Лекция 5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА СЕГОДНЯ: проблемы, конфликты, перспективы

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 27.02.2017 (17:46)

Информация помечена тегами:

ремесло творческая индустрия Сибирский Вернисаж Наволоцкая Инфонарод

851
* количество прочтений.

 РОЛЬ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА В БУДУЩЕМ

В предыдущих лекциях мы разделили два понятия: народно-художественные промыслы — предприятия традиционных художественных ремёсел, непосредственно связанные с местом бытования,  приватизированные государственные промышленные предприятия, как правило, сформированные в советские годы, и художественные ремёсла — всякое другое мелкое ручное производство с художественным содержанием, не связанное с местами традиционного бытования.

 

Есть ли будущее у традиционных народно-художественных промыслов? 

Ответ на этот вопрос не так однозначен. Устойчивое развитие территорий и государств во многом зависит от сохранения этнокультурного наследия, народных художественных промыслов, распространенных на данной территории. Народные промыслы — это лицо нации. Этнокультура исторически формировалась в деревнях и селах. Современная разруха в селе привела к нашему отрыву от национальных корней.

Народные промыслы во многом обуславливают историческую привязанность нации к территории. Причём важны не единичные изделия, а очаги народной культуры, так называемые места бытования промыслов. Непонимание современными чиновниками этой особенности и, как следствие, отсутствие государственной поддержки очагов национальной русской культуры в регионах ведет к ослаблению государственности.

В начале 1990-х предприятия народных промыслов уравняли с обычными коммерческими структурами. За рубежом такие производства поддерживаются государством — их никогда не рассматривают как обычный малый бизнес. Он, конечно, может быть и малым, но играет огромную социальную роль, сохраняя культурные и исторические корни. Государство реализует программы по их поддержке, по всей видимости, они недостаточны. Без поддержки государства они рассыпаются на мелкие составляющие и постепенно исчезают.

Новосибирские чиновники заблуждаются, что мелкие ремесленники, которые у нас ещё есть, сохраняют традиционные промыслы. Нити традиций в Новосибирской области прерваны. К тому же ремесленники чаще создают изделия, вовсе не опираясь на историю региона. Позиция власти: «Как-нибудь пусть живут, мы их не трогаем, но и не помогаем». Может быть и выживут, но только не те, кто пытаются возрождать традиционные направления.

 

 

Маленькие мастерские и ремесленники-одиночки не способны без поддержки государства сохранить народные промыслы и обеспечить Новосибирской области туристическую привлекательность. Только при научной, искусствоведческой, технологической поддержке, работая над выявлением традиционных технологий, обеспечив применение местных материалов и совершенствование приёмов труда, можно рассчитывать на появление народно-художественных промыслов в Новосибирской области. Мастерам-одиночкам это не по плечу. Тем более, что ФЗ «О народно-художественных промыслах» в отношении  мастеров-ремесленников не работает. Как исключение, — Москва, в которой с 1999 года действует закон и, которая сегодня считается ремесленным центром страны, где при поддержке столичного  правительства, обеспеченного функционированием Закона «О поддержке ремесленничества в Московской области», успешно работают семь ремесленных центров, в том числе Центр ремесел «Русское подворье», являющийся одним из самых крупных в мире проектов в области развития народного творчества.

 

Центр ремёсел «Русское подворье», Измайлово

В некоторых других субъектах РФ выделяются значительные суммы на поддержку народных промыслов, например в Татарстане — по 20 миллионов рублей в год.

Что же делать здесь, в Новосибирской области? В нашем случае мало просто выделять деньги из бюджета на развитие народных промыслов. Задача — сложнее: народно-художественные промыслы нужно формировать. Была бы политическая воля у власти! Сейчас её нет. Есть полное непонимание значения отечественной народной культуры. Пока в Новосибирской области разыгрывается самый пессимистичный сценарий.

Есть ли будущее у ремёсел?

Однозначно есть. Согласно прогнозам Института Будущего (The Institute For The Future), на ближайшее десятилетие возросшее значение ремесла в обществе может породить такой феномен, как «новая ремесленная экономика». России, в том числе Новосибирской области, не обойтись без «новых русских ремесленников». Согласно этому прогнозу будущее у ремесла есть. Но всё написанное выше сохраняет актуальность

Ремесленничество — это целая отрасль, решающая множество актуальных задач: самозанятость населения, развитие семейного предпринимательства, туристической отрасли (скажем, «торгово-ремесленные» улицы в Тунисе, Марокко, созданные при поддержке Ремесленных палат стран, рассчитаны специально на приезжий люд). Наконец, ремесленничество — это духовность, нематериальное наследие, народные традиции, важная составляющая национальной культуры.

«Всякое ремесло держит человеческую породу, не дает ей затеряться, забыться, развеяться прахом в толще времен вместе с особенностями натуры, коя и высекается-то, чеканится самим этим ремеслом», — слова, написанные  Владимиром Личутиным в романе «Любостай» много лет назад, актуальны по сей день.

Теория третьей волны

Экономист Д.Е. Гаврилов  выдвинул гипотезу развития экономических отношений в направлении генезиса ремесла и ремесленничества, как важнейшей составляющей постиндустриальной экономики, опираясь на  концепцию «Третьей волны» Э. Тоффлера.

 

Элвин Тоффлер, американский философ, социолог и футуролог

Любой труд в производственной сфере эволюционировал из труда ремесленного. Поэтому осознание исторического значения ремесла является основой для понимания развития человеческой деятельности вообще.

В этом смысле Д.Е. Гаврилов цитирует М. Хайдеггера: «…Однако, те немногие (кому доступна простота) — они останутся… Питаясь кроткой мощью проселочной дороги, они будут долговечнее, чем гигантские силы атомной энергии, искусно рассчитанные человеком и обратившееся в узы, что сковали его же собственную деятельность». 

Д.Е. Гаврилов, опираясь на книгу  американского футуролога Э. Тоффлера «Третья волна». предлагает следующий «волновой» подход в толковании перспектив ремесленничества. Он выделяет в экономике два сектора. Сектор «А» — вся неоплачиваемая работа, которую человек делает непосредственно для себя, своей семьи или своей общины, сектор «Б» — всё производство товаров и услуг для продажи через сеть обмена или рынок.

К первой волне относится первобытная, рабовладельческая и феодальная экономика: «А», основанный на производстве для потребления — огромен, «Б» — незначителен. Люди — «производители для себя».

 

Ремесленное производство первой волны

Вторая волна соответствует промышленной экономике: производство товаров и услуг для рынка растёт с такой скоростью, что экономисты забывают о существовании сектора «А». Люди —производители и потребители.

 

Ремесленное производство второй волны

Со Второй волной происходит переход от земледельческого общества, основанного на  «производстве для потребления», то есть на экономике «производителей для себя», к индустриальному обществу, основанному на «производстве для обмена».

В эпоху Первой волны существовало незначительное производство для обмена (рынка), так и в эпоху Второй полны сохранялось незначительное производство для собственного потребления.

 

Первая волна: первобытная, рабовладельческая и феодальная экономика — ремесленное/кустарное производство
Вторая волна: капиталистическая экономика — промышленное производство.
Третья волна: постиндустриальная экономика — творческие индустрии?

 

В эпоху Первой волны ремёсла являются главным способом производства. В эпоху Второй волны сохранялось незначительное производство для собственного потребления, кроме того, сохранились ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Э. Тоффлер предворяет появление третьей волны и утверждает, что: «Сегодня, когда общества Второй волны переживают свой последний кризис, политики и эксперты по-прежнему жонглируют экономической статистикой, основанной целиком на данных сектора «Б». Их беспокоит падение «роста» и «продуктивности». Однако до тех пор, пока они будут мыслить в категориях Второй волны, игнорируя Сектор А как находящийся вне экономики, то есть пока «производитель для себя» так и останется невидимым, им не удастся разобраться в наших экономических делах».

С умиранием индустриального общества массового производства и стандартизации всего и вся (общество Второй волны) проявится множество признаков цивилизации Первой волны. Тоффлер указывает на то, что развитие компьютеризации, новейших технологий и малого производства приведет к упадку городов, децентрализации, появлению возобновляемых источников энергии, к возрождению надомной работы и работы не на рынок, а на себя. Рыночные отношения как базисные отношения в рамках социального целого перестанут быть определяющими в условиях общества «Третьей волны».

Сегодня начался фундаментальный сдвиг в отношениях этих двух секторов или форм производства: граница между потребителем и производителем все больше стирается, все большее значение приобретает «производитель для себя». Только эта тенденция не столь очевидна наблюдателю.

Таким образом, ремесленничество, априори относящееся к Сектору «А», в условиях капитализма исчезает или не рассматривается как важнейший элемент экономики. Вместе с тем, Э. Тоффлер отмечает, что ситуация изменяется в корне при переходе к «Третьей волне». Данные изменения актуализируют проблему развития ремесленной деятельности как основы пост капиталистической экономики.

В  эру «Третьей волны», элита будет по преимуществу интеллектуальной. В постиндустриальном обществе господствуют не собственники, а бюрократия». В условиях постиндустриального общества большинство будет обслуживаться в рамках производств Второй волны. Однако замкнутое «новое дворянство» станут обслуживать ремесленники Третьей волны. Подобная тенденция уже проявляется в обществах Западной Европы и США – западные рабочие и служащие имеют гораздо более высокую цену труда, нежели рабочие в странах Третьего мира, что позволяет рассматривать столь высокую оплату труда в качестве неофеодальной ренты, однако эта тенденция пока проявлена не столь значительно. В условиях Третьей волны, по-видимому, эта тенденция захватит и сами западные страны, в которых также начнется расслоение и формирование новой социальной структуры.

 

Компьютерная лазерная резка

Ремесленная деятельность — это специфическая форма городской экономики, развивающаяся в периоды социально-экономических изменений и способствующая урбанизации, в том числе, развитию сельской местности до уровня города. Таким образом, ремесленная деятельность может стать важной составляющей пост капиталистической системы.

Ремесло и инновационная экономика постиндустриализма

Подавляющее большинство теорий постиндустриализма подчеркивают главенствующую роль инноваций и знания в обеспечении новых экономических реалий. А появление «новой экономики» — первого шага в направлении больших изменений, на практике показывает истинность данных утверждений.

Тони Блэр, экс-премьер Великобритании

 

Предворяя новый этап в развитии общества, Тони Блэр любит повторять, что Англия получает больше доходов от рок-н-ролла, чем от своих шахт.  Гораздо больше шансов на успех у тех стран, которые смогут сбалансировать товарные рынки и когнитивно-креативный потенциал. Нации, которые верят только в сельское хозяйство, долго не протянут, они обречены на бедность. В постиндустриальной экономике, когда общество перейдёт от товарной экономики к интеллектуально-творческой, человек будет развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, образное мышление, интуицию, инициативу, лидерские качества. 

Инновационность является отличительной чертой художественно-ремесленной сферы. Принцип креативности лежит в основе художественного мышления. Этот образ мышления уже стал дисциплинирующей матрицей для технологий, коммерции, социальных систем, экономического развития и формулирования политики. Классический пример Леонардо де Винчи: посредством творческого образного художественного мышления совершает гениальный прорыв к технологиям будущего.

Художественные ремёсла — сфера деятельности, которая характеризуется не только креативностью мышления, но и тем, что здесь происходит процесс субъективизации инновации. Рождающий идею идёт по обязательному для этого вида деятельности пути её разработки и внедрения. Художественные ремёсла — сфера внедрения творческой идеи с фиксированным получением дополнительной ценности, основанный на сбалансированном единстве рацио, эмоцио и интуитивных критериев решений. Пусть эта «дополнительная ценность», воплощённая в конкретном изделии, и бесконечно мала в сравнении с коренными улучшениями, на которые в большей степени нацелены современные «инновационные проекты». Эта «дополнительная ценность» даёт большее: колоссальную удовлетворённость мастера завершением творческого цикла, обеспечивает качество, удовлетворённость и смысл человеческого существования.

Сегодня ремесленник — это и автор, инженер-технолог, и непосредственный производитель. Основным признаком ремесленника является осуществление продуктивной деятельности. Художественные ремёсла — замкнутая цепь инновационной деятельности с эффективным взаимодействием технологии и нравственности — условия выживания современной цивилизации. Прагматизация красоты, исповедуемая поколениями творцов, — принцип будущих инноваций, в которых нет разграничения между технологией и нравственностью.

 

Марат Ка. Дизайнер, архитектор. Новатор в области технологий декорирования интерьеров
 

Но и поклоняясь традиции, мастера художественных ремёсел каждый день вступают на путь творчества. Они осваивают новые материалы, разрабатывают новые технологии, создавая изделия, по своему качеству, соответствующие или превышающие мировой уровень. Они способны «обгонять, не догоняя». мастера наследуют главное сокровище современной цивилизации — способность творчески мыслить, способность творить, способность воплощать задуманное. Уже сегодня они дают этот свой урок творчества, названного сегодня модным именем «инновация» всем тем, кто находится в состоянии поиска выхода на орбиты будущего.

В эпоху постиндустриального общества в ремесленной деятельности неизбежно проявляются и технологические инновации. Сочетание современных возможностей техники и своеобразия стиля работы мастеров делает созданный ими товар истинным произведением искусства.

На смену термину «ремесленничество» в постиндустриальном обществе приходит термин «творческая индустрия». 

 

 

Ремёсла и ремесленничество в постиндустриальной экономике

В наш век электротехники, высоких технологий возникло влечение к возвращению народных ремёсел, к ручному труду, обработке природных материалов. Можно предположить, что это как реакция на проникновение в наш быт удобных, умных, но бездушных механически обработанных вещей, отделяющих нас от живой природы. К возвращению ремёсел в первую очередь обратились художники, а их пример привлёк многих самодеятельных мастеров.

Привлекают внимание новые формы развития народного творчества. Врзрождаетсяя роспись по дереву, валяние, гончарство, ткачество, шитьё русского костюма, кузнечное дело и другие промыслы. Самое ценное, что эти новые приверженцы ремёсел обращаются за примерами к традиционному народному творчеству русских мастеров.

Невозможно не замечать также появление новых ремёсел: авторской игрушки, скрапбукинга, художественного мыловарения, лэмворк и других. 

Стенд мастерской сувенирного мыла на Рождественской ярмарке в ТРЦ «Сан Сити», декабрь 2016, Новосибирск

Следует также отнести к художественным те виды ремесленной деятельности, которые таковыми сегодня не относятся: кондитерское дело, визаж, парикмахерское дело и др. Продукт этой деятельности сегодня рукотоворный, единичный и истинно художественный.

Ремесленное производство продолжает существовать как способ производства. Кроме того, ремесленничество приобретает новые оттенки:

— «удовольствия»: впечатление становится высшей ценностью, новая экономика всё более становится экономикой впечатлений. По закону Липуса-Торвардса всё, что создала природа и человек проходит три стадии: выживание, часть уклада, удовольствие. Ремесло  в земледельческой формации было условием выживания, в феодальном — частью уклада, в современном обществе во многом стало удовольствием. Гончарное дело, бывшее когда-то условием приготовления пищи, позднее, служившее одним из способов производства посуды, на нашей памяти — сувениром, в настоящее время превращается в способ реабилитации и получения удовольствия. В пост-индустриальном обществе ремесленничество приобретает новый оттенок: ремесленничество как способ получения удовольствия,

— хобби,

— системы обучения: курсы, он-лайн обучения,

— коммуникации,

— реабилитации, 

Новая жизнь третьего возраста

Некоммерческий Фонд «Культурно-просветительский и выставочный центр художественных ремёсел «Сибирский Вернисаж» в 2014—2015, 2008—2009 годах выполнял уникальный, общественно-значимый проект «Новая жизнь третьего возраста»

 

Опровергая однобокую ориентацию современной цивилизации на потенциал молодого населения, сотрудники Фонда рассматривают людей пенсионного возраста как активную, энергичную часть жителей Новосибирской области, в которой сосредоточена важная для общества доля невостребованного культурного, квалификационного, творческого потенциала. Поэтому «Сибирский Вернисаж» взял на себя обязательства содействовать продвижению интересов людей старшего поколения — быть социально заметными, значимыми, востребованными и экономически самостоятельными.

Для этого Фонд обучил 400 представителя мудрого возраста основам народных ремёсел. Изюминкой программы «Новая жизнь третьего возраста» стала подготовка участников проекта к применению полученных знаний и навыков в новой сфере ремесленной деятельности и предпринимательстве, в реализации продуктов своего труда, что позволило улучшить их социальный и повысить материальный уровень жизни.

 

 

Осуществляя данную программу, Фонд «Сибирский вернисаж» разработал новые подходы к профессиональной занятости людей пенсионного возраста — обучение ремёслам — создание малых ремесленных мастерских — содействие в организации условий для надомной работы, удобной и адаптивной по времени занятости, — профессиональное консультирование — организация процесса реализации продукции, произведённой участниками проекта.

 

Показ «Артания в сарафане», Первомайский сквер, 2015

Участие в программе «Новая жизнь третьего возраста оказалось хорошей возможностью для творческого развития, общественной активности и самореализации людей пенсионного возраста, установления новых контактов, достижения экономической независимости.

 

 

— способа воспитания и образования,

— сохранения культуры… 

 

Перспективы институализации ремесленничества

Ремесленное движение в России началось с 1993 года и было обусловлено открытием рынка и разрешением частно-предпринимательской деятельности. В 1999 году в был принят первый очень эффективный закон «О ремесленной деятельности в Московской области»: ремесленники имели приоритетное право аренды помещений, самую низкую арендную плату и другие льготы, однако, с тех пор многое в законодательстве изменилось и заниматься ремесленной деятельностью всё сложнее.

Законопроект «О ремесленной деятельности в РФ» существует почти 20 лет, но до сих пор не принят.. Поэтому проблемы ремесленничества не решаются по всей России

Московская палата ремесел заявляет, что сейчас 5 тыс. человек заняты в видах деятельности, которую можно отнести к ремесленнической, многие из них находятся в тени. То есть они никак не зарегистрированы, это значит, что у них не будет пенсий, что они не могут рассчитывать на какую-либо помощь от государства, к ним в любой момент могут прийти правоохранительные органы и сказать, что они работают не законно. В Новосибирской области  ремесленной деятельностью занято не менее 2 тысяч человек.

Исходя из тезиса, что «Ремесло — это тот вид бизнеса, которым можно кормить семью и даже целые поколения», депутаты «Единой России» в осеннюю сессию Госдумы 2016 года намеревались внести законопроект о совершенствовании регулирования ремесленной деятельности. Поправки предполагают:

— введение в законодательный оборот термина «ремесленная деятельность»,

— разделение этой деятельности на пять профильных направлений

  • текстильное, швейное, кожевенное, обувное производства
  • деревообрабатывающее производство
  • металлообрабатывающее производство
  • изготовление не металлических изделий
  • бытовое обслуживание (ремонт одежды и изделий ремесленной деятельности),

— патентование этой деятельности,

— а также создание в России федеральной Ремесленной палаты и ее региональных отделений.

Законопроектом предлагалось внести изменения в федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства», «О некоммерческих организациях» и в Налоговый кодекс РФ. Их суть сводилась к тому, чтобы закрепить на законодательном уровне понятие ремесленной деятельности, которой признается ручная деятельность с использованием средств механизации, а ее субъектами физические лица, получившие специальный патент, а также юридические лица. 

Законопроект вновь завис и не подаёт признаков жизни.  

 

Спасти от вымирания ремесленника Новосибирской области

 

и

 

Ситуация сложившаяся в Новосибирской области, грозит утратой традиционных ремёсел. Ремёсла являются, как было доказано выше не только одним из способов производства, но и современной и перспективной творческой индустрией.

Кроме того необходимость поддержки ремесленничества на областном уровне, его возрождение и развитие обусловлено следующим. Ремесленничество, способствующее развитию народной культуры, предпринимательства, поддержке социально незащищённых граждан, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, созданию туристического продукта, находится в сфере интересов нескольких министерств: Минкульта НСО, Минпромторга НСО, Министерства региональной политики НСО, Минэкономразвития НСО, Министерства социального развития НСО, и даже, как оказалось, Министерства сельского хозяйства НСО. Как же здесь не верить русской поговорке: «У семи нянек дитя без глазу!». Мониторинг художественных промыслов сегодня находятся в ведении Минпромторга. Художественные выставки — в ведении Минкульта. А вот ремесленники — вне зоны ответственности этих властных  органов.

Необходимо на государственном уровне определить министерство-оператора, выполняющий роль координатора и отвечающего за развитие ремёсел. Без этого шага не будет последующих важных шагов. 

Забегая вперёд, Некоммерческий фонд «Культурно-просветительский и выставочный центр художественных ремёсел «Сибирский Вернисаж» выступил с предложенем о необходимости разработки межведомственной программы развития народно-художественных промыслов и ремесленничества в Новосибирской области, а также представила проект разработанной им программы в потенциальным операторам ремёсел: в Министерство культуры и Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области. Предложение, по всей видимости из-за отсутствия приятого сверху решения об едином органе управления,  не нашло у этих ведомств зантересованности.

«Сибирский Вернисаж» считает необходимым:  

— усовершенствовать законодательство и организацию работы с мастерами (принять федеральный закон о ремесленничестве, создать межведомственные комиссии во главе с Минпромторгом по поддержке и развитию художественных ремесел с представителями Мирегионразвития, Минкульта, Минсоцразвития),

— принять программу развития ремесленничества.

Основные разделы программы развития ремесленничества

— открытие рынка (ярмарки, электронные площади сбыта ремесленных изделий, освоение туристические площадок и фестивалей) (ответственные — Минпромторг, Минрегион),

— создание современной инфраструктуры сбыта  (переоборудование ярмарок, инфраструктурная поддержка операторов ярмарок, инфраструктурная поддержка мастеров производственными площадями) (ответственный — Минпромторг)

— консультации по художественным вопросам, по юридическим вопросам, организации интернет-торговли, обучения торговли на ярмарках (оформление стенда, контакт, разработка коллекций) (ответственный — Минпромторг),

— организация ремесленных обучающих курсов для социально незащищенных граждан (Минсоцразвития),

— финансирование (микрокредитование, лизинг оборудования, субсидирование, но ориентированное на данную категорию производителей) (ответственный — Минпромторг),

— организация коллективных стендов на зарубежных ярмарках (Минрегионразвития),

— проведение региональных выставок нацеленных на выявление традиций места (ответственный — Минкульт).

 

Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
 

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Раздел комментариев к данной публикации:


Фотография пользователя
Автор комментария: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 20/06/2017 (09:38)

Продолжение темы: Убыточная самобытность. Есть ли будущее у российских народных промыслов и традиционных искусств?

https://news.mail.ru/society/3...

 



Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)