И новый октябрь впереди...или...
Автор: Борис Алексеевич СысоевДата публикации: 07.12.2017 (21:07)
Информация помечена тегами:
Новосибирск 100-летие революции 1917 год конференции психоистория Инфонарод Инфовидео
Обсуждения 100-летия Октябрьской революции, или переворота, проходили в разных местах. К сожалению, не удалось побывать на прошедшем в Доме правительства НСО (и в других местах 23-24 ноября в Новосибирске), о котором вскользь упомянул Дмитрий Кокоулин в статье "И новый Октябрь впереди?», опубликованной на сайте Новосибирской митрополиии. Есть также ряд статей в других СМИ, посвящённых конференции "Октябрьская революция 1917 года в России и ее роль в мировой истории", в которой приняли участие более 600 ведущих представителей научного и экспертного сообщества из регионов России и зарубежных стран. Эти и ряд других статей мы полностью разместили в нашей публикации ниже. Всё это подвигло ускорить написание этого материала, хотя спешить не сильно хотелось, поскольку тема очень непростая и изложить её внятно и подробно совсем непросто. Поэтому, вероятно, будет не одна статья. Здесь вы сможете посмотреть видеозаписи нескольких обсуждений, прошедших в Доме учёных СО РАН (А.И.Колпакиди), в библиотеке им. М.А. Лаврентьева с участием д.ф.н. Н.С.Розова (названного в честь своего деда - Н.С.Розова) и преподавателя истории православной гимназии во имя Сергия Радонежского. По сути это был поединок между двумя разными позициями, а по форме - сильно редуцированный обмен мнениями из-за отсутствия культуры проведения таких мероприятий, где участники имеют неодинаковые позиции. Следующие обсуждения были записаны там же, в библиотеке, на секции научно-ествествоиспытателей совместно с клубом " У самовара" В.А. Игнатьева", члена ПАНИ (Петровской Академии Наук и Искусств), и в окружном Доме Офицеров - годичное собрание Новосибирского отделения ПАНИ (Петровской Академии Наук и Искусств). Они прошли в разных социальных группах, только лишь отчасти пересекающихся по составу. Везде обсуждения были напряжённые, а местами нервные и иногда переходящие в вербальную агрессию (хорошо ещё, что не в физическую, до которой, прямо скажем, было не так уж и далеко). Причина таких нездоровых реакций на выступления той или иной стороны, как мне представляется, лежит в том, что одни говорят о негативных событиях, сопровождавших революцию и постреволюционное время, а другие - только о достижениях СССР. Это споры могли бы принять и более конструктивное направление, если бы обсуждались по чётким, понятным направлениям в оговорённых системах координат, о которых стоило бы сказать отдельно, и речи о которых нигде нет вообще. Далее, в оговорённых заранее методологических подходах можно было бы вести дискуссии более содержательные и более научные, если так можно сказать, несмотря на ярко выраженную эмоциональную окраску выступлений. Пока в обсуждениях господствуют подходы макроисторические, о которых было неоднократно написано в специальной литературе, как о методах, приведших к кризису историю. Основываясь только на них, история перестаёт быть инструментом научного познания и прогноза, и к ней по этой причине теряется интерес в современном обществе, начиная с начала прошлого века. Есть ещё и подходы микроисторические, о которых писал сибирский историк Томского государственного университета, доктор исторических наук Б.Г. Могильницкий, начиная примерно с 1978 года (Американская буржуазная психоистория. Томск. Совместно c И.Ю. Николаевой, Г.К. Гульбиным.). Его книгу я купил в ТГУ ещё в 1985 году (в библиографии на сайте ТГУ неверно указана дата выхода, там стоит 1986). К сожалению, многие из тех, кто берётся судить о революциях вообще, и в частности об октябрьской, совсем с ними - с этими подходами - не знакомы. Причины простые - эти подходы хотя и были и в работах В.М. Бехтерева1929 года в СССР ("Коллективная рефлексология" В.М. Бехтерев, 1929), очень серьёзно начали развиваться в зарубежной науке прошлого века, дав плеяду ярких авторов, но «железный занавес» отделил наше общество от этих работ, которые развивались только там. Эти подходы могли быть политизированы и привели бы к дискуссиям, которые, как сейчас, так и тогда политическое управление страны считало и считает, как мы видим, нецелесообразным. Общество в целом, за исключением очень редких специалистов в СССР (к таким относился Б.Г. Могильницкий), которым дозволялось изучать то, о чём другие собственно и представления не имели, прошло мимо этих способов построения научной картины социального мира и жили в разных контекстах. Безусловно, утечка информации всегда была и действовала исподволь на умы, а запрет на дискуссии в обществе, который возник уже в эпоху Ленина - Сталина, когда большевики свернули все дискуссии в социальных науках и пошли по пути уничтожения, не всегда только физического, своих оппонентов, продолжается, по сути, до сих пор. Запрет не позволил преодолеть разномыслие и вылился в октябрь 1993-го года в очередной октябрьский переворот, свернув только начавшиеся вновь дискуссии, культуры которых, увы, как не было, так и нет до сих пор, что собственно и показали встречи, которые мы записали на видео. То, что смог позволить себе Китай (причины надо ещё анализировать), не удалось в России. И это тоже наследство Великой Октябрьского переворота, который вот так отрыгнулся, спустя столько лет развалом СССР и потерей многих бесспорных положительных сторон социалистического устройства общества. К сожалению, в 2014-м году Б.Г. Могильницкого не стало, и поговорить об этом сейчас, наверное, уже и не с кем. Возможно, он задумывался над этим, тем более что был членом КПСС и парторгом и при этом был очень чуток к новым инструментам исследования истории. Были или нет представлены хоть какие-то серьёзные исследования, выполненные в рамках этих новых для СССР и России подходов, мне пока неизвестно, но то, что в общественное сознание они пока не попали - это видно по накалу страстей, которые приводили в ярость и негодование ту или иную стороны. Сомневаюсь, что старые историки, которые с ними не знакомы, как выясняется из личных бесед, с яростью витийствующие с трибун и отстаивающие свои убеждения, разобрались, как им кажется, во всём. И они уже не считают нужным изучать другое, а многие уже и не захотят что-либо поменять в своей картине мира: им хотя бы успеть поделиться собственными наработками, которые сами по себе не безынтересны, но не полны и не могут уже претендовать на современную, полноценную научную картину мира. К сожалению, до научного полноценного подхода к пониманию нашей истории очень и очень далеко и, вероятно, и кадров нет, которые могли бы совмещать несколько подходов, каждый в отдельности из которых имеет свои и достоинства, и недостатки. А ведь, если применить некоторые подходы даже так, вприкидку, то может статься, что действительно Новый Октябрь снова впереди. Эволюционный подход, декларируемый сейчас в России, буксует, поскольку куда эволюционизировать кормчие сегодняшней России, похоже, не вполне ещё пока осознают и живут в собственных фантазиях, иллюзиях и невежестве. И тем более пока не осознают, сколько у них реально осталось времени на эволюцию. Этого не смог понять Николай II, при котором была заметна эволюция в определённых направлениях, если смотреть из современного историко-архивного документального пространства знаний, что не было заметно многим его современникам. А во время кризиса социальных отношений, и тем более в революцию или гражданскую войну, вообще никто не видит объективной картины, находясь в борьбе и в психически возбуждённом состоянии, вплоть до патологии. Кризис, существовавший в управлении и, прежде всего, в управленческих кадрах, в сознании и ожидании людей опередил темпы эволюционных преобразований. В бюрократической машине кадрам не было предложено чёткого пути и ответственности за этот путь, а последствия они точно не представляли, когда решили взять власть в свои руки вместо царя во время первой мировой войны. То чем это закончится, никто не ведал. Как я думаю, большинство сокрушивших СССР своим молчаливым согласием или соглашательством представителей класса управленцев мало понимали, чем закончится эта авантюра, в том числе и для них самих, и для страны. Возможно, многие бы покаялись, если бы могли. Народ существенных изменений не в состоянии видеть, пока изменения не принесли плодов заметных и однозначно положительных. А они как раз до основной массы доходят в сильно урезанном виде, поскольку все, кто стоит выше в сословно-иерархической системе общества (которая существует де факто сейчас и существовала при царизме), всегда черпают оттуда первыми и столько, сколько смогут зачерпнуть, во всех смыслах этого слова; ограничить их аппетиты практически невозможно. Путь эволюции и методы управления и принятия решений не соответствовали сознанию этого очень своеобразного класса, к которому можно отнести и самого Николая II (собственно это признал и он сам, когда писал в дневнике о том, что везде предательство, трусость и обман). О бюрократию, у которой реальная власть на местах, споткнулся и расшибся не только Николай II, но и Ленин, и Сталин и другие. Бюрократию критиковали великие наши писатели и А.С. Грибоедов, и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и М.Е. Салтыков-Щедрин, и Л.Н. Толстой, и Н.С. Лесков и А.П. Чехов, не говоря уже о А.И. Герцене, Н.Г. Чернышевском, Н.А. Некрасове и революционерах и т.д., и т.д. Даже и в советское время была критика, возьмём хотя бы Д.А. Гранина. Можно вспомнить и критику нобелевского лауреата И.П. Павлова и многих, многих других. Но, как в баснях Крылова: "А, Васька слушает да ест", "А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты (управленцы) не годитесь " и других. Как говорят в народе, как с гуся вода. Общество могло бы вести и опосредованный диалог, но он не состоялся, "Служить бы рад, прислуживаться - тошно", автор погиб совсем молодым, "На службу не напрашиваюсь - от службы не отказываюсь ", " И в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал"- автор погиб молодым,"Печально я гляжу на наше поколенье! "Отмщенья, государь, отмщенья!
«Погиб поэт! — невольник чести — автор погиб молодым. Салтыков-Щедрин выслан в Париж, Герцен - бежал в Лондон, как когда-то бежали за границу Курбский (собинный друг от И.Грозного ) и старец Артемий, игумен Троицко-Сергиевой лавры. Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет. Достоевский - на каторге... А.С. Пушкин написал единственное произведение на тему о власти "Борис Годунов". Более произведений о власти в России не было очень долго, а таких, как это, ни одного вообще. Власть и народ - Л.Н. Толстой "Война и мир" и всё... Возьмём, к примеру, Вальтера Скотта, современника А.С. Пушкина. Пишет " Пуритане" - очень серьёзный и глубокий роман о религиозном расколе и гражданской войне. Наверное, Пушкин мог бы написать и о декабристах, и о "расколе, и много чего ещё. Но лира великого поэта и писателя, журналиста, великого читателя, самого образованного - замолчала. Диалог власти и народа, власти и самых образованных людей не состоялся. Первая дума распущена. Белый Дом - Верховный совет - в октябре 1993-го года расстрелян. Разгон и арест учредительного собрания и расстрел мирной демонстрации в январе 1918-го года. Гражданская война, гулаги и лагеря, диссиденты и психушки и т.п. Виновники Ходынки и Кровавого воскресенья - не наказаны, как не наказаны убийцы Пушкина и Лермонтова. Убийство сына Б.Годунова, убийство трёхлетнего ребёнка Марии Мнишек, убийство Павла I, убийство Ивана Антоновича, … А сколько своей смертью умерло из монархов в России?!? Убийство царской семьи и их сопровождавших... Вот такой кровавый диалог. И до сих пор власть не готова идти на диалог ни с кем. Какая бы ни была власть или оппозиция, какой окраски, а результат всегда один. Выйдет ли Россия из этого кровавого круга или нет? Дорастёт ли власть, и с ней - общество, до полноценного диалога? К сожалению, исправить этот класс в моделях существующих социальных систем пока могли и могут только сами его представители, поскольку они не были ни от кого, по сути, зависимы, кроме самих себя. Как раньше, так и сейчас, собственно, не зависят ни от кого, по большому счёту, и больше всего борются с открытостью и прозрачностью своих действий, тем самым выводя себя за рамки серьёзной конструктивной критики. Но, подобно барону Мюнхгаузену, они себя из трясины за собственные волосы собственной рукой не смогли вытянуть, и революция погребла и их тоже. Переворот 1993-го года погрёб и большинство старой номенклатуры, а кого не погрёб, ещё догребёт, как погребёт и нынешнюю. В этом сомнений нет никаких, только вопрос, как, когда и каким образом и каковы будут очередные потери на этом этапе? К сожалению, всё, что мы имеем по обсуждениям, совсем немного для такой темы. Жаль, что наша критика по поводу освещения мероприятий в НСО и мэрии на протяжении многих лет так и не воспринята. Наши СМИ работают в сильно урезанной повестке, и значимые события жители ни НСО, ни города не могут видеть ни в он-лайне, ни в записи. А видео проводящих совместно с Правительством НСО конференций никогда ещё не выкладывали в свободный доступ, а зачастую никогда его полностью и не вели, несмотря на достаточно хорошие технические возможности и приличную оснащённость, вероятно, экономя на бюджете, хотя это и мизерные деньги. В этот раз мне сообщили, что запись велась полностью, заказчиком было правительство НСО. Подал запрос на возможность ознакомления с этой записью. Вроде бы конференция проходит на деньги НСО, в здании НСО и была общественной и открытой. Но вот выкладывать отснятые на конференции видеоматериалы не спешат, а прошло две недели. Возникает вопрос, а может ли любой гражданин РФ, в том числе житель НСО, получить информацию с публичных мероприятий в том виде, в каком её может получать, например, тот, кто работает в правительстве НСО или нет? О существовании закрытых серверов, на которые выкладывается информация, например, из мэрии – известно. Нетрудно предположить, что такая же возможность есть и у правительства НСО. Вряд ли логика информационной политики здесь различна. Вероятно, и другая конференция, которая прошла в Новосибирске, проведена на деньги муниципалитета. И информации о ней тоже нигде нет, кроме небольшой статьи на сайте КПРФ: "В Новосибирске открылась научная конференция «Великая Октябрьская социалистическая революция: Мифы и реальность». 28 октября в зале Президиума СО РАН в Академгородке собрались историки из разных городов России, чтобы обсудить роль Великой Октябрьской Социалистической революции в российской и мировой истории. С приветственным словом перед участниками конференции выступил первый секретарь Новосибирского ОК КПРФ, мэр Новосибирска Анатолий Локоть". (Как уже было сказано ранее, мы поставили эту статью полностью и в ней разместили и видео, которое нам удалось найти, оно, увы, всего на 4 минуты.) Политические цензура и конъюнктура момента снижает и искажает всё, разъедая, как ржа, всё наше общество. Полноценные публичные дискуссии, которые смог себе позволить Китай, и позволяет до сих пор, давно называя себя Великим Китаем, в России невозможны ни при царе, ни при большевиках, ни при нынешнем руководстве. Общая болезнь, не преходящая и не зависящая ни от какой власти, коренится в психологических комплексах личностей, выросших в условиях тоталитарной системы, которая боится показать свою невежественность, они сами себя боятся увидеть со стороны. Если бы Пётр Первый жил в нынешние времена, он бы не только запретил выступать по бумажкам, но и приказал бы записывать на видео, «дабы дурь каждого была видна всем». Вероятно, в причинах революции или переворота, как кому угодно, пусть так и называет, не суждено пока разобраться, и получается, что Новый Октябрь снова впереди. Ведь, если нет полноценного дискурса, то всё вновь и вновь будет повторяться и повторяться. Пока выводы и уроки, которые невозможны без широких общественных, публичных и доступных для просмотра обсуждений, не станут нормой для нашего общества, общим достоянием и обязательным элементом зрелой гражданской культуры, до тех пор будет движение по замкнутому кругу, а социальная система будет буксовать и циклить. Многие обсуждения на всех этих площадках, где мы были, носили крайне бурный характер. Но мы видим их повсюду по многим вопросам, и многие из них, несмотря на существование различных шоу-форматов а ля В. Соловьёв, не носят конструктивного контекста. Начнём со статьи Дм. Кокоулина и полного видео с этого мероприятия. Надо отметить, что статья хоть в основном и основана на аудиорасшифровке, но есть по какой-то причине и некоторые значительные отклонения от того, что и как было там, поскольку эмоциональность никуда не денешь. Поэтому есть смысл и прочитать статью, и посмотреть видео, несмотря на большое сходство. Особенно это важно с точки зрения психологического состояния общества, жаль, что видеокамера была одна, и поэтому не в полной мере передаёт накал страстей, фиксируя в основном только выступающих.
И новый Октябрь впереди?
В Новосибирске открылась научная конференция «Великая Октябрьская социалистическая революция:
|
В Новосибирске открылась научная конференция «Великая Октябрьская социалистическая революция: Мифы и реальность»28 октября в зале Президиума СО РАН в Академгородке собрались историки из разных городов России, чтобы обсудить роль Великой Октябрьской Социалистической революции в российской и мировой истории. С приветственным словом перед участниками конференции выступил первый секретарь Новосибирского ОК КПРФ, мэр Новосибирска Анатолий Локоть.
![]() Локоть Анатолий Евгеньевич
Мэр Новосибирска, член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ
Анатолий Локоть отметил, что столько эпохальное событие как Великая Октябрьская Социалистическая революция оказало влияние не только на ход истории нашего государства, но и на всю мировую историю. — Сам факт существования СССР оказывал влияние на отношения во всех странах. Наши враги путались задушить союзное государство с самого начала его истории, — отметил коммунист. Говоря о необходимости сохранении исторической памяти, первый секретарь Новосибирского ОК КПРФ отметил, что сегодняшние реалии заставляют поднимать вопросы Великого Октября снова и снова. — Вот уже 30 лет топчутся по нашей исторической памяти. Это целенаправленная работа, чтобы внести разобщения в наш народ, лишить наш народ исторической памяти и исторической перспективы. Зачастую, современные высказывания против революции настолько убоги, настолько лишены аргументации, что порой просто удивительно. Наша задача, в том числе задача этой конференции – заполнить этот исторический пробел, чтобы люди понимали значение этого периода и его роли в нашем государстве. Если мы не восполним этот пробел, то перспективы нашего народа печальны, — отметил Анатолий Локоть. Он также отметил, что Россия, по сути, создана в тот период. И сегодня наша страна на 90% используется потенциал (научный, культурный, инфраструктурный, военный), заложенный в советские годы. По словам мэра Новосибирска, сегодня стоит рассматривать уже не просто период революции, а переходить к анализу всего социалистического периода нашей страны, вплоть да развала СССР. — Кто-то употребляет слово «распад», но я уверен, что это был целенаправленный «развал» нашего государства, это была трагедия мирового масштаба, — отметил Анатолий Локоть. По словам градоначальника, задача конференции – восполнение исторических пробелов. Приветствуя и поздравляя участников конференции, Анатолий Локоть особо отметил, что он рад проведению этого мероприятия в Академгородке, в месте, где собраны лучшие интеллектуальные силы нашей Сибири.
Доктор исторических наук, профессор НГТУ Дмитрий Карнаухов выступил с докладом о «просоветском» и «антисоветском» дискурсе в зарубежных концепциях истории революционной России. В самом начале своего выступления Дмитрий Карнаухов подчеркнул академический характер своего доклада, хотя юбилей Октябрьской революции и настраивает на какие-то ценностные характеристики. Его сфера научных интересов – восприятие России за рубежом, поэтому ему трудно пройти мимо этого события, которое и сегодня активно обсуждается за пределами России – политиками, политологами, деятелями культуры. Он подчеркнул, что фальсификация советской истории, о которой говорили другие исследователи, является свидетельством интеллектуального бессилия, которое заставляет придерживаться сугубо идеологических концепций. Исследователь отметил, что просоветский дискурс существует в общественном создании стран Запада и сейчас, но искусственно маргинализировался со второй половины XX века, поскольку на первое место выходил идеологический проект. Дмитрий Карнаухов подчеркнул, что элементы просоветского дискурса за рубежом исходили от интеллектуалов, деятелей искусства. В 30-е годы западные интеллектуалы поддержали феномен революции. Достаточно упомянуть Ромена Роллана, который в 1935 году встретился со Сталиным и по итогам этой встречи убедился: русская революция стала освобождением гуманистического духа. Стоит вспомнить и о немецком писателе Лионе Фейхтвангере, авторе брошюры «Москва, 1937 год». Его подход – западная демократия является легальным способом привести к власти радикальных националистов, советская демократия – контроль средств производства, реальная гарантия «действительной народной свободы». Естественно, роль Советского Союза во Второй мировой войне, вклад в победу над Гитлером только укрепил эту линию. Так в журнале «Тайм» человеком 1942 года был признан Сталин, авторы журнала признавали действенность и результативность советского эксперимента. Статья была опубликована в разгар Сталинградской битвы. Но, в годы «холодной войны» этот дискурс был искусственно уничтожен, хотя после Победы позитивное восприятие Советского Союза было огромным. Именно «холодная война» привела к рождению антисоветского дискурса. Свою лепту внесли российские эмигранты в Югославии, Чехословакии, Франции. Из советологов такого направления Дмитрий Карнаухов не мог не назвать Ричарда Пайпса, который в своих работах отличался крайне негативными, личностными оценками Ленина. Исследователь назвал крайне вредной сформированную Пайпсом концепцию «двух тоталитаризмов – гитлеровского и сталинского», ставшей неотъемлемой частью российского либерального дискурса и попавшую в школьные учебники истории постсоветской России. Другая концепция, сформированная в те же годы – это «концепция преемственности», представление о том, что «Советская революция» возродила российский деспотизм. Она также сформировалась за рубежом, но после 1991 года транслировалась в российское общественное сознание. По словам исследователя, антисоветский дискурс и по сей день преобладает в зарубежной исторической науке. Он выразил надежду, что серьезные научно-практические конференции подобные той, что проходит сейчас, позволят нарушить эту традицию.
Известный историк, руководитель издательства «Алгоритм» Александр Колпакид выступил на Всероссийской научно-практической конференции «Великая Октябрьская социалистическая революция: мифы и реальность». Вместе и историком Колпакиди конференцию посетил и руководитель Центра Политической учёбы ЦК КПРФ Станислав Аниховский. Свое выступление Александр Колпакиди начал с того тезиса, который подробно изложил на лекции в малом зале Дома ученых СО РАН днем ранее: вместо научного осмысления Октября в общественное создание при активном содействии власти вводится конспирологический черносотенный дискурс. Доходит до того, что по федеральным телеканалам показываются «научные» фильмы, в которых Зимний дворец штурмовали переодетые немецкие егеря. «Черносотенный» подход в антисоветской пропаганде приходит на смену либеральному, хотя историки и публицисты либерального лагеря охотно объединяются с теми, кто тоскует по царю-батюшке. Характерный пример: попытка переименования станции «Войковская», когда соответствующие петиции с одной стороны подписывал «Мемориал», с другой стороны — историки-монархисты Лавров, Мультатули и другие. Историк убежден: против правды создан огромный лагерь, выполняющий заказ — сделать главным событием отечественной истории не Великую Октябрьскую социалистическую революцию, не победу в Великой Отечественной войне, а гибель Николая II. Этот заказ, по мнению Александра Колпакиди, инициирован властью: не добившись каких-либо успехов в образовании, науке, здравоохранении, политическая элита отмечает: народ помнит «советский проект». Историк подчеркнул: после 30 лет антисоветской и антикоммунистической пропаганды население сохранило удивительную стойкость, что подчеркивается социологическими исследованиями — от 40 до 50 % населения является приверженцами «советского проекта». Либеральные историки и публицисты проиграли идеологическую борьбу, и теперь на их место приходит правоконсервативные, черносотенные историки — в общественное сознание усиленно вводится представление о «России, которую мы потеряли», необходимость покаяния за «убийство царской семьи». Скандал вокруг фильма «Матильда» - тому подтверждение. Александр Колпакиди призвал обратить внимание на то, что в своих интервью режиссер Алексей Учитель постоянно подчеркивал, что Николай II был одним из самых великих правителей в истории, так что конфликт между ним и Натальей Поклонской, конечно, преувеличен и, скорее всего, раздувается властью. В этой суете, по мнению историка, не видно истинного значения Великого Октября: — Ленин, большевики, народ спасли Россию, как это сделали Минин и Пожарский в 1612 году. Но тогда потребовалось ждать еще 100 лет, чтобы пришел Петр I и организовал модернизацию России. А большевики уже через 20 лет после революции провели модернизацию. Завершая свое выступление, Александр Колпакиди отметил, что современному историку не надо заниматься агитацией или пропагандой. Достаточно придерживаться принципа объективности, сохранять историческую правду — она на стороне левых сил. Эти слова были встречены участниками конференции бурными аплодисментами https://kprf.ru/party-live/reg...
И это в данной статьте всё, что есть. Мы нашли видео на 4 минуты с этой конференции - всё что нашлось в открытом доступе.
Так же решили разместить видео с конференции с тождественным названем прошедшей в Санкт- Петербурге
|
«Повод для гордости или для сожаления»: ученые обсудили феномен Великой Октябрьской революции
© Александр Павлов
27 Ноя 2017, 06:14 В Новосибирске состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию Великой Октябрьской революции. Ее организаторами выступили правительство Новосибирской области, Сибирский институт управления, НГУ, Институт истории СО РАН и Историческое общество Сибирского федерального округа. Участниками конференции стали ученые-историки со всей страны и из-за рубежа. Они изучают Октябрьскую революцию 1917 года с разных сторон, под разными углами. Одни исследователи фокусируют внимание на локальных процессах — на том, как советская власть приходила в какую-то конкретную губернию или город. Других занимает влияние революции на ход мировой истории. Обстоятельный и, по возможности, спокойный разговор о революции 1917 года, очень нужен российскому обществу, считают историки. Научные конференции это одна из самых подходящих форм такого разговора, говорит сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель института археологии и этнографии СО РАН, академик Анатолий Деревянко: «Каждый человек, если он любит свою Родину, должен гордиться ее историческим прошлым. В истории любой страны имеются и взлеты, и падения. Прошло 100 лет со дня Великой Октябрьской революции, но оценки этого события по сей день разные. Мне представляется, что самое главное для нас сегодня — это перестать делить наше общество на красных и белых». Отечественная историческая наука уже 100 лет изучает Октябрьскую революцию 1917 года, а также все, что ей предшествовало и что последовало за ней. Но многие ученые уверены, что сейчас в каком-то смысле общество стоит в начале пути по осмыслению того, что произошло со страной за минувший век. 70 лет учебники историки толковали революцию, как безусловное благо. Потом крах системы и привычных установок, и на историю предложили смотреть с диаметрально противоположной точки зрения. Сейчас вопрос ставится иначе: не клеймить одну из сторон, а понять, как все происходило. «Я думаю, дополнительным стимулом для такого анализа стала череда революций, которая серьезно потрясла мир. Ирак, Ливия, Украина… Безусловно, они по своим масштабам мало сопоставимы с Октябрьской революцией, но предпосылки, причины и последствия их тоже нужно изучать», — подчеркнул заместитель губернатора Новосибирской области Александр Титков. По его словам, именно по этой причине правительство Новосибирской области стало одним из инициаторов проведения этой конференции вместе с Историческим обществом СФО, и с учеными. Директор СИУ РАНХиГС Сергей Сверчков, ведущий и модератор конференции подчеркнул ее значимость — «Сегодняшняя конференция без сомнения стала знаковым событием для нашего региона. Она послужит расширению взаимодействия государства, науки и общества в целом». Директор Исторического общества Сибирского федерального округа Екатерина Болдырева на открытии конференции напомнила, что в год столетия революция по всей стране проходят выставки, симпозиумы, круглые столы, издаются книги. Российское историческое общество по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина, реализует комплекс мероприятий, посвященных Великой Российской Революции. Историческое общество Сибирского Федерального Округа (региональное отделение Российского Исторического Общества), является одним из лидеров по проведению региональных программ, прежде всего связанных с историей, образованием и культурой. В течении всего 2017 года Историческим обществом СФО на территории реализуется программа, посвященная 100-летию революции 1917 года и 80-летию Новосибирской области. Большая просветительская работа курируется федеральным центром: «Этот год у нас прошел под флагом 100-летия со дня революции и 80-летия Новосибирской области. Мы подготовили ряд ярких проектов. Один из них — это выпуск регионального учебника истории Новосибирской области совместно синститутом Истории СО РАН, Институтом Археологии и Этнографии СО РАН, НГПУ при поддержке правительства Новосибирской области. И, кстати, в этом учебнике есть глава, посвященная Октябрьской революции 1917 года. Она рассказывает о том, как эти события происходили на территории нашего региона». Историческое общество одной из основных своих задач видит вовлечение молодых людей в изучение и обсуждение исторических событий. На конференции «Октябрьская революция 1917 года в России и ее роль в мировой истории»среди докладчиков и слушателей много студентов. У них есть возможность не только поделиться результатами своих исследований и послушать старших коллег из российских институтов, но и узнать, какой видят революцию 17 года ученые других стран. Ученый из Латинской Америки профессор Автономного университета города Пуэбла (Мексика) Умберто Моралес Морено в своем докладе пытался сравнить течение революционных процессов в разных странах. «Подобные конференции очень важны, — подчеркнул господин Морено, -поскольку они позволяют людям в разных странах видеть и позитивное наследие революций. Сторонний наблюдатель может обратить внимание на те факторы, которые до сих пор оставались в тени из-за внутренних идеологических игр». Подход организаторов конференции к подбору тем и спикеров, дал возможность посмотреть на тему революции очень широко, говорят участники. Директор института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров выступил с докладом об историческом опыте российских революций в странах Восточной Азии. Цель конференции, по мнению Бориса Базарова очевидна: «Нация должна самой себе ответить на вопрос, который касается его же прошлого. Надо ли гордиться Революцией или относиться к ней, как к трагедии? Стоит ли распоряжаться своим историческим прошлым так, как мы делаем это сейчас? И вообще, мы наследники великих традиций или чего-то незаконного, неумного, неосознанного?» Участие в работе конференции принял директор института истории СО РАН, академик Владимир Ламин. Он обратил внимание на тот факт, что историю сегодня, при полной доступности информации, знают очень плохо: «Мне представляется важным иметь в виду и стоять на этом, что враждовать и воевать с собственной историей это занятие вредное для будущего страны. Но, к сожалению, сегодня это нередко происходит. Давайте смотреть на историю с умом, а не втаптывать в грязь свое прошлое. У нас за 90-е годы выросло поколение, которое совершенно ничего не знает не только о Революции, но и о Великой Отечественной Войне. И у Исторического Общества сегодня есть миссия посредством подобных конференций донести до молодых людей, что наша история ничем не хуже, чем история других стран. Нужен элементарный ликбез!» Во второй день конференции работа шла в нескольких секциях на разных площадках. Так в правительстве Новосибирской области состоялась уникальная секция «Великая русская революция: губернские сюжеты», она прошла в формате видеоконференции. На связь с Новосибирском вышли эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Казани и Крыма. Как отметил доктор исторических наук, заместитель директора института научной истории СО РАН Александр Николаев, формат позволил специалистам других научных центров участвовать в дискуссии, что было весьма ценным: «Очевидно, что далеко не в полной мере феномен революции сегодня изучен. На конференции были сообщения о настоящих научных находках, в частности, об обнаружении новых захоронений в Петропавловской крепости. Лично для меня стала более очевидной глубина проблем, причинами которых стала Великая Октябрьская революция. Отдельно хочу отметить, что во время работы секции мы услышали очень актуальный докладо том, какие процессы в 1917 году проходили в Крыму. Были разобраны интересные нюансы проблематики статуса Крыма в исторической ретроспективе. Великая Октябрьская революция — это живая история и значение ее для России и мира огромно! Инициатива Исторического общества Сибирского федерального округа прекрасна тем, что она провоцирует некую синергию между научными институтами, представителями власти и общественности. В результате получается качественно новый продукт. Для нас ученых всегда важно иметь живые контакты с коллегами из других регионов. В этом смысле Историческое общество СФО проделало колоссальную работу». Доктор исторических наук, профессор МГИМО Александр Ревякин, также принявший участие в секции «Великая русская революция: губернские сюжеты», отдал должное высокому уровню организации работы: «Технически сложная в исполнении, видеоконференция прошла без каких-либо сбоев и накладок. Более 2-х часов в режиме реального времени общались историки-специалисты от Красноярска до Крыма, не взирая на расстояния и часовые пояса. Любая научная конференция интересна для участников не только, а часто и не столько представленными на ней научными докладами, сколько дискуссиями, которые спонтанно возникают по их поводу. Дискуссии носили самый живой и заинтересованный характер. И это бесспорно доказывает, что состоявшаяся конференция была полезна и что ее участники разъехались по домам, обогащенные новыми идеями и замыслами». Александр Ревякин отметил, что доклады и дискуссии выявили огромный разброс мнений как по фундаментальным, так и по частным вопросам истории революции. Что она собой представляла — захват власти большевиками в 1917 годы или длительный период в истории нашего Отечество, по крайней мере от 1917 до 1922 года? Каковы ее движущие силы — армия и флот, фабрично-заводской пролетариат или же многомиллионное крестьянство? Почему в конечном счете победили большевики, а не противостоявшая им широкая коалиция антибольшевистских сил? Как оценивать противоречивые последствия революции в различных областях развития нашей страны, включая ее культуру, международные отношения? По мнению профессора, бурные дискуссии по этим вопросам в научном сообществе и широких общественных кругах — закономерное явление. Прежде всего потому, что сама революция представляет собой сложное и противоречивое явление нашей истории, изученное еще далеко недостаточно. Научные конференции, вроде состоявшейся в Новосибирске, должны не только приблизить нашу общественность к пониманию трудностей, которые встают перед учеными в связи с изучением истории революции, — на сложные вопросы не может быть простых ответов. Они прежде всего должны стимулировать исследования в этой области, привлечь к ним учащуюся молодежь. В свою очередь директор Исторического общества СФО Екатерина Болдырева, отмечает, что одной из задач Исторического общества СФО является объединение усилий государства и ученых, общественных деятелей, — для формирования общероссийской исторической культуры, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти. На следующий год уже запланирован ряд масштабных мероприятий. Юлия Дорн |
23-24 ноября 2017 года в Новосибирске прошла масштабная научно-практическая конференция «Октябрьская революция 1917 года в России и ее роль в мировой истории», посвященная 100-летию Октябрьской революции.
Организаторами научно-практической конференции выступили:
В конференции приняли участие более 600 ведущих представителей научного и экспертного сообщества из регионов России и зарубежных стран. 23 ноября в большом зале Правительства Новосибирской области состоялось пленарное заседание конференции, модератором которого выступил директор Сибирского института управления – филиала РАНХиГС Сергей Сверчков. Открыл пленарное заседание конференции заместитель губернатора области Александр Титков. «Революция 1917 года оказала огромное влияние на ход всей мировой истории, развитие человеческой цивилизации. Важно анализировать предпосылки и последствия данного события еще и потому, что мир продолжают сотрясать революции, – подчеркнул Александр Петрович. С приветственным словом на пленарном заседании выступил сопредседатель Российского исторического общества, научный руководитель Института археологии и этнографии СО РАН, академик РАН Анатолий Деревянко: «Революция стала не только переломной вехой в истории России, но и сыграла очень большую роль и в международной истории», — сказал Анатолий Пантелеевич. Участников приветствовала директор АНО «Историческое общество Сибирского федерального округа» Екатерина Болдырева: «Сегодняшняя конференция является, без сомнения, знаковым мероприятием в жизни нашего региона. Среди ее участников - уважаемые российские историки и представители профессионального сообщества из других государств. Желаю всем плодотворной работы, интересных дискуссий и новых контактов», - сказала Екатерина Валентиновна. От имени Новосибирской митрополии выступил Благочинный церквей г. Новосибирска, Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св. Александра Невского, протоиерей Александр Новопашин, который обратил внимание на то, что «российское общество разобщено во взглядах и оценках значения "Великой октябрьской социалистической революции". Кто-то считает это величайшим достижением человеческой истории, кто-то - величайшей трагедией, приведшей к красному террору и на долгие десятилетия отбросившей страну с ее исторического пути». С началом работы конференции присутствующих поздравил первый заместитель председателя Законодательного Собрания Новосибирской области Андрей Панферов, подчеркнув, что"Великая октябрьская социалистическая революция - это событие мирового масштаба, и нельзя вычеркивать его из истории". С интересными и актуальными докладами на пленарном заседании выступили: - председатель Президиума (Ученого совета) Бурятского научного центра СО РАН, директор института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, доктор исторических наук, профессор, академик РАН БАЗАРОВ Борис Ванданович; - директор института истории СО РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН ЛАМИН Владимир Александрович; - директор Санкт-Петербургского института истории РАН, доктор исторических наук, профессор СМИРНОВ Николай Николаевич; - профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахстанского филиала МГУ, доктор исторических наук, профессор ЕРМЕКБАЕВ Жарас Акишевич; - профессор Автономного университета г. Пуэбла (Мексика) УМБЕРТО Моралес Морено; - профессор кафедры политико-правовых дисциплин и социальных коммуникаций РАНХиГС, доктор исторических наук, профессор БАБАШКИН Владимир Валентинович; - главный научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор КРАСОВИЦКАЯ Тамара Юсуфовна; - профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО, доктор исторических наук, профессор РЕВЯКИН Александр Васильевич. 24 ноября конференция продолжила работу на площадке Сибирского института управления – филиала РАНХиГС в формате секционных заседаний. Всего прошоло три секции, на которых участники рассмотрели, в частности, предпосылки и причины революции, ее общественно-политическое наследие, дискуссионные вопросы в истории революции. Секция «Калейдоскоп революций и контрреволюций в России (февраль 1917-май 1918 гг.)». Модератор - главный научный сотрудник Института истории СО РАН Владимир Шишкин. Секция «Исторические источники об октябрьской революции». Модератор - начальник отдела комплектования ведомственных архивов и делопроизводства Государственного архива Новосибирской области Ольга Чернобай. Секция «Революционные события Октября 1917 года в восприятии современной молодежи». Модераторы – профессор кафедрысоциальной работы НГПУ Наталья Маркдорф и политог Георгий Михайлов. В этот же день в режиме видеоконференцсвязи в Правительстве Новосибирской области состоялось заседание еще одной секции конференции «Великая русская революция: губернские сюжеты» с региональными отделениями Российского исторического общества из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Красноярска, а также из республики Крым. Модератор – директор АНО «Историческое общество СФО» Екатерина Болдырева. В рамках этой секции участники обсудили события революции 1917 года на примере различных территорий. Участники конференции решили, что результаты работы научно-практической конференции в значительной мере необходимо ориентировать на учебно-образовательную сферу, способствовать обновлению тематики и методологии гуманитарных и общественных дисциплин, преподаваемых в школьной и вузовской системах. Также результаты конференции могут быть востребованы сферами политики исторической памяти и популяризации научных знаний, областью истории культуры в целом. |
[25.11.2017] К 100-летию октябрьского переворота
[25.11.2017] К 100-летию октябрьского переворота23 ноября в большом зале правительства Новосибирской области открылась научно-практическая конференция «Октябрьская революция 1917 года в России и ее роль в мировой истории». Для участия в Конференции собрались почти 300 ученых из разных регионов России и зарубежных стран. Конференция продлилась до 24 ноября и прошла при поддержке правительства области, Института управления (филиал РАНХиГС), института СО РАН и НГУ. В Пленарном заседании, по приглашению организаторов конференции принял участие Благочинный церквей г. Новосибирска, Новосибирской епархии, настоятель собора во имя св. Александра Невского, протоиерей Александр Новопашин. В своем выступлении о. Александр дал оценку революционных и послереволюционных событий. Предлагаем вашему вниманию полную версию доклада. Наверное, я не сообщу ничего нового, если скажу, что российское общество разобщено во взглядах и оценках значения "Великой октябрьской социалистической революции". Пропасть между «белыми» и «красными» была настолько глубока, что закопать её не удалось робкими попытками, предпринимаемыми на протяжении нескольких последних лет. И в российском обществе отношение к Октябрьской революции по-прежнему неоднозначно. Кто-то считает это величайшим достижением человеческой истории, кто-то - величайшей трагедией, приведшей к красному террору и на долгие десятилетия отбросившей страну с ее исторического пути. Но очевидно одно: большинство революций в мировой истории происходило, когда власть слабела и не слышала общество, и сразу активизировались внешние силы, заинтересованные в госперевороте и смене власти. Трудно спорить с утверждением, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории. Нельзя отвергать, что в годы советской власти не было такого очевидного и гигантского разрыва в благосостоянии людей разного класса, как это очевидно в наши дни. Безусловно, был и экономический подъем, и технический прогресс, бесплатное образование, и бесплатная медицина, прочие достижения. Но, все это уже в прошлом. Итак, сто лет назад в нашей стране произошло трагическое событие - Октябрьский переворот. Кстати следует отметить, что первые лет 10 сами "герои" этих событий зачастую называли революцию «Октябрьским переворотом». Вообще-то, по словам нашего Президента, существует эволюционный путь развития государства. Но это не тот путь, по которому идут революционеры. Революции с эволюцией не по пути. Но общество должно уметь делать выводы из своей истории. Это единственный залог поступательного эволюционного развития. Недавно глава коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов где-то сказал, что «...одряхлевшая Романовская династия рухнула, а через несколько месяцев родилась Великая Советская держава. Родилась мирно - на съезде». Не могу с этим согласиться. А как же быть в таком случае с Решением II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов, назначенного на 25 октября 1917 года, о захвате власти в стране партией РСДРП. Неужели глава КПРФ не знаком с этим фактом? Сомневаюсь. К этому же событию приурочена и знаменитая ленинская фраза:«Сегодня — рано, завтра — поздно». Вспомним, что предложение Троцкого, устроить восстание 26 ноября, Ленин тогда назвал «полным идиотизмом»:«26 октября будет слишком поздно действовать: к этому времени Съезд организуется. Мы должны действовать 25 октября — в день открытия съезда, так, чтобы сказать ему: вот власть…» Здесь можно обратиться и к воспоминаниям Льва Троцкого и трудам доктора исторических наук, специалиста по истории Октябрьской революции и Гражданской войны, одного из самых известных исследователей биографии Владимира Ленина (Ульянова), Владлена Терентьевича Логинова. «Во время заседания до делегатов доносился грохот артиллерии; по свидетельству очевидцев, меньшевик Мартов вздрогнул, и объявил: «Гражданская война началась, товарищи! Первым нашим вопросом должно быть мирное разрешение кризиса… вопрос о власти решается путём военного заговора, организованного одной из революционных партий…». После избрания президиума съезда из большевиков и левых эсеров ряд умеренных социалистических партий (меньшевики, правые эсеры, делегаты Бунда) в знак протеста против произошедшего восстания большевиков покинули Съезд и бойкотировали его работу. Они перешли в Городскую думу Петрограда и образовали «Комитет спасения родины и революции» (действовал до 29 октября). В свою очередь, Троцкий на первом заседании II съезда заявил, что «восстание народных масс не нуждается в оправдании; то, что произошло, это не заговор, а восстание. «Мы закаляли революционную энергию петроградских рабочих и солдат, мы открыто ковали волю масс на восстание, а не на заговор», и назвал уход со съезда меньшевиков и эсеров «преступной попыткой сорвать полномочное всероссийское представительство рабочих и солдатских масс в тот момент, когда авангард этих масс с оружием в руках защищает Съезд и революцию от натиска контрреволюции». В 3:10 ночи, на съезде, Каменев объявляет о падении Зимнего дворца и аресте министров Временного правительства. После этого съезд принимает обращение «К рабочим, солдатам и крестьянам», в котором сообщалось, что «Временное правительство низложено»; «…Съезд берет власть в свои руки»; «Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов…» Вот так. Но оставим слова о мирном рождении советской державы на совести Геннадия Андреевича, важно, что очень быстро эта самая «великая советская держава» перевоплотилась в огромную мясорубку, в которую оказался погружен народ. За время гражданской войны 1917-1922 годов Россия потеряла, по разным оценкам, от 15 до 25 миллионов человек. Многие эксперты отмечают, что в эту ужасную статистику не вошли жертвы страшного голода 1921-1922 годов, разразившегося на подконтрольной большевикам территории страны. Голод унес как минимум 5 миллионов человеческих жизней. После установления советской власти в Крыму в 1920-21 годах, большевики начали наводить свой порядок – то есть начали расстреливать. Официальная статистика скромна, она говорит о «каких-то» 60 тысячах расстрелянных, хотя из других источников известно, что убитых было в два раза больше. 120 тысяч людей уничтожила в Крыму «великая советская держава», родившаяся по словам Зюганова, «мирно - на съезде». Спасая свои жизни, россияне хлынули за границу. В первую очередь это касалось интеллигенции, которую большевики, мягко говоря, недолюбливали. Тех, кто не захотел уезжать и предпочел остаться, подвергали гонениям, многих просто убивали. Других насильно высылали из страны. Вспомним философские пароходы! Хотя здесь большевики не продумали до конца, недоработали: ведь благодаря философским пароходам, лютой смерти избежали выдающиеся умы России. Революционеры породили вождя Троцкого, вождя Ленина, революционные идеи которого, по словам Президента Путина, привели к разрушению исторической России, а в перспективе и к разрушению самого Советского Союза. Но советская мясорубка продолжала работать и после этих деятелей. Сталинские репрессии с конца 20-х до начала 50-х годов уничтожили миллионы наших граждан. Сколько именно миллионов? Данные разнятся. Самая скоромная цифра – 12,5 миллионов. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев свидетельствует: «Помню, какое мрачное впечатление на всех произвел приказ снять в подворотнях списки жильцов (раньше в каждом доме были списки с указанием, кто в какой квартире живет). Было столько арестов, что приходилось эти списки менять чуть ли не ежедневно: по ним легко узнавали, кого «взяли» за ночь. Однажды было даже запрещено обращаться со словом «товарищ» к пассажирам в трамвае, к посетителям в учреждениях, к покупателям в магазинах, к прохожим (для милиционеров). Ко всем надо было обращаться «гражданин»: все оказывались под подозрением — а вдруг назовешь «товарищем» «врага народа»? Кто сейчас помнит об этом приказе». В Томском в музее "Следственная тюрьма НКВД" хранятся документы, который поражают до глубины души: секретарь обкома ВКПБ, отчитываясь перед Москвой, сообщает о том, что за такой-то период репрессировано 9 600 человек и просит увеличения лимита еще на 5 000. Это только в одной области! Иными словами человеческая жизнь при советской власти не стоила и копейки, и относились большевики к людям как к скотине на бойне. О Церкви – особый разговор. Она для советской власти – враг номер один. Церкви и монастыри разрушали, православных христиан ссылали, убивали, часто очень жестоко: сбрасывали с колоколен, забивали прикладами, рубили шашками или просто лопатами, топили в водоемах, живьем сжигали, закапывали в землю. Люто ненавидели православных. Святейший Патриарх Кирилл говорит: "События ХХ века для многих людей - это все еще кровоточащая рана. Царственные страстотерпцы, сонм новомучеников и исповедников за веру, сотни тысяч жертв, уничтоженное духовное наследие, изгнание интеллектуального цвета нации за ее пределы...» «Весь мир насилия мы разрушим до основания!» А что это за «мир насилия»? Это те люди, которые были не согласны с политикой «великой советской державы». Все просто: есть человек - есть проблема, нет человека – нет проблемы. «Революция, - говорит Святейший Патриарх Кирилл, - была великим преступлением, и те, кто обманывал народ, кто вводил его в заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка дня, о которой люди даже не помышляли». «Именно ложь лежала в основе пропаганды, ввергшей наш народ в революционный хаос, а затем и в пучину страданий», - подчеркивает Патриарх. Это как раз относится к словам Зюганова по поводу, как он сказал, «одряхлевшей Романовской династии». Сколько помоев лжи было вылито на царскую семью и ее ближайшее окружение! Сколько помоев лжи было вылито на все лучшее, что было в дореволюционной России. Если верить большевикам, то хуже, беднее, безграмотнее страны не было. Хотя документы подтверждают обратное! Но суть большевистской пропаганды – ложь, ложь, ложь. И пусть она невероятна, пусть немыслима, главное ее насаждать – день ото дня, год от года и люди, в конце концов, поверят, никуда не денутся. А тех, кто будет сомневаться, - запугать, посадить, уничтожить! Так можно ли на лжи построить правду? Нет, конечно! Это будет не правда, это будет дом, построенный на песке, дом, который может рухнуть в любую минуту. Так и произошло с «великой советской державой». Она рухнула и рассыпалась в пыль… Кто-то может сказать – 70 лет стояла. А что такое 70 лет в масштабах всей нашей истории. Ничто! Зато людей погибло столько, что впору говорить о демографической катастрофе. «Мы хорошо знаем, - сказал Президент, - какие последствия несут, так называемые, великие потрясения. К сожалению, в нашей стране в минувшем веке их было много. Наступающий 2017 год - год столетия Февральской и Октябрьской революций. Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революции в России». Да, еще и «еще раз обратиться к причинам», одного разбирательства недостаточно. Это страшное событие нужно исследовать и исследовать, чтобы извлечь и как следует выучить все уроки истории. Чтобы, как говорит Святейший Патриарх, в будущем «не наступить на те же самые грабли". Несмотря на многие политические завихрения, экономические нестроения, знание трагических страниц своей истории способствует гражданскому согласию, народному единению. Общая беда, постигшая наш народ – сплачивает. Когда к человеку приходит беда, он вспоминает о Боге. Во время Великой Отечественной войны неверующих не было, даже коммунисты перед боем накладывали на себя крестное знамение и начинали молиться, как умели. После закономерного развала СССР и краха коммунистической идеологии народ как будто оказался духовным сиротой, но как каждая маленькая сирота мечтает иметь родителей и тянется ко взрослым в надежде обрести родителей, так и бывшие советские люди вспомнили о своем Творце и потянулись в Лоно Матери-Церкви. Сегодня заговорили о примирении и согласии. Кого с кем? Неужели мы должны смириться с тем кошмаром, который устроили большевики? Который принес нашей стране, нашему народу, столько боли и страдания? Нельзя ни в коем случае ни отрицать и не обелять очевидное зло, - но признавать факты, анализировать их во избежание повторения революционных ужасов. Примирение и согласие возможно лишь только на основе ПРАВДЫ! Наш путь, путь нашего народа – это Православие. И те страшные 70 лет советской власти, насаждавшей "социализм", конечно же, должны стать для нас горьким уроком. А урок, по слову Патриарха, заключается в следующем: сами по себе золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения. Они не предотвращают народ от падения... «Только тогда, когда мы соединим веру с действием, мы совершим то, к чему призваны. И никакая диавольская вражья сила не способна будет поколебать ни Церковь нашу, ни Русь», - говорит Патриарх. Мы призваны молиться и о гражданском единстве, о единении народа, памятуя о страшных разрушениях, о раздорах и противостояниях сотрясших Россию в XX веке. И мы молим Милостивого Бога, чтобы он укрепил нашу Веру, о которую сокрушится вся эта вражья сила, чтобы больше не повторялась этих жутких трагедий – таких, как сто лет назад. http://www.ansobor.ru/news.php...
|
История России не ходит по кругу*
Запустите волну сарафанного радио:
54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)
|
У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!
Еще никто не оставлял комментарии
Народ и Власть. Власть и Народ.
Этот канал создан для лучшего понимания и взаимодействия народа и власти.
Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Бертенёва Ирина Константиновна; Чижиков Роман Сергеевич; Марина Петровна Кузьмина;
Дата создания: 16.04.2014 (14:32)
Народ и Власть. Власть и Народ.
Этот канал создан для лучшего понимания и взаимодействия народа и власти.
Предложить публикацию
Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Бертенёва Ирина Константиновна; Чижиков Роман Сергеевич; Марина Петровна Кузьмина;
Дата создания: 16.04.2014 (14:32)