Лекция 1. Игрушка в битве за будущее (из цикла лекций в картинках «ИГРУШКА»)

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 31.03.2017 (11:51)

Информация помечена тегами:

игрушка символика мыслеобраз кукла мультфильм Бартрам Барби Братц Наволоцкая Инфонарод

909
* количество прочтений.
 

 

29 марта 2017 года  в магазине Плиний Старший (Красный проспект, 17) в рамках Открытого университета состоялась лекция «Игрушка в битве за будущее»

 
Мы играем не потому, что мы бываем детьми,
но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть.
 

Профессор К. Гросс «Игры человека»

Если извлечь лягушку из пруда и бросить ее в кастрюлю с горячей водой, она немедленно оттуда выпрыгнет. Если же посадить её в кастрюлю с холодной водой, поставленной на слабый огонь, лягушка будет спокойно сидеть там, пока не сварится. Органы чувств амфибии приспособлены для регистрации лишь резких изменений температуры. Сегодня человечество имеет много общего с лягушкой, попавшей в кастрюлю. Эволюция научила нас реагировать только на непосредственную угрозу нашему выживанию. Возможно, именно поэтому нам трудно реагировать на угрозы, надвигающиеся так медленно, что их приближение трудно заметить, хотя разум говорит нам, что они велики.

Сегодня в мире уже идёт невидимая война за души, военные действия разворачиваются в сфере духовности, в плоскости человеческого сознания, в мифологии, образах. Государство дезертировало с поля этой битвы. А мы пять лет держали фронт, который находился на территории Новосибирского музея игрушки. Мы восстановливали в правах значимость культуры, морали, категорию «красоты», фольклора и искусства, то что составляет большую часть эмоциональной жизни каждого человека. Всё то, что сегодня унижено технологической цивилизацией.

 

I.  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ

Игрушка нужна всем: и умудренному старцу, и несмышлённому младенцу. Для нас, взрослых, она есть символ жизни, ее цветения, возможности ее продолжения. Игрушка – это не окно в детство, а знак того, что мы и сейчас умеем радоваться, любить и легко прощать всех (забывать обиды), как и в те благословенные времена, когда путешествовали «под стол пешком».

 

Игрушка обладает развлекательной функцией — потешка. Через игру и игрушку ребенок познает мир. Поэтому игрушка может являться необходимым элементом процесса обучения.

 

Через игру происходит его социализация в обществе, интеллектуальное развитие.

Игрушка является важным элементом пространства культуры, в котором протекает нравственное развитие личности ребёнка, представляющее собой сложнейший путь усвоения нравственного знания, образцов, идеалов, принятых в обществе, созревание нравственных чувств. Однако механическое заучивание канонов и правил нравственности и морали — по сути своей иллюзия. Каноны и нормы, могут стать личным достоянием человека, если будут прожиты им. В этом заключается роль игрушки и игры в деле становления личности.

 

 

II.  ИГРУШКА ИЗНАЧАЛЬНАЯ

Кладом народной красоты является народная игрушка — самобытная, еще нетронутая или неиспорченная влиянием городского образца, дешевого шика, стремления к мишурной роскоши.

Н. Бартрам

2.1. ИГРУШКА КАК МЫСЛЕОБРАЗ

Сегодня уже никто не сомневается, что мысли, эмоции человека — материальные структуры. Фотоэлектронная аппаратура позволяет регистрировать образование и местонахождение мыслеформ, создаваемых человеком, их перемещение в пространстве, «прилипание» их к другому человеку, в результате чего они входят в сознание человека без его ведома. По данным профессора Б.И. Исакова масса отдельной мысли или эмоции человека варьируется в пределах 10-39÷10-30 граммов. На технике использования мыслеобразов основываются гипноз, магия, колдовство, работа с энергией, которую осуществляют экстрасенсы, игра талантливых актёров. Все люди, даже не отдавая себе в этом отчет, в той или иной форме оперируют мыслеобразами.

Народная игрушка — универсальный ключ, открывающий дверь в далёкое историческое прошлое, к тем ценностям, которые традиционно исповедовались в русских семьях, к смыслу жизни, семейному союзу, рождению и воспитанию ребёнка, к смерти и жизни, к всеобъемлющей истине, переданной нам в наследство от предков — доброте, присущей нашей культуре.

Прежде чем приступить к созданию формы игрушки на внешнем плане, воображение народного мастера рождает образ — яркое представление ощущения, чувства, звука, цвета, зрительной картины или сочетания этих элементов.

Творения рук человеческих, выполненные из натуральных материалов: глины, дерева, текстиля, лучше отдают энергию и транслируют мыслеообраз, в то время как искусственные материалы забирают энергию. Форма и материал воплощали продукт сознания. Материализованный мыслеобраз начинал жить своей самостоятельной жизнью.

Существуют положительные и отрицательные мыслеобразы, слабо выраженные и наполненные огромной силой. Народная игрушка сама является сильнейшим положительным мыслеобразом, так как изначальное предназначение традиционной игрушки, о чём никогда не забывал изготавливающий её мастер, — защитить и благословить ребёнка. Символика традиционных мыслеобразов является ключом к родовой памяти.

Наиболее значимым носителем смысла в культуре выступает символ. Символ — это всегда открытый образ, его смысл никогда не сводим к одному определенному значению, он всегда — веер возможностей, смысловых перспектив». Посредством символов осуществляется культурная преемственность поколений.

Символы происходят из бессознательного психического и поэтому представляют вариации основных архетипических образов. Во многих случаях они могут быть прослежены до своих истоков, архаических корней, т. е. до идей и образов, которые мы встречаем в самых древних записях и у первобытных обществ. Культурные символы, сохраняющие в себе многое от первоначальной сакральности, прошедшие через преобразования, через процесс сознательного развития и, ставшие коллективными образами, относятся также к категории коллективного бессознательного.

Через символику рукотворных предметов происходит подключение к коллективному бессознательному, ноосфере, общему информационному полю. Через символы человек получает информацию. Символы есть ключ и механизм связывания человека с глобальным информационным полем. Через игрушки-символы ребёнок получает знание предшествующих поколений.

 

Символическое восприятие жизни есть восприятие духовное. Взрослым людям трудно настроить свою душу на символическое духовное восприятие жизни, но для святых и детей это легко. Дети, пока из них не вырастили интеллектуальных головастиков, изначально воспринимают все, с чем соприкасаются в мире, символически. Игрушка является точкой отсчёта, капитанским мостиком, откуда дитя начинает познавать мир.

 

2.2. СИМВОЛИКА фОРМЫ ИГРУШКИ

Кукла

В традиционной женской кукле, сделанной из ткани или глины угадываются образы неолитических Венер и слышны отголоски древних обрядов, восходящих к культу Великой Матери. В древнейшие времена женщина являлась основной хранительницей традиций и истории рода. Положение женщины было связано с её сакральной тайной — она, в отличие от мужчины, могла дать миру новую жизнь. На Руси культ Великой Матери сохранился в повсеместном почитании икон с изображением Богородицы, а также в большом количестве церквей и монастырей ей посвященных. Не случайно самой сильной игрушкой, сохранившаяся до сих пор в своей обереговой сути, была традиционная кукла. Великую богиню, стоящую за гранью добра и зла, опасались изображать с чертами лица, могущими вызвать вред при использовании её изображения, поэтому даже игровая кукла долгое время оставалась безликой.

Традиция изготовления обереговой куклы,: опредмечивания защитного мыслеобраза сродни написанию иконы: (обязательный обряд очищения, заговор-молитва, тот же механизм намаливания образа постоянного обращения). Если прерваться, теряется мыслеобраз, а с ним пропадает его энергетическая сила. Так куклы от болезней, домашние обереги, делались на речетатив заговора. Если последнее слово заговора приходилось на последний завязываемый узелок, то он вступал в силу.

Игровая крестьянская кукла долгое время оставалась безликой. Лишь около 250 лет назад кукле стали аккуратно угольком глаза намечать, потом химическим карандашом. Основное предназначение игровой крестьянской куклы — проигрывание ситуаций, которые предстояло прожить будущей хозяйке и матери. Мальчики тоже играли в куклы, но до 7 лет, пока ребёнок считался дитём и не делился по полу. Через куклу мальчик примеривался к функции отца, главы семейства. Лишь после 7 лет пути у мальчиков и девочек расходились, мальчики одевали порты, у них появлялись свои мужские игры и игрушки.

 

Погремушки, шаркунки, трещётки

Погремушки, шаркунки, трещётки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный с принципом подобия, погремушка или мяч, изображающие небесный мир, должны были защитить ребенка от темных сил. Они соединяли его с силами добра.

Каждый шумовой всплеск, который производит при помощи погремушки дитя, означает его присутствие в пространственной среде. Предназначенная для самых маленьких погремушка прокладывает путь к осознанию себя как личности. «Я меняю мир вокруг себя! Я произвожу звучание, и мир принимает его в себя без остатка». Взрослые, попадающие в критические ситуации, когда реальность стремительно ускользает, пользуются тем же «эффектом погремушки» — начинают громко проговаривать вслух свои мысли и чувства.

Свистульки

В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки.

В Тульской области зафиксированы поверья, что, посвистев в глиняную свистульку и сказав: «Пусть порча перейдёт на того, кто ее послал», человек выздоравливал, а тот, кто ее наслал, заболевал. В обычное время они стояли в окне, не пропуская болезнь и зло к ребенку.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых в Вятке, — это праздник «Свистунья» или «Свистопляска». Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились

Вибрационные характеристики звука различных свистулек подбирались отнюдь не случайно. Уровень и характеристики звука городецких коней и всадников подбирались так, чтобы инициировать определённый уровень агрессивности в мальчиках. Символика всадника соотносилась с воином, позже с Георгием Победоносцем. Подбор звука в свистульках происходил в течение долгих лет. Через наблюдения и обобщения находили определенные звуковые сочетания, так или иначе действующие на психику человека. Воздействие звука традиционной архангельской свистульки, например, носит скорее терапевтический, успокаивающий характер.

 

Птицы

С символикой неба, возрождением солнца и зарей связывался и петух. Его изображение так же было пожеланием счастья и удачи, даруемых солнцем.

Птицы связывались с небесным миром и, в силу этого, приносили ребенку божественное благословение. Изображения птиц относилось к благим пожеланиям.

Согласно славянским и финно-угорским мифам о создании Земли и Неба бог в образе утки добыл из ПервоОкеана твердь, из которого была сотворена Земля.

Гусь связывал мир живых с Ирием, благословенной землёй, где находились души умерших предков.

 

Конь

Символика коня или двуглавого коня в русской игрушке — это солнечные боги, а также представления о реинкарнации души человека после его смерти. К подобной символике следует так же отнести игрушку «день-ночь». Двойной конёк, которого можно было видеть на крыше русской традиционной избы — своеобразное пожелание бессмертия.

 

Качели

С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях мотив весеннего качания девушки на качелях соотносился с ее сакральным браком с солнцем.

 

Кубики

Кубики развивают в ребенке осознание структурности бытия. Из них можно создать домик, башенку, дворец, но нельзя построить, круглую башню. Следовательно, мир имеет способность сопротивляться творческим дерзаниям человека, и для успешной земной деятельности необходимо постигнуть логику самого материла, его «душу».

Пирамидка

Пирамидка предназначена не только, чтобы учиться координации движений и умению определять размеры объектов. Пирамидка показывает ребенку иерархичность бытия, его слаженность. Если самый маленький диск поставить вниз пирамидки, а самый большой — наверх, то она будет неустойчивой, а то и совсем упадет. Образ складывания пирамидки великое понимание, что гармоничное бытие всегда иерархично. Красота — это, прежде всего, иерархия, и, наоборот, иерархия — это красота.

Волчок

Волчок — это сферический, раскрашенный диск, вращающийся под действием человеческой силы. Волчок — это момент самосознания, самопознаяния. Древняя ведическая игрушка, которую и сегодня употребляют для медитации, самоуглубления Акт самопостижения — уникальная временная точка в становлении человеческой личности. Ребенок вне этого самопознания не только не сможет сказать другому «ты»; он останется, непригоден к человеческому общению в пределах земной жизни навсегда.

Есть в волчке еще один смысл. Внешней своей формой он напоминает конфигурацию солнечной системы. Человек, заводящий волчок, — «царь и священник», двигатель космического мира. Ребенок, вращающий маленькую символическую копию солнечной системы. Кем он станет? Хранителем или Терминатором?

 

Матрешка

Матрёшка — это яйцо в яйце, принцип существования жизни: Совершенное в Совершенном, Подобное в Подобном, Одно во Всех и Всё в Одном, полное соподчинение и единообразие.

Одна, пусть самая большая матрешка, теряет свое значение в отрыве от остальных или хотя бы меньшей из них; она становится «неполной»; но в тоже время любая матрешка сама по себе являет полноту единого образа. В матрешке раскрывается образ «очеловеченного» мира, «очеловеченной» вселенной.

 

Ванька-встанька

Стандартный образ этой игрушки: два шарика, поставлены друг на друга. Почему Ванька-встанька всякий раз выпрямляется? Почти все взрослые отвечают: «низ тяжелый». На этот же вопрос игумен одного монастыря ответил: «Душа чистая!». Ванька отражает конструкцию человека: низ человека — его земная психофизика, верх — духовная суть, которая позволяет проявлять жизненный оптимизм.

 

Мягкая игрушка

Мягкая игрушка (медведи, зайчики, слоники и пр.) как правило, имеет веселый добродушный образ. Предназначение — дарить малышу нежность. В ней воплощены глубинные потребности маленького, беспомощного существа.

 

2.3.  СИМВОЛИКА ЦВЕТА

Кроме символики образа существунт символика цвета и орнамента. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка.

 

Использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20—30 тысяч лет назад во всем мире могильники и захоронения принято было покрывать красной охрой. Красный цвет вызывает немотивированную агрессию и подспудное стремление к смерти. В этой связи характерно и архетипично, что при проведении корриды в Испании и Латинской Америки для раздражения быка используется именно красное полотнище.

Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.

 

2.4.  СИМВОЛИКА ОРНАМЕНТОВ

Кроме того, ряд геометрических символов, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер.

Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся своеобразным оберегом.

Громовой знак — «шестилепестковый цветок» — чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии.

Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушению психического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития его личности.

 

III.  ИГРУШКИ РЫНОЧНОГО ОБЩЕСТВА

Несколько тысячелетий игрушки практически не менялись в силу преемственности развития культуры. Коренные изменения стали происходить в стране на наших глазах в последнее тридцатилетие, когда игрушка вышла на рынок из-под государственной опеки. Само производство игрушки оказалось под жёстким контролем мирового рынка, критерии которого – извлечение наибольшей прибыли.

Основной целью игровой индустрии является расширение производства при одновременном обеспечении бесперебойного сбыта выпускаемой продукции за счет привлечения потенциального покупателя — ребёнка. Отсутствие каких-либо ценностных ориентиров на рынке игрушек (как у производителей, так и у покупателей) приводит к их бесконтрольному производству и бессмысленному потреблению.

Преимущественно технологичное эволюционирование общества изменило баланс духовности и интеллектуальности в пользу последнего Исчезновение критерия нравственности прервало Традицию игрушечного промысла.

Современный мир — это поток информации: ТВ, компьютер, журналы. Что же пропагандируют наши СМИ?

 

3.1.  МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ ФИЛЬМЫ

 

Лучшие отечественные мультики

 

Мультипликационные фильмы рыночного общества

Агрессивные детские мультфильмы, фильмы ужасов, боевики, реклама — всё это называется «чёрной культурой». Множественный показ убийств, смертей, крови и другая негативная информация обрушивается на ребёнка. «Черная культура» вдыхает в человека психологию страха, подавленности, агрессии, бездушия, закладывая в подсознание программу саморазрушения, формируя «психическое рабство».

 

 

Визуальный мерчендайзинг игрушки из мультфильмов

 

Какие мыслеообразы вкладываются в современную игрушку из мультика?

 
Покемоны, пожалуй, самое безобидное, что мы видели сегодня. Отсутствие духовной и психофизической санитарии мыслеобразов приводит к стрессам и психопатии среди детей. После показа в Японии первого декабря 1997 года очередной серии популярного мультфильма «Покемон» (карманные чудовища), в больницы было доставлено более 700 детей с симптомами эпилепсии.
 

Уже второе поколение наших детей не знает отечественной игрушки. Нашему взгляду доступнее образцы китайской народной культуры. Но это — духовное поражение раннего детства. Оказывается, все игрушки сделаны в Китае! На выездном мероприятии выставки русской игрушки в Новосибирском зоопарке на вопрос одиннадцатилетней девочки, всплеснувшей руками, перед нашим стендом: «Что это у Вас?» и последовавшим ответом: «Русская игрушка!» пришло и щемящее душу откровение: «Первый раз в жизни вижу русскую игрушку!».

Ребёнок не может любить безобразное и страшное. Инстинкт душевного здоровья подсказывает ему убегать от таких впечатлений, которые вносят дисгармонию в жизнерадостный тон детской души и омрачают ее символами гибели. Ведь тайный смысл всего безобразного и страшного — угроза со стороны хаоса принципу гармонии, на котором зиждется сама жизнь.

 

3.2.  КУКЛА — ЦАРЬ-ИГРУШКА

Последние полвека главной куклой планеты была Barbie. Рут Хэндлер, супруга основателя фирмы Mattel        Эллиота Хэндлера задумалась, наблюдая за игрой дочери в бумажные куклы:

«Дети быстро взрослеют. Девочкам-подросткам уже не интересно играть в дочки-матери и пупсиков, они начинают интересоваться модой». Именно идея «куколки для девчонок со страстью к моде» совершила революцию в мире игрушек.

Теперь родителям угрожает новое, куда более страшное оружие. Куклы Bratz, похожие на страшный сон пластического хирурга, за несколько лет завоевали 40% рынка и останавливаться не намерены. Она наглая, томная и модная. Новые коллекции кукольной одежды сменяют старые не реже чем два раза в год, как в фэшн-индустрии. Bratz можно расчесывать, красить, некоторые из них разговаривают: «Быть умной — клёво! Я учусь моде, глядя на фотографии звезд в журналах».

«От 8 до 13», — так обозначают возраст своих покупательниц создатели куклы. У подружек Братц — всё самое стильное и ультрасовременное: наряды, аксессуары, игровые наборы, диски, караоке. Они ходят в школу и на дискотеки, катаются на роликах, ведут дневники. Посещают игрушечные суши-бары, спа-салоны, ретро-кафе. Ездят на лимузинах, занимаются серфингом, смотрят DVD, играют в компьютерные игры.

Они любят street fashion и майки с надписью «Bad girl». Их ролевая модель не принцесса Диана, а Пэрис Хилтон. И, пожалуй, действительно, способны стереть Barbie с лица земли».

Barbie — невинна в сравнении с Bratz». Но и это ещё не всё… Для того, чтобы надеть некоторые платья, Barbie необходимо снять голову, а новые туфли Bratz пристёгиваются взамен старых, прямо со ступнями.

Особое внимание игрушке уделяют в Японии, рассматривая в ней возможность сохранения национальной идентичности и государственности. В магазинах продают сделанных по японскому заказу кукол Барби с слегка укороченными ногами, чтобы не доставлять дискомфорта и не ущемлять девочек, которые, имеют иное телосложение, чем европейки.

С 1986 года запущен японский аналог Барби — кукла Jenny от Takara.

 

Понимая значимость, арабы начали выпускать куклу Фуллу в тиле восточной принцессы, имеющей длинные одежды и слегка прикрывающей лицо. Куколки продаются в наборе с несколькими платками (хиджабами), верхней одеждой (абайей) и даже молитвенным ковриком! Фулла имеет оливковый оттенок кожи, черные волосы и карие глаза. Длина подола ее одежды строго до колена, а плечи всегда закрыты. У нее нет бой-френда и в гардеробе не представлены купальники, считающиеся на Востоке верхом непристойности.

 

Топ-модели: Момоко — шарнирная фэшн-кукла. Момоко — воплощение «бисёдзе» — идеала женской красоты в культуре отаку. Отаку — это поклонники аниме и манги (японских черно-белых комиксов). Momoko — японские куклы формата 1\6 (27 см). Были созданы в 2001 году Нами Манаби, арт-директором компании Petworks, производящей программное обеспечение.

Фэшн-кукла  Monster High (школа монстров), компания Mattel, 2010

Клео-Де-Нил — дочь Мумии с замашками Клеопатры, одна из главных героинь Монстр Хай. Не терпит конкуренции. Подруга Дьюса Горгона. Школа монстров на которую стоит обратить внимание или «мир, в котором уютно всем».

Кукла Ламмили с реалистичными параметрами фигуры 19-летней девушки.

 

Небоевые человекоподобные роботы

Кукол, которые мало чем отличаются от настоящих детей, скорее всего, создают военные инженеры, разрабатывающие человекоподобных роботов. Примитивные пластиковые пупсы тоже остались в прошлом. Сегодня на пике популярности игрушки, у которых «все как у людей». Например, кукла-младенец Baby Born от немецкой компании завоевала всемирную славу потому, что она умеет плакать, пить из бутылочки, есть кашу с ложечки, а потом мочить пеленки.

С Barbie, куклой-принцессой, выросли несколько поколений девочек, но для этой куклы они так и остались служанками. Как тут не вспомнить крестьянскую игровую куклу, которую можно и на подушку положить, и рассказать ей, если, что случилось, или всплакнуть вместе, если обидели. Мягкая добрая она всегда жалела, успокаивала. Обладая же Барби, девочка играла не в маму, укачивающую дитя, а скорее, в горничную, ухаживающую за госпожой, убирающую её дом и приводящую к ней бой-френда.

Ну а расчётливую Barbie или холодную фарфоровую красавицу, которой мамы обычно украшают интерьеры, на подушку не положишь, да и твёрдые они — неудобно. Маленькие дети до 5 лет безошибочно делают выбор в пользу шитой крестьянской куклы или любимого голыша – куклы-дочки Маши. Более старшим, социализированным детям, уже отказывает врождённое чувство безопасности.

 Куклы мальчиков

Обладанием какой завидной игрушкой с нетерпением ждет малыш? Оказывается, сегодня дети мечтают о страшных игрушках. «Дети любят страшилки», «ужасные герои» привлекательнее, чем «добрые и пушистые», — утверждает статистика менеджмента. Кто они сегодняшние герои мальчишек? Бэтмен — человек-летучая мышь, представлен в разных обличьях, иногда в паре со своим звероподобным врагом, Человек-паук...

Трансформеры: кукла-киллер с набором разнообразного оружия (от ножа и пистолета до лазера).

3.3.  КОНСТРУКТОРЫ

Может быть, кто-нибудь помнит первые конструкторы «Lego» — более 1000 деталей, игрушечный город «Lego» в витрине ГУМа на Никольской. Что же советует сегодня опытный менеджер по продажам? В компании поясняют, что решили уменьшить количество блоков в наборах и одновременно, для наглядности, увеличить размер каждой детали. Сделано это для того, чтобы малышам не приходилось выдумывать собственные миры «с нуля». Специалисты кампании назвали конструкторы нового поколения «программируемой фантазией». Там, где раньше на постройку дома уходило 100 блоков, теперь необходимо только 20. Современные дети, привыкшие к мельканию кадров диснеевских мультфильмов и крутых американских боевиков, не хотят долго и утомительно собирать конструктор, результат должен быть получен быстро и немедленно. Кроме того, LEGO стала включать в свои наборы героев из уже знакомых детям сказок — Винни-Пуха, Гарри Поттера, американских ковбоев. Крохотные лица в широкополых ковбойских шляпах нахмурены и оскалены. На вопрос показать самого доброго ковбоя ребёнок выразительно развел ручонками и дал простой ответ: «Нету!».

Что касается будущего конструкторного бизнеса, то тут инженерная мысль движется вперед семимильными шагами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Lego Mindstorms — это и конструктор, и робот, и радиоуправляемый автомобиль, и бармен, и «однорукий бандит». Все зависит от фантазии ребенка и его компьютерных навыков. При помощи своих сенсоров робот умеет видеть, слышать и осязать. Однако главная фишка в том, что при помощи USB или Bluetooth собранного робота можно подключить к компьютеру и запрограммировать на выполнение практически любых действий: танцевать, кормить собак или рыбок, сторожить комнату ребенка — как только кто-то попытается войти, робот его сфотографирует и SMS сообщит хозяину о госте.

3.4.  НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ

На их долю вместе с головоломками-пазлами приходится около 10% российского рынка игрушек. Сегодня они не так популярны, как несколько десятилетий назад, хотя доказали свою занимательность и воспитательную ценность, тем, что развивают интеллект и сообразительность, учат терпению, тренируют мелкую моторику рук. К тому же дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками.

Настольные игры: пазлы

В наши дни их изрядно потеснили так называемые настольно-печатные игры, в которых, как правило, один игрок. «Пираты», «Повелитель вселенной», «Завоеватель» с героями —инопланетянами, ископаемыми чудовищами, вампирами, монстрами.

Настольные печатные игры

Классические настольные игры возвращаются в слегка неузнаваемом виде. Например, можно купить электронный «Морской бой» с радарами, ракетами и торпедами.

До неузнаваемости изменилась старушка «Монополия» (выпускается с 1934 года). В самой новой Monopoly Here and Now Electronic Banking больше нет денег. Все расчеты проводятся при помощи кредитных карт.

3.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Для успешной социализации детей выпускаются ещё с советского времени профессионально ориентированные наборы: «Юный химик», «Юный физик» и «Юный строитель».

Попробовать себя в роли парикмахера ребенок сможет с набором «Парикмахерская».

Кроме того, можно учить ребенка готовить с набором «Моя первая кухня», развивающая тему имитации. Исключением являются швейная и вязальная машины, которые имеют практическое применение.

Столярное мастерство можно освоить с помощью «Детского верстака». Последний выглядит очень эффектно, но практического применения не имеет: функциональные дрели, шуруповерты и пилы детям давать опасно. Все прилагающиеся к верстаку инструменты не более, чем имитация. Некая видимость деятельности, впрочем, создается: моторчики жужжат, толстые сверла медленно вращаются, лампочки мигают. Еще есть детские стиральные машинки. Главное — выбрать прибор, максимально похожий на настоящий.

Игра «Откопай динозавра» — более серьёзный имитатор. Эта штуковина наглядно продемонстрирует, как работают настоящие палеонтологи: из прозаичного кирпича нужно извлечь кости динозавра.

3.6.  КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

На долю видеоигр приходится около 20% российского рынка игрушек. Компьютерные игры для детей всех возрастов сегодня оказываются более привлекательным занятием, чем чтение книг и даже поглощение кино-, теле- и видеопродукции. Можно выделить несколько линий компьютерных игр: развивающие игры, «стрелялки» (дум-образные, игры-единоборства), «ходилки», «гоночки».

Развивающие игры

Одна из самых больших серий развивающих компьютерных игр — «Гарфилд». Более чем два десятка программ предназначены для детей разного возраста. Тематика продуктов связана с развитием определенных навыков ребенка — от умения рисовать до школьных грамматических и математических знаний.

Серия игр «Артур» предназначена для детей 4—8 лет. Вместе с главным героем и его друзьями дети получают необходимые знания, а также выполняют творческие задания. В игре «Артур: На работу с родителями» герой ходит в гости к жителям своего города и, помогая им, знакомится с профессией каждого. Параллельно, пройдя 20 мини-игр, ребенок получает знания по русскому языку, арифметике, рисует и учится сочинять музыку.

В серии «Несерьезные уроки» каждый из дисков предназначен для определенного детского возраста и содержит несколько обучающих программ: подборка игр, развивающих музыкальную память, слух и координацию движений, развивающих математические навыки, мышление ребенка.

Дум-образные игры

Дум-образные компьютерные игры — это воспроизведение агрессивного лабиринта. В отличие от древнегреческого мифа о Тезее и чудовище Минотавре в Дум-игре чудовищ огромное множество, они появляются каждую секунду в ужасающих обличиях (мутанты, человекороботы, мифические чудовища типа орков, гигантские насекомые, скелеты), часто с убийственно разнообразным оружием. Все они «отнимают» у игрока жизнь. Либо — он, либо — они. По Дум-игре с 1994 года проводятся чемпионаты под девизом: «Убей их всех и получи награду!» Блуждая в лабиринте, ребенок виртуально соучаствует в убийстве не только монстров, но и сверстников-игроков.

Игры-единоборства

В играх-единоборствах игроку также дается возможность участвовать в драках и сражениях, нанося повреждения и увечья противнику. Летят оторванные головы, ноги и руки, льётся кровь, тела содрогаются в агонии. Графика в играх достаточно натуральна. Ребенок может играть за любого героя, в том числе и за полуобнаженную и кровожадную женщину-воительницу (или против нее), а значит — бить ногами в грудь и живот, становится ей, поверженной, на спину, убивать её.

«Бродилки» — это игры-приключения, иногда по мотивам известных литературных произведений и художественных фильмов. Сюжеты могут быть самые разнообразные. Бродилки — игры, в которых вымышленный персонаж (или персонаж из известного литературного произведения и художественного фильма) путешествует по воображаемому миру, собирая по дороге бонусы, уничтожая врагов, выполняя определенные задания, находя нужные предметы, решая головоломки. Самые популярные — бродилки с элементами файтинга (драки). Например, игра с названием Принц Персии.

Другая игра с названием «Assassin’s Creed (Кредо убийцы)». Сюжет игр основан на многовековой войне между тамплиерами и ассасинами. Главный герой — потомок ассасинов. Его цель — узнать, где его предки спрятали «Частицы Эдема», и достать их раньше тамплиеров, а также предотвратить конец света.

Стратегии — игры, требующие планирования и выработки определенной стратегии для достижения некой конкретной цели, например, победы в военной операции. Игрок управляет не одним персонажем, а целым подразделением, предприятием или даже вселенной.

Самые популярные: Warcraft (Варкрафт). Age of Empires (Эпоха империй). Есть еще карточные стратегии.

 

Психологическая зависимость от компьютерной игры сродни наркотической, способствует: отчуждению ребёнка от живого общения со взрослыми, вытеснению традиционной игры, в том числе коллективной игры со сверстниками, столь необходимой для психического развития и личностного становления, разжиганию страсти к наживе, нездорового азарта, забвению добра, красоты, милосердия. Компьютерная графика, созданная на основе образцов и моделей иной культуры, отвращает от отечественных ценностей, разрывает связь с родными истоками, воспитывает пренебрежение к национальным традициям.

3.7.  ИГРУШКИ-МОДЕЛИ

Типология

  • механические
  • электрические
  • радиоуправляемые

Классификация:

  • железная дорога
  • машинки
  • самолёты/вертолёты
  • катера
  • военная техника
  • фигуры (человек, животное, роботы)

 

 

 

 

 

 

 

 

У самой популярной железной дороги протяженность — 10 м. В комплект входят железнодорожная станция, паровоз и вагоны, перекресток, стрелки, рекламные щиты, деревья, камни. Управляется состав инфракрасным пультом дистанционного управления. При поездке паровоз может гудеть, включать прожектор и пускать настоящий дым. Во время прохождения поезда через переезд шлагбаум закрывается и раздается предупредительный сигнал.

3.8.  МЯГКАЯ ИГРУШКА

Мягкая игрушка — самая поздняя по времени возникновения. Впервые появилась в XIX веке. Мягкие модели животных заботливые мамы шили своим чадам из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью.

В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки и возник бум на плюшевых медведей.

В XXI веке, когда дети играют в компьютерные игры, увлекаются покемонами, барби, черепашками-ниндзя самой любимой игрушкой остается потрепанный плюшевый мишка.

Вот только в магазинах всё более существ неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски.

3.9.  ПРИКОЛЬНЫЕ ШТУЧКИ

Около 90% детей называют забавы и веселье самой важной составляющей своей жизни. Поэтому использование «элементов юмора» в игрушке почти гарантирует попадание «в десятку». И, несмотря на то, что юмор иногда ниже пояса, он повышает популярность игрушечных брэндов.

Интересным фактом является опыт производства конфет шведской фирмы. Как достижение преподносится история из 1980-го, связанная с именем владельца небольшой фабрики по производству кондитерских изделий Майкла Спенгсберга, который создал сладкие коричневые леденцы. Малолетний сын Спенгсберга, впервые увидев эти сладости, воскликнул: «Да, они похожи на собачьи какашки!». Майкл не побоялся назвать новорожденный брэнд именно так, как предложил его отпрыск, — Dog Frats. Дети с восторгом приняли леденцы с провокационным названием, и Спенгсберг наладил выпуск целой серии пикантных сладостей вроде Dead Files («Дохлые мухи») и Bird Dropping («Птичий помёт»). Позже он попросил детей присылать свои варианты названий для новых продуктов. В результате скромная кондитерская фабрика за короткий срок превратилась в компанию с оборотом 45 млн. в год.

Жирная задница. Хорошая хрюкающая забава. Жевательные конфеты.

3.10.  HI-TECH С РОЖДЕНИЯ

Видео-няня облегчает жизнь родителей

·        современная видеоняня , производитель электроники Switel из Швейцарии.

·        видеоняня — двухсторонняя: родители могут пообщаться с малышом на удаленном расстоянии. Оснащена автоматическим ночничком, который может настраиваться в зависимости от необходимости: включаться только при плаче или, например, гореть какое-то время, пока малыш не заснет.

·        управляя, можно включить любую из трех колыбельных мелодий, которая успокоит малыша.

Ночью родителям можно лишний раз не вставать с постели, включая функции пультом дистанционного управления. Кормить и менять памперсы этот прибор, к сожалению, не умеет.

«Мой первый говорящий мишка Тед»

·        говорящий мишка Teddy, Chicco (Чикко) — это развивающая музыкальная игрушка, которая говорит на двух языках.
·        мишка Тедди развивает и стимулирует языковые навыки и память малыша. Мишка—это маленький друг малыша, с которым можно обниматься и играть, петь, смеяться и спать
·        размер игрушки: 37 см.
·        регулятор громкости
·        3 батарейки

Тед умеет рассказывать о своих частях тела после нажатия на соответствующую часть тела он может говорить: «Это — моя нога» или «Это — моя рука». Для удобства места нажатия помечены звездочками. Если надавить ему на глаза, то он ничего не говорит, а начинает петь веселую песню.

 

 

ЧУЛАН СОВРЕМЕННОЙ КВАРТИРЫ

Накопление игрушек в современной квартире очень часто напоминает чулан и тем самым атрофирует сам процесс «играния», разрушает личностный смысл игры. Очевидно, бесконтрольный подход к выпуску и неограниченное приобретение игрушки – весьма негативно отражается и на качестве детской игры, и, следовательно, на развития ребёнка.

И, несмотря на то, что игрушек год от года становится все больше и достаточно разнообразных, играют дети катастрофически мало и однотипно.В эпоху всеобщего дефицита отец привёз своему ребёнку в деревню игрушку – маленький джип, фантастически подробный, почти настоящий. Первой с джипом стала играть сестрёнка мальчика. Она завернула джип в платочек и принялась убаюкивать.

В чулане игрушек почти нет натуральных игрушек. Пластик, пластизоль, композитные материалы, искусственные ткани....Замена натуральных материалов на синтетические искажает передачу информации о мире. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, но весить очень мало. Такой предмет не даёт верного представления о весе и объеме. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает информацию о мире. Кора дерева — шершавая, камень — гладкий, песок — сыпучий, вода не держит форму. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только гладкую, холодную поверхность. Польза от игры с пластмассовыми игрушками, как установили ученые, равна нулю. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.

Среди монстров и монстриков, абстрактных картинок ярких цветов есть точные модели детей, техники. Оказывается и здесь кроется опасность...Кукла с навсегда застывшей улыбкой или соской во рту, не позволяющей ей вырасти также, как и машина, которую продают в магазинах, с мельчайшими подробностями: руль, двери, зеркала, — не будит образного воображения, фантазию, блокирует развитие ребёнка.

 

 

IV.  КРИЗИС ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Казалось бы, ребенка первого года жизни почти ничему научить нельзя, но существует механизм, который давно известен человеку. Это — игрушки, в которых запрограммированы те действия, которые с их помощью должен осуществить ребенок. Для ребёнка характерно полное пребывание в духе, нерасчленённость духовности. Это означает, что он не делит мир на «я» и «окружающий мир», на внутреннее и внешнее. В своём начале он может всё. Игрушка, до отрочества — это собственное «я» ребёнка. Сам ребенок может стать на время «игрушкой»; проживая разные состояния материи (играя в дождик, облако, камень), ощущая себя животным, птицей, рыбой, деревом. Таким образом, игрушка становится для ребенка его вторым «я». Через манипулирование игрушками он включается и проживает мир всем своим маленьким умно-сердечным существом. Игрушка принадлежит больше душевному космосу ребенка, чем внешней нейтральной действительности.

Это не Барби мечтает о новых машинах, о путешествиях с Кеном, это не Братц — плохая девочка, плохая девочка — сама её хозяйка.

Это не из рук Бионикла вырывается смертельный электронный луч. Это расчленяет своих врагов их маленький хозяин. Это не Гарри Поттер погибает в компьютерной игре. Вам знакомо: «Я погиб»? А ведь постоянный страх погибнуть, по мнению психологов, рождает жестокость.

Так ли безопасны для малого ребёнка мыслеобразы, вложенные в ту или иную игрушку? Может быть, расчленённость картинки в игре-пазле расчленяет саму личность ребёнка?

По мере взросления ребёнок начинает воспринимать Себя как часть Себя. Как некое «я». Как душу. Другую же часть Себя воспринимает он как окружающий мир. Вместе с тем он теряет возможность отождествлять себя с игрушкой, он уже не может «всё». Взрослый с жёстко разделённым представлением о себе и окружающем мире приобретает некоторый иммунитет к разрушительным мыслеобразам. Но утраты детского возраста уже невосполнимы.

Игрушка для ребенка не просто забава, а то с помощью чего он осваивает огромный сложный мир, законы человеческих взаимоотношений.

Для современной детской игровой культуры характерно усиление тенденции индивидуализации игры, и, как следствие, социального отчуждения детей.

Бабки, вышибалы, прятки, казаки-разбойники, цепи кованные, чехарда, классики, жмурки, салки, штандер, резиночки, ниточки, глухой телефон...

Итоги современного этапа развития игровой культуры

•        повышение роли игрушки в интеллектуальном развитии ребёнка

•        преобладание игрушек из искусственных материалов

•        преобладание игрушек-копий, блокирующих фантазию ребёнка

•        индивидуализация игры и игрушки

•        рост количества имитационных игрушек

•        появление новой функции игрушки — символическое замещение родителей

•        прерывание отечественной традиции игрушечного промысла

•        прерывание многовековой непрерывной цепи передачи игровой традиции от одного детского поколения — другому, кризис игровой культуры

•        стирание нравственного значения игрушки

•        игнорирование игрушки как основы формирования человеческой личности и безопасности государства, отсутствие целенаправленной политики в этом вопросе

•        как следствие создание благодатной почвы для зомбирования населения — навязывания ему своей воли

 

V.  ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ

Подобно тому, как птицы из всяких вещей сооружают гнездо, так дети из всего, что попадает им в руки, делают себе игрушку.

В. Гюго

 

Трудно представить себе, что может дать одна гибкая древесная веточка.

Ромен Роллан

 

Самодельные игрушки не дают заснуть духовным силам ребенка; упражняясь, эти силы развиваются и растут — и не только для сотворения игрушек, а для созидания самой будущей личности человеческой, так как в творчестве усиливается процесс ассимиляции нужного для души и отбрасывания ненужного и организуются будущие формы её отношения к миру.

Прелестный фанатик игрушки Н. Бартрам

 

 

Фотограф, сделав снимки по заданию газеты, не дослушал до конца мой рассказ об игрушке. Побежал дальше. Но что-то остановило его в двух остановках, вернулся: гулкие шаги по пустому коридору: «Я понял! Я — настоящий русский мужик. Могу сварить гараж, построить дом. Помните, деревянные катушки из-под ниток. Нужно ещё было найти круглую шляпную резинку… В то время это было почти невозможно. Мы перевязывали этими резиночками катушки – получался трактор. Так всё, что я могу и, что я сегодня имею, всему этому я обязан той игрушке, которую сделал в детстве».... ветка, спичкострел, катушка.

Случайный посетитель: «Дело в том, что я сам в детстве был незаурядным ребенком, а потом как-то, в один миг, стал как все... Я стал усиленно вспоминать. Все дело в том, что у меня было много игрушек, но предпочтение я отдавал не искусственным машинкам, а тростиночке —палочке живой, коих росло на улице тысячи. С помощью палочки я мог играть совершенно во всё — в машинки, в солдатики! Тогда я создавал ОБРАЗЫ. Но родители стали «выбивать» из меня эту, по их мнению, «дурь»... После этого я стал, как и все дети. А мать сокрушалась: Был же гениальный ребенок!».

Поэтому самые лучшие игрушки — природные: камушки...

...камни в окраске...

...песок, шишки...

 

...ленты...

...веревка, шины и коробка...

 ... гвозди...

...лоскутки...

Они могут быть всем! Так лучшей куклой для девочки, живущей в частном доме, до сих пор является кукла-полено, завёрнутая в платочек, а лучшей машинкой для мальчиков — деревянная доска на колесах или вырезанный из дерева контур машины на колесах. 

 

Показательны воспоминания, которыми поделились посетители и сотрудник нашего музея. Сотрудник нашего музея: «У меня в детстве всегда были хорошие куклы, много кукол. Немецкая посудка. Одежду и игрушки мне привозили из Прибалтики. Но навсегда я запомнила бабушкину куклу. И сейчас перед глазами: бабушка снимает платок, слюнит химический карандаш, рисует глазки. Я играла этой куклой. Но, собираясь уйти, бабушка забрала куклу и развернула платок. Я плакала. Эта Творение живёт во мне сорок лет. У бабушки было девять детей, четырнадцать внуков. Но эту куклу бабушка свернула именно для меня. Бабушкины руки сотворили человеческий образ на моих глазах. Эта кукла осталась куклой души, которая сама развивает душу. Чем меньше похожа она на человека, тем ближе она для ребёнка. Совсем другое дело — современные куклы-имитации. Такая кукла дороже, чем ребёнок. Носки для куклы Бэби Бон — 250 рублей, на ребёнка — всего 60».

 

Чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества, и тем больше она может развить творческий потенциал самого ребенка. Необходимо помогать детям в создании ими образов и тогда они станут Творцами. Нельзя закрывать им доступ к живым божественным творениям. Пусть «пробуют Вселенную на вкус!».

 

VI.  ПОСЛЕДСТВИЯ БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ СФЕРЫ ИГРЫ И ИГРУШКИ

 

6.1. ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАНСЛЯЦИИ НОВЫХ МЫСЛЕОБРАЗОВ

Одной из характерных особенностей игрушки является символичность, которая оставляет современную игрушку. Терпим ли мы дополнительные потери с утратой символичности игрушки? Антропологи часто описывали, что происходит в первобытных обществах, когда их духовным ценностям наносит удар цивилизация. Люди теряют смысл своей жизни, их социальная организация распадается, а сами они морально разлагаются. По всей видимости, главные наши потери с потерей символичности игрушки есть сокрытие доступа к Традиции — нравственным ценностям наших предков. Не за это мы расплачиваемся сегодня утратой морали, духовности и патриотизма?

Моральные оценки всё более воспринимаются как «субъективные», «эмоциональные». Они легко уступают под давлением аргументов «целесообразности» и «эффективности», т.е. мораль занимает подчиненное положение в сравнении с «техникой» в широком смысле. Привязанность к родине, например, определяется для многих только привычкой, личными связями и знанием языка.

Каковы же последствия трансляции новых мыслеобразов? Мы ещё только начали снимать первые плоды нового урожая.

Девочки, не игравшие в мам, а лишь в принцесс, красивых и богатых, живущих в собственном шикарном доме и разъезжающих на роскошном автомобиле, мечтают путешествовать с идеальным другом Кеном. До 40 лет ожидают своих Кенов. Им не интересен образ матери. Устроить жизнь – это реализовать возможность подороже себя продать.

 Отцы, не игравшие, до 7 лет в куклы, хладнокровно бросают своих детей.

Не прошедшие школу воспитания чувств: не познавшие в детстве теплоты, ласки, сопереживания, они остаются чёрствыми к чужим чувствам, не способны сострадать. Одна девочка так написала о своем отношении к фильму «Цапля и Журавль» Ю. Норштейна: «Мне мультфильм не понравился, потому что он грустный и сердечный, Цапля и Журавль никогда не поймут друг друга».

Кадры Диснеевских фильмов мелькают слишком быстро, не оставляя возможности к размышлению, к проявлению чувственности. Дети быстро учатся потреблять action, труд души требует другого темпа. Всё большее количество детей не воспринимает отечественные мультики, требующие от них сострадания. 

Выросшая девочка, оставившая отзыв на фильм Норштейна, отказавшая себе в сердечности, никогда не поймёт ребёнка, который болен, мужа, у которого проблемы на работе…

Лет 15—20 назад папа покупал ему трансформеры. В то время такие игрушки были недоступны и папа считал, что он делает максимум для сына. Сосед-художник, который видел больше, подарил мальчику матрёшку. На следующий день он обнаружил, что мальчик подвесил каждую за нить. Больше художник ничего не дарил. Прошли годы. Сын давно уехал и живёт отдельно. Появляется у родителей только, после выдачи пенсии. Пожилые люди тяжело переживают одиночество.

 

6.2. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ИГРЫ И ИГРУШКИ

А может быть, недооцениваем мы игрушку. Ведь главная её функция в Традиции всё же не развлекательная или интеллектуальная, и даже не познавательная, а духовно-нравственная. Ведь главное для человека — развитие человеческих чувств. Ведь как уверяют педагоги, чувственность закладывается до пяти. Вспомните судьбы детей, найденных в лесах и воспитанных зверями. До конца дней своих они не вместили минимума душевных чувств и так и не смогли стать людьми.

Очень важное качество игрушки: являясь мыслеобразом, она влияет на продуцирование новых мыслеобразов. Когда посетители приходили в наш музей их обжигала светоносная энергия игрушки. В конце экскурсии — традиционный вопрос: какая она русская игрушка? Красивая, яркая, весёлая, добрая… И самый дорогой ответ: «Добрая!». Это главное, что всегда отличало русскую игрушку. Игрушки разных стран и народов неодинаковы.

Так дети в Южной Америке являются самыми главными участниками праздника скелетов. Миниатюрными фигурками скелетов играют, их раскупают на сувениры. Но это — не по нашему русскому менталитету.

Игрушка стран Африки нас зачастую устрашает. Может быть потому, что очень невелико расстояние отделившее игрушку от предмета культа. Чуждые образы отталкивают.

А вот игрушка стран Юго-Восточной Азии нам до боли знакома. Через физиономии биониклов, пластиковых монстров, человеков-пауков просвечивает физиономия китайского дракона.

Иногда я подвожу своих гостей к витрине, где среди многочисленной игрушки прячутся два чуждых образа. Тоже терракотовая игрушка, тоже свисток, та же традиция — отгонять свистом злых духов, примитивная роспись натуральными красками… Тем не менее, посетители сразу же угадывают инородную суть. Перед нами — таджикские ДЭВЫ. Просто они — другие. Они отгоняют злых духов не только свистом, но и своим внешним видом! Не значит, что они лучше или хуже наших расписных глиняных игрушек, у каждого народа – свой путь и свои выводы на этом пути.

Главное отличие нашей игрушки, почему её безошибочно выбирают, почему сегодня, как в 12 веке, как в начале 20, её увозят из Руси–России иноземные купцы — она добрая! В русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло: связать ребенка с оригиналами изображений. Даже если это медведь он — не страшный, он несёт дары леса человеку! Доброта — основной завет наших предков. Доброта, исходящая от народной игрушки связывает наших детей неразрывной связью с теми поколениями людей, которые достойным образом прожили на этой земле. Игрушка — та поддержка, которую оказывают наши предки, подавая нам руку помощи издалёка. Нам осталось только протянуть на встречу свою.

 

6.3. КАКАЯ ОНА ПЕРВАЯ ИГРУШКА?

За спиной множество музейных экскурсий. И основной мой наказ: «Когда вы вырастите, станете взрослыми, и у вас появятся свои дети, не забудьте, что первой игрушкой в руках вашего ребёнка должна стать игрушка, сделанная Вами: будущими папой или мамой. Вспомните сказку «Василиса Прекрасная!». Мама дарит девочке куклу и говорит: «Ты её покорми и напои, и куколка обязательно тебе поможет». «Ты кукла, покушай, моего горя послушай…». И кукла, действительно, всегда и во всём ей помогала. «Ну а если не сумеете, если времени не хватает, то купите игрушку народного мастера! Имеющая высшее предназначение, она явится вашему ребёнку лучшим оберегом».

Человеческие качества, его отношение к семье, его ролевая функция в продолжении рода: мать, отец, — закладываются в ребёнка до 5 лет. По всей видимости, они начинают закладываться уже в утробе матери, вот откуда традиционное табуированное отношение к беременным в любых культурах: требование к женщине в этом периоде — смотреть на красоту, желать ребёнка. Мыслеобраз, формируемый в игрушке в соответствии с народной культурой, должен быть добрым. В советское время культура ещё следовала этой традиции: вспомним, «детям до 16». Игнорирование традиции, презрение к народной культуре, незнание её основ, приводит к рождению человекоподобных роботов.

 

«При бедности умения, техники — богатство замысла, яркий след личного вкуса, местный колорит, не скрашенная никакой задней мыслью жизнь. Глядя на народную игрушку, мы не сомневаемся, что видим отпечатки культуры. Слабость исполнения, беспомощность рук забывается, потому что нас подкупают чувство, искренность, наблюдательность, заботливость, с которой эти вещи делались: все это отсутствует в прекрасно сделанных фабричных игрушках».

Прелестный фанатик игрушки Н. Бартрам

В этом процесс велика роль и ответственность педагогов и родителей. Зал музея игрушки противостоит залам восковых фигур, отдающим предпочтение в демонстрации уродствам, кровавым сценам казней, вампирам, ведьмам. Преступление родителя, удовлетворяющего собственное любопытство, но имеющего на то своё особое родительское право, тащить за собой упирающегося и ревущего ребёнка: «Посмотри, это лишь куколки!». Некоторые дети (до 5 лет) по природе своей наделены иммунитетом. Но нет оправданию преступлению педагога, приводящего класс детей на подобную выставку. На вопрос критерия выбора выставки учителя охотно объясняют: «Выбор сделан детьми!». Но педагоги ли они?

И кому лучше, чем им, педагогам известно, что младший школьник или подросток в силу психологического возрастного свойства испытать себя или простого любопытства, как правило, не может противостоять искушению. Образ какой разрушительной силы впускает в себя юный человек?

И игрушки не дети покупают, а взрослые! Покупая дорогих и убогих кукол, разлагая неокрепшее детское сознание и психику, они потакают прежде всего своей лени, желанию не задумываться, не тратить излишних душевных сил, быть модными, быть как все. Сегодня кукол Bratz покупают повзрослевшие служанки кукол Barbie.

В современной игрушке, наследующей традицию, всё-таки время от времени встречаются отрицательные персонажи, так, например, в тверской сувенирной игрушке, но эти отрицательные персонажи (Баба Яга, Леший, Домовичок) — добрые и весёлые, существуют, в соответствии с мудростью предков для того, чтобы позволить по-настоящему раскрыться добру.

Конечно, примитивное заигрывание с детьми может принести быстрый успех в бизнесе: продаже игрушек или билетов на выставку восковых фигур «Магия. Ведьмы. Колдуны». Но «иметь дело с детьми — это то же самое что иметь дело с будущим. Воздействуя на них, мы влияем на будущее мира». Каким бы «продвинутыми» ни были наши отпрыски, они всё равно остаются детьми. Если потакать всем этим увлечениям, то через десять лет можно очутиться в мире, где на прилавках лежат «собачьи какашки», монстры и конструкторы из 5 блоков

Импортируемая сегодня в Россию, главным образом, из юго-Восточной Азии игрушка является «засланным казачком», внедряется во все уголки жизни: от ванной и столовой до школьных классов и салонов самолетов, при этом тихо делает свое разрушительное дело — отчуждает от национальных ценностей, дегуманизирует, вызывает торможение психического развития детей.

 

6.4. ВОЛШЕБНАЯ РОЛЬ ИГРУШКИ — МЕНЯТЬ РЕАЛЬНОСТЬ

Роль игрушки — волшебна. Николай Васильевич Жуков рассказал удивительный случай. Не так давно на Измайловском Вернисаже, что в Москве, по случаю, ему, совсем недорого удалось прикупить деревянную игрушку московской фирмы «Климо». Токарная работа по дереву, яркие краски… Положил игрушки в сумку и прямиком по делам к заказчику. Зашёл в приёмную, а охрана бизнесмена – настоящие братки. Хотел сразу ретироваться, но всё-таки пересилил себя — остался. От нечего делать вытащил фигурки деревянных Буратино и Петрушки, стал разглядывать «Братки» попросили взглянуть на игрушки. То, что он увидел потом — напоминало ему сюжет из фантастического фильма. Лица охранников неожиданно изменились — помягчали и разгладились. Сильные мужчины неожиданно стали похожи на великовозрастных детей, забыв обо всём, они играли в куклы, их герои бегали друг за другом по столу, боролись, вели неспешный диалог… Не дождавшись заказчика мой знакомый покинул приёмную оставив не замечающих никого, продолжающих играть братков.

 

Сейчас я уверена, что мыслеобразы не только формируют, но и в состоянии менять реальность. Я думаю, что вновь возвращённые образы, являются ключами, а традиционная символика – секретным кодом нравственного развития. Образы и символы способны осуществить прорыв к сознанию. Правильно сформированный мыслеобраз, грамотно запущенный в пространство, способен внедриться в Поле Событий и начать его изменять по нашему желанию. А, может быть, достаточно обратиться к традиционные мыслеобразам, они и явятся ключом к родовой памяти. Другими словами, мы можем изменить своё будущее, или создать его заново, как нам больше нравится.

На сегодняшний день единственным подходом, способным кардинально выправить ситуацию, является защита игрушки, возврат к преемственности — избрание пути восстановления национальной идентичности, движение к «Культуре, внутри которой обитает Священная Традиция». Эпоха беспощадной войны Культуры с Традицией должна быть завершена. Для этого, безусловно, необходимо восстановить в правах нашу русскую античность. Возврат к Традиции после десятков лет забвения даст неожиданный эффект: вырастает то же самое здание народной веры, тот же в конструкции своей духовный уклад, но как бы на новом фундаменте, из нового материала, со свежим запасом прочности. Вместе с утратой старой формации с ее ценностями уйдут и ее искривления, искажения, недостатки.

Психическая мутация, вызванная современной техногенной средой, нформационным прессингом, бездушными игрушками, определяет глобальные изменения самого психотипа человека в ХХІ веке, об этом с обеспокоенностью говорят крупные ученые во всем мире. Что же можно противопоставить этому чудовищному валу современных игр и игрушек, обрушенному на наших детей?

Многие из нас были соавторами мыслеобраза мира, который окружает нас сегодня. То, что мы создаём сегодня, придет к нам завтра. Если мы намерены пройти путь совершенствования до конца и избежать Апокалипсиса, то мы обязаны думать об этом сегодня.

Возможно ли защитить ребёнка от так называемой «чёрной культуры», помочь ему найти состояние гармонии, здоровья, радости жизни, радости познания, радости продвижения? Можно ли построить воспитательный процесс, мотивировав детскую личность к развитию, к раскрытию потенциальных возможностей?

Роль игрушки — волшебна. Один знакомый художник, большой любитель и собиратель детской игрушки Николай Васильевич Жуков рассказал удивительный случай. Не так давно на Измайловском Вернисаже, что в Москве, по случаю, ему, совсем недорого удалось прикупить деревянную игрушку московской фирмы «Климо». Токарная работа по дереву, яркие краски… Положил игрушки в сумку и прямиком по делам к заказчику. Зашёл в приёмную, а охрана бизнесмена — настоящие братки. Хотел сразу ретироваться, но всё-таки пересилил себя — остался. От нечего делать вытащил фигурки деревянных Буратино и Петрушки, стал разглядывать «Братки» попросили взглянуть на игрушки. То, что он увидел потом — напоминало ему сюжет из фантастического фильма. Лица охранников неожиданно изменились — помягчали и разгладились. Сильные мужчины неожиданно стали похожи на великовозрастных детей, забыв обо всём, они играли в куклы, их герои бегали друг за другом по столу, боролись, вели неспешный диалог… Не дождавшись заказчика мой знакомый покинул приёмную оставив не замечающих никого, продолжающих играть братков.

Сейчас я уверена, что мыслеобразы не только формируют, но и в состоянии менять реальность. Я думаю, что вновь возвращённые образы, являются ключами, а традиционная символика – секретным кодом нравственного развития. Образы и символы способны осуществить прорыв к сознанию. Правильно сформированный мыслеобраз, грамотно запущенный в пространство, способен внедриться в Поле Событий и начать его изменять по нашему желанию. А, может быть, достаточно обратиться к традиционные мыслеобразам, они и явятся ключом к родовой памяти. Другими словами, мы можем изменить своё будущее, или создать его заново, как нам больше нравится.

 

VII.  ВЫХОД ЕСТЬ

На сегодняшний день единственным подходом, способным кардинально выправить ситуацию, является защита игрушки, возврат к преемственности — избрание пути восстановления национальной идентичности, движение к «Культуре, внутри которой обитает Священная Традиция». Эпоха беспощадной войны Культуры с Традицией должна быть завершена. Для этого, безусловно, необходимо восстановить в правах нашу русскую античность. Возврат к Традиции после десятков лет забвения даст неожиданный эффект: вырастает то же самое здание народной веры, тот же в конструкции своей духовный уклад, но как бы на новом фундаменте, из нового материала, со свежим запасом прочности. Вместе с утратой старой формации с ее ценностями уйдут и ее искривления, искажения, недостатки.

Единственным подходом, способным кардинально изменить ситуацию, является обращение «к сакральному ядру русской цивилизации, к запредельному таинственному в русской душе, к сокровищнице святоотеческой традиции». Трансформация Традиции в гуманитарную технологию, «способную принести победу в борьбе с исторически обреченной глобальной цивилизацией финансового строя и позднего индустриализма» является этнопедагогика.

 

 

Необходимо:

Взять под контроль ситуацию с продажей игрушек. Сделать обязательной психолого-педагогической экспертизу игр и игрушек. Разработать программу пропаганды и поддержки доброй и умной игрушки, которая должна стать составляющей государственной программы «Семья» или «Детство».

 

Провести научные исследования в области игрушки, учесть данные психологии и этнологии, воздействие различных символов, цвета и формы на психику ребенка.

 

Необходимо воссоздать игровые традиции, особенно групповых подвижных игр и игрового детского фольклора на основе фольклорной традиции.

 

 

Создать специализированный магазин доброкачественной игрушки. Такой опыт уже был единожды осуществлен в России, в Сергиевом Посаде, незадолго до революции. Замечательно то, что создание этого комплекса (мастерские и сеть магазинов) было вызвано к жизни не желанием обогатиться, а стремлением дать русским мальчикам и девочкам духовно здоровую и умную игрушку.

 

 

Вся народная игрушка воспитывает «царя и священника Богу…» (Откр. 5, 10). Сохраним ее для наших детей, и у нас появится надежда, что дети сохранят Россию!

 

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)