемориальной писательской зоны возможно формирование отдельного писательского туристического маршрута. Для этого необходимо создать единую градостроительную схему памятников писателям. Обозначить в ней места возможной установки памятников, связав их пешеходными маршрутами. Продолжить создание и установку литературных памятников.

Несмотря на упоминание о внесении средств "предпринимателями и поклонниками писателей" в СМИ совершенно отсутствует информация о сборе средств на их возведение. Для дальнейшего развития проекта учредить фонд, и дать информацию в СМИ.

Положение с несоразмерностью памятников пространству Красного проспекта можно значительно улучшить демонтажом билбордов по центральной аллеи Красного проспекта.

Выполнить проекты благоустройства площадок установленных писательских бюстов (мощение с акцентом на памятниках, малые формы, освещение). Демонтировать существующие элементы вертикального озеленения. Изменить расстановку знаков дорожного движения, чтобы они не вступали в спор с памятниками.

Разработать постаменты, применить для их изготовления специальные долговечные материалы.

Установить навигацию на памятниках: (отразить историю установки, Ф. И. О. автора, надпись посвящения, даты установки).

Необходимо преодолеть "непохожесть" памятников моделям, добиться символичности. Как вариант дополнить памятник. Как показывает анализ подобных памятников – это знаменитые герои литературных произведений авторов. Для примера следует рассмотреть лучший отечественный и зарубежный опыт по созданию литературных памятников.

Организовать конкурсы. Создать совет профессионалов, легализующие памятники в  городе.

Обзор памятников

Памятники Достоевскому

Памятник Федору Михайловичу Достоевскому, установлен в честь одного из самых знаменательных событий города  – празднования 850-летия Москвы в 1997 году на Воздвиженке. Авторы – талантливые мастера скульптор А.И. Рукавишников, архитекторы М.М. Посохин и А. Кочековский совместными усилиями выполнили не одну работу, их стараниями созданы также памятник Юрию Никулину  в Москве и В. Татищеву в Тольятти. Бронзовая скульптура Достоевского расположена на гранитном постаменте.

Памятников Достоевскому в России установлено немало, но, пожалуй, самым интересным из них является скульптура Федора Михайловича, установленная в 1997 году в Санкт-Петербурге, близ Владимирской площади.

Примечательно, что свой первый эскиз этого монумента скульптор Любовь Холина выполнила еще в 1956 году, затем он в сотрудничестве с художником Петром Игнатьевым и скульптором Павлом Игнатьевым неоднократно дорабатывался художницей, а воплощен в жизнь был лишь на исходе 20 столетия. Фигура Достоевского была отлита из бронзы и закодирована «под камень» – в ней нет выступающих деталей.

Этот памятник был открыт в 2006 году в день 800-летия Дрездена и 185-летия Федора Достоевского. Установлен он в этом городе неспроста, в XIX веке писатель здесь часто бывал и даже подолгу жил. Так в 1869 году именно здесь в семье Достоевских родилась дочка Люба. И именно в Дрездене великий писатель написал романы «Вечный муж» и «Бесы».

Статуя была отлита в 2004 году русским скульптором Рукавишниковым, место для нее выбирали совместно с германо-российским институтом культуры.

 

Памятники Гоголю

Памятник Гоголю в Александровском саду С-Петербурга. Это – первый памятник Гоголю. Бюст был отлит по модели, выполненной В. Крейтаном, и установлен в 1896 году.

А вот непревзойденный шедевр – памятник работы Николая Андреева в Москве. Он был установлен в 1909 году в честь столетнего юбилея Гоголя на Пречистенском (ныне — Гоголевском бульваре). На гранитном постаменте лаконичная надпись: Г О Г О Л Ь.

В его нижней части – рельефный многофигурный фриз, запечатлевший героев гоголевских произведений.

Памятник был разобран и сослан в бывший Донской монастырь в 1951 году. А через год, к столетию со дня смерти писателя на месте старого памятника поставили новый, официальный вариант, работы Томского с помпезной надписью: «Великому русскому художнику слова тов. Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». 

На улице Малой Конюшенной, рядом с Невским проспектом в 1997 году был установлен памятник (скульптор М. В. Белов).

Памятники Крылову

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855». Скульптор П. К. Клодт.

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.

Памятник Ивану Андреевичу Крылову в Москве был установлен в 1976 году. Проект памятника был разработан и осуществлен скульпторами А. А. Древиным, Д. Ю. Митлянским и архитектором А. Г. Чалтыкьяном. Композиция изготовлена из бронзы и гранита.

 

Главу «Коммерческая скульптура 2000-х» из отчёта 2013 года по аудиту  памятников Новосибирска, проводимого Общественным советом по независимой оценке деятельности учреждений культуры при Минкультуры НСО. Один из них можно найти в статье «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: ИЗБАВЛЕНИЕ АКАДЕМГОРОДКА». 

Главу «Как предприниматель из города Кропоткин новосибирских мэра и губернатора опозорил» можно найти  в одноимённой статье.

 

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)