Лекция 4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА СЕГОДНЯ: проблемы, конфликты, перспективы

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 24.02.2017 (01:02)

Информация помечена тегами:

ремесло народно-художественные промыслы Богашёвский завод Томский умелец гжель Калина-Иня Кузяевский фарфоровый завод Шевлягинский фарфоровый завод Гжельский экспериментальный керамический завод Речицкий фарфоровый завод Объединение Гжель Гжельский фарфоровый завод Синь России Галактика и компания Сибирский Вернисаж Наволоцкая Инфонарод

3481
* количество прочтений.
 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА (1992—2000-е)

1992 год — год перестроечного реформирования российской промышленности.  Государство резко сокращает поддержку промысловых предприятий в 1992 году, собственно как и других промышленных предприятий. Ликвидируется Минместпром, Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Предприятия народно-художественных промыслов, достигнув апогея в своём развитии, как государственные предприятия, оказываются на рынке.  . Эти драматические события коренным образом изменили картину народно-художественных промыслов и способствовали воникновению новых форм художественно-ремесленных предприятий. Как это  происходило? Рассмотрим на нескольких примерах.

Первый пример — наш сибирский: Богашёвский завод художественной керамики —Томское экспериментально-производственное объединение художественных промыслов (ТЭПОХП) — Томский умелец.

Богашёвский завод художественной керамики

Богашёвский завод художественной керамики (БЗХК) — томское предприятие декоративного искусства, выпускавшее керамические изделия, такие как цветочные горшки, кашпо, посуду, сувениры, кольца Рашига, — всего свыше 130 наименований изделий, ассортимент которых постоянно менялся.

Завод расположен в селе Богашёво Томского района.

Предприятие было открыто в 1959 году. Его «Расцвет» пришёлся на 1970-е годы, когда к предприятию было повышенное внимание со стороны руководителя Томской области Е.К. Лигачёва. С тех пор работоспособность компании обеспечивалась особым вниманием со стороны местной власти.

Керамика производилась из уникальной голубой глины, добываемой в месторождении, расположенном рядом (6 км от Богашёво) с деревней Вороново Томского района. На заводе была своя творческая лаборатория, там работали профессиональные художники. Они разрабатывали новые образцы, потом под контролем технологов и художников опытная партия запускалась в производство. Для увеличения производительности были ведены автоматические станки. Однако основная, эксклюзивная продукция производилась вручную, что сказывалось на себестоимости. Цех метлахской плитки в посёлке Богашёво был создан в 1959 году, в завод художественной керамики он перепрофилировался в 1969 году.

Тридцатилетие завода в 1999 году отмечали широко. Тогда здесь работало около двухсот человек. Два десятка из них занимались художественной росписью изделий. У богашёвской керамики —характерный «фирменный» натуральный цвет вороновской беложгущей глины. Изделия Богашевского экспериментального завода художественной керамики можно найти, без преувеличения, в каждом томском доме. Эти вещи по сей день вызывают добрые воспоминания, радуя глаз простотой форм и теплотой материала.

У богашевской керамики характерный «фирменный» цвет. Это натуральный цвет вороновской беложгущей глины. В растительном орнаменте росписи преобладает сибирская тема — кедровые шишки, хвоя, разнообразные травы, ягоды, композиции с птицами на ветках. В росписи блюд и панно преобладает геометрический орнамент — динамичный, построенный по законам симметрии, но уравновешенный и полностью сочетающийся с формой. В декоре этих изделий чувствуется влияние урало-сибирской росписи и самобытной сибирской тематики.

Работа богашевских художников-керамистов — это узнаваемый стиль и особые традиции росписи растительного и геометрического орнамента. В творческой лаборатории завода трудились выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, Абрамцевского художественно-промышленного училища, Иркутского училища искусств.

Являвшаяся в 1990-е и 2000-е акционерным обществом (АО), в 2005 году компания была приобретена одним собственником, предпринимателем Севаком Испиряном.

Так как художественная керамика — не продукция первой необходимости, то в тяжелые времена спрос на неё упал. На это накладывались свои специфические проблемы Первое, это более 60 процентов ручного труда, а это значит более высокая себестоимость. И огромные энергозатраты, потому что печи обжига (семь штук) все были электрическими, а стоимость электроэнергии была львиной долей всей себестоимости.

В силу невозможности выйти на рентабельность в условиях рыночной экономики (печи обжига потребляли слишком много электрической энергии), предприятие закрылось в марте 2006 года. Художественная керамика не являлась первой необходимости товаром первой необходимости, спрос на неё упал.

Тем не менее, энтузиастами был сохранён музей, представлявший коллекции уникальных изделий предприятия. В основу музейной экспозиции легла коллекция изделий экспериментальной лаборатории, ныне принадлежащая С.Р. Испиряну. Это работы Т.А. Васильевой. С.А. Кугаевской, Н.И. Браневской, И.Н. Иголкина. 

1959 — открытие Богашёвского завода художественной керамики,
1969 — присоединение к заводу цеха метлахской плитки,
1990—2005 — АО Богашёвский завод художественной керамики
2005 — Богашёвский завод художественной керамики (ИП Севак  Испирян)
2006 — закрытие завода

 

Томское экспериментально-производственное объединение художественных промыслов (ТЭПОХП)

ТЭПОХП было создано на базе богашёвского завода «Керамик» в конце 1970-х годов. Предприятие выпускало керамическую продукцию, детскую игрушку из дерева, кухонные наборы, сита, берестяные изделия, изделия из шерсти и др. В музее хранились все утвержденные образцы ТЭПОХП.

Музей часто посещался школьниками из поселковой и городских школ, отдыхающими из Богашёвского дома отдыха, из областной администрации и иностранными гостями. Одно время завод входил в плановые экскурсии от Томсктуриста. Работники завода (технологи, художники) проводили до 5 экскурсий в день. В Музее образцов, а именно так он назывался, помимо серийной продукции, хранились изделия малых серий и авторские произведения. Книги учета не велось, все информация была на памяти у главного художника, художников творческой лаборатории и технологов. К серийным утвержденным образцам прикреплялась этикетка с информацией: автор, название изделия, год создания, техника, материал, размеры и стоимость.

 

Томский умелец

ТОМСКАЯ БЕРЕСТА

Широкое распространение разнообразной по форме и технике обработки утвари и других предметов из бересты объясняется огромным значением этого материала в жизни народов лесной и таёжной зон Европейской части России, а также Сибири и Дальнего Востока.

Действительно, гибкая, легко поддающаяся обработке, не пропускающая влагу и в то же время свободно «дышащая» береста широко использовалась многими народами и была поистине незаменимым материалом в домашнем производстве. Подтверждение этому находим в описании использования бересты и способов её обработки у остяков (ханты), сделанном в 1913 году Дмитриевым-Садовниковым:

«Береста играет большую роль в домашнем обиходе остяков: из него приготовляют посуду, набирки и кузовья для ягод, спальные детские люльки; сшитое в свертываемые полотнища, оно служит непромокаемым брезентом, которым кроют юрты, припасы; берестом обертывают покойника и его гроб, им же покрывают его могилу; разделённое на более или менее тонкие пласты, оно служит для оклейки предметов, предохраняя их от сырости».

 

В.П. Гужин. Набор туесов «Олени» (3 предмета). 1970-е. Береста, скобление

Томское экспериментально-производственное объединение художественных промыслов (ТЭПОХП) было создано на базе богашёвского завода «Керамик» в конце 1970-х годов. Предприятие выпускало керамическую продукцию, детскую игрушку из дерева, кухонные наборы, сита, берестяные изделия, изделия из шерсти и др. В музее хранились все утвержденные образцы ТЭПОХП.

 

Н.Г.  Лукманова.  Шкатулка. 1970-е. Кедр, тройная прорезная береста

 

Музей часто посещался школьниками из поселковой и городских школ, отдыхающими из Богашёвского дома отдыха, из областной администрации и иностранными гостями. Одно время завод входил в плановые экскурсии от Томсктуриста. Работники завода (технологи, художники) проводили до 5 экскурсий в день. В Музее образцов, а именно так он назывался, помимо серийной продукции, хранились изделия малых серий и авторские произведения. Книги учета не велось, все информация была на памяти у главного художника, художников творческой лаборатории и технологов. К серийным утвержденным образцам прикреплялась этикетка с информацией: автор, название изделия, год создания, техника, материал, размеры и стоимость.

В начале 1980 года произошло разделение ТЭПОХП на Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики и «Томский умелец». Последний стал специализироваться на изготовлении продукции из дерева, бересты, гнутоклеёного шпона, шерсти и других материалов. Вся выпускаемая продукция располагалась в ассортиментом кабинете, который являлся и творческой лабораторией художников предприятия, и выставочным залом. В лабораторию часто приводили на экскурсию школьников, работников культуры, гостей города.  Художники лаборатории были и экскурсоводами, и исполнителями заказов для высоких гостей. Книги учета изделий не велось, изделия, хранимые в кабинете, являлись и подарочным, и выставочным фондом. Самым первым ответственным за сохранность предметов была Н.Г. Лукманова, художник по бересте. В разное время в лаборатории работали 4—9 художников — выпускники из художественных училищ городов Москвы, Хотьково, Загорска, Тарусы, Кунгура и др.

 

В.П. Гужин . Шкатулка «Медведь». 1970-е. Прорезная береста

 

Ассортиментный кабинет постоянно пополнялся новыми образцами. На предприятии работало свыше 1500 человек. В структуре было 5 цехов, в том числе надомный (вязаные изделия), деревообработки (игрушка, кухонные наборы), асиновской (береста), орловский леспромхоз (гнутоклеёные изделия), картонажный и др. Ассортимент выпускаемой продукции включал изделия из дерева и бересты, декорированные урало-сибирской росписью, тиснением и резьбой. Особое место занимали изделия со скоблёной берестой. На предприятии была создана новая техника декорирования изделий многослойной прорезной накладной берестой, что послужило созданию нового типа декорирования изделия. Ассортимент изделий был разнообразен: хлебницы из дерева и бересты, токарные изделия с росписью и резьбой, накладной берестой, детские качели, пирамидки, каталки, конструкторы, разделочные доски — на предприятии их выпускали свыше 50 наименований и т.д. В конце 1980-х годов продукция объединения стала поставляться на экспорт — прежде всего, изделия из многослойной бересты, дерева.  С закрытием «Томского умельца» в начале 2007 года предметы ассортиментного кабинета (музея) были разобраны авторами.

Художники фирмы, созданной в 1983 году, умело сочетают традиционные способы производства изделий из дерева и бересты с новыми технологиями. Из экологически чистых материалов — сибирского кедра и бересты — томские умельцы изготавливают миниатюрные коробочки и шкатулки для драгоценностей, пудреницы, портсигары, бижутерию, туеса различных размеров, предметы для сервировки стола, кухонную утварь и многое другое — всего около 500 наименований.

 

В 2007 году ЗАО «Томский умелец», ведущий свою историю берестяного промысла с 1965 года, прекращает свою производственную деятельность и передаёт коллектив художников, коллекцию выпускаемой продукции и материальные запасы ООО «Богара ЛТД», ведущему свою историю с 1994 года. На базе ООО «Богара ЛТД» полностью восстанавливается и запускается в производство коллекция изделий ЗАО «Томский умелец». Восстанавливается сотрудничество с Н.Г. Лукмановой, В.П. Гужиным. ООО «Богара ЛТД» полностью воссоздает коллекцию изделий ЗАО «Томский умелец» и продолжает разрабатывать и выпускать новые изделия в технике многослойной прорезной бересты, плетения, тиснения по бересте и восстанавливает технологию полупрорезной бересты. Именно на предприятии «Богара ЛТД» была полностью разработана и запатентована технология тиснения по бересте. На сегодняшний день предприятие объединяет почти 100 высококвалифицированных художников, художников-конструкторов и изготовителей художественных изделий из бересты. Производственные помещения, склады предназначенные для хранения бересты находятся на собственном земельном участке. Теплом предприятие обеспечивает собственная котельная и коммунальная служба. На предприятии осуществляется весь технологический процесс от заготовки бересты своими бригадами, разработки новых изделий и необходимого инструментария до изготовления готовых к продаже изделий. «Богара ЛТД» заготавливает ежегодно не менее 100 тонн бересты. Заготовка бересты ведётся в сотрудничестве с предприятиями, заготавливающими древесину.

Интересен и разнообразен современный ассортимент берестяных изделий. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), декоративные коробочки, изящные шкатулки, оригинальные украшения (броши, серьги, браслеты, заколки для волос, нагрудные украшения), утилитарные предметы быта: туеса, короба, хлебницы, сухарницы, конфетницы, наборы для стола, подстаканники, сумочки, очечники, зеркала, рамы для обрамления и т.д., сувенирные изделия: подарочные берестяные самовары, часы настольные, настенные, панно- блюда, закладки для книг, книжки записные и многое другое. 

Согласно Протокола заседания Экспертного совета по народным художественным промыслам при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации N4 от 02.11.2015 восемьдесят два образца изделий ООО «Богара ЛТД» зарегистрированы как изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

 

с 1965,
конец 1970-х — создание  Томское экспериментально-производственное объединение художественных промыслов (ТЭПОХП) на базе богашёвского завода «Керамик»,
1980 — разделение ТЭПОХП на Богашёвский экспериментальный завод художественной керамики и «Томский умелец»,
1983 — учреждение Томский умелец, ТОО,
1994 — учреждение Богара ЛТД, ТОО,
2002 — преобразование ТОО в Томский умелец, ЗАО,
2007 — прекращение производственной деятельности ЗАО «Томский умелец»  и передача коллектива художников, коллекции выпускаемой продукции и материальные запасы ООО «Богара ЛТД»,
2016 — объединение предприятием  100 высококвалифицированных художников, художников-конструкторов и изготовителей художественных изделий из бересты.

 

Вторым показательным примером является Гжель. Как исчезали, как выживали и как образовывались новые художественно-промышленные предприятия после проведения перестроечной реформы. Но сначала несколько слов об истории гжельского керамического района..

Гжельский керамический район

Первое упоминание Гжели в исторических документах XIV века: («Духовная грамота» Ивана Калиты). В завещании XVI века:царя Ивана IV «Грозного» Гжель значится среди «государевых дворцовых волостей». В 1663 году царь Алексей Михайлович издает указ «во гжельских волостях для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины».

В 1710 году Гжельская волость целиком приписывается к аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды» и к концу века состоит из 16 деревень, где находится 681 двор и живет 4542 человека.

В начале XIX века продукция Гжели именуется «палевой и цветной посудой», «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд», а сама Гжельская волость «весьма славной».

Гжель с XVII века и ранее стала центром производства фарфора и керамики на территории современного Раменского района Московской области. Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII века. 

Карта гжельского керамического района: 1 — с. Гжель, д. Глебово, д. Бахтеево, д. Жирово, с. Карпово, д. Минино

История Гжели как центра художественного керамического производства (имеется в виду бытовая гончарка) насчитывает следующие основные этапы развития:
— кустарное производство майолики — в 1770 (по некоторым данным — с 1752 года) — 1790 годах (практически прекращено ко времени окончания войны 1812 года);
— кустарно-фабричное производство полуфаянса с последующим выпуском изделий из тонкого фаянса и фарфора частными крестьянскими заводами — на рубеже ХУIII—Х1Х веков и до 1918 года;
— заводское производство фарфора с подглазурной росписью кобальтом — с 1954 года, когда артель Художественная Керамика начала выпуск по моделям Н.И. Бессарабовой первых партий художественных изделий в несколько десятков штук, до наших дней;
— заводское производство художественной майолики — с 1983 года до наших дней.

С середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.

В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России. Эти производства носили утилитарный характер. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление художественного промысла.

До 1917 года на гжельской земле работало около 200 больших и малых предприятий керамики.
Во времена Советского Союза предприятия были объединены в более крупные промышленные объединения и заводы, построены новые производства. 

Здесь перечислены некоторые из них (названия и форма собственности периодически менялись):

  1. Объединение Гжель, ЗАО
  2. Речицкий фарфоровый завод, ОАО
  3. Кузяевский фарфоровый завод, ОАО
  4. Гжельский кирпичный завод, ОАО
  5. Шевлягинский завод специальной керамики, ГУП
  6. Гжельский завод Электроизолятор, ОАО
  7. Гжельский экспериментальный керамический завод, ЗАО

Ближе к развалу СССР, в первые годы «перестройки» были созданы:

  1. Гжельский завод художественной росписи, ООО
  2. Производственно-торговое предприятие «Жгель», ООО. 1990
  3. Галактика и компания, ООО, 1990
  4. Электрокерамика, ЗАО, 1995

Кузяевский фарфоровый завод

Месторасположение: Россия, Московская обл., Раменский район, деревня Кузяево

Год и место основания: 1816—1824, Российская империя, Московская губ., Богородский уезд, деревня Кузяево

Фабрика братьев Новых (Ивана, Тихона и Семёна Степановича Новых) была одной из крупных предприятий в Гжели, выпускавших фарфор и фаянс. Сохранилось много изделий завода, в большинстве случаев с маркой Ивана Нового, бр. Новых и А.В. Новой.

Многие сервизы и др. столовые предметы выдержаны в стиле ампир. На фарфоре бр. Новых нередко изображались портретные бюсты царской семьи. Фаянс декорировался печатными рисунками чёрной краской. Интерес представляют ранние вещи периода старшего сына Ивана с жанровыми детскими сценками.

В 1848 году Яков Герасимович Храпунов, внук заводчика Н.С. Храпунова женился на вдове Агафье Григорьевне Новой и с середины 1850‑х годов завод стал называться «Фабрика Храпунова-Новаго в деревне Кузяево». Выпускали фарфор и фаянс. В 1856 году на фабрике работало 45 человек, в 1876 году — 153, в 1884 году — 285 человек. Фарфоровую посуду расписывали местные кустари-живописцы.

В деревне Кузяево стоит один из старейших фарфоровых заводов, основанный братьями Новыми ещё в первой четверти XIX века. Первоначально производство велось здесь в небольших деревянных мастерских. Но в 50-х годах прошлого столетия, когда во главе фирмы стала вдова Нового, вскоре вышедшая замуж за Я.Г. Храпунова, завод несколько расширился. В течении пяти—семи лет были построены два двухэтажных каменных корпуса с горнами, все процессы производства велись кустарно. Большинство изделий и капсельный припас изготовляли не в гипсовых формах, а точили на гончарных кругах. Расписывали фарфоровую посуду местные кустари-живописцы. Они брали на заводе белый товар, наносили на него рисунок, затем обжигали посуду в муфлях и уже в готовом виде возвращали обратно на завод.

В период деятельности братьев Новых на предприятии создавали фарфоровые и фаянсовые изделия. Это была чайная и столовая посуда, фигурки, вазы, которые отличает высокое техничное и художественное исполнение. В большинстве своем мастера фабрики творили в стиле ампир.

Чайная пара с цветочным рисунком. Завод братьев Новых. Фарфор, позолота, полихромная роспись, 1820-е

Для посуды этого периода характерны приемы, которые использовали мастера российских и зарубежных фарфоровых заводов. Чашки лепили цилиндрической, конусообразной или яйцевидной формы с характерным расширением в верхней части. Ручки делали высокими, выступающими над верхним краем чашки, а закругленные их части зачастую оформляли в виде розетки. Сами изделия располагали на ножке с плавным переходом от ножки к тулову, а также от тулова к верхнему краю.

Чайная пара с изображением князя Константина Павловича. Фарфор. Фабрика братьев Новых.XIX век

Что касается росписи, то посуду и другие изделия часто покрывали позолотой с применением техники цировки, цветные фоны получали с помощью надглазурного крытья, а сам рисунок наносили с помощью полихромной росписи.

 

Чайные пары. Фарфор.Завод Храпунова-Нового. XIX век

 

В начале ХХ века производство майолики прекратилось. Вместо тягловой силы на заводе появилась паровая машина. Ассортимент изделий значительно расширился: начали выпускать разнообразные чашки, чайники, бокалы, точёные лампады. 

В 1917 году Храпуновы продали свой завод компании «Демократическое товарищество», состоящей из пяти—семи компаньонов, которые управляли предприятием до его национализации в 1918 году. После этого до самой Отечественной войны Кузяевский завод, не подвергаясь особой модернизации, вырабатывал чайную посуду, тарелки, а также пиалы, чайники, полоскательницы для наших азиатских республик и на экспорт.

 
Пиала. Фарфоровый кувшин. Кузяевский фарфоровый завод  

В середине двадцатого века на заводе выпускали разнообразные чайные пары с различными орнаментами. Чаще всего встречаются простые цветочные композиции на фоне белого фарфора или на светлом цветном фоне. Из живописцев в это время на заводе работали А.Н. Федотов, В.В. Неплюев, В.И. Авдонин, которые в более поздний период перешли в ПО «Гжель».

В постсоветское время завод просуществовал до 2001 года, когда его промышленную базу приобрело объединение «Гжель» с целью восстановления мощностей завода. Однако, вернуть старейшее предприятие к жизни не удалось. На сегодняшний день здание завода заброшено.

 

Здание бывшего Кузяевского фарфорового завода в настоящее время

 

начало XIX века — Фабрика братьев Новых,
1850‑е — Фабрика Храпунова-Нового в деревне Кузяево,
1917 — покупка фабрики компанией «Демократическое товарищество»,
1918 — национализация фабрики,
1950—1960-е — чайные пары с ручной росписью, художники Н.А. Дагмарелли, В.И. Авдонин, А.Н. Федотов, В.В. Неплюев,
2003 — учреждение ОАО «Кузяевский фарфоровый завод»
2003 — банкротство Кузяевского фарфорового завода, ОАО,

 

Шевлягинский фарфоровый завод

Завод имеет глубокие исторические корни по производству фарфоровой посуды. Первое упоминание о наличии керамического производства относится к 1876 году. В начале 30-х годов в деревне Шевлягино была создана промысловая артель по производству художественных фарфоровых изделий с подглазурной кобальтовой ручной росписью. С 1989 года на заводе активно возрождается художественное фарфоровое производство с традиционной росписью. В 1995 году заводу присвоен статус «Российского народного промысла». Мелкими тиражами завод производит: чайные и кофейные сервизы, вазы, часы, люстры и светильники, сувениры и многое другое. Образцы изделий разрабатывают известные гжельские художники. На предприятии по желанию покупателя делаются надписи, фамильные вензеля, тематическая роспись на изделиях. Для клиентов с особым вкусом могут быть выполнены совершенно уникальные изделия любой формы и с любым видом декора (цветная надглазурная роспись и золочение.

1876 — рождение завода,
1930-е — промысловая артель по производству художественных фарфоровых изделий с подглазурной кобальтовой ручной росписью,
1989 — возрождение художественно-фарфорового производства с традиционной росписью,
1995 — статус «Российского народного промысла»

 

Гжельский экспериментальный керамический завод расположено в Гжели, в селе \Речицы (Раменский район).

Гжельский керамический завод «Всекохудожник» выпускал бюсты политических деятелей

Оно является одним из самых значительных предприятий страны, связанных с развитием традиционной керамической культуры. Распоряжение о создании завода, называвшегося с момента основания «Гжельский керамический завод «Всекохудожник», датировано 1929 годом. Однако история этого производства насчитывает более ста семидесяти лет. Территориально современное предприятие находится на месте бывшего завода братьев Фартальных, основавших его в 1830 году в селе Речицы, крупнейшем и самом знаменитом селе Гжели. С самого начала этот завод выступал среди других заводов региона, специализировавшихся на выпуске фарфора, как ведущее предприятие по выпуску разнообразной керамической майоликово-фаянсовой посуды, скульптуры, изделий «под бронзу» (сорт фаянса). Вплоть до начала 10-х годов ХХ века завод сохранял хорошее качество своей глубоко традиционной продукции. На его производственной базе, в определенной мере разоренной после революции, особенно в период политики экспроприации, и был создан завод «Всекохудожник», использовавший сохранившиеся местные людские кадры.

Еще в начале 1920-х годов завод функционировал и как учебная база, здесь находились керамические мастерские ВХУТЕМАСа, где студенты проходили производственную практику и даже создавали майоликовую продукцию, которая шла на экспорт. Это был и старый дореволюционный ассортимент («Богатыри» Б. Ланге, аптечная посуда, изразцы) и новая советская тематическая скульптура. Также на территории завода в 1925—26 годах работала Гжельская керамическая школа, выпускавшая мастеров-керамистов, гончаров, формовщиков и живописцев для гжельских артелей. В ней преподавал знаменитый мастер-керамист, уроженец Гжели, преподаватель Императорского Строгановского училища Г.В. Монахов. Именно он стал одним из ведущих специалистов завода «Всекохудожник». На заводе Монахов делал вазы с кристаллическимиипотечными глазурями, дающими разнообразные живописные эффекты.

​В 1930-е годы завод оказался в центре работ по созданию новой традиции. Он был определен главным предприятием по изготовлению архитектурного декора, скульптуры и изделий для Дворца Советов и стал в эти годы ведущим предприятием страны, восстанавливавшим утраченную связь и лучшие керамические традиции искусства России нач. ХХ века. Благодаря Монахову и приглашенному им крупнейшему отечественному искусствоведу — учёному в области народной керамики А.Б. Салтыкову, работавшему на заводе с 1934 года, здесь было налажены производство керамики с кристаллическими глазурями и техника восстановительного обжига. Поиски по возрождению майолики шли в 30-е годы уже не по старой гжельской, оборвавшейся линии, а путем переноса сюда техники майоликового производства дореволюционного Строгановского училища и Абрамцевской мастерской.

Произведенная Салтыковым работа по созданию керамических облицовочных материалов, применявшихся в новой архитектуре и метро, открыла новые возможности в развитии современного монументального искусства, продолжавшие традиции керамического декора, распространенные в русском искусстве с XVI века. Изучая принципы народной живописи, Салтыков возродил прием росписи «свободной кистью». Сочетание традиционных форм изделий гжельских мастеров, применение широкой палитры цветных глазурей и народной росписи дало отличный результат. В ХХ веке здесь начало развиваться новое керамическое искусство, оформившееся к концу ХХ столетия в такую же сложившуюся традицию, как и старое искусство Гжели XVIII—XIX веков.
           
 
 
Н.И. Бессарабова. Уточка, 50-е Н.И. Бессарабова. Баранчик, 50-е  Н.И. Бессарабова. Девочка-с-венком

Немало изделий на заводе выполнила создатель современной народной гжельской традиции Н.И. Бессарабова.

К 1960-ым годам завод становиться центром российской керамической промышленности, базой для выполнения изделий художниками-профессионалами. Именно в этот период за заводом закрепилась профессиональная специализация по выпуску керамики авторского производства высокого качества, наиболее полно отражающую быт советского народа и его историю. 

Фигура «На отдыхе», 1950-е годы. Гжельский керамический завод (ГКЗ), СССР,. поливная керамика Фигура. 1950-е годы. Гжельский керамический завод (ГКЗ), СССР,. поливная керамика

В тематике гжельской майолики 60—80-х годов основными были природные и сельские мотивы, характерные для искусства региона с XVIII века. Активно сотрудничавшие с предприятием московские художники М. Фаворская-Шаховская, Е. Лясс и др. считались представителями народной линии в искусстве керамики.

А. Белашов. Рельеф Палеонтологического музея. им. Ю.А. Орлова 

Даже высоко профессиональное творчество лауреата Государственной премии А. Белашова, автора выполненного на заводе керамических рельефов для Палеонтологического музея, имеет сильные местные гжельские корни по линии мастеров Чухляевых. 

 

1990-е годы  стали новым этапом в развитии завода. Экономические изменения в стране позволили предприятиям с большей самостоятельностью формировать ассортимент и ориентироваться на растущий спрос на изделия традиционной стилистики. В начале девяностых была создана заводская художественная лаборатория, состоящая из художников-мастеров, окончивших Гжельский техникум (колледж) и Абрамцевское художественное-промышленное училище, связанное с неорусской линией, дополняющей местную народную. В эти годы параллельно с уже сложившейся художественной стилистикой стала развиваться местная, традиционная для гжельской майолики ХУIII—XIX веков. Эта линия стала опираться на сформировавшуюся здесь учебную школу мастерства, которая дает кадры для предприятия Худфонда. В этом качестве выступил в конце 1980-х годов Гжельский художественный колледж, учебные программы которого ориентированы на освоение учащимися наследия промысла. 

На момент закрытия завода в 2012 году в штате завода 150 человек, из них более 100 мастеров, 6 художников. Производственная база завода находится в стадии продажи.

В закрытых цехах Гжельского экспериментального керамического завода

1830—1917 — завод братьев Фартальных в селе Речицы, специализация — керамическая майоликово-фаянсовой посуда, изделий «под бронзу»,

1925—1926 — работа Гжельской керамической школы, преподаватель Императорского Строгановского училища Г.В. Монахов,
1929 — Гжельский керамический завод «Всекохудожник», учебная база ВХУТЕМАСа,
1930-е — работы по возрождению майолики, но не на базе утраченного гжельского стиля, а переносом техники майоликового производства дореволюционного Строгановского училища и Абрамцевской мастерской.,
1960—1970 — работа на заводе всех отечественных художников керамистов,
1990-е — открытие заводской художественной лаборатории,
1990-е — развитие традиционной гжельской майолики,
2002 — Гжельский экспериментальный керамический завод, ЗАО, 
2012 — закрытие Гжельского экспериментального керамического завода

 

Речицкий фарфоровый завод

Речицкий завод по производству фарфоровой аппаратуры являлся одним из старейших промышленных предприятий Гжели. Его история восходит к 1858 году, когда в деревне Речицы бывшего Бронницкого уезда Московской губернии основал свой завод предприниматель Михаил Матвеевич Куринов. Завод переходил от отца к сыну по семейной линии. Предприятие было национализировано в 1918 году.

В 1871 году на заводе работало 88 человек, в 1884 — 100 человек, в 1896 году — 92 человека, в 1903 году — 185 человек. На заводе производилась посредственная фарфоровая и фаянсовая посуда.

В 1920-е годы завод вошёл в государственное объединение «Стекло и фарфор». В дореволюционное время и в первые годы советской власти завод сосредоточивался на выпуске фарфоровой бытовой посуды (чайные сервизы и др.). Это направление в работе поддерживалось до 1930 года.

В связи с началом электрификации завод переходит на выпуск электроустановочного низковольтного фарфора: розеток, предохранителей, пробок, цоколей к электропатронам.

Химико-лабораторная посуда

Великая Отечественная война внесла свои корректировки в работу завода: помимо электротехнического фарфора. Активно осваивались технологии производства лабораторной посуды для химической промышленности: стаканов, выпарительных чашек, кружек, тиглей, ступок.

В послевоенный период завод находился на реконструкции, которая завершилась лишь к 1963 году. В стране возник огромный спрос на изделия из фарфора (доля изготовленных в пределах СССР изделий увеличилась с 19% до 40). Новые химические лаборатории и модернизация производственных линий требовали качественной продукции и деталей из фарфора.. К 1963 году реконструкция завершилась. В строй вошли дополнительные производственные мощности, в том числе двухэтажный кирпичный корпус с двумя горнами, главный корпус с тремя туннельными непрерывно действующими печами и полным технологическим процессом от приготовления масс и глазури до сортировки и упаковки готовой продукции. По существу, начал действовать как бы завод в заводе.

Если в 1961 году посуда из фарфора в общем объёме продукции составляла 19,3%, после реконструкции —  40%.

Речицкий фарфоровый Завлд. Фото предоставлено Гоняхиным Вячеславом Александровичем

 

К 1976 году на заводе была осуществлена вторая его реконструкция с целью выпуска изделий из специальной керамики.В 1985 году на заводе провели третью реконструкцию.

В 1992 году предприятие выпускает около 300 видов различных изделий, которые поставляются более чем 2 тыс. потребителей во все концы страны и за ее пределы. В их числе: предприятия черной и цветной металлургии, угольная промышленность, предприятия АПК, оборонная промышленность, научные организации, народное образование, нефтехимические производства, медицина, аптеки, лаборатории, наконец, просто население — в части товаров народного потребления. Некоторые из изделий завода представлены на постоянной выставке в Раменском краеведческом музее.К началу 1990-х годов численность работающих на предприятии составила примерно 450 человек.

Чайник «Купчёнок» Сахарница «Купчиха»

Выпускаемая продукция:

 — химико-лабораторная посуда — основная номенклатура;

— художественные изделия из фарфора;

— изделия электротехнического назначения;

— фарфоровые формы для производства резиновых перчаток.

Летом 2014 года была проведена процедура банкротства предприятия. В настоящий момент производство термостойкой фарфоровой посуды сведено к минимуму, изделия делаются лишь по заказам. Почти вся территория завода отдана под склады.

1858 — основание завода купцом Михаилом Матвеевичем Куриновым,
1918 — национализация завода, 
1942 — производство химико-лабораторной посуды наряду с электротехническим фарфором,
1963, 1976 — реконструкция завода,
 2000-е — переход на выпуск лабораторной посуды,
 2014 — процедура банкротства предприятия.

 

Объединение Гжель

В деревне Турыгино  Раменского района Московской области находится «ЗАО Объединение Гжель», создатель и правообладатель современных художественно-стилевых особенностей всемирно признанного народного  промысла «Гжель».

Первая керамическая фабрика в Турыгино была открыта в 1805 году крестьянином Захаром сыном Андрона Дунашова. Фабрика выпускала полуфаянс, а позднее, с 1830-х годов, — фарфор. С конца 1850-х годов и до начала XX века фабрику возглавлял Мефодий Васильевич Дунашов, самый удачливый и известный фабрикант из династии Дунашовых. В 1872 году фабрика фаянса и фарфора М.И. Дунашова владеет паровой машиной  в 8 лошадиных сил, 2 горнами, 100 работниками, выпускающими 20000 дюжин фарфоровых изделий и 100000 аптекарских банок. После 1907 года на базе фабрики Дунашовых было создано Товарищество, возглавляемое Терентием Григорьевичем Дунашовым.

В Турыгино недолго с конца 1860-х и до начала 1870-х годов — существовал фарфорово-фаянсовый завод, принадлежащий Григорию Ивановичу Дунашову Тогда не исключено, что Терентий Дунашов являлся сыном Г.И. Дунашова. На 1 горне и 3 деревянных кругах 5 рабочих и 2 подростка выпускали посуду самого посредственного качества.

С начала 1840-х годов и до примерно 1850 года в деревне работал завод, основанный крестьянином Афанасием Федосеевичем Грузновым. Он вырабатывал фарфор среднего качества и белье для живописных заведений.

Живописные мастерские не выявленных владельцев в деревне Турыгино, существовавшие во второй половине XIX века, обслуживали в основном фабрику Мефодия Васильевича и завод Григория Ивановича Дунашовых.

С 1860 года в течение примерно полутора десятков лет в деревне существовал мелкий фаянсовый заводишко крестьяни­на Гурия Леонтьева. На нем работало 2 рабочих и 2 подростка. Имелись горн, 2 круга.

В 1860-х годах крестьянином Иваном Денисовым был образован фарфорово-игрушечный завод.

Согласно подворной переписи 1869—1871 годах, в деревне имелись питейный дом и 5 промышленных заведений: 2 фарфорово-фаянсовых, 1 фаянсовый завод и 2 гончарных завода.

К 1914 году в Турыгино остались только два завода: фарфорово-игрушечный Петра Тимофеевича Маркина и фарфорово­-фаянсовый завод Товарищества, возглавляемого Т.Г. Дунашовым. После 1917 года оба завода были национализированы.

В 1925 году Гжельской художественной керамической школе в Ново-Харитонове переданы помещения бывшего Турыгинского завода Товарищества, возглавляемого Т.Г. Дунашовым, которые использовались ею вплоть до 1936 года. На технической базе завода П.Т. Маркина в 1929 году была создана промысловая артель «Вперёд Керамика».

В конце 1920-х годов в Гжели  стали возникать кооперативные артели — в Турыгино, в Ново-Харитоново, Жирово, Володино.

В разное время в артели «Вперёд Керамика» работало до 300 человек. Большинство из них летом занимались сельскохозяйственным трудом, а зимой трудились на керамическом производстве. Начинала артель с выпуска игрушек из местной красной глины, раскрашиваемых холодным способом эмалевыми красками.

В 1930 году артель «Вперед Керамика» была преобразована в колхоз, объединивший производственные силы трёх деревень: Турыгино, Жирово (выпуск глиняной игрушки) и Ново-Харитоново (выпуск аптекарской посуды и игрушки). Колхоз начал выпускать продукцию, пригодную для экспорта, выполняя работы по образцам художественно-промышленного отдела Центральной научной опытно-показательной станции Севера. Первым большим заказом была скульптура Б.Н. Ланге «Богатырь», или, как ее иногда называют, «Русский богатырь». Позже на экспорт стали выпускать горшки-медовницы, фарфоровую скульптуру, электро­ламповые подставки и детскую посуду.

В 1930-х годах в Гжели пошла вторая волна образований кооперативных артелей — «Путь Ленина» в Шевлягино, «Электрофарфор» в Ново-Харитоново, «Артель им. С.М. Кирова». В Турыгино образовалась артель «Объединённый Фарфорист».

В 1936 году в Турыгино организовывается кооперативная артель «Художественная Керамика», поглотившая при образовании двухэтажный производственный корпус с 7-метровым горном Гжельского (Ново-Харитоновского) силикатно-керамического техникума.

С 1937 года образцы для артели «Художественная Керамика» стали разрабатывать художники НИИХП.

В 1938—1939 годах для артели достраивают производственное здание с установкой в нем двухэтажного 20-метрового горна. В это время артель продолжила выпуск скульптуры Ланге «Богатырь», освоила выпуск мелкой пластики. В 1939—1940 годах артель освоила выпуск крупных по размеру скульптур И.К. Стулова «Таджичка с хлопком», «Узбечка с виноградом», «Киргизка с ягнятами». К 1940 году в артели «Художественная Керамика» работало около 130 человек. Артель выпускала декоративный фарфор низкого художественного качества. В 1941 году артель «Художественная Керамика» не работала. В 1942 году артель начала свою с работу с выпуска простой цилиндрической кружечки без всяких украшений.

С 1943 года активное участие в работе артели «Художественная Керамика» начинает принимать НИИХП Роспромсовета. С 1944 по 1950 год художники НИИХП и мастера промысла провели под руководством А.Б. Салтыкова и Н.И. Бессарабовой большую экспериментально-творческую работу с выпуском единичных образцов изделий. Как таковой народный промысел захирел еще до Кузнецовых: из-за поголовной занятости на конвейере просто не было времени. Даже рисовать разучились: один-единственный шаблон — и всё, как выяснила московская художница Наталья Бессарабова, которую сразу после Великой Отечественной войны перебросили на новый фронт работ — обучать художников для восстанавливаемого промысла. До того здесь лепили Сталиных и Кировых. Делали чернильницы и пепельницы.

Возрождение традиционных приёмов в создании форм посудных изделий, восстановление гжельского письма началось в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. Своим новым рождением  гжельский промысел обязан  бывшему графу, аристократу, ученому искусствоведу Александру Борисовичу Салтыкову (1900—1959). Александр Борисович  разработал методику особой росписи — мазок подглазурной кобальтовой краской по белой гжельской глине. Особенности технологии подглазурной росписи связаны с изменением цвета во время обжига. 

 

 

 

 

 

 А.Б. Салтыков

 

 

Чёрный, как сажа, кобальт после обжига становится ярко-синим, и художник, наносящий его на изделие, должен предвидеть результат. Только тогда он может добиться тончайших градаций синего цвета.

Счастливым дл возрождения гжели стало сотрудничество Александра Салтыкова с художницей Натальей Ивановной Бессарабовой, за плечами которой был опыт живописца, театрального декоратора и художника по костюмам. Бессарабова Наталия Ивановна (1895—1981), работая в фондах Государственного Исторического Музея, изучила старинные гжельские изделия и отобрала лучшие. За основу  осписи был взят синий кобальтовый узор начала 19 века.

 

Н.И. Бессарабова

К 1947 году артель всё ещё не могла наладить выпуск фарфоровых изделий с подглазурной росписью кобальтом. Способом формовки на ножных гончарных кругах выполняли простую цилиндрическую кружку, стопки, блюдца. В 1946—1948 годах художники НИИХП попробовали выполнить здесь несколько экспериментальных работ в майолике, но, из-за полной утраты мастерами артели навыков росписи по сырой эмали, потерпели неудачу.

Кумган Гжельская роза. Художники Н. И. Бессарабова, Т. С. Дунашова,1945.

В 1954 году Турыгинский завод художественной керамики кооперативной артели «Художественная Керамика» начал выпускать тиражами в десятки штук работы Н.И. Бессарабовой: набор для воды «Гжельская роза» (1945) в составе кувшина и кружки (бокала), чайник дисковидный на 4 ножках «Черепашку» (1945), вазы нескольких моделей с вариантной росписью.

Модельщики гипсолитейного цеха артели «Художественная Керамика»
Гжель. Турыгино. 1959. 

В начале 1960-х годов в артели удалось запустить новые печи на жидком топливе, позволившие резко повысить производительность труда. Но руководству  хватило ума сохранить при этом старую печь, работающую на дровах. Её стали использовать для особо важных заказов. Хорошо изученная старая печь позволяла получать сочные оттенки кобальта, которые невозможно было получить в новых печах.

До 70-х годов ХХ века народный промысел возрождался со скрипом, носил отрезвляющее имя «товары народного потребления» (в просторечии — «ширпотреб») и, согласно инструкции ЦК КПСС, был обязан находиться под заводской крышей. Участки «ширпотреба» открылись на всех гжельских предприятиях, специализирующихся на выпуске технического фарфора. 

 

Квасник «Зима». 1970-е. НПО «Гжель»

В 1970 годах  стиль изделий объединения  Гжель был признан как особый, «гжельский». Именно в таком виде он стал одним из национальных символов России.

Современная же история предприятия  «Гжель»  началась в 1972 году через объединение  шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях: Гжель, Фенино, Бахтеево, Турыгино, ставшее головным цехом. 

В «Объединение  «Гжель» вошли гончарный, фаянсовый, майоликовый и  фарфоровый промыслыАртель «Художественная Керамика», а с апреля 1972 года головной цех — производство ПО «Гжель» представлял из себя в то время старинное двухэтажное деревянное здание с прилепленными к нему многочисленными  кирпичными, пристройками.

Людмила Азарова. Скульптура «Чаепитие», 1978. НПО «Гжель»

В 1976 году ПО «Гжель» приступило к реконструкции фарфорового производства.  Литейно-оправочное отделение оборудо­вано типовыми литейными столами с механизированной подачей шликера и сбора отходов по трубопроводам из ударопрочного стекла, обеспечивающих чистоту массы от попадания посторонних примесей. Участок обжига оснащен 6 двухкамерными газовыми печами челночного типа (дуплекс-печами). В соседних помещениях располагается живописный участок, мастерские художников (по 1—2 человеку в комнате), участки глазурования, разбраковки.

Последнее десятилетие советской власти для гжели было золотым веком. Предприятие тысячами выпускало знаменитые чайные пары, самовары, сервизы, квасники и затейливую мелкую пластику — с узнаваемой росписью сочным кобальтовым мазком по нейтрально-белому фону. Несмотря на масштаб производства, по кустарным меркам, разумеется, гжель оставалась дефицитным товаром. .

Изящная, продуманная стилизация народного творчества, предпринятая ведущими мастерами возрожденного промысла, помимо того что рассчитана была на универсальный вкус, тонкий и попроще, еще и пришлась весьма ко времени: примитив был одним из общих эстетических пристрастий той эпохи. Простая и нарядная цветовая гамма выглядела не только декоративно, но и убедительно. «Сочетание белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба» — это поэтическое выражение попадет впоследствии даже в школьные учебники (указание на очевидно местные корни гжельской образности, ни слова о Delfts blauw и о том, как «делфтская синяя» очутилась в заснеженных полях Подмосковья).

 

Л.П. Азарова. Квадратный чайник, 1966

В 1991 году генеральный директор НПО «Гжель» Виктор Логинов удостоился звания Героя Соцтруда, а главный художник Людмила Азарова — звания народного художника СССР, и это был последний год, когда присуждались эти звания. «Совок», одним из символов которого стала гжель, еще успел отметить и наградить последние достижения социалистической экономики — и канул в лету, во многом лишив затею с гжелью смысла (факт, не осознанный, кажется, до сих пор). Из-за инерции набравшего ход предприятия (магазины «Гжель» открывались в Москве, Петербурге, Лондоне, Берлине, Вене) не сразу заметили, когда отстроенная система начала разваливаться, словно автомобиль из мультика, на полном ходу теряющий детали все крупнее и важнее. Специалисты массово покидали НПО «Гжель» и затевали собственную «фирменную гжель»; настало время героев каптруда (директор Логинов успел под занавес карьеры и жизни добавить к славе строителя бренда репутацию его могильщика), и все, что осталось сейчас от прежних проектов, — это плохо отапливаемые цеха, вымерзающие по зиме корпуса («сочетание белизны полей Подмосковья и прозрачной синевы неба») да уникальный музей гжельского промысла с экспонатами божественной красоты. Впрочем, вам их скопируют в каждом третьем, если не втором, дворе.

После распада СССР  «Гжель» была единственным предприятием художественных промыслов  в Гжельском районе. Новые времена принесли новые хлопоты. Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий и около семидесяти в Москве, Московской области и других регионах России.

 

 
 «Не шути с огнем» Л. Азарова «Литейщик» В. Неплюев «Ставит самовар». Л. Азарова

Некогда монополиста и процветающую фирму, сегодня предприятие, известное на всю страну и за ее пределами, не назовешь благополучным. Зиму провели в условиях блокадных: цеха отапливались не газовой котельной, а двумя дровяными печами, холодно было везде. Генеральный директор Объединения «Гжель» Николай Дионисиади мерз наравне с рядовыми рабочими и большую часть рабочего дня не снимал верхнюю одежду. Однако вкладывать средства в оборудование газовой котельной и замену системы отопления господин Дионисиади, по его словам, смысла не видит. Надо полагать, эту позицию разделяет и владелец — московский бизнесмен Александр Кочеров, приобретший в 2010 году предприятие в состоянии банкротства. Когда-то здесь трудились представители всех местных династий, но большая часть мастеров давно перешла к конкурентам. Сегодня здесь работает 140—150 человек, включая торговое подразделение. Творческая группа состоит из восьми художников. Объем производства — порядка 160 тыс. изделий в год. Примерно треть оборота приходится на розничную торговлю (львиную долю продаж делает магазин при заводе), столько же — на оптовых покупателей, разносящих гжель по городам и весям, и еще столько же дают заказы.

Ассортимент ООО «ЗАО Объединение Гжель» насчитывает более 600 наименований форм чайников, кумганов, сахарниц, масленок, шкатулок, подсвечников, ваз, ламп, часов и других бытовых и декоративных изделий. 

1805 — открытие фабрики фаянса в Турыгино крестьянином З.А. Дунашовым,
1830 —  освоение выпуска фабрикой фаянса З.А. Дунашова (с 1850 —М.И. Дунашова) выпуска фарфора,
1860—1870 — фарфорово-фаянсовый завод, принадлежащий Г.И. Дунашову в деревне Турыгино,
1840—1850 — фарфоровый завод  крестьянина Афанасия Федосеевича Грузнова,
1860—1875 —  мелкий фаянсовый заводишко крестьянина Гурия Леонтьева,
1907 — фабрика фаянса и фарфора М.И. Дунашова преобразованы в Товарищество М.И. Дунашова,
1925—1936 —  работа Гжельской художественной керамической школы на технической базе Турыгинского завода Товарищества,
1929 — создание промысловой  артели «Вперёд Керамика» на технической базе завода П.Т. Маркина,
1930 — преобразование в колхоз артели «Вперёд Керамика», объединившего Турыгино, Жирово и Ново-харитоново,
1936 —  организация кооперативной артели «Художественная Керамика» в Турыгино, поглотившего двухэтажный производственный корпус с 7-метровым горном Гжельского (Ново-Харитоновского) силикатно-керамического техникума,
1937 — начало сотрудничества НИИХП с «Художественной Керамикой»,
1938—1939  — достройка  производственного здания с установкой в нем двухэтажного 20-метрового горна,
1941 — прекращение работы артели «Художественная Керамика»,
1942 — начало работы  с выпуска простой цилиндрической кружечки без всяких украшений,
1943 — возобновление сотрудничества НИИХП с «Художественной Керамикой»,
1944—1950-е — экспериментально-творческая работа с выпуском единичных образцов изделий мастеров промысла подруководством НИИХП, А.Б.Салтыковым и Н.И.Бессарабовой
1954 — выпуск тиражами в десятки штук работ Н.И. Бессарабовой Турыгинским заводом художественной керамики кооперативной артели «Художественная Керамика»,
1960 — строительство новой печи Артели «Художественная Керамика»,
1972 — преобразование головного цеха в ПО «Гжель»,
1976 — реконструкция фарфорового производства ПО «Гжель»,
2012 — ООО «ЗАО Объединение Гжель»

 

Гжельский фарфоровый завод — Электроизолятор

В встарообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново в первой половине XIX века открыл свое первое предприятие местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов, дело которого продолжили его сыновья, а потомки расширили до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России.

Масленка «Баран», «Товарищество М.С. Кузнецова» в Ново-Харитоново,
фарфор,1890-е 

С того времени, а точнее, с 1818 года ведет свою историю фарфоровый завод в Ново-Харитоново. Кузнецовы сразу наладили промышленное--мануфактурное производство керамических изделий, в отличие от остальных кустарных артелей Гжели, организовав его совсем по-новому. С конца XIX века вплоть до 1917 года помещалась гжельское отделение.конторы «Товарищества М.С. Кузнецова»,  В 50-е годы XIX века завод перешел от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии —братьям Акулиным и выпускал недорогие фарфоровые сервизы, шкатулки, сахарницы, масленки, вазы, кувшины, игрушки для массового пользования.

После революции завод был национализирован, потом снова передан прежним хозяевам и продолжал производство фарфоровых изделий. Коллекцию фарфоровой скульптуры-игрушки, выпускавшейся на заводе Акулиных, хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Это фигурки зверей и птиц, солдат и пионеров, а также популярное в начале XX века изображение девочки на петухе.

В 1914 году в Ново-Харитоново в 2-х этажном здании бывшей богадельни, по инициативе Кузнецовых, была открыта Гжельская керамическая школа. В 1920-е годы она меняла несколько раз свое местонахождение, но в конце десятилетия вновь вернулась в Ново-Харитоново. На ее базе в 1931 году был создан Гжельский силикатно-керамический техникум (ныне Гжельский художественно-промышленный колледж), которому выпала исключительная роль в сохранении и развитии производственной культуры и художественных традиций гжельского промысла. Многие выпускники этого учебного заведения приходили и приходят работать на Гжельский фарфоровый завод.

Сервиз чайный Орхидея. Автор формы - Розанов В.Г. Подглазурная кобальтовая роспись, 2010-е

В 1929 году завод был передан в ведение «Московского изоляторного завода» чтобы наладить производство комплектующих для фарфоровых  электроизоляторов. Завод активно развивался, став фактически, градообразующим предприятием. В 1960-е годы он был практически полностью перестроен и оснащен новым оборудованием. Обустраивалось жильё для сотрудников, развивалась инфраструктура. В 1971 году впервые в отрасли, четырём изделиям, выпускаемым предприятием, был присвоен государственный «Знак качества». Завод был ориентирован на выпуск технического фарфора: выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности, изменив своё название на «Гжельский завод Электроизолятор», на нем все это время продолжали действовать цеха товаров народного потребления, которые выпускали высококачественный бытовой и художественный фарфор, хорошо известный и любимый ценителями промысла.

К 2000 году, благодаря частным инвестициям, предприятие было модернизировано и заняло лидирующее место в Московской области по темпам роста объемов производства и сбыта. В последующие несколько лет объём выпуска технического фарфора увеличился в 2,3 раза, а художественного фарфора — более чем в 5 раз. 

В 2003 году руководством завода было принято решение выделить цех по производству художественного фарфора в селе Речицы в самостоятельное предприятие по выпуску изделий гжельского народного художественного промысла, которое сможет полностью раскрыть творческий потенциал и накопленный за долгие годы опыт. Так было образовано Закрытое акционерное общество «Гжельский фарфоровый завод» (с марта 2015 года — Акционерное общество «Гжельский фарфоровый завод»). 

Сейчас АО «ГФЗ» — крупнейшее предприятие региона по выпуску традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью. В 2014 году завод стал единственным гжельским предприятием — официальным производителем сувениров и авторских талисманов для Олимпиады в Сочи. В декабре ему удалось получить статус предприятия народно-художественных промыслов (НХП), а вместе с ним и ряд льгот, включая субсидии на приобретение сырья, выставочную деятельность, оплату газа и электричества.

Предприятие возглавляет химик-технолог Петр Сивов, его супруга Татьяна работает на фабрике в должности заместителя главного художника. Владеет обеими производствами, столового и технического фарфора, столичный бизнесмен Алексей Резников, президент ГК «Ирито», крупнейшего российского импортера китайских автомобилей с годовой выручкой более чем в $200 млн (адрес дилерской компании «Ирито» в Раменском районе — адрес Гжельского фарфорового завода). У завода более 700 наименований изделий в ассортименте, 70% которых являются предметами признанного художественного достоинства, выпускаемыми под маркой «Гжель 1818». D строю 70 живописцев, 16 отливщиков, 18 оправщиков и творческая группа из 8 художников. Выручка порядка 98 млн руб. обеспечивает почти половину всего объема рынка гжельских изделий.

Технологический процесс производства фарфора постоянно совершенствуется, но сама роспись, как и 200 лет назад, наносится на изделия вручную талантливыми гжельскими мастерами, передающими по наследству секреты своего искусства. На заводе и теперь трудятся потомки тех фарфористов, которые работали на заводах Кузнецовых и в собственных артелях Гжельского региона..

нач. XIX века —  открытие первого предприятия в Ново-Харитоново местным удельным крестьянином Яковом Васильевичем Кузнецовым,
1818 — семейный фарфоровый завод в Кузнецовых Ново-Харитоново,
50-е годы XIX века — переход завода от Кузнецовых во владение к их родственникам по женской линии — братьям Акулиным,
1914 — открытие заводской Гжельской керамической школы,в Ново-Харитоново,  
1929 — передача заводских помещений в ведение «Московского изоляторного завода»,
1931 — создание на базе школы  Гжельского силикатно-керамического техникума (Гжельский художественно-промышленный колледж),
1971 — переименование завода в «Гжельский завод Электроизолятор», ориентация завода на выпуск технического фарфора (выполнял заказы, в том числе для РЖД и предприятий оборонной промышленности), но также и товаров народного потребления,
2000 —  модернизация предприятия и занятие им лидирующего места в Московской области по темпам роста объемов производства и сбыта,
2003 — образование на базе цеха по производству художественного фарфора в селе Речицы ЗАО «Гжельский фарфоровый завод», марка «Гжель 1818»,
2015 — переформирование ЗАО в  АО «Гжельский фарфоровый завод»

 

Синь России

НПО «Синь России» существует с 1989 года. Владелец предприятия, 70-летний Виктор Лавров, когда-то возглавлял Гжельскую картонную фабрику. Потом выкупил ее, позже приобрел два других гжельских предприятия, на базе которых и существует НПО «Синь России». Творческая группа завода невелика, всего пять человек, зато возглавляет ее заслуженный художник России Александр Федотов, некогда работавший в старом объединении «Гжель», специалист по сервизам. Традиционная посудная группа спросом не пользуется — то ли дело сувениры. Среди заказов особенно популярны изразцы для печей и каминов. Главные точки сбыта — музейный комплекс в Новом Иерусалиме, фирменный салон народных промыслов в подмосковном Федоскине, сеть магазинов Дулевского фарфорового завода.

«Сам по себе народный промысел прибыль принести не способен, он находится где-то на грани безубыточности», — утверждает исполнительный директор Виталий Буданов. Завод далеко не единственный актив Виктора Лаврова, в чьей собственности также крупнейший в России Пешеланский гипсовый завод «Декор-1» в Нижегородской области и камнерезная фабрика в Борнуково, там же. Они и дают финансовую подпитку «Сини России», а вот поддержкой государства завод похвастать не может: в 2014 году ему отказали в статусе предприятия народного промысла.

 

 

 

Галактика и компания

История предприятия начинается с 1990 года. На арендованных площадях (цех №3 завода «Электроизолятор») организуется Производственный кооператив «Галактика» по изготовлению товаров народного потребления из фарфора с художественной росписью в стиле Гжельского промысла. Небольшая мануфактура отличается от своих маститых конкурентов тем, что возникла практически на пустом месте: «Галактика» началась с крохотного кооператива, за 25 лет сумевшего дорасти до полноценного производства и занять заметную долю рынка. При этом у «Галактики» нет влиятельных и богатых собственников. Возглавил его уроженец этих мест Василий Петров.

Самовар «Ожидание» Настольная лампа «Гжель»

Первыми изделиями были фарфоровые подсвечники с использованием деревянного элемента из дуба, чайники и другая посуда. Дипломированный художник  А. Киселев разработал несколько видов настольных ламп, в том числе лампу «Гжель», а позднее электрический самовар с чайником. Мастера-энтузиасты в короткие сроки внедрили в массовое производство эти изделия.

Экономическое положение кооператива позволило уже в 1994 году начать строительство собственных производственных зданий на заброшенном пустыре, на месте бывшей фабрики Никиты Жадина XVIII—XIX веков.

В 1992 году регистрируется товарный знак «Галактика».

В 1996 году изделия, выпускаемые ПК «Галактика» впервые отнесены к изделиям народного-художественного промысла Гжель.

В 1997 году ПК «Галактика» создает Товарищество на вере Производственный кооператив «Галактика и Компания», которое в 2000 году преобразовано в ООО «Галактика и компания».

Сервиз «Краски», надглазурная роспись

В 1999 году введено в эксплуатацию первое собственное здание с полным технологическим циклом производства с установкой механического оборудования в МЗУ, печей для обжига на газообразном топливе и т.д. Введены в эксплуатацию построенные столярный цех, пилорама, проходная и другие объекты. В 2001 году введено в эксплуатацию вновь построенное второе здание, что позволило расширить производство и улучшить условия труда работающих. 2000—2003 годы — это период активного строительства зданий: гипсолитейного цеха, торгового комплекса, гаража, артезианской скважины.

В 2013 году на предприятии создан Музей Гжельского промысла, который посещают дети школ Гжельского региона Раменского района, Москвы и гости Гжели.

Тарелки-панно «Любимые животные»

В ООО «Галактика и компания».работает 8 художников-исполнителей и около 80 работников других специальностей. Ассортимент продукции насчитывает свыше тысячи наименований — в основном реплики старых, известных художественных форм и приёмов (например, Танцовщица, оригинал которой занимает почетное место в музее Объединения «Гжель», знаменитый «кобальтовый ситец»). 

1990 — учреждение  ПК «Галактика» в селе Речицы,
1992 — регистрация товарного знака ПК «Галактика» в Роспатенте, 
1996 — отнесение ПК «Галактика» к предприятиям НХП,
1997 — реорганизация ПК «Галактика» в Товарищество на вере «Производственный кооператив «Галактика и Компания»,
2000 — преобразование Товарищества в ООО «Галактика и компания»,
2013—2015 — создание Музея Гжельского промысла при ООО «Галактика и компания».

 

Сегодня снова, как и до 1917 года, когда работали   кустари, артели, появилось много небольших предприятий: кооперативы, индивидуальные предприниматели (ИП), общества с ограниченной ответственностью (ООО) и т.д. Вот те, кто совместно со старожилами, продолжают традиции гжельского промысла.

• Гжельский фарфоровый завод, ООО
• Звезда Гжели, ООО
• Производственная фирма «Гжель-Малахит», ООО
• Гжельские узоры, ООО
• Терра Керамос, ООО
• Предприятие «Арт-Модерн керамика», ООО
• Киот, ООО
• Азон-керамика, ООО (Радиокерамика)
• Сделано в Гжели, ООО
• Мухин Юрий, Эксклюзивный авторский фарфор
(ООО «Артель де эль»)
• Царегородцевы Денис и Александр
• Морозов Игорь, ИП
• Тарыгин Михаил, ИП
• Дунашов Валерий, ИП
• Маркин Владимир, ИП
• Проект «Ателье-керамики» Валентина Криворотова
• Жидик Татьяна, ИП
• Мамонтова Галина, ИП
• Анашкин Владимир, ИП
• Мастерская Голунова Виктора
• Ашлова Татьяна. ИП
• Барыкина Тамара, ИП
• Батов Игорь, ИП
• Мастерская Черновых
• Каштанов Николай, ИП
• Кариков Константин, ИП
• проект «Майолика Гжели» Никулин Сергей
• мастерская художника Исаева Сергея
• Новая Гжель, ООО
• Романовы Сергей и Елена, ИП
• Рогов Михаил, ИП
• Рябов Михаил, ИП
• Супрядкина Надежда, ИП

 Проект «2R керамика» 

«Мы не развиваемся, а выживаем…»

Председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин: подводит итог 20-летнему этапу самосоятельности промыслов: «Места расцвета народных художественных промыслов, насчитывающих по триста—четыреста лет, за последние 20 лет порядком оскудели. Еще в начале века на них трудились более 100 тысяч мастеров, сегодня осталось не больше 15 тысяч». Две трети предприятий сферы НХП убыточны или малорентабельны. Ряд уникальных промыслов на сегодняшний день уже утрачен, например, таких как киришское кружевоплетение в Ленинградской области, вятское кружевоплетение в Кировской области, воронежское, ивановское и карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка и др. 

 

Печать платка с помощью манер

 

Справедливости ради надо сказать, что это некорректные цифры. Сравнение происходит с количеством сотрудников, работавших в 2000-е годы на государственных предприятиях НХП. Мастеров, занимающихся самостоятельной предпринимательской деятельностью, не входящих в Ассоциацию НХП, тогда просто не было. Сегодня существует большое количество творческих объединений, мастеров-ремесленников, не входящих в Ассоциацию. Этих субъектов ремесленного производства никто не сосчитал, никто не описал, и никто не предусмотрел им какой-либо поддержки. 

Проблемы приватизированных в 1990-е годы промышленных предприятий НХП на современном этапе достаточно хорошо описаны:  

— субсидии от федерального бюджета покрывают чуть больше половины заявленных потребностей; 20% субсидий сразу возвращается в бюджет в виде налогов организаций,

— на предприятиях используется ручной труд,  как следствие, — большой фонд заработной платы (от 70 — до 90% в структуре себестоимости) и налоговых выплат на ФЗП,

— зарплата мастеров значительно ниже средней по региону, работа на предприятиях НХП — непрестижна, оотсюда — нехватка специалистов и старение кадрового потенциала, и как следствие — потеря преемственности,

— падение спроса на продукцию НХП в свете падения внутреннего рынка, отсутствие торгово-проводящих сетей.

 

Роспись ковровской игрушки

 

Какие общие тенденции наблюдаются в художественных промыслах с 1992 года?

  1. Дробление промыслов: возникновение на базе разрушенных промыслов частных производств, в т.ч. без образования юридических лиц, неохваченных Федеральным законом «О народных художественных промыслах»,
  2. Рост разнообразия ассортимента, явившееся следствием самостоятельности производств в формировании ассортимента,
  3. Эволюционирование промыслов в сторону понижения художественного уровня и упрощения изделий, явившееся следствием ориентации промыслов на рынок (вкус потребителя) и ликвидации института художественного консалтинга, 
  4. Поиск поддержки не у государства, а у крупнного бизнеса, способного обеспечивать фактически убыточное производство из других своих активов,
  5. Преобладание сувенирной продукции над утилитарной, что является симптомом вырождения промысла,
  6. Отсутствие профессионального маркетинга.

Из однозначно позитивного стоит констатировать, что, несмотря на искусственно созданную турбулентность развития промыслов (поддержка артелей — запрет артелей — огосударствление и укрупнение производств — отпуск производств, сидящих на государственных дотациях, в стихию рынка),  удалось сохранить традиции: помимо секретов ремесла, сюда относится, например, и принцип ручного труда. В некоторых случаях промыслы сохраняются исключительно благодаря функционированию системы профессионального ремесленного образования.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕМЁСЕЛ 
1883 —1917
Стимулирование организации кустарных артелей, вoзвышения кycтapных пpoмыcлов  o ypoвня xyдoжecтвeнныx. Организация мaccoвoго пpoизвoдcтва бытoвыx издeлий, мeбeли, oбyви и oдeжды в неоpyccкoм cтилe
1917—1930
Уничтожение частников, объединение мастеров в артели, перепрофилирование  артелей
1930—1960
Укрупнение артелей. Организация НИИХП и возвышение его роли
1960—1963
Искусственное разрушение ремесленного способа производства с артельной формой организации и принудительное вливание артелей в государственную промышленность, объединение новообразованных государственных предприятий Минместпромом РФ, постановка на поток ремесленной продукции, заточенность на массовый выпуск товаров
1963—1991
Стабильный период существования государственных предприятий художественной промышленности (период застоя)
1992—1995
Ликвидация Минместпрома РФ, разрушение НИИХП, большинства предприятий народных промыслов: распродажа оборудования, сдача в аренду производственных и складских помещений разнообразным коммерческим организациям, роспуск уникальных коллективов
1996 —2000-е
Дробление промыслов: возникновение на базе разрушенных промыслов частных производств, в т.ч. без образования юридических лиц, неохваченных Федеральным законом «О народных художественных промыслах».
Рост разнообразия ассортимента, явившееся следствием самостоятельности производств в формировании ассортимента.
Эволюционирование промыслов в сторону понижения художественного уровня и упрощения изделий, явившееся следствием ориентации промыслов на рынок (вкус потребителя) и ликвидации института художественного консалтинга. 
Поиск поддержки не у государства, а у крупнного бизнеса, способного обеспечивать фактически убыточное производство из других своих активов.
Преобладание сувенирной продукции над утилитарной, что является симптомом вырождения промысла.
Отсутствие профессионального маркетинга.
 
 
 
ПАРАДОКСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ИЛИ РЕМЁСЛА?
 
В соответствие с законом от 6 января 1999 года N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»к организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов.
 

 

Совет по НХП создается при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Минпромторга) в целях отнесения изготавливаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов.Совет по НХП рассматривает представленные организациями и индивидуально работающими мастерами типовые образцы и уникальные изделия, принимает решение об отнесении изделий к изделиям народных художественных промыслов: на основе соответствия изделийтрадиционной стилистике местаих бытования.

Постановлением администрации Новосибирской области №509 от 05.06.2001 Новосибирская область рассматривается как место традиционного бытования художественных промыслов: керамики, лозоплетения, изделий из дерева, изделий из камня, росписи по железу. Керамический промысел сегодня всё-таки подаёт признаки жизни. Что касается остальных ремёсел: «А был ли мальчик?».

В Сибири гончарное производство становится значительным уже с середины 19 века, после лесного промысла этот вид промысла стоит на втором месте и «равномерно распространен по всей территории Томской губернии» (материалы анкетного обследования кустарно-ремесленной промышленности в Томской губернии 1912 года).

Можно отметить, что данный промысел имел место в Каинском уезде, где им занимались 22 семьи (63 души), изготовлялись горшки, крынки, чашки, кувшины, миски, кружки. Сбывали товар в городах Татарск, Каинск, село Спаское (Венгерово), Барнаульском уезде, куда входили многие села современной Новосибирской области: Сузун, Ново-Николаевск, Чингисы, Ордынское. Кроме того, отмечено, что промысел развивается и многие семьи.

Необходимость выпуска местной сувенирной продукции привела к созданию в 1962 году на базе небольших керамических мастерских и мастерской по изготовлению значков производственного объединения «Сувенир», где был налажен выпуск керамики, художественная роспись металлических подносов.

В 1993 году в НИИ Художественной промышленности было дано экспертное подтверждение, что ПО «Сувенир» относится к предприятиям народно-художественных промыслов, а выпускаемая им продукция — к изделиям народно-художественных промыслов.

В это же время, керамический участок № 2 ПО «Сувенир» по улице Большевистская, 243, специализирующийся по керамики, выделяется в отдельное предприятие — ПКФ «Глазурь» (Производственная кооперативная фирма «Глазурь»). 

В 1994 году предприятие ПКФ «Глазурь» приватизируется и переименовывается в ТОО ПП «Калина-Иня». ТОО ПП «Калина-Иня» ежегодно подтверждает статус предприятия народно-художественных промыслов, а в 1998 году перерегистрировано в ООО ПП «Калина-Иня».

Набор для соков, ООО «Калина-Иня», Новосибирск

Ведущие специалисты, художники, мастера продолжили производство художественной керамики, но уже без подтверждения статуса НХП.

Вазы. ООО «Феникс», Новосибирск 

ПКФ «Глазурь» дало и другую поросль: образовались производственные керамические предприятия ООО «Феникс» (с 1991) и ООО «Корн» (с 1993).

Вазы. ООО «Корн», Новосибирск 

В Новосибирске сегодня керамикой занимаются десятки мастеров. Их объединяет проводящийся с 2005 года ежегодный фестиваль керамики, проводящимся Министерством культуры Новосибирской области.

1912 — гончарный промысел «равномерно распространен по всей территории Томской губернии»,
1962 — создание Производственного Объединения «Сувенир» на базе небольших керамических мастерских и мастерской по изготовлению значков, специализирующегося на выпуске керамики художественной росписи, металлических подносов,
1993 — экспертное заключение НИИ ХП, подтверждающее,, что ПО «Сувенир» относится к НХП,
1993 — керамический участок № 2 ПО «Сувенир» (Большевистская, 243), выделяется в ПКФ «Глазурь»,
1994 — ПКФ «Глазурь» переименована в ТОО ПП «Калина-Иня»,
1998 — перерегистрация  ТОО ПП «Калина-Иня» в ООО ПП «Калина-Иня»

 

Надо отметить, что этот официальный перечень промыслов — не совсем корректный, далеко не полный перечень. А как же валенки, пуховые изделия Барабы, новониколаевские мишки, игрушка из папье-маше,чиняевская игрушка, Сузунское литьё? Вопрос не изучен. Список места традиционного бытования ремесел Новосибирской области должен быть откорректирован новым постановлением.

Готовых предприятий НХП в Новосибирской области не появилось. В других регионах эти ниши заняли, в первую очередь,  предприятия НХП, выпестованные в советское время. Практически такая же ситуация с отсутствием признанных народно-художественных промыслов в соседних регионах Сибири. Некоторым особняком стоит Томская область и, главным образом, благодаря берестяному промыслу. Ситуация прокоментирована выше. 

Cитуация имеет историческое обоснование. Сибирь — трудонедостаточный регион, во время широкого освоения Сибири  кустарные промыслы советским государством здесь  не поддерживались. 

Но есть мастера, творческие объединения, ремесленные мастерские художественных направлений. В основном, это индивидуалыбез регистрации (около 80 %).

Идивидуальных предпринимателей в этой сфере — не более 15%. Организаций — не более 5%.  Эти производители находятся вне сферы охвата федеральных и региональных программ.

Изменившиеся условия социально-экономической жизни начала 1990-х годы, открытие рынка, способствовали кратковременному всплеску творческой активности населения города, положив начало многим видам ремесленной деятельности. В это же время распадались коллективы предприятий художественных ремёсел, которые могли существовать только в уходящей системе хозяйствования, а вместе с ними, утрачивались направления, традиции (ПО «Сувенир», «Новосибирский Дом моделей», «Новосибирская фабрика игрушки»); опытные, талантливые мастера оставались безработными или занялись индивидуальной трудовой деятельностью, появились предприниматели-ремесленники.

Усложнение процессов развития общества привело к крайне сложным обстоятельствам: с конца 1990-х годов рынок художественных изделий местного производства в Новосибирске неуклонно сокращался, обеднялся ассортимент, уменьшалось число художников и мастеров, наблюдалось старение ремесленничества. Большинство ремесленных производств — малорентабельно, многие испытывают недостаток финансовых средств на закупку сырья, материалов и технического оснащения.

 

Мастера-ремесленники Новосибирской области не привлекают рабочую силу, рассчитывая на поддержку семьи, не берут кредитов, опираются на личные финансы.

Закон об НХП для поддержки таких микропроизводителей не работает: он в большей мере рассчитан на сохранение и поддержку сложившихся в советское время производств (художественно-промышленных предприятий), реально крупных в сравнении с описываемым ремесленным производством. Процедура утверждения статуса НХП затратна, и с финансовой точки зрения, и с точки зрения необходимости стандартизации ассортимента, до осознания которой сегодня не дорос частный мастер, преференции приобретения статуса НХП мастеру неясны. С другой стороны, просветительская работа со стороны власти не ведётся, cовет по НХП не создан. В отсутствие сферы приложения Закона об НХП власть ориентируется на реальную ситуацию, оказывает поддержку мастерам в выходе на рынок, «отщипывая средства из программы поддержки малого и среднего предпринимательства:

Программа поддержки малого предпринимательства в отношении этой категории в полной мере также не работает: она рассчитана на более крупных производителей. Показатели (индикаторы), на которые ориентируются программы поддержки предпринимательства: рост занятости, увеличение отчисления налогов, — не работают. Предприниматель, в лучшем случае, уплачивают единый налог. И это — фиксированная сумма.

В Сибири для подъёма ремесленничества необходимо проделать ту работу, которая в европейской части России была проделана в годы советской власти. И это принципиально другая работа на которую ориентирует сегодня председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин: не на сохранение созданного предыдущим поколением, а создание новых производств, в том числе тех, которые со временем смогут войти в сферу покрытия закона об НХП, а какие-то станут объектами сферы отечественной легкой промышленности. При этом здесь следует ориентироваться на большие вложения, чем на территории, где традиция НХП уже укоренилась.

Без государственной поддержки ремесленники так и не выйдут из подполья — у этой категории сегодня нет ресурса развития. А значит, не будет новосибирских производителей мебели, одежды, обуви. Не будет новосибирской легкой промышленности.

 

 

Другие лекции цикла «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА СЕГОДНЯ: проблемы, конфликты, перспективы»
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 5
 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)