НИКОЛЬСКИЙ ТОРГ КАК ПРАЗДНИК БУДУЩЕГО

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 13.12.2016 (16:07)

Информация помечена тегами:

Святитель Николай Никола зимний Ярмарка Рождество Новониколаевск Новосибирск Наволоцкая Инфонарод

1717
* количество прочтений.

Я продолжала разговор с чиновником: «Хочу делать праздник. Знаю как его делать!». Десятки раз я вдыхала этот воздух свободы приправленный вкусом корицы и кардамона, винным ароматом и нотами мандаринов на площадях европейских столиц, замирала у движущихся витрин, покупалала ностальгические деревянные игрушки для коллекции...  Я знала, что привезу этот праздник с собой в Новосибирск. Обследовала изнанку праздника, подключения к колодцам, присматривалась к конструкциям, пересчитывала прожекторы...Совершала открытие: вот продавщица за полчаса разбирает деревянную конструкцию домика-шале, грузит на тележку и увозит. Ездила по пригородам Мюнхена, местам, где делали эти удивительные конструкции...  Отчаявшись, сама взялась за проектирование и изготовление деревянных домиков-шале»... 

«Я буду против!», – твердил чиновник. «Это бизнес! Все хотят на площадь Ленина. Я не смогу объяснить, почему вам можно, а им нельзя». Тут же честно согласился, что на набережную, куда можно поставить эти домики, никто не придёт. «Но это не значит, что не надо делать ярмарку. Новосибирцам тоже нужен праздник», – не сдавалась я. «Посмотрите, в Москве: новогодние ярмарки на Красной, на Манежной, на Пушкинской, площадях, Никольской  улице... В Санкт-Петербурге»...

Лишить город праздника, только потому, что для кого-то это доход! Это несправедливо по отношению к жителям сибирского города!

Он обещал посмотреть, осталась надежда, хотя и на следующий год....

Праздник Рождества имеет много граней. Одной из граней являются рождественские истории, которые возвращают нас к вечным ценностям. Другой гранью рождества является благотворительность. Ещё одной пропадающей гранью – рождественская открытка. Но, непременно, – уличные ярмарки, где каждый находит своё. Общение с ностальгическим рассказом со счастливым концом. Елочные игрушки, которые продаются раз в году. Трогательного медведя ручной работы. Синий вечер с друзьями с чашечкой пряного глинтвейна в блестящей толчее старого доброго рождественского базара..

.

 

Обобщая уроки подготовки европейского рождества, доказывая необходимость использования европейского опыта для проведения будущих городских праздников, мы привычно принимали роль скептика, и сами задавали себе провокационные вопросы: «А не чужд ли нам рождественский рынок? Как завязан он на наши сибирские традиции, которых по причине молодости нашего города не так уж и много? Не противоречит ли он нашим ценностям?». Поиск ответов привёл нас к удивительному открытию, которым стоит поделиться. Это непосредственная связь Новосибирска через фигуру его покровителя Святителя Николая, с историей европейской рождественской ярмарки.

История рождественской ярмарки

Традиция справлять праздник Святого Николая, одаривая деток, берёт своё начало в Германии. В Х веке в Кёльнском храме в день памяти святого Николая – 6 декабря, воспитанников церковноприходской школы стали угощать сладостями. А позднее повсеместно стали развешивать башмачки либо носочки, дабы Святой Николай положил в них дары детям. Эта традиция вскоре распространились по всей Европе.

Появление первых рождественских ярмарок – анимация, связанная с необходимостью обслуживать традицию распределения подарков для детей по случаю праздника Святого Николая. Предшественниками самых главных рождественских ярмарок стали проводимые еще в 14-ом столетии так называемые «базары святого Николауса» в Баварии и «рынки Сен-Николя-де-Пор» в Эльзасе и Лотарингии. Рынки Святого Николая в 16 веке во времена Мартина Лютера превратились в Кристкиндлесмаркты (ярмарки младенца Христа).

По версии реформаторов, отвергавших католического святого Николауса, именно младенец Христос должен приносить детям подарки. День Святого Николауса сохранился в череде дней предрождественского марафона Германии, как первый знак приближающего Рождества. С тех давних времен Святой Николаус каждый год спускается на землю в ночь с 5 на 6 декабря и приносит подарки послушным детям, которые поют для него песенку «Святой Николай, мой покровитель, подари нам макарон, ягоды мирабель для девочек, а мальчиков отлупи». В давние времена Святой Николай дарил детям орехи, сухофрукты и сладкий хлеб, выпекающийся по особому рецепту с добавлением сушёной груши, одежду и другие необходимые для ежедневной жизни вещи, а непослушных ждали розги.

Святой Николай, покровитель Новониколаевска

Для нас чрезвычайно интересной является фигура Святого Николая, зачинателя европейского рождественского марафона, его роль в традиции проведения рождественских праздников и рынков, символичность его фигуры для истории благотворительности.

Согласно житию, Святитель Николай (до никоновской реформы – Никола) родился в Малой Азии в III веке в римской провинции Ликия. Николай был религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Святитель Николай был из знатного богатого рода. Когда его родители умерли, он унаследовал их состояние, однако отдал его на нужды благотворительности.

Святой Николай, чьё имя читается в первом имени нашего города – «Ново-Николаевск», обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. Доброта, милосердие, щедрость, желание прийти на помощь, – за эти черты Николая Чудотворца почитают не только взрослые, но особенно любят дети.

В подражание милосердной помощи, оказанной Николаем Чудотворцем трем девушкам, которых он спас от нищеты и поругания, тайно подбросив в их дом мешочки с золотом, в Северной Германии возникла традиция делать рождественские подарки детям. Святой Николас, чьим именем были названы первые рождественские рынки подарков, впоследствии переименованные, – прототип американского Санта-Клауса и российского Деда Мороза.

Никола Зимний

«Зима – за морозы, а мужик – за праздники!», «Как ни зноби мороз, а праздничек веселый теплее печки пригреет!», – говорили в сельской Руси. Декабрьское звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями и сказаниями, начинается зимним Николиным днем (зимним Николой) – 19 декабря. В старые времена праздник святителя Николая и в России, да и в Ново-Николаевске, был необычно замечателен и всеми любим. Пропустить церковную службу в этот день, даже ввиду неотложных дел, было недопустимой дерзостью, подразумевающей наказание и вразумление.

В старину на Руси с Николы Зимнего открывались сельские базары и ярмарки, устанавливались цены: «Никольский торг – всему указ», «Цены на хлеб строит Никольский торг». На ярмарку, устраиваемую на Никольщину, приносили всё, чем богаты, будь то продукты на зиму, или рукоделье.

Никольский торг (рождественская ярмарка), тесно связанная с именем и традициями Святителя и традициями старого города, открывающаяся, как и в предшествующие времена, 19 декабря, имеющая свою легенду, являющаяся праздником для его жителей, местом семейного отдыха, сказкой новосибирского детства, долгожданным местом зимних гуляний и встреч… должен стать частью традиций нашего города. Что может быть более трепетным и одновременно имиджевым, как принято говорить сегодня? Пожалуй, это лучшее, что может оживить скучный декабрьский город.

Где она будет находиться? Да, конечно, там, где удобно людям, куда без проблем доберётся транспорт. Пора возвращать в праздничное обращение горожанам главные традиционные площади, которые когда-то в старом Новониколаевске назывались Базарными и Ярмарочными: площади Свердлова и Ленина, площади советского Новосибирска: Маркса и Калинина, ведь они когда-то «сияли, пахли, гудели», жили, наконец.

Пространство эмоций

Пространство эмоций создают сегодня рождественские рынки Европы. Нам тоже посчастливилось воспроизвести это пространство, вернув на короткое время изначальный дух Базарной (Ярмарочной) площади старого Новониколаевска (пл. Ленина), но в новых исторических реалиях. Международный фестиваль художественных ремёсел «Артания» создал свой сценарий реабилитации главной площади города. Вокруг него не утихает борьба. Борьба отдельных чиновников против народного праздника, народного гуляния.

Чтобы показать, что «люди не могут жить без праздника», именно без праздника, а не его имитации, мы поднимали теорию праздника: «Праздник принадлежит к самой глубокой и самой первичной основе человеческой жизни и культуры… Праздничных дней в России 18–19 веков было много: сто сорок–сто пятьдесят в году. Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания, противопоставленное будням».

Чтобы поймать ощущение праздника, познать его технологию, мы колесили по Европе, создавая документальную летопись праздника.

Чтобы обосновать актуальность праздника для нашего города мы изучали историю места и историю Ново-Николаевска–Новосибирска, формулируя новые идеи, привязываясь к традиции. Это развитие вызвало в 2011–2012 году к жизни ряд публикаций в изданиях холдинга «Континент-Сибирь», в которых доказывалось, что праздник необходим современному Новосибирску. И проводиться он должен, как и во всём мире, на главных площадях рядом с памятниками истории и архитектуры. И делаться он должен для людей, а не для галочки. А власть обязана обеспечить его максимальную успешность. Если это, конечно, гражданское общество.

Восьмь раз мы проводили «БазАрт» – рождественскую ярмарку, зимнюю сессию международного фестиваля художественных ремёсел «Артания». Восемь лет мы формировали событийную инфраструктуру подготовки к Новому Году, пытались создать для новосибирцев особенное рождественское настроение.

 

Перенося ежегодное мероприятие в новое пространство, мы понимаем, что лучшим форматом, несмотря на сибирские морозы, являются уличные ярмарки в европейских автономных домиках-прилавках. Домики-прилавки будут востребованы Международным фестивалем художественных ремёсел «Артания» на рождество, на масленицу и на пасху, главными летними событиями «Артании». Как будет называться рождественская ярмарка следующего года? Никольский торг? Никольский БазАрт? Не вызывает сомнения, что высокое имя будет обязывать. Важнее, что для организации Николаевского праздника придётся убедить и высокопоставленного чиновника областной администрации, а главное, администрация города должна сделать шаг навстречу… Новосибирск ждёт праздника!

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)