НЕВЫЯВЛЕННЫЙ ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕГОРОДСКОГО НАСЛЕДИЯ

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 24.10.2019 (19:16)

Информация помечена тегами:

школа №54 Новосибирск объект культурного наследия архитектура Наволоцкая Инфонарод

725
* количество прочтений.
 

В Новосибирске руководство города приняло решение о сносе средней школы №54. Некоторые видели ее лишь с Крылова. На самом деле с этой улицы можно увидеть лишь малоинтересную пристройку к этой школе. Настоящая школа 1935 года постройки обращена на поглощенную укрупненным кварталом улицу Ермака. Здесь вас ожидает открытие: деформированный поздним пристроем фасад исторической школы, выполненной в стиле неоклассики с фигурными и декоративными барельефами.

Школе уже 84 года – почтенный возраст. Она ни разу капитально не ремонтировалась. С 2014 года ей отказывают даже в косметическом ремонте. Осыпавшаяся штукатурка обнажила кирпичную кладку портика. Это не школа, это наша история – на паперти.

В первой части трилогии-протеста – история создания и трансформации архитектурного объекта. Во второй части я расскажу о новых достижениях новосибирских чиновников, которые совершенствуются в обосновании сноса общественных зданий. В третьей части – о проблемах новосибирских школ, вступающих в неизбежную фазу трансформации.

Формирование участка школы

Двухэтажное здание школы №54 встроено в исторический квартал Новосибирска. Здание 1935 года постройки возводилось на излете существования Новосибирска как столицы Западно-Сибирского края, просуществовавшего с 1930 по 1937 год, строилось с размахом. Под школу была отведена территория, плотно освоенная частным сектором. Для начала строительства Дзержинскому Гороно в апреле 1935 года были отведены участки №№4, 5 и 6 в квартале №111 и участки №№5, 6, 7, 8, 9 и 10а в квартале № 116, относящихся к раннему этапу существования города. В июне этого же года к ним прирезаны участок №10-б квартала №116 и участки №№7 и 8 квартала №111. Таким образом, общие размеры территории составили 136 м вдоль улицы Крылова и 176 м вдоль улицы Серебренниковской. Общая площадь участка составила 2,4 га. К настоящему времени площадь школы значительно уменьшилась и составляет 0,8 га.

План участка школы, 1935 год

 

Здание главным фасадом было обращено на улицу Ермака. Строительство школы стало драйвером застройки нового квартала в границах современных улиц Красный проспект, Крылова, Мичурина (Серебренниковская), Державина. Создание квартала закрепило строительство в 1937–1941 годах жилого дома для семей высшего офицерского состава СибВО по Красному проспекту, 62, получившего в народе звание «Генеральский», который обозначил западную границу квартала.

После завершения укрупнения квартала, улица Ермака в его границах перестала существовать. И школа обратилась главным фасадом во внутреннее его пространство.

На первых фотографиях на школе стоял районный номер 2, который после утверждения единой нумерации школ был заменен на общегородской номер 54.

В 1935 году школе было присвоено имя русского биолога и селекционера Ивана Владимировича Мичурина, полное название звучало как «трудовая политехническая школа им. И.В. Мичурина». Из-за того самого «генеральского дома» она получила еще одно неофициальное название «генеральская».

Прилегающую часть улицы Серебренниковской также переименовали в связи с постройкой «мичуринской» школы в улицу Мичурина. На плане города Новосибирска, выпущенном в июне 1935 года, еще обозначена улица Серебренниковская (Александровская до 1920 года), а в «Указателе улиц Новосибирска», сданном в производство в августе 1935 года, она уже обозначена как улица Мичурина.

 

План г. Новосибирска Запсибкрая. Масштаб 1:20000, или 200 м. в 1 см. Исполнено на плюре и отпечатано в Карто-Литографии отдела Зем-ва и Мелиорации ЗСКЗУ. – Томск, июнь 1935 год

 

Рядом со школой был разбит участок для проведения занятий по растениеводству, на котором школьники проводили опыты, выращивали редкий в то время виноград, а за селекцию уникального сорта пшеницы школа была награждена медалью ВДНХ. Со временем школа утратила присвоенное ей имя Мичурина. Свидетельством прошлой истории являются тематические барельефы, расположенные на ее фасадах.

Обстоятельства строительства школы

С 1929 по 1934 годы школы проектировались в соответствии с «лабораторно-кабинетной» системой преподавания вместо существовавшего до этого «классного метода» и утверждались в Москве, механизм согласования был тщательно отлажен. В это время уже был установлен централизованный контроль строительства и введено строительство школ по прототипу.

Лабораторно-бригадный метод обучения обусловил постройку школьных зданий с соотношениями учебной площади (30–35%) к вспомогательной (65–70%), с очень высокой кубатурой на одного ученика (35–40 м3). Это отрицательно сказалось и на стоимости школ. После отмены лабораторно-бригадного метода обучения нормы на проектирование школьных зданий были пересмотрены, школы разукрупнены и были сформулированы требования радикальной переработки архитектурного оформления зданий, поскольку разработанные в 1928–1934 годы проекты школьных зданий в архитектурном плане были признаны примитивными. Как раз в начале 1930-х годов прозвучала официальная критика конструктивизма и функционализма. В качестве ориентиров для дальнейшего творчества был предложен идеологически безопасный стиль неоклассики.

Вопрос о новых типах школ был разрешен постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 15 мая 1934 года «О строительстве школ в городах». В постановлении были указаны общие для всего СССР три типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя, и средняя школы. Вместо школьных комбинатов на 2500–3000 ученических мест, соответствующих лабораторно-бригадному методу обучения, предусматривались школьные здания на 880, 400 и 280 мест соответственно. Страна получила школьные здания, построенные более целесообразно. Обучение перешло с трехсменного на двухсменное.

В Новосибирске в 1935 году по одному прототипу было построено 3 учебных заведения: школа №53 (ул. Кошурникова, 9/1), №54 (ул. Крылова, 18), школа №56 (ул. Инская, 61), которые значительно отличаются друг от друга декоративным оформлением.

Школа №53, Новосибирск, ул. Кошурникова, 9/1
Школа №54, Новосибирск, ул. Крылова, 18
Школа №56, Новосибирск, ул. Инская, 61

 

В городах Ижевске, Артемовском Свердловской области и Нижнем Новгороде были найдены школы, построенные по этому же проекту. Ни в одном из найденных проектов нет и следа декоративно-монументальной отделки здания.

Школа №54 уникальна. Это – единственная школа не только в Новосибирске, но и во всей России, выполненная в соответствии с проектом и усиленная монументально декоративной отделкой фасадов. Эта монументально-декоративная отделка подчеркивает, что 54-ая – не рядовая типовая школа. Это школа особого исторического периода в жизни Новосибирска, когда он являлся столичным городом обширного Западно-Сибирского края. Этим и обусловлены отклонения в смете расходов на ее строительство, позволившие некоторые излишества ее архитектурному облику.

Семилетняя школа №2 – школа юных лётчиков, Ижевск, ул. К. Либкнехта, 53. 1936 год
Центр образования №17, Ижевск, ул. Карла Маркса, 75, 1936 год
Административное здание, Нижний Новгород, ул. Паскаля, 9
Школа №1, Артемовский Свердловской области, ул. Комсомольская, 6

 

Описание объекта культурного наследия

Здание построено по типовому проекту для семилетней школы на 400 учащихся, разработанному архитектором И.С. Бочуриным и утвержденным архитектурно-проектным бюро Наркомпроса РСФСР в 1934 году.

Проект семилетней школы на 400 учащихся, архитектор – И.С. Бочурин, архитектурно-проектное бюро Наркомпроса РСФСР, 1934 год

 

Здание на 400 ученических мест соответствовало требованиям к школьным зданиям 1935 года и было предназначено для размещения неполной средней школы с параллельными 5, 6, 7 классами. Оно же могло быть использовано для средней школы на 10 классов по 40 учащихся. Площадь классов составляла около 500 м2, общая площадь школы около 1126 м2, кубатура 7093,8 м3, кубатура на 1 учащегося 17,7 м3, стоимость школы около 354690 руб. Из вспомогательных помещений школы имели: коридор-рекреацию (около 260 м2), учительскую (около 20 м2), библиотеку (около 20 м2), буфет (около 40 м2), раздевальную и вестибюль (около 100 м2), канцелярию (около 15 м2), ученические туалеты, туалеты для персонала, квартиру директора (около 50 м2).

Здание школы им. И.В. Мичурина было спроектировано в традиции советской неоклассицизма. Конструктивная система здания – несущие продольный и поперечные стены толщиной – 640 мм, внутренние – 380 мм. В центральной части здания расположены железобетонные монолитные колонны. Размеры колонны 250*250 мм. Фундамент здания под несущими стенами – ленточный бутобетонный, под колоннами – столбчатый. Перекрытия первого этажа центральной части здания выполнены из монолитного железобетона. Перекрытия первого этажа в крыльях и второго этажа – деревянные. Высота первого и второго этажей – 3,5 м.

Главный южный фасад отличается развитой симметричной композицией. Центральный ризалит с широкими центральными окнами, дверным и узким боковым проемами подчеркнут широкими угловыми лопатками и раскрепованным карнизом. Глухие еле выраженные фланговые ризалиты подвышены аттиками и раскрепованным карнизом. Шестиосевые с большими, почти квадратными окнами, прясла отмечены узкими плоскими лопатками в простенках.

Отличительной особенностью двухэтажной школы являлись два скульптурных барельефа и вазоны (не сохранились), установленные у главного входа в здание. По центральной оси здания со стороны улицы Крылова, в соответствии с проектом, был пристроен флигель для директора школы. Во флигеле жила первый директор школы – Т.А. Данилова. Традиция постройки флигеля для директора при здании школы сохранялась в Новосибирске (Ново-Николаевске) с дореволюционных времен: такие же флигели были пристроены к школам А.Д. Крячкова.

Здание некогда доминировало в окружающей застройке и отличается плоскостным, хорошо прорисованным ордерным декором. Стены венчали карнизные тяги. Фронтон центральной части здания поддерживали пилястры композитного ордера. Карниз служил опорой для цементно-алебастровой балюстрады. Пилястры этого же ордера обрамляли оконные проемы здания по его периметру. Пилястры и простенки фасада были отделаны крупным, неглубоким, шаговым рустом, который создавал имитацию крупной каменной кладки. Над окнами второго этажа центральной части здания располагался барельеф с переплетением лозы и виноградных гроздьев. Ближе к торцам школы под карнизными тягами были зарезервированы места под барельефы, ниже размещались цементно-алебастровые рамы под декоративную отделку (цитаты или барельефы). Эти резервные места первоначально были заполнены торкрет-штукатуркой. Отношение к школе было внимательным и неравнодушным: вазоны, которые установили сразу после строительства, уже через год заменили на более изящные, ставшие эффектным акцентом в общем облике здания.

Перестройка школы в 1963 году

Здание школы претерпело изменения в 1963 году главный вход перекрыли помещением под гардероб, вдоль улицы Крылова был достроен корпус со спортивным залом, столовой и дополнительными кабинетами. При этом общая площадь исторического здания составила 1/3 общей площади обновленной школы. Минималистическая архитектура кирпичной пристройки, облицованной бетонной плиткой «под тетрадь в клетку», с ленточным остеклением, создала диссонанс с советским неоклассицизмом исторического здания.

3d модель школы 1935 года и пристроя 1963 года. Е. Мальцева

 

В процессе перестройки пострадал центральный фасад здания. Прямоугольный фронтон был заменен на треугольный. Были ликвидированы печные трубы, а также балюстрада. Виноградные барельефы центральной части во многом умалились существующей пристройкой объема, занимаемого гардеробом. Ритм оконных проемов исторической части здания не поддержан ритмом оконных проемов пристройки на центральном фасаде. Рустованная штукатурка заменена на торкрет-штукатурку. Фрагменты начальной штукатурки ещё сохранились на небольших участках стен здания.

Южный фасад здания школы №54, 1936 год Южный фасад здания школы №54, 2019 год

 

В интерьере школы на данный момент сохранились колонны вестибюля первого этажа, а также характерные лестницы с монолитными перилами, расходящиеся в двух направлениях. Холл второго этажа украшен настенной живописью, выполненной в 1980-е годы и не представляющей выраженной художественной ценности.

Элементы монументального искусства: барельефы на фасаде здания

Несмотря на то, что сегодняшнее их состояние далеко от идеального: в нескольких местах видны разрушения основы и явные следы поздних непрофессиональных ремонтов, главным украшением школы на протяжении многих лет являются два скульптурных тематических барельефа на ризалитах южного фасада здания, отражающие ее мичуринское прошлое.

На рельефе, расположенном справа от входа, изображены семь ребят, занимающихся посадкой деревьев под руководством учителя. В центре композиции находится мужчина, он стоит возле дерева в окружении трех детей, чьи лица обращены к нему. По обе стороны от центра фигуры детей расположены парами, что уравновешивает композицию. Главное действие композиции – посадка садовых деревьев в весеннее время года. Центральное место занимает образ учителя-наставника в лице И.В. Мичурина.

Правый барельеф. Фотография автора

 

Левый барельеф повествует уже об осеннем времени года. На рельефе, расположенном слева от входа, центральное место занимают три фигуры, занимающиеся сбором плодов. По обе стороны от них – фигуры детей, расположенные парами. Одни – несут полные корзины яблок, кто-то – отдыхает в тени деревьев.

 

Левый барельеф. Фотография автора

 

Оба барельефа имеют явное композиционное сходство, что проявляется в расположении его главных действующих лиц, изображении деревьев на заднем плане. Отличаются также проработанностью мелких деталей. Сюжеты имеют аллегорический характер, изображенные на них времена года показывают начало и конец учебного года.

Несмотря на уникальность этих барельефов, их авторство до сих пор не установлено. По одной из версий автором является скульптор Степан Романович Надольский (1882–1943 годы).

С.Р. Надольский учился в вечерних классах Строгановского художественно-промышленного училища, работал в различных производственных художественных мастерских. Создал скульптурную группу орлов для памятника героям Смоленска в Отечественной войне 1812 году (автор проекта – арх. Н.С. Шуцман). В 1918 году был командирован в Сибирь, где создавал скульптурные портреты и памятники. По одной из версий переехал в Новониколаевск в 1924 году, по другой – в 1927 год, где на тот момент оказался единственным скульптором в городе. Согласно перечню работ Надольского, в 1930 году скульптор создал барельефы для здания школы им. И.В. Мичурина. Об участии скульптора в строительстве школы свидетельствует и статья из газеты Советская Сибирь от 16 декабря 1935 год. В автобиографии скульптора так же упоминаются работы – бюст Мичурина школы им. Мичурина, три скульптурных рельефа: «Посадка деревьев», «Сбор плодов», «Праздник в колхозе», но год создания барельефов не указан. Информацию о наличии бюста Мичурина в школе №54 найти не удалось, также неизвестно и нахождение третьего из упоминаемых С.Р. Надольским барельефов.

Так как школа в Новосибирске была закончена к сентябрю 1935 году, то можно предположить, что сведения о создании барельефов С.Р. Надольским в 1930 году, являются ошибочными (как минимум, автор не мог уже в то время знать размеры будущих барельефов). Стилистика работ Надольского имеет монументальный, рубленый характер, не отличается пластичностью и мелкой деталировкой.

 

Архитектор А.Д. Крячков и скульптор Р.С. Надольский у моделей скульптур для здания Сибревкома

 

В автобиографии скульптора, действительно, упоминаются работы: бюст Мичурина школы им. Мичурина, три скульптурных рельефа: «Посадка деревьев», «Сбор плодов», «Праздник в колхозе». Если работа была выполнена С.Р. Надольским в 1930 году, то неизвестно, по каким причинам она не была размещена на фасаде к открытию школы в сентябре 1935 года, и где находится третий барельеф.

По другой существующей версии, автором барельефов выступила скульптор Вера Федоровна Штейн (1881–1971).

В.Ф. Штейн родилась в Петербурге, училась в частной художественной школе (1900–1903), в Высшем художественном училище при Петербургской Академии художеств (1903–1905) у В.А. Беклемишева, Г.Р. Залемана, а затем, в частной художественной студии, в академии Коларосси в Париже (1907–1909) у Т. Ривьера, пользовалась консультациями О. Родена. В 1929 году осуждена по делу религиозно-философского кружка «Воскресение» и до 1931 года отбывала заключение в СЛОН, после сослана в Вологду. В 1933 году Вера Фёдоровна оказывается в Новосибирске. Работала в скульптурной мастерской при строительстве Новосибирского театра оперы и балета, в сотрудничестве с архитекторами создавала работы для других зданий города. Сюжетно-символический барельеф в ее творчестве был один из основных. В 1950 году участвует в VII художественной выставке, где представляет барельеф «Юные мичуринцы», который по сюжету напоминает барельефы на школе, имеет несомненное стилистическое сходство, но проработан более детально. Произведения В.Ф. Штейн находятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном центральном музее современной истории России (Москва), Новосибирском государственном художественном музее, Новосибирском государственном краеведческом музее.

 

В.Ф. Штейн. Барельеф «Юные мичуринцы», VII художественная выставка, город Новосибирск, 1950 год

 

В.М. Пивкин указывает, что в 1948 год Штейн создает композиции «Мичуринцы» для средней школы в Новосибирске. Сравнивая скульптурную композицию В.Ф. Штейн, представленную на выставке 1950 года с барельефами на школе №54, искусствовед Новосибирского художественного музея Е.Г. Червова обнаруживает их явное стилистическое, тематическое и композиционное сходство. Это дает основания считать автором именно В.Ф. Штейн.

В процессе исследования в каталоге открыток с видами города Новосибирска, где представлены серии работ фотохудожника И.С. Моторина, выполненные в 1936–1937 годы была найдена фотография школы №2 по ул. Ермака (школа №54) под номером цензурного разрешения «Крайлит №6054». Здесь фасад школы уже украшен барельефами. Серия Моторина частично переиздавалась в 1938 году.

г. Новосибирск. Школа по улице Ермака. Фотография И.С. Моторина Ф. 6143. Крайлит №6054

 

В сентябре 1937 году в связи с расформированием Западно-Сибирского края на те же негативы пришлось получать новые цензурные разрешения. Поскольку барельефы были опубликованы на открытках, с номером Крайлита, а не Обллита, то они однозначно отнесены к 1936–1937 годам В.М. Пивкин ошибочно считал 1948 год датой создания барельефов В.Ф. Штейн. Поскольку барельефы были опубликованы на открытках с номером Крайлита, то они однозначно отнесены к 1936–1937 годы.

Устанавливать то или иное авторство не входит в задачи настоящего повествования. Однако оба скульптора – примерно одного уровня. Их работы являются объектами культурного наследия в Новосибирске. Это барельеф «Танцы народов СССР» В.Ф. Штейн над входом в Новосибирский театр оперы и балета, фриз на фронтоне здания «Запсибзолото» и скульптура у фронтона здания Сибревкома (ныне – Художественного музея) С.Р. Надольского. Так что, кто бы ни оказался автором барельефов «Юные мичуринцы» на здании школы №54, они в любом случае имеют большую художественную ценность и должны быть сохранены как значимые произведения искусства. Отделять их от исторического здания, для которого они были созданы, и переносить в другое место недопустимо.

Историческая ценность объекта

За годы существования школа неоднократно меняла статус. С 1935 года школа называлась «Трудовая политехническая школа им. И.В. Мичурина». На пришкольном участке были разбиты грядки. Ученики из кружка «Юные натуралисты» выращивали на нем овощи, ягоды. 1 сентября на протяжении многих лет в школе обязательно проходила выставка урожая. Девять учащихся школы получили бронзовую медаль ВДНХ. Таким образом, школа создавала и воплощала в себе новые традиции советского образования. Среди выпускников школы несколько чемпионов и призеров Олимпийских, чемпионатов мира по различным видам спорта.

С 1940 года – это мужская средняя школа. В июне 1941 года в школе был открыт первый сборный пункт мобилизации в городе. В годы Великой Отечественной войны в здании школы размещался госпиталь, в связи с этим на здании находится мемориальная доска.

Мемориальная доска на школе №54. Фото автора

 

С 1947 года – это женская средняя школа. С 1955 года – общая средняя школа. В 1978 году школа объединена со средней школой № 50. Во втором здании школы первоначально находился учебный комбинат, впоследствии начальная школа. С 1992 по 2000 годы школа превратилась в экспериментальную площадку и получила статус «школа-лицей». В 2000 году школа проходит аттестацию как средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов социально-гуманитарного цикла.

Отрицательное заключение

Отчет об историко-культурных исследованиях объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Школа имени И.В. Мичурина» от 28 мая 2019 года выполнен достаточно тщательно ГАУ НСО Научно-производственный центр  по сохранению историко-культурного наследия (НПЦ)  в разрезе сбора документальной базы.

В отчете об историко-культурной ценности школы им. И.В. Мичурина ГАУ НСО НПЦ сделало важное заявление «о невозможности переноса барельефов». Ведь именно к аргументу «переноса» произведений художественно-монументального искусства прибегают чиновники мэрии, обосновывая возможность сноса школы.

Но вот художественная значимость барельефов – бесспорная ценность школы, оказалась недооцененной. Установить их значимость помешал спор об авторстве. Как утверждает Инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области: «В таком случае авторство не установлено». Но это – в рамках бюрократической процедуры. Для Новосибирска же ценны оба эти имени и В.Ф. Штейн и С.Р. Надольского.

В отчете не выявлены значимость здания школы 1935 года для советского периода истории города, а также архитектурная значимость данного объекта, а именно: это – единственная школа в России, построенная по проекту архитектора И.С. Бочурина, утвержденного архитектурно-проектным бюро Наркомпроса РСФСР в 1934 году, с монументально-декоративным оформлением фасада (ордер, барельефы).

Не стану преувеличивать роль отрицательного заключения ГАУ НСО НПЦ. Сегодня мы часто используем охранное законодательство, чтобы оградить от сноса историческую застройку. Как правило, в отсутствие достаточного финансирования охранный статус не является гарантией сохранения и реставрации здания. Живым свидетельством этому являются памятники истории регионального значения здания Военного городка №17, которые продолжают деградировать. В некоторых случаях деликатная реконструкция, гарантирующая приспособление, была бы лучшим продлением жизни здания. Известна масса примеров как зарубежных, так и отечественных, в т.ч. Гарнизонный дом офицеров в том же Военном городке Новосибирска. Статус «памятника» исключает возможность сохранения здания через реконструкцию.

Продление жизни ценного объекта истории и культуры школы через приспособление и реконструкцию чиновниками мэрии даже не рассматривается. Но об этом – в последней части исследовательской трилогии.

Часть 2. ТЕХНОЛОГИЯ СНОСА. ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Часть 3. ТРАНСФОРМАЦИЯ, СОХРАНЯЮЩАЯ ПАМЯТЬ. РАЗМЫШЛЕНИЯ АРХИТЕКТОРА

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

ИнфоНарод.РФ

Информационный портал для городских сообществ!

Предложить публикацию

@

Модераторы содержания канала: Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна; Роман Горлов;
Дата создания: 15.03.2014 (14:39)