Критика и её роль в обществе

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 17.06.2018 (02:00)

Информация помечена тегами:

Критика Обратная связь Цитаты чиновники власть конфликты политика Инфонарод

2062
* количество прочтений.

"Критики много не бывает"

 

Доводилось ли Вам кого-либо критиковать? И как? Можете написать в комментариях, как реагируют у нас в России на критику... Как Вы сами реагируете, когда вас критикуют?

Критиковать начальство или невозможно, или очень опасно, -  скажут многие. Поэтому ошибки и заблуждения руководства - это системное, а не случайное, для России и её внутренней жизни главное  правило: начальник всегда прав - пункт первый, если считаете что начальник, не прав - смотрите пункт первый.

Бывают, правда, и  исключения. Всегда с большим удовольствием смотрю еженедельные брифинги М. Захаровой. Последний был посвящён лжи и русофобству со стороны Англии, истории возникновения их и влияния на политику многих  стран, идущих в фарватере англо-саксонской модели. Какая модель станет господствующей? По мнению ныне покойного д. э. н. П.Г. Олдака (участника клуба межнаучных контактов, позже -  Минимакса - при ДУ СО РАН,  созданного  когда-то  к. м. н. С.В. Макаровым),  мы живём в эпоху, когда англо-саксонская модель  стала неудовлетворительна, и вместо неё будет или христианская модель, или модель конфуцианского Китая; скорее второе, чем первое.

Сказали США или Англия, что  Россия  такая-растакая, их сателлиты в мире подхватили, а внутри этих стран СМИ растиражировали и внушили своим гражданам фейковую модель...

А вот внутри нашей страны действуют аналогичные механизмы со стороны власти по отношению к обычному человеку, и это тоже историческая данность, которая существует веками.

Сказал начальник: бурундук – птичка! - все подчинённые наперегонки  будут говорить: так точно! И каждый ещё будет расписывать, как этот бурундучок суперклассно летает.  Тут уместно напомнить  и о фильме "Игрушка", где снимался П. Ришар. Проблема критики - это проблема не только России. Нужна воля и желание пройти через критику и получать качественную обратную связь. Как бы и кому это ни было сложно и  неприятно, надо уметь и выслушивать, и благодарить за критику, и ценить труд тех, кто анализирует и критикует, несмотря на то, что критика бывает разная и подчас некачественная. Но чтобы общество научилось работать в критическом поле, его надо создавать (критическое поле), и критике надо учиться. Ведь многие критикуют, искренне желая что-либо улучшить... хотя  далеко не все и не всегда... Иногда не критикуют для того, чтобы человек зашёл далеко, и потом его  отстранят (или посадят), и другой займёт его местно, ещё и заработает на этом...

Был такой анекдот во времена СССР. Брежнев: «Темно, как у негра в ж…». Ему тут же в ответ: «Везде-то Вы были, всё-то Вы знаете…»   

Исключения из правил: М. Захарова при открытии Крымского моста в ответ на критику поблагодарила, прибавив:

"Критики много не бывает"

Кто ещё так поступает сейчас в России???

Вспомнился ещё один эпизод, когда Б. Н. Ельцин снял В. П. Муху с губернаторства. После  публичного объявления  о снятии все  чиновники  метнулись от него прочь, как от чумного, кроме  всего одного. Я при этом не присутствовал, этот эпизод мне рассказали... (Он не побоялся объявить Ельцина преступником). Рано или поздно, но В. П. Муха должен был проиграть выборы. Насколько мне известно, и те, кто отшатнулися и тот, кто остался при Мухе, никогда не смели критиковать В.П. Тот, кто окружает  себя или почитателями, или исполнителями, или молчаливыми и угодливыми  врагами и льстецами, рано или поздно должен проиграть...

Мне пришлось, как внештатному  журналисту, присутствовать на передаче  детского садика  от одного из предприятий ( НЗХК)  области. Там был и В. П. Муха. Начался молебен, священник стал кадить и молиться. В. П. Муха демонстративно заложил руки за спину, и все чиновники, а их было там несколько десятков, тут же сложили их за спиной, полностью собезьянничав, хотя некоторые поначалу начали было креститься вслед за священником. Я тогда демонстративно встал так, чтобы меня было видно В. П. Мухе, и начал креститься вслед за священником. Позже мы стали обходить детский садик, я спокойно шёл рядом В. П. и  показывал ему на недоделки при ремонте, которые бросались в глаза. Показал, и на полуоторванные плинтуса, и на то,  что  для детского садика компьютеры ДВК вредны по СанПиН. На все замечания он реагировал спокойно,  без раздражения и по-деловому  отвечал, это уберём, заменим, исправим.  Не чувствовалось, что перед тобой губернатор, а просто нормальный мужик - хозяйственник без политических трибунных замашек. Позже, как выяснилось, придворная челядь решила отпраздновать банкет по данному случаю, на каждого было по несколько бутылок спиртного и закуски весьма не дешёвые, правда, были и соки и минералка. Надо отдать должное В. П., посмотрев на это, не остался и уехал... банкет без него проходил молча и вяло... Мне там было делать нечего, и чем там закончилось, я не знаю, но у тех, кто устраивал передачу, настроение было не самое весёлое, может, они и накушались с горя... 

Некоторым исключением из правил являлись  В. И. Ленин и И. В. Сталин,  но у каждого были и свои заблуждения и ошибки, многие из которых дорого обошлись всей стране.  

В конце своей жизни И. Сталин на встрече с К. Симоновым говорил, что нам нужны свои Салтыковы-Щедрины и Гоголи. Увы, дальше пришла эпоха славословий Брежневу и постоянных цитат его  к месту и  не месту, и именно это период подготовил некритическое отношение в ЦК и далее позволил развалить СССР. Культ личности Сталина - это тоже никто сегодня не назовёт позитивным явлением. Ленину и Сталину не хватало знаний для грандиозных планов построения нового общества, но, тем не менее, многие их  работы до сих пор актуальны. Сегодня их имена третируют все кому ни лень, не пытаясь понять и разобрать ошибочное и ценное, заблуждения и находки, плевела и зёрна.

Проблема Ленина и Сталина скорее всего не только в том, что себя лично  они ставили вне критики, хотя о ней много и во многом правильно писали, но и в том, что развить критику в правильные формы им не удалось, а итогом стало общество, в котором критика совсем исчезла. Собственно в таком обществе мы и продолжаем жить... Мы снова отброшены к обществу "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Ревизора" и "Мёртвых душ" Н. В. Гоголя, "Хамелеона" А. П.Чехова. Мы даже не в той кризисной точке, которую описал в "Искателях" Даниил Гранин, мы существенно ниже…

Многовековой​ труд писателей и публицистов  России  и СССР оказался подобен сизифову труду. Личностей нет, и никто не хочет  подниматься из этого положения... самолюбие лидеров и руководителей настолько болезненно обострено, что критика замерла или умерла... общество напоминает Мадридский двор и Византию в период исчезновения.

Но сейчас мы имеем предельно низкий культурный слой и не имеем такого уровня талантов писателей и журналистов и критиков. Если это слой не будет наращиваться, то распад не за горами, и крах будет   раньше, чем... и весьма скоро...

Эта статья начнётся всё-таки не с Ленина и Сталина и  не с критики в понимании марксизма, который мало кто  понимает сегодня. Невежество отрицает всё, что наработано человечеством, если там не получилось то, что хотели. А опыт прирастает анализом и тщательным просеиванием, который дорожит и крупицами, тем более опыты такие грандиозные, как построение социалистического общества... Не знать и не изучать этот опыт нашей страны честно и добросовестно - значит вновь повторить худшее, что было...

Начнём  с простых статей психологов и прочих, которые не сопряжены с именами политиков, к политикам - в конце статьи, для тех, кто готов читать, несмотря на предубеждения.

 

Обратная связь и критика

«Обратная связь» — фразеологизм, который используется вместо слова «критика», хотя критика нередко бывает важнее, чем комплиментарность в отношениях. Никто не любит, когда его критикуют, однако, без критического взгляда со стороны порой невозможно продвигаться вперед. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко, как видят их окружающие люди.
Человек, который верит в себя, в то, что он может самосовершенствоваться, как правило, готов к конструктивной критике, так как в ней он видит не угрозу своему авторитету, а потенциал для личностного самосовершенствования.

Принимайте критику только от тех людей, которым вы доверяете и чье мнение вы уважаете.

«Обращение за обратной связью – техника «негативного вопроса» .
Начать общение вы можете, попросив предоставить вам конструктивную обратную связь, например, после неудачного собеседования. Например: «Да, я действительно поступил неуверенно; как Вы думаете, каким образом мне можно улучшить свое поведение?». Момент для обращения выбирайте тщательно, чтобы у человека, к которому вы подходите, было время для предоставления обдуманного конструктивного ответа. Важно понимать, что, проявляя инициативу вы с большей вероятностью заслужите уважение другого человека за свою смелость, чем неуважение за свое несовершенство. Это открывает путь к искреннему общению, способствует развитию новых идей о том, как улучшить свои умения, способствует улучшению отношений.
Помните, вы не обязаны безоговорочно верить критике. Выслушивайте ее и самостоятельно анализируйте точку зрения другого человека.

Предоставление обратной связи:
1. Установление контакта. /не раздражайтесь, необходима вводная беседа/
2. Позитив + негатив /сначала позитивное замечание, потом – негатив/
3. Нелицеприятная и проблематичная критика. /по существу, только факты, учитывая чувства другого человека/
4. Говорите по существу. /конкретные замечания, касающиеся лишь той части, которую человек реально может изменить/
Отмечайте детали.
5. Сочувствуйте.
6. Сохраняйте спокойствие.
7. Придерживайтесь темы. /Не поднимайте вопросов, не касающихся темы разговора/
8. Не требуйте изменений. /не навязывайте свое мнение, если человек захочет, он сам примет это к сведению/
9. Используйте я-высказывания. /ответственность за обратную связь принимайте на себя/
10. Сосредоточьтесь на поведении. /цель критики поведение, а не сам человек/
11. Понимание.
12. Стереотипы.
13. Изменения. /отдавайте себе отчет о том, что может ничего не измениться/

 

Смотрите также:

 

Чем критика отличается от обратной связи и что использовать организатору события 

 

Мы уже разбирали форматы сбора обратной связи после событий, а сейчас давайте поговорим немного о содержании.

Я думаю, важно понимать различия между критикой и обратной связью, и учить свою аудиторию мыслить именно категориями обратной связи. От этого и для вас как организатора, и для всех участников есть заметная выгода.

 

Что такое обратная связь

Обратная связь (англ. feedback — «фидбэк» — «обратное питание») в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие.

Этот термин часто используется для описания всех видов комментариев, сделанных после факта, в том числе советов, оценки — похвалы или критики. Но ни один из этих примеров, строго говоря, не является обратной связью.

Обратная связь – это информация со стороны о том, как мы ведем себя в наших усилиях по достижению общей цели.

Поэтому фидбэки чаще всего применяются в обучении и в бизнесе, по этой же причине они особенно ценны для организаторов конференций и других типов событий.

А что такое критика?

Критика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») —

  1. выявление противоречий;
  2. выявление ошибок и их разбор;
  3. оценка.

Обычно в бытовом применении термин «критика» используется именно в третьем значении, иногда — во втором. На первое значение у большинства людей не хватает запала.

При конструктивной критике внимание уделяется именно решению проблем, ошибок и противоречий, а не только их выявлению. Она обычно направлена на сами проблемы, противоречия и ошибки.

Неконструктивная критика обычно направлена на личность человека, его характеристики, на оскорбление и принижение оппонента.

А в чем разница?

Лично я вижу, как минимум, три различия.

Обратная связь не всегда имеет дело с проблемой.

Полноценная часть обратной связи — это перечисление того, что понравилось, удалось, особенно запомнилось. И только вторая половина — то, что можно улучшить.

Обратная связь безоценочна.

В идеале. К этому надо стремиться, но это сложно. Если хотите знать, как, то расскажу про специальные модели и формулы обратной связи, которые помогают этому научиться.

Критика односторонняя, обратная связь – двухсторонняя.

В идеале обратную связь дают обе участвующие стороны друг другу. Увы, при массовом сборе обратной связи от участников на мероприятии такое почти невозможно. Но, может, всё дело в том, что до сих про никто из организаторов не пробовал дать обратную связь своим участникам?

Кроме того, обратная связь как концепт (вспомним про «обратное питание») создана для того, чтоб приносить пользу и дающему, и принимающему. А польза есть и от признания успехов, и от разбора ошибок.

Если критика заключается только в оценке сделанного, то полезной информации в ней нет совсем: получателю становится известно лишь то, что автор критики придает высокое или низкое значение тому, что получатель сделал.

Почему для организатора события важна именно обратная связь, а не критика?

Критика фокусируется на решении проблемы и на оценке. Обратная связь не только фокусируется на решении проблемы, но и помогает наладить человеческие отношения, чтобы продвигаться к цели.

Мы — не машины, и мы не живем в изолированном мире, встречаясь с людьми только раз в жизни. Поэтому надо уметь работать с эмоциями, отношениями, психологией. Тесное взаимодействие с вашей аудиторией поможет сделать каждое следующее мероприятие лучше. Правильные отношения с командной организаторов и партнерами помогут сделать лучше всю отрасль в целом. Ведь в итоге у нас всех одна цель — делать события лучше.

Главный вывод:

Критика не помогает людям понять, насколько слаженно они двигаются к цели. А фидбэк — помогает.

Если вы при подведении итогов мероприятия будете пользоваться парадигмой обратной связи, а не критики, то это поможет:

  • Основывать подведение итогов не только на эмоциях, но и на фактах;
  • Фиксировать не только проблемные моменты, но и особенно удавшиеся, а значит видеть сильные стороны своего события;
  • Замечать больше конкретных деталей, а следовательно, лучше планировать событие в будущем;
  • Выводить на качественно новый уровень отношения со спикерами, ведущим, партнерами мероприятия;
  • Улучшить психологический климат в команде организаторов при разборе итогов.

Правила обратной связи

Очень легко превратить обратную связь в простую критику, если не соблюдать правила обратной связи. Эффективная обратная связь всегда:

Конкретная

«Это была классная презентация!» – не такая полезная реакция, как «часть презентации с примерами была классная!». И обе они не такие полезные, как «часть презентации с примерами мне очень понравилась, потому что помогла мне быстро вникнуть в суть темы доклада и запомнить ключевые мысли».

Чтобы побудить участников конкретную обратную связь, грамотно сформулируйте вопросы в форме обратной связи. Чем конкретнее эти вопросы (не просто «что вам понравилось» и «что не понравилось»), тем более конструктивные комментарии вы получите.

Интерактивная

Оба участника процесса берут на себя обе роли — и дающего, и принимающего. Во время обратной связи нужно стремиться к диалогу, иначе разговор превращается в простой ассессмент и не воспринимается так конструктивно, как полноценная обратная связь.

Даже если вы не можете реализовать это правило с гостями события, то всегда можно воспользоваться двусторонним форматом фидбэка при «разборе полетов» с ведущим, спикерами, с партнерами.

Структурированная

Благодаря структурированному подходу оба — дающий и принимающий — знают, что ожидается от них во время сессии обратной связи. Структура гарантирует безопасность и базовый уровень комфорта в процессе.

Существует множество структурных моделей обратной связи. В моей личной копилке есть, минимум, восемь штук. В случае со сбором обратной связи по итогам события структурировать процесс помогают формы обратной связи, список вопросов, на который каждый участник должен ответить.

Сбалансированная

Того, что хорошо/плохо, должно быть поровну, либо хорошего чуть больше. Культуру позитивного мышления надо в себе воспитывать, и тут лучший совет — начать с себя.

Мне кажется, если организаторы намеренно будут просить у участников обратной связи, а не критики, если будут объяснять, что это такое, то со временем культура обратной связи в сфере организации событий будет улучшаться. А значит, после каждого события мы все сможем сделать лучшие выводы на будущее, и каждое последующее событие будет хотя бы чуть-чуть поднимать планку.

 

А какой опыт обратной связи есть у вас?

 

КРИТИКА И ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

АВТОР: САЛОМАСОВ В.

Вячеслав Саломасов, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренингидругие интервью

Друзья, приглашаю вас поговорить о виде общения, который в нашей жизни занимает очень много места — и порой доставляет очень много неприятностей. О критике.

Чтобы критика приносила пользу, важно уметь решать две задачи:

— эффективно работать с любой критикой, адресованной нам;
— уметь правильно критиковать самим. 

 

Если исходить из определения ТВ Гагина о том, что речь (и любые другие виды коммуникации) «это поведение, предназначенное для изменения или поддержания поведения других людей«*, то есть влияние, то критика — один наиболее прямых видов такого влияния.

По сути, она является обратной связью (далее — ОС) от внешнего источника на деятельность человека и ее результаты. Содержит:

— их анализ;
— оценку по значимым для источника критериям;
— инструкции по увеличению эффективности деятельности и улучшению результата — также в критериях источника ОС.

 

— по необходимости — дополнительную мотивацию на выполнение этих инструкций

По определению Психологоса, «Критика — указание на недостатки в том, что было сделано. … Критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая…».

Почему такое разнообразие? Потому что: критика в реальном общении — не только и не столько ОС в чистом виде.

Во-первых, важно помнить, что в самом процессе критики заложено противоречие — у критика и критикуемого различные критерии оценки деятельности (даже если цель общая). Чтобы ОС стала эффективной, нужно, чтобы критерии стали максимально схожими.

Во-вторых, выравнивание критериев часто является источником торга, борьбы и эмоциональных всплесков с обеих сторон. Это добавляет к критике другие способы влияния на человека, активно мимикрирующие под нее — и этим ее серьезно фальсифицирующие. Важно уметь отличать одно от другого.

Отличаем НЕ критику.

Обвинение. Не является критикой, скорее можно отнести его к виду деструктивных манипуляций. В то же время обвинение используется вместо критики так часто, что в бытовом обиходе это практически одно и то же.

Служит для «сбрасывания» негативных эмоций (страх, гнев) и переваливания ответственности на партнера. Часто подкрепляется мощным (возможно, неконтролируемым) выплеском негативных эмоций. Конструктивных инструкций не содержит.

Деструктивная манипуляция. «Критик» пользуется авторитетом у партнера и его энтузиазмом и под флагом заботы об интересах критикуемого (или общего дела) с помощью критики мотивирует его на выполнение своих планов. Интересы партнера в реальности манипулятора не интересуют.

Оскорбление, негативное оценочное суждение о личности. Во многом схоже с обвинением, также может быть как попыткой «критика» сбросить эмоции, так и частью продуманной провокации или деструктивной манипуляции. ОС не содержит.

Наказание. Также не является критикой. Тем не менее, тоже относится к ее бытовым заменителем, поскольку возникает по сходному поводу — неудовлетворенность результатом деятельности партнера.

Выражение этой неудовлетворенности в агрессивно-негативной эмоциональной манере с обвинениями, оскорблениями и угрозами в адрес намерений, деятельности, и личности партнера может ему серьезно морально и психически навредить. Пострадавший по итогам такого наказания, конечно, сделает выводы. Конструктивность их будет не в изменении результатов деятельности к объективно лучшему, а в перекрытии информации к источнику неприятностей и выстраивании различных видов защиты — вплоть до полного разрыва контактов.

В житейском «общенародном» понимании эти явления и считаются критикой, активно используются вместе с ОС или полностью ее подменяют, и наносимым вредом совершенно нивелируют пользу от нее. Вполне естественно такую критику не любить и всячески ее избегать.

Как извлечь пользу из критики.

Мы можем сделать любую критику сильнейшим инструментом достижения своих целей. Что для этого нужно:

Во-первых, рассмотреть ситуацию в четырех позициях восприятия Синтон-подхода:

1 — как я вижу данную ситуацию. Какие критерии применяю для ее оценки? Какие шаги планирую? Какие цели считаю важным достичь?

2 — как партнер видит ситуацию. По какой причине он действует именно так? Какие использует критерии? Что планирует? Какие цели достигает?

3 — как ситуация выглядит со стороны. Насколько наши критерии оценки данной ситуации совпадают и соответствуют общим критериям? Насколько возможно найти общие критерии? Насколько наши действия эффективны? Есть ли более действенные способы влияния на ситуацию?

4 — как ситуация выглядит в перспективе. Как ОС повлияет на будущее развитие событий? Насколько наши с партнером действия и планы экологичны, помогают ли они достижению общих целей?

Имейте в голове ответы на эти вопросы — и сможете эффективно давать обратную связь и извлекать максимальную пользу из любой, даже неумелой или деструктивной критики. Сделайте этот подход привычным, и такая оценка будет происходить каждый раз практически мгновенно — с ценнейшими результатами.

Во-вторых, после оценки ситуации с четырех позиций восприятия, нужно решить три задачи:

Задача 1. Защититься от негативного или манипулирующего воздействия критика.

В ситуации «получения» критики важно уметь сохранять состояние спокойного присутствия, даже когда намеренно провоцируют на срыв. Для того, чтобы уверенно себя чувствовать под «критическим огнем» любой мощности, нужно хорошо потренироваться накануне. Отличное средство — упражнения Дистанции.

Определяем своевременность критики:

— по экстренности ситуации. Сначала спасаем, потом разбираемся.
— по эмоциональному или физическому состоянию (и нашему, и партнера). По возможности предложить вернуться к обсуждению в спокойном настроении и добром здравии.
— по информированности. Дополнительная значимая информация может снять необходимость критики.

 

Отделяем НЕ критику: деструктивную манипуляцию, обвинения, эмоциональные нападения.

Принимаем решение о работе с критиком на конструктив или — уходим от критики (в том числе, с помощью контрманипуляции) или игнорируем ее.

Задача 2. Взять из общего потока критики полезную ОС

Анализируем ОС, если она есть:

 — Оценка. Дается ли оценка? По каким критериям? Насколько они понятны и обоснованы? Насколько оценка совпадает с моей? Причины различий?

 — Информация и инструкция.

— есть ли информация — что у нас получается хорошо?
— есть ли инструкции — что улучшить, добавить, исправить; каким способом, какие ресурсы использовать, к какому сроку и в каком виде дать результат? Есть смысл их запрашивать? Предлагается ли помощь?

 

 — Мотивация. Какую мотивацию вкладывает партнер в критику? Соответствует ли она моим, его, групповым целям? Намеренно она применяется или неосознанно?

Задача 3. Получить максимум полезной информации о критике и ситуации.

Анализируем самого Критика.

Опытные борцы знают, что соперник наиболее уязвим, когда атакует — он увлечен мыслями о нападении и часто забывает о защите — самое время для разящего контрприема. Человек критикующий занят сложным делом — он собирает и обрабатывает информацию, размышляет, испытывает эмоции и что-то с ними делает. Пытаясь чего-то от нас добиться, он говорит, окрашивает голос интонациями и сопровождает речь невербальными сигналами. В таком сложном процессе критику трудно контролировать себя «по всем фронтам» — он слишком занят. Внимательно анализируем — и «читаем» его истинное лицо:

Анализируем содержание.

— ценности, критерии оценки;
— мнение о собственном уровне экспертности;
— умение общаться, доносить информацию, говорить на языке партнера;
— склонность к деструктивным манипуляциям;
— умение анализировать профессиональный уровень и текущее состояние подчиненного;
— умение распределять ответственность, делегировать полномочия, мотивировать.

 

Анализируем направленность.

Критикует меня или мои действия? Если критикует действия, то что именно — намерения, усилия, результат? Критикуя действия, какие дает скрытые внушения о моей личности? Если критикует меня — какие действия послужили поводом?

Анализируем метасообщение.

Какие метасообщения посылает? Какие эмоции демонстрирует? Намеренно или естественно? Зачем именно такие? Что можно «прочесть», используя «позитивный переводчик»? Какие делаем выводы о критике на будущее? Какие испытываем эмоции? Какие выдаем метасообщения? Зачем именно такие? Насколько этим управляем? Насколько это помогает целям?

Решение этих задач позволит нам отреагировать на ситуацию результативно — то есть так, чтобы приблизиться к своим целям.

По итогам «сеанса» критики очень полезно дать себе «Обратную Связь на Обратную Связь« — оценить, насколько эффективно мы эту критику „обработали“.

Если применять «ОС на ОС» регулярно, то мы очень скоро научимся принимать решения по ситуациям с критикой практически моментально — а значит, получим ценнейшие результаты.

Как критиковать эффективно.

Довольно часто в условиях недостатка времени (например, на коротком навыковом тренинге) для глубокого изучения вопроса аналитический подход по позициям восприятия или рассмотрение алгоритма с решением вопросов применить затруднительно. В таком случае можно воспользоваться простой инструкцией с минимумом объяснений и достаточной мотивацией на ее исполнение.

Привожу пример инструкции, с которой я работаю на тренинге ораторского мастерства (базируется на методике С Шипунова).

Грамотные советы, или принципы эффективной ОС.

1. Дружественность.

Важнейшее условие того, чтобы человек воспринял Ваши советы — создание дружеской, доверительной атмосферы. Это, пожалуй, принципиальное отличие конструктивного совета от злобной критики.

Атмосфера доверия и дружелюбия создает позитивный рабочий настрой, побуждает к полному раскрытию творческого потенциала, помогает принимать ОС «по существу», не «заморачиваясь» над возможными «тайными мотивами» ее автора. Причем — это верно как для работы с другими людьми, так и для оценки собственного выступления.

Создать такую атмосферу порой непросто, но почти всегда — необходимо!

2. Искренность.

Чтобы быть действенной и помогать расти мастерству, Ваша ОС должна быть честной и искренней. Не нужно молчать о недостатках — иначе человек о них так и не узнает. Не нужно придумывать несуществующих достоинств — иначе человек не будет понимать, над чем ему дальше работать. Неискренняя ОС бессмысленна, так как не выполняет своей основной задачи.

Если Вы работаете в группе, и отзывы других участников (и даже тренеров!) не совпадают с Вашим мнением

— важно также не бояться давать свою искреннюю ОС

 

3. СНАЧАЛА ПОХВАЛИТЬ! Говорим, что понравилось.

Почему так важно начать с похвалы?

— человек прилагал большие усилия, старался — это важно обязательно отметить для закрепления позитивной мотивации, дать положительную оценку достигнутому результату;
— это укрепит атмосферу дружественности и доверия друг к другу, поможет более конструктивно воспринимать информацию о недостатках;
— человек будет знать о своих сильных сторонах, о том, на что ему можно опираться в дальнейшей работе, это укрепит его уверенность в своих силах.
— мы сами, обращая внимание, в первую очередь, на сильные стороны оратора, будем иметь прекрасную возможность «взять» их себе, научиться делать так же.

 

Человека всегда есть за что похвалить. Если мы не можем найти поводов для похвалы — значит, что-то не так с нами, как экспертами, как тренерами, как родителями, как руководителями. Нужно срочно поработать над собой в этом направлении.

4. Отзыв об ошибках в позитивной и конструктивной форме:

ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТО ДОБАВИТЬ, ЧТО УТОЧНИТЬ

— он дает понятное направление для развития, понятно объясняет, что делать
— он звучит гораздо дружественнее и поддерживает позитивную атмосферу, соответственно, ему легче следовать
— он воздействует на самооценку «ученика» не болезненно — ведь всем и всегда есть, что добавить к своему уровню мастерства, нет предела совершенству.

 

Негативные советы по схеме «Не делай это» — неэффективны, они говорят, что было сделано неправильно. Но не объясняют, КАК ПРАВИЛЬНО.

Такая же «беда» с отзывом в виде простой констатации фактов — «Вы стояли, поставив ноги на ширину плеч, часто улыбались, делали активные жесты правой рукой, левую держали в кармане, я вас плохо слышала…». Ну и что? Это было хорошо или плохо, много или мало, нужно все менять или продолжать в том же духе? Непонятно…

5. Конкретность.

Наши рекомендации должны содержать понятные инструкции в терминах внешних наблюдаемых признаков. Партнеру должно быть понятно, что нужно сделать

 — выпрями спину

— сохраняй контакт глазами с аудиторией
— добавь громкости на 20–25%
 — такая ОС будет конкретной, понятной и легко выполнимой

 

Еще одно важное проявление принципа конкретности —

ОЦЕНИВАЕМ НЕ ЧЕЛОВЕКА, А ЕГО КОНКРЕТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЛИ ДЕЙСТВИЕ

Это тоже отлично помогает установить и укрепить дружескую атмосферу.

6. Краткость.

Лучше ограничивать нашу ОС основными на данный момент рекомендациями.

Хороший показатель того, что ОС была правильной и полезной, очень прост. После того, как мы ее дали оратору, он четко понимает (и может проговорить) три вещи, которые у него получились хорошо, и три вещи, которые нужно улучшить или добавить.

7. Принимаем ОС, как подарок.

Не оправдываемся, не объясняем, не извиняемся. Благодарим и принимаем к сведению. Следовать совету или нет — решаем сами.

8. Требуем ОС.

Чем больше получаем ОС — тем больше у нас материала для развития. ОС — это подарок и шанс научиться делать что-то лучше — используем этот шанс на 100%, требуем ОС от партнеров и тренеров!

Подводя итог теме критики, еще раз отметим, что конструктивная обратная связь — эффективный способ влияния, важнейшая часть обучения, классный инструмент развития личности. Качественная ОС многократно ускоряет развитие, так же, как и неправильная полностью его останавливает, а то и поворачивает вспять.

Поэтому я приглашаю Вас овладевать навыками эффективной ОС и активно применять их к самим себе и к миру вокруг себя.— в обучении, в работе, в семейном кругу. Это отличный, доступный всем инструмент для того, чтоб сделать наш мир лучше.

  •  — Гагин ТВ, Бородина СС «Разоблачение магии, или настольная книга шарлатана», М., «Психотерапия», 2008, стр 24.

Страницы: 1 Все

Вячеслав Саломасов, ведущий тренинг-центра «Синтон»
тренингидругие интервью

http://www.syntone-spb.ru/library/article_syntone/content/6572.html

 

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК КРИТИКУЕТ? ПРИНОСИТ ЛИ КРИТИКА ПОЛЬЗУ?

Вторник, 24 Мая 2011 г. 22:52 + в цитатник 
 

Цитата сообщения Ламат

Почему человек критикует? Приносит ли критика пользу?
 

3186072_565_4_ (450x483, 41Kb)

Человек, который критиковал всё и вся, подверг критике и одну картину. Стоявший рядом с ним спросил: «А ты сам когда-нибудь создал что-либо столь же прекрасное?» Человек ответил: «Дорогой мой, я не умею нести яйца, но прекрасно знаю, хорошие они или тухлые!»

Мы часто сталкиваемся с тем, что люди критикуют и подвергаются критике. Почему же люди критикуют? Какова психология критики? Полезна ли критика? Как вести позитивную критику? Как влияет критика на психику человека?

Критика может выражаться устно, в письменной форме или с помощью действий. В словаре указывается, что критика – это обнаружение и демонстрация положительных и отрицательных качеств, недостатков и излишеств, красивых и уродливых сторон какого-то человека, произведения или вопроса.

Позитивная или негативная оценка критика, с точки зрения морали, зависит от того, когда, где, в отношении кого, в какой мере, с какой целью и с какими намерениями она осуществляется. Если смотреть под этим углом, то критика может быть двух видов – позитивной, т.е. конструктивной, приносящей пользу, и негативной, т.е. разрушающей, наносящей вред. Исходя из указанных факторов, таким же различным может быть и воздействие критики.

Почему человек критикует?

С точки зрения совершенствования личной и общественной жизни полезно, когда ошибки замечаются и указываются непременно с добрыми намерениями и таким образом, чтобы вследствие этого не страдал человек и его окружение. Такая позитивная критика несёт в себе идею исправления ошибок.

Те, кто в рамках семьи или общества упорно придерживается негативной критики, со временем впадают в такое состояние, что со временем начинают во всём искать плохие стороны. Часто случается, что такого рода критика становится своего рода привычкой.
В основе разрушающей критики могут находиться эмоции и личные соображения. Соперничество и зависть также постоянно толкают человека на критику.

В этой ситуации не существует доброго намерения или цели исправить что-то, либо решить какую-то проблему, и поэтому обеим сторонам наносится вред. Короче говоря, нельзя говорить с намерением «побить виноградаря, вместо того чтобы поесть винограда». Хотя искренность в оценках, отказ от эмоций и личных соображений в большинстве случаев и предотвращает разрушающую критику, но мы не сможем не столкнуться с последней, если не научимся определять ей место, время, дозу и форму. 

Разрушающая критика может превратиться в общественную болезнь. Например, вызывает удивление разрушающая критика даже уважаемых лиц, павших жертвой своих эмоций, звучащая в средствах массовой информации. Критические суждения, высказываемые в ходе многих телевизионных дискуссий, вместо позитивного подхода ставят целью нанесение оппоненту материального и морального ущерба. Что бы ни говорил этот оппонент, выражается пристрастная оценка, а затем начинается критика. Эту манеру, наносящую глубокие раны в общественной жизни, необходимо изменить, пока она не заразила подрастающее поколение.

В наши дни, когда в изобретённом на Западе «личном развитии» индивидуализм представляется как освобождение, получили чрезмерное распространение личность и эгоизм. В этой ситуации стараются «уничтожать ради того, чтобы не быть уничтоженным», превзойти других для того, чтобы преуспеть, критиковать других в разрушительной манере для того, чтобы сохранить личные интересы. Как видно, эгоизм и самодовольство увеличивают негативную критику.

Психология критика

В разрушительной критике не хватает эмпатии (т.е. способности вхождения в чужое положение – прим.ред.), о психологии оппонента не слишком задумываются. Люди, которые обладают в достаточной степени этой способностью, менее склонны к разрушительной критике.

Лица же, фокусирующие своё внимание на отрицательных моментах, и пессимисты чаще стараются найти недостатки. На них производят впечатление ошибки и недостатки всех и вся. Осознанный или неосознанный пессимистический взгляд на вещи у людей, ощущающих себя несчастными и испытывающих некоторую неудовлетворённость в течение долгого времени, склонность к критике возрастает. Они могут не замечать состояния, в котором находятся. Окружающие должны обратить на них внимание и прийти на помощь. Например, пессимистически настроенный ребёнок в ходе игр расценивает нормальное обращение товарищей к себе как злое намерение, критикует их и думает, что его не любят. В такой ситуации знающие его близко люди должны уделять ему больше внимания.

Люди, сверх меры стремящиеся во всём к совершенству, постоянно оценивают себя и других, как бы стремятся избавиться от любых ошибок, выставляя их на всеобщее обозрение. Они критикуют окружающих, становясь причиной углубления их стрессового состояния. Например, стремящаяся к совершенству мать не соглашается даже с четвёркой своего ребёнка, требуя от него только пятёрок. Это может вызвать у ребёнка стресс, снизить его успеваемость. Требование и ожидание совершенства может стать причиной исчезновения многих хороших сторон.

Подсознательно критик может думать: «Я лучше знаю, я лучше умею!» Исходя из этой мысли, он находит недостатки у людей или событий и в соответствии с этим, в свойственной ему манере, доказывает, что знает что-то лучше своего оппонента, становясь, таким образом, причиной возрастания эгоизма и самовлюблённости. Такого рода критика может постепенно приобретать разрушающий характер.

Некоторые же критикуют для того, чтобы неосознанно скрыть свои собственные ошибки. Такие случаи особенно распространены внутри организаций. Критик полагает, что, подвергая других критике или находя их недостатки, укрепляет собственные позиции, скрывает собственные ошибки. В семье отнесение ошибок за счёт других также препятствует тому, чтобы человек исправлял свои ошибки, нарушает равновесие между её членами. Люди, постоянно оценивающие всё и всех с отрицательной точки зрения, не только сами впадают в стресс и испытывают сомнения, но и распространяют негативную энергию на своё окружение, что приводит к их изоляции.

Психология критикуемого

Каждое произносимое слово отражается на противоположной стороне. Отражение может быть позитивным или негативным. Прежде чем давать оценку, необходимо учесть, почему мы критикуем что-то, а также предвидеть, кто и в какой степени выиграет в результате этого. Мы не должны забывать, что наши слова будут не только сообщением оппоненту, но и то, что они окажут влияние на действия этого человека в дальнейшем. Следует помнить, что оценки, которые мы не смогли сформулировать позитивно, могут нанести вред противоположной стороне.

3186072_critika_01_2_ (250x300, 14Kb)

Критика приводит в состояние стресса главным образом того, кто критикуется, а это со временем приводит к отдалению людей друг от друга. Замечено, что люди, которые подвергают всё разрушительной критике, бывают одиноки даже в семье. Окружающие перестают им что-либо рассказывать, потому что постоянно встречаются с отрицательными оценками. Одновременно с критикой может возникнуть обида собеседника и чувство отчуждаемости.

Если постоянно говорить о недостатках человека, то его самооценка становится негативной, он чувствует себя неполноценным и неудачником. В такой ситуации у него возрастает чувство беспокойства, а люди в состоянии беспокойства и стресса совершают больше ошибок. Таким образом, получается замкнутый круг. Критика порождает стресс, а тот приводит к ошибкам. Человек, совершающий много ошибок, получает больше негативных оценок.

Критика может стать причиной как потери смелости и усиления пассивности оппонента, так и привести к возрастанию его раздражения. Люди, которые постоянно слышат отрицательные слова, из-за боязни критики становятся робкими. А в случае озлобленности критикуемого человека диалог с ним нарушается.

При наличии множества положительных сторон необъяснимо подчёркивание только его ошибок и отрицательных качеств. Игнорирование положительных качеств критикуемого человека становится причиной уменьшения их количества. Если в саду, полном прекрасных цветов, обращать внимание только на некоторые сорняки, то это может привести к уменьшению количества цветов. Постоянно критикуемый человек может ощутить себя несчастным и замкнуться в себе.

Как осуществляется позитивная критика?

При оценке какого-либо вопроса или человека очень важен избираемый нами стиль. Извлечение противоположной стороной пользы из нашей критики в большой мере зависит от наших намерений, которые следует давать почувствовать через используемый нами язык и подход к предмету. Наша манера и стиль очень важны. Мы должны избегать вести себя так, чтобы настроить против себя оппонента. Критика должна оставаться мягкой, тогда она становится позитивной и конструктивной. Таким образом, мы подготавливаем почву для того, чтобы противоположная сторона «включила свои антенны» и извлекла пользу из нашего мнения. Если наши намерения и стиль не принимаются критикуемым, то это приводит к отдалению его от нас, и он перестаёт внимать нашим словам.

Если объект нашей критики, по нашему мнению, имеет недостатки и отрицательные качества, то наша критика будет субъективной. Для объективной критики необходимо производить оценку в соответствии с критериями и стандартами. Здесь можно привести такой пример: если в начале своей речи использовать выражения «по-моему», «мне кажется», «я полагаю», то противоположная сторона может принять замечания в штыки. Однако если вместо этого приступить к замечаниям словами «в соответствии с таким-то исследованием», «в соответствии с мнением некоторых авторитетных лиц», основывая свои стандарты на объективных источниках, то это может стать основой для положительных результатов.

Позитивной считается критика наших начальников или людей, которые делятся с нами своими знаниями и опытом, потому что выражение ими своих взглядов обеспечивает получение пользы и положительных результатов противоположной стороной. Благодаря такой критике многие самосовершенствуются и стараются освободиться от своих недостатков. Наличие такой оценки даже необходимо с точки зрения воспитания и образования.

Даже если наша критика имеет целью исправление нашим оппонентом своих ошибок, это может привести к противоположному результату – тому, что эта ошибка пустит корни. Вместо того чтобы говорить, в чём человек не прав, нам следует сказать, каким он должен быть. Если наш оппонент привык, что ему указывают на его ошибки, то будет неправильно постоянно повторять такую критику. Постоянное привлечение внимания к ошибкам может привести к их укоренению. Вместо этого будет полезнее выдвинуть на передний план его положительные стороны, а на недостатки лишь указать.

В отношениях с детьми важно подчёркивать их положительные качества. Например, вы задали вопрос на уроке. Один из учеников ответил, но неправильно. В этой ситуации мы должны, не указывая на ошибку, успокоить ребёнка, показав положительные стороны его ответа, крупицы знаний, содержащиеся в его ответе, и лишь потом сказать, что ответ неправильный. Тогда ученик не обидится и не потеряет мужества, чтобы отвечать на следующий вопрос.

Те, кто работает в коллективе, должны избегать критики своих коллег. Критикующий человек открывает дверь для ответной критики, становится причиной разрастания клеветы и злословия, в результате чего наносится ущерб духу коллективизма. Люди начинают постоянно видеть ошибки друг друга, нарушаются взаимоотношения братства и содружества.

Мы должны исходить из следующего: «Критика всего, возражение на всё – это удар, нацеленный на разрушение. Если человеку что-либо не нравится, он должен стараться создать лучшее. Результатом разрушения становятся развалины, а результатом созидания – города».

Приносит ли критика пользу?

Позитивная критика приносит пользу, разрушительная же наносит вред. Критика полезна для того, чтобы препятствовать постоянности ошибочных действий и их разрастанию. У человека есть потребность рассматривать себя в зеркале. Позитивная критика исполняет роль зеркала, в котором мы видим самих себя, свои ошибки и исправляем их. Уместная критика необходима с точки зрения правильного течения процесса там, где люди трудятся в коллективе, однако разрушительная критика в таких местах вызывает серьёзные проблемы. Вместо неё следует осуществлять позитивную критику.

Большинству из нас не слишком нравится, когда указывают на наши ошибки. Указание на них с использованием подходящих выражений и наше согласие с такой критикой необходимо с точки зрения личного совершенствования.

В сфере образования и воспитания позитивная критика не только оказывает им поддержку, но и обеспечивает внесение вклада в развитие науки.

Давайте будем партнёрами и своих начальников, и своих подчинённых, и членов своих семей. В нашей повседневной жизни должны господствовать позитивные взгляды. Мы видим, что люди, смотрящие на окружающее с такой точки зрения, преуспевают и пользуются большой любовью окружающих.

Заключение

Если те, кто всё критикует, не относятся с предельной строгостью и к самим себе, это препятствует исправлению ими собственных ошибок. Постоянно критикующие других должны быть столь же чувствительны по отношению и к собственным ошибкам.

Привычка критиковать может открыть путь для сплетен и клеветы. Поэтому человек, начинающий критику, через некоторое время может стать объектом сплетен и клеветы.

Конструктивность и одобрение положительных моментов всегда поощрялись. «Тот, кто видит прекрасное, прекрасно думает, а тот, кто прекрасно думает, получает удовольствие от жизни». Это выражение должно быть для нас мерилом. Если мы будем исходить в своём взгляде на жизнь из этого, то никого не обидим и станем действовать конструктивно.

Хотя известно, что портить легче, чем исправлять, отмечается, что разрушительная манера критики находит распространение в нашем обществе. Трудно позитивно действовать в обстановке, когда негативная критика оппонентов обеспечивает человеку преимущества, и легко находятся люди, аплодирующие этому. Для того чтобы говорить так, учитывая душевное состояние оппонента, перед тем, как начать критику, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против».

Д-р Х. Айдынлы, "Новые грани"

Психология человека

Сайт Максима Власова

Воздействие критики на психику

Критике может подвергнуться любой человек, в особенности тот, кто хочет выделится из основной серой массы, а проще говоря тот, кто что-то делает. Критикуют в основном всегда инициативных людей, которые не принимают этот мир как что-то готовое, а приносят в него свое, они творят, они стремятся и достигают своих целей. В основе критики лежит зависть, ведь куда проще осудить деяния другого человека, чем сделать что-то самому. Но и ошибки критики тоже замечают неплохо, в этом есть своя польза как для общества так и для того, кого критикуют. Понятное дело что без ошибок не бывает, что изъяны всегда имеют место быть. Но ведь это вовсе не означает что ошибки не нужно исправлять, а следовательно критика все же вполне нормальное явление, ее просто правильно нужно воспринимать и грамотно на нее реагировать. Разумеется, изначально критика воспринимается нами как что-то негативное, направленное против нас. У неуверенного и слабохарактерного человека, критика вызывает еще большую неуверенность, заставляет опустить руки и смирится с участью неудачника.

Но критику можно превратить в мощный стимул, не забирающий энергию, а дающий ее. Уверенные в себе люди именно так и используют ее в своих целях, и любой собственно может понять, что критика есть реакция на ваше действие, а когда вы действуете – это уже чудо. Какая собственно тогда разница, что о вас говорят, ведь важно то, что о вас вообще заговорили, а если еще и негативно вас оценивают, значит в этом, что-то есть. Я всегда подвергался сильной критике, да и теперь подвергаюсь, ведь моя психология основана не только на книжках и пересказе прочитанного. Я думаю и делаю свои собственные заключения. А придет время, я буду вводить свои собственные определения и терминологию, представляю, какая тогда будет критика в мой адрес, ведь я не принимаю чужое, я вношу что-то свое. И вы знаете, я думаю, каждый из нас имеет на это право. Изначально критика меня тоже подавляла, обычно мне говорили типа прежде чем что-то утверждать конкретно, хотя бы книги почитал на эту тему, там умные люди проводили большой анализ, прежде чем делать заключения. Только вот дело в том, что я и себя считаю умным, и вовсе не собираюсь игнорировать свои собственные наблюдения и выводы, из-за того, что кто-то там этим недоволен. Критика перестает действовать угнетающе, когда вы получаете свои первые положительные результаты.

Если представить себе критику в виде барьеров на беговой дорожке, которые мы должны преодолеть, чтобы добраться до финиша, то просто преодолеваешь их, даже не задумываясь над этим. Критика прямиком бьет по нашему Эго, и потому я не рекомендую ее полностью игнорировать, ведь это как двухполюсное поведение, либо мы воспринимаем критику слишком серьезно, и тогда мы связаны по рукам и ногам, либо мы ее игнорируем и совершаем ненужные ошибки. Но вот если мы попытаемся найти причину критики в свой адрес, постараемся ее проанализировать, быть может в ней что-то действительно есть, то она станет для нас просто информацией, не негативной или позитивной, а просто информацией. И я хотел бы прежде всего обратится к неуверенным в себе людям, боящимся критики и нареканий в свой адрес. Друзья мои, вы не должны позволять окружающим держать вас в закрытом состоянии, вы должны позволить себе распуститься как цветок, выпустив наружу все что в вас есть.

Дело в том, что вы и вправду можете ошибаться, и критика может быть вполне обоснованной. Только вот страшного в этом ничего нет, ошибок бояться не стоит, и те, кто вас ими пугает, еще более не уверенные в себе люди, в сравнении с вами, это трусливые люди, а страх, как известно заразителен. Так не заражайтесь этой заразой, не надо бояться, надо действовать, на самом деле страшно не совершить ошибку, а не пытаться это сделать. Бездействие есть самая великая ошибка человека, и только за нее вы себя никогда не простите, особенно если вы допустили ее из-за воздействия на вас окружающих. И именно по этому, люди так сильно критикуют друг друга, ибо боятся, что кто-то прыгнет выше них самих. Превратите критику в свой адрес, в мощную термоядерную энергию, питающую вас как атомный ректор. Такая энергия способна вывести вас на любую высоту. Помните, раз критикуют, значит завидуют, хотят сбить вас с толку, оставить внизу, не дать вам возможности реализоваться. Но разве вам это нужно, и разве это причина оставаться внизу, ведь когда вы возвыситесь над остальными, критики станет меньше, или она вообще исчезнет.

Люди не будут уважать того, кто из-за их негативной оценки, так ни на что и не решился. Но если вы все же преодолеете в себе барьеры в виде критики, если сделаете как хотите, вас будут уважать хотя бы за характер, даже если вы ошибетесь. Помните об этом каждый раз, когда слышите негативный отклик в свой адрес, не позволяйте этому перекрыть ваш потенциал энергии. Что касается излишне самоуверенных в себе людей, которые совершенно не обращают внимания на критику, я хочу вам посоветовать не идти на поводу у своего Эго. Ведь оно манипулирует вами также как и всерьез воспринимаемая критика. Просто обращайте внимание на тех кто вас критикует, быть может в этом что-то есть, используйте их критику как я уже сказал в виде информации, не больше и не меньше. А любая информация по своему полезна, если только знаешь как ее применить и вообще понимаешь ее.

Застрахуйте себя от не нужных ошибок, которые могли бы допустить из-за собственной гордости и самоуверенности. Это конечно хорошо, что вас нельзя смутить критикой, но не боритесь с ней, показывая свое безразличие к окружающим. Повторюсь, здесь имеет место проявление вашего Эго, которое иной раз очень сильно ослепляет, и на котором некоторые могут играть, с целью манипуляции вами. Главное помните, не сама критика оказывает воздействие на вашу психику, а ваше к ней отношение, согласно вашему характеру и воспитанию. И хотя всех нас учат слушать других людей, которые указывают нам на наши ошибки, нам забывают сказать о том, что эти люди такие же как и мы, и ошибаются они не меньше нашего. И не критикуют только того, кто вообще ничего не делает, таких людей вообще могут не замечать, и такая жизнь полностью лишена красок.

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

ИнфоНарод.РФ

Информационный портал для городских сообществ!

Предложить публикацию

@

Модераторы содержания канала: Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна; Роман Горлов;
Дата создания: 15.03.2014 (14:39)