НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ БОЛЯЧКАХ, часть 4, продолжение

Автор: V. Liven
Дата публикации: 23.06.2015 (23:18)

Информация помечена тегами:

градостроительные болячки инфонарод

2412
* количество прочтений.

 (НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ БОЛЯЧКАХ, продолжение)

Часть 4.

О Нормативах градостроительного проектирования, региональных и местных.

Отойдем пока от проблемы уклонения от применения нормативов и уточним: а что должно применяться, какие именно должны действовать в Новосибирске нормативы градостроительного проектирования? Мэрия Новосибирска каким-то образом применяла нормативы градостроительного проектирования при подготовке проекта Генплана города 2007 года, во всяком случае, под проект этого Генплана и были разработаны соответствующие нормативы.

В прежние времена, до Градкодекса 2004 г., действовало государственное нормирование градостроительной деятельности, составной частью системы нормативно-технических документов в строительстве являлись государственные градостроительные нормативы и правила.

В кодексе 2004 года вместо них фигурируют региональные и местные нормативы градостроительного проектирования, «которые содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории)»; утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации. Состав, порядок подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации…

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования. См. ст. 24 ГрадК РФ.)

         То есть остатки «тоталитарного режима» вымываются в угоду предоставления воли коммерческому процессу: региональной и местной власти уже предоставлены свободы устанавливать состав соответствующих нормативов.

Т.е. эти самые нормативы охраняют наше, россиян, конституционное право на благоприятную среду – но что это будет за «благоприятная среда», определит все-таки местный чиновник, а не Центр. Очень либерально!

- А можно, мы нормирование парковок   уберем? Места на них много надо… 

- Можно!

Не совсем так, конечно, потому что еще кисло маячит федеральный стандарт нормативов  градостроительного проектирования, СП 42.13330.2011.

По составу местных нормативов: что-то мне, например, не помнится, сколько должно быть организовано  на жилой территории открытых стоянок временного хранения легковых автомобилей расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе в жилых районах -  согласно федеральному нормативному акту СП 42.13330.2011 5.1 - не менее чем для 70% расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе жилые районы ..... 25%».  А в Новосибирске достаточно разместить 50% расчетного автопарка новоселов на их придомовой территории, и ладушки – и все по уже нормативу. Об открытых автостоянках для расчетной территории (квартала) забыто. Просто вырвали из сердца(состава норматива), и любой клок земли можно застраивать. Не нужны в Новосибирске стоянки! А где еще сохранилась – отберем и застроим. (Как у одного из нас рядом с домом, подробности см. ниже в комментарии)

    Местные нормативы градостроительного проектирования, применяемые согласно п.5), 6) Ст. 24, п.2) Ст. 20 Градостроительного кодекса РФ, в Новосибирске были подготовлены мэрией под проект Генплана 2007 г., в ходе подготовки менялись и в итоге были выхолощены. Независимые специалисты, критикуя проект Генплана 2007 г., указывали на необходимость проработать нормативную базу, которая в Генплане не соответствовала даже существующему положению, без учета перспектив развития города.

·    К 2015 г. заложено число 350 автомобилей на 1000 жителей, а в 2007 г. Новосибирске этот показатель уже превысил 400 – проект Генплана устарел, не успев родиться. (Только за предпоследний, 2013 год число автовладельцев в Новосибирске, по данным СМИ, выросло на 11% )

·    На тысячу жителей в Генплан заложили всего 35 мест в детских садах, хотя в 2007 году на тысячу жителей приходилось 65 мест. В результате затормозилось строительство детских садов. Право детей на детсад новосибирские родители отстаивали голодовками.

 

    Федеральным законодательством предусмотрено, что слишком «творческий»  подход к местным нормативам градостроительного проектирования   четко огранивается региональными нормативами: согласно п. 6 Ст. 24 Градостроительного кодека РФ, не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

Но региональные нормативы у нас и по сей день отсутствуют – и это полное беззаконие, т. к. ничто не препятствовало и не препятствует лишать жителей Новосибирска гарантированного им Конституцией РФ права на благоприятные условия, – чиновники Новосибирска вольны произвольно изменять Местные нормативы градостроительного проектирования в угоду своей градостроительной политике.

Пример: 23 июля 2007 года было принято постановление N563-а «Об утверждении Местных нормативов градостроительного проектирования города Новосибирска»; согласно принятым нормативам для жилого микрорайона (квартала), группы жилых домов, жилого дома требуемое количество машино-мест для организованного хранения легкового автотранспорта определяется из расчета на 1 квартиру 1 машино-место. Так же указывалось, что обеспеченность площадками для временного хранения автомобилей жителей жилых домов принимается не менее 50% от расчетного количества (это решение насчет только 50% от расчетного количества уже очень оригинально: неужели мэрия г. Новосибирска имела основания считать, что  особенностью нашего города является изобилие свободного пространства под парковки и автостоянки, позволяющее каждой жилой новостройке беспроблемно размещать на них оставшиеся 50% личного автотранспорта? При том еще, что расчетное количество автомобилей уже в то время было занижено по  сравнению с фактическим.)

31 декабря 2010  вышло постановление 6920 «О внесении изменений в Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска», согласно которому для жилого микрорайона (квартала), групп жилых домов, жилого дома требуемое количество машино-мест для организованного хранения легкового автотранспорта определяется из расчета на 1 квартиру общей площадью более 40 кв. м 1 машино-место; на 1 квартиру общей площадью менее 40 кв. м 0,5 машино-места.

Таким образом мэрия под руководством Городецкого пролоббировала интересы застройщиков, которые начали массово строить в центре города дома-«скворечники», состоящие исключительно из квартир-студий площадью 20-35 кв. м.   и решили, что на парковках можно сэкономить.

По факту получалось, что в таких домах на 100 квартир городской норматив допускал организацию только 25 парковочных мест.

21 июня 2013 года принимается следующее постановление 5779 «О внесении изменений в Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска», в котором появляется такой пункт: в случае проектирования и строительства жилых домов и общественных зданий со встроенными, встроенно-пристроенными, подземными автостоянками не менее 15% расчетного количества автостоянок предусматриваются открытыми в границах земельного участка. Теперь если застройщик возводил дом-«скворечник» на 100 квартир, то он на «законных» основаниях мог перед домом делать всего 7,5 парковочных мест, которыми могут пользоваться жители дома, а остальные парковочные места строил в подземной парковке (которая оставалась в собственности застройщика). Места в данных подземных парковках потом может приобрести любой желающий за 1-2 млн. руб. (при стоимости квартиры-студии   1,5-2 млн. руб).

Абсурд градостроительной политики Городецкого: норма на 100 квартир - 7,5 парковочных мест.

Отхождение местных нормативов от федерального стандарта может объясняться, согласно законодательству РФ,  учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований. Но вряд ли мэрия Новосибирска может обосновать такую специфику города:  автомобили не способны сжиматься для парковки волшебным образом, попав в черту города Новосибирска… Особенностью  города в данной ситуации является только запредельная дерзость и цинизм принятия решений городскими властями, а также очевидное отсутствие надзора за их градостроительной деятельностью.

28 февраля 2014 года и.о. мэра г.Новосибирска В. М. Знатков (бывший зам. мэра Городецкого, а ныне первый заместитель Председателя Правительства Новосибирской области) выпускает новое постановление 1708 «О внесении изменений в Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска», согласно которому в случае проектирования и строительства жилых домов со встроенными, встроенно-пристроенными, подземными автостоянками не менее 15 % от расчетных 50 %, размещаемых в границах земельного участка автостоянок, предусматриваются открытыми на придомовой территории.

В итоге для дома-«скворечника» на 100 квартир теперь достаточно предусмотреть на придомовой территории всего лишь 3,75 парковочных машино-места. А если в доме 100 полноценных квартир (площадью более 40 кв. м.), то тогда надо 7,5 парковочных мест на дом. (А фактически, уже на квартиру бы надо 3, 75 парковочных места :-(( )

При всем при этом застройщикам в Новосибирске предоставляется еще возможность не соблюдать и эти «нормативы» по парковочным местам  (как «законно» построить многоэтажку вообще без парковок – ну, если места нет – см. ниже в комментарии, про  строительство жилого дома по адресу Экваторная 1/1 в Советском районе),

уменьшать детские площадки, совсем не делать площадки для выгула собак и грубо нарушать Санитарные нормы, размещая парковочные места вплотную к детским площадкам, что противоречит СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, согласно которому расстояние от детской площадки до открытой стоянки машин должно быть не менее 25 метров (Полевая-22, в детскую площадку которой районная администрация вогнала подарочную асфальтированную парковку, впритык к песочнице и пр.,  каждый год выигрывает конкурс дворов – ну очень хорошо у них «зонирование» придомовой! На соседнем дворе жители выиграли буквально войну с администрацией, чтобы сохранить между детской площадкой и даруемой парковкой 10 м газона. Вообще-то, эта «парковка» по факту интересовала администрацию  как расширение  проезда, и клин газона разрушал весь план, но это отдельная история…).

Вместо площадок для занятий спортом жителей дома мэрия Новосибирска согласовывает застройщикам, что на первом этаже в доме будет фитнес-клуб, хотя это полный абсурд, так как данное помещение принадлежит на правах собственности застройщику, а не жильцам, и после ввода дома в эксплуатацию просто продается как офисное.

Зато застройщики в Новосибирске на участке в 3 тыс. кв. метров возводят 20-25 этажные дома на 200-250 квартир,   нарушая все мыслимые и немыслимые нормы. И это в Новосибирске «законно», т. е. допускается контролирующими инстанциями.

В результате – все прелести точечной застройки. Поскольку именно нормативы градостроительного проектирования «закладывают» комплексную застройку территории, а не приятные разговоры о таковой. 

В городах с высокой плотностью населения и недостаточной плотностью зеленых насаждений в связи с загрязнением атмосферного воздуха  повышается уровень заболеваемости катаром верхних дыхательных путей, бронхиальной астмой, ангиной, туберкулезом легких, раком органов дыхания, гипертонией, стенокардией, инфарктом миокарда, различными формами аллергии. Эпидемия туберкулеза в Новосибирске росла вместе с экономическим ростом. Из-за шумового загрязнения окружающей среды возникают массовые нарушения слуха. Загрязнение вод, вызываемое авариями в связи с перегрузкой коммуникаций – следствием точечной застройки в городе, - чревато эпидемиями. (Авария на КНС-5 в 2004 году уже привела к заражению рек Нижняя Ельцовка и Обь и как следствие – к вспышке менингита в Новосибирске). Соответствие структуры движения транспорта обеспечивает безопасность пешеходов и автомобилистов, свободный проезд к зданиям спецтехники, в том числе пожарного транспорта и Скорой помощи. Обязательность соблюдения санитарных норм и правил – того же СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03., и связь соблюдения этих норм со здоровьем населения, кажется не нуждается ни в каких комментариях. Но в городе Новосибирске Роспотребнадзор вместе с местными властями санкционируют производство гербицидов рядом с жилыми домами, аффинажный завод лишился санитарно-защитной зоны – ее озеленение вырублено и планируется строительство ресторана; «парковочки» по всему городу устраиваются вместо санитарно-защитных полос и вплотную к жилью, детсадам, детским площадкам (насыщая детский организм свинцом, вынуждая детей вдыхать пары бензопирена от перегретого летом асфальта)… Все это  приводит к непоправимым последствиям: росту заболеваемости и смертности горожан.

 

     Мэрия города  обязана, согласно  п. 4.7 СП 42.13330.2011, (разработанному в обеспечение Ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, предусматривающей ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека) контролировать проектирование территории с учетом обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению и предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий.

Но поверьте, наша мэрия готова предоставить кучу бумаги с доказательствами, как она об этом радеет, и эти бумаги удовлетворят вышестоящее начальство. А наши конкретные претензии «не услышат».

           Еще немного по «зеленой теме»: политика мэрии Новосибирска ведет к значительному ухудшению экологической обстановки в городе, нарушая ст.42 Конституции РФ и Устав города Новосибирска ст.9 п.п.12 и 21.

Порядка 70% территории г. Новосибирска на  интегральных экологических картах Новосибирска  показывают высоко опасную экологическую обстановку (с высоким экологическим риском для здоровья населения; об интегральной экологической карте – см. ниже в комментарии). На этом фоне мэрия проводит последовательную политику по уничтожению скверов, парков и лесов Новосибирска. Департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска подготавливает проекты планировки территории, правила землепользования и застройки, изменения в карте градостроительного зонирования с единственной целью – распродать городскую землю,  каждый  незастроенный участок земли под строительство. Департамент земельных и имущественных отношений увеличивает доходы бюджета за счет признания зеленых зон города пустырями для последующей их распродажи.

  В городе идет конвейерное уничтожение зеленых зон, внутриквартального озеленения общего пользования, уничтожено около 30 парков и скверов.        

Озелененные территории общего пользования, кроме крупных парков и скверов, не регистрируются мэрией и подпадают под межевание и формирование участков под застройку. (В  качестве примера – ситуация по скверу «50 лет Советскому району», факты и подробности ниже в комментарии.)

    В 2013 году ситуацией по зеленым зонам возмутились уже депутаты Горсовета Новосибирска, (те самые депутаты, которые приняли и постоянно изменяли ПЗЗ г. Новосибирска, да так, что застраивать теперь можно практически все); депутат С. Бондаренко заявил, что обеспеченность зелеными зонами на душу населения в Новосибирске  составляет 6-10% от нормативного. Возмущаясь тем, что «не проходит и недели, чтобы не появлялись новости» о попытках начать строительство в зеленых зонах, депутаты Городского Совета депутатов Новосибирска в августе 2013 г. потребовали от мэра города изменить политику по отношению к парками и скверам, а также наложить мораторий на любую капитальную застройку в парковых и зелёных зонах города, в том числе внутриквартальных зонах шаговой доступности. Мораторий был громко заявлен, однако в зону действия подписанного В. Ф. Городецким моратория попали только восемь наиболее крупных зелёных зон Новосибирска.

К примеру, Совет депутатов г. Новосибирска в сентябре 2013 г. ходатайствовал  перед мэром города  за отказ в выдаче разрешения на строительство дома  Полевая 22/1 в квартале 31 на части сквера  «50 лет Советскому району» - но безрезультатно. Разрешения на строительство и вырубку были выданы мэрией.  Вырубка в Скверах у ГПНТБ началась на следующий день после объявления моратория. И вызванная протестующими на место Председатель Совета депутатов г. Новосибирска Н. Н. Болтенко грустно  кружила на авто у вырубаемого сквера… А шума вокруг «моратория» было много.

   Требованиями СП 42.13330.2011 предусмотрено, к примеру, в жилых кварталах городов 11 кв.м озеленения на одного жителя; озелененные территории не регистрируются  мэрией – они предъявляются на карте города  как пустыри.  По официальной информации Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов мэрии города Новосибирска, представленной в Обзорах состояния окружающей среды в г. Новосибирске за последние 10 лет, плотность зелёных насаждений даже в Советском районе, где расположен Академгородок, который пока ещё с некоторой натяжкой считается городом-лесом, - не достигает этой нормы В такой ситуации   уменьшение озелененных территорий в Новосибирске   влечет ухудшение благоприятных условий жизнедеятельности человека, противоречит нормам статьи 24 ГрадК РФ, статьи 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», Решению городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 года N 108, нарушает конституционное право горожан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и со ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды является не только правом, но и обязанностью органов местного самоуправления. Между тем, мэрия своих обязательных функций не выполняет.   В соответствии со статьей 61 ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Теперь посмотрите «Правила содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в городе Новосибирске»  и попробуйте разъяснить, как именно в городе Новосибирске охраняется зеленый фонд от произвола собственников участков, включая мэрию??  Термин «территории зелёных насаждений» подразумевает, что определённое функциональное назначение закреплено за территориями юридически тем или иным нормативным документом. Много ли пятаков с озеленением в городе зарегистрированы юридически?  Таких либеральных отношений к зеленым насаждениям в других городах  мы не встречали…

 

Снова просмотрите регламент зоны озеленения  Р-2 (…гостиницы; спортивные арены с трибунами; ледовые катки; спортивные залы; крытые теннисные корты; спортивные сооружения для занятия настольными играми; бассейны; спортивно-оздоровительные, физкультурно-оздоровительные комплексы и клубы, фитнес-клубы, тренажерные залы; объекты метрополитена, стоянки до 300 авто, застройка участка – до 40%, максимум этажности – 30 этажей). Все крыши этих разнообразных объектов, все их бетонирование подъездов и площадок, их парковки и тп – все это считается в ваши метры озеленения. Те самые, которые по заявлению С. Бондаренко, вытягивают  6-10% от нормативного.

 

     Разумеется, по заявлениям чиновников, строительство в городе всегда ведется «с полным соблюдением всех градостроительных норм» и деревья не вырубаются, а «пересаживаются», ну, в крайнем случае – при выделении сквера или леса под стройку «ставится задача предусмотреть возможность максимального сохранения деревьев на согласованном земельном участке при проектировании объекта»; скверы не затрагиваются при застройке «ни на сантиметр» -  т.к. под спланированную застройку их границы ужали    и формально строят не на сквере, а на бывшем сквере; то же – с лесами (у вас там нет леса – самодовольно заявляла чиновница И. Буслова ошеломленным жителям Нижней Ельцовки, т.к. знала, что еще в 2008 году территория в бору была выведена из состава городских лесов просто росчерком мэрского пера. Такие манипуляции с границами рекреационных участков превратили на территории Новосибирска в фикцию норму Градостроительного кодекса, запрещающую использовать их в других целях. Прокуратура безмолвствует.)

Ложные заявления о том, что вырубок не планируется, что строительство планируется не на сквере, а рядом и т.п.  гасят бдительность населения – но временно, ведь затем ложь властей становится очевидной. Жители города, не проживающие у мест вырубок и «незастроенных» бывших скверов, успокаиваются ложными сообщениями через СМИ – но до тех пор, пока дело не коснется их территории – так постепенно утрачивается доверие населения к мэрии. Подтверждение – протестное голосование новосибирцев 6 апреля 2014 года.

Свои «прелести» - с санитарно-защитным озеленением. Оно тоже повсеместно стало исчезать в городе. «Грязные» объекты множатся и растут, а санитарно-защитное озеленение исчезает, вместе с территорией. В Новосибирске лишней земли под такие роскоши нет.

В продолжении: о бурном строительстве~~ (НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ БОЛЯЧКАХ, продолжение)

Поддержите автора публикации

Быть автором - это не просто. Много сил уходит на то, чтобы добыть информацию, написать о ней публикацию и оформить её внешний вид. Сообщество ИнфоНарод.РФ не платит зарплат, но каждый день появляются новые публикации! Главной мотивацией наших авторов служит стремление донести до людей важную информацию, обратить внимание общества на волнующую тему. Если Вам понравилась публикация своим содержанием и/или оформлением, то, пожалуйста, поддержите автора рублём. Тем самым Вы покажете всему сообществу ИнфоНарод.РФ, что данная публикация действительно ценна и удачна. А автор сможет хоть немного компенсировать затраченное время.

рублей

Раздел комментариев к данной публикации:


Автор комментария: V. Liven
Дата публикации: 02/08/2015 (11:57)

 По интегральной экокарте Новосибирска: в 2000 и 2010 годах Сибирской государственной геодезической академией по заказу мэрии г.Новосибирска были составлены интегральные экологические карты города. В составлении карт принимали участие:

          а) Западно-Сибирский центр мониторинга загрязнения природной среды;

              б) Новосибирский областной центр санэпиднадзора;

          в) институт региональной патологии и патоморфологии СО РАМН;

          г) Новосибирское региональное отделение Российской экологической академии;

             д) ГЕОЭКОЦЕНТРА «Берёзовгеология»;

         е) Главное управление по ГО и ЧС Новосибирской области.

              Данные карты созданы следующим образом. Вся территория города разделена на квадраты экологического зонирования. В каждом квадрате производились замеры всех параметров загрязнения окружающей среды. В дальнейшем эти показатели суммировались  и вся территория города была разделена на участки с разной степенью опасности экологической обстановки. Всего разновидностей таких участков три. Они различаются по окраске:

          а) красный - высоко опасная экологическая обстановка (высокий экологический риск для здоровья населения);

          б) светло-зелёный - опасная экологическая обстановка (средний экологический риск для здоровья населения);

          в) тёмно-зелёный - условно опасная экологическая обстановка (низкий экологический риск для здоровья населения).

          Порядка 70% территории города на обозначенных картах имеют высоко опасную экологическую обстановку (с высоким экологическим риском для здоровья населения).        

           Экологические карты практически засекречены, и только ценой неимоверных усилий в 2010 году удалось получить их по запросу городской прокуратуры.

        Карта 2010г. отличается от карты 2000 года тем, что красное пятно начинает уже поглощать и Заельцовское лесничество.

(экокарта 2 000 года)



Image CAPTCHA

Логотип

Антимайдан в Новосибирске

приглашения на акции движения в городе Новосибирске, актуальная информация от участников движения


@

Модератор содержания канала: V. Liven
Дата создания: 17.02.2015 (13:53)