Фестиваль гармонистов и баянистов «Огонь по врагу»

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 20.07.2017 (13:47)

Информация помечена тегами:

Новосибирск фестиваль гармонистов и баянистов Огонь по врагу И.И. Маланин Сибирская гвардия 80 лет Новосибирской области Инфонарод

2693
* количество прочтений.
С 30 июля по 5 августа 2017 года в Новосибирске пройдёт фестиваль гармонистов и баянистов "Огонь по врагу".
 
Положение
Открытого фестиваля гармонистов и баянистов
«Огонь по врагу» 
памяти  
И.И. Маланина, 
в рамках празднования 80-летия Новосибирской области
 
I. Общие положения.
 
1. Региональная Общественная организация «Технический военно-исторический клуб «Сибирская гвардия»,  РОУ «Музей Сибирского Баяна и Гармони» им. И.И. Маланина.  Соорганизатором фестиваля является НРО Партии «Единая Россия» 
2. Фестиваль является массовым мероприятием, открытым для исполнения патриотических  песен военного и послевоенного времени  под аккомпанемент баяна или гармони и других народных инструментов.
3. Фестиваль направлен на повышение интереса к творчеству  военного времени, укрепление духовного здоровья и создания  нравственных идеалов общества. 
 
II. Цели и задачи.
 
1.  Целью фестиваля является:
 - Создание условий для  духовно - нравственного и патриотического  
   воспитания молодёжи;
 - Формирование позитивного отношения к истории через творчество  
    военных лет; 
 - Формирование у молодого поколения чувства уважения к народной  
    культуре, как к основе национального самосознания народа.
 
2.  Задачи фестиваля:
 - Пропаганда баянной, аккордеонной музыки, гармони и            
    патриотической песни.
 - Выявление талантливых коллективов, исполнителей.
                                                  
III. Условия и порядок проведения фестиваля.
 
1. Фестиваль проводится 5 августа  в 12-00 на площадке перед ДК им. Горького.
2. В фестивале принимают участие солисты – гармонисты,  баянисты и все виды ансамблей (дуэты, трио, квартеты и т.д.), г. Новосибирска и НСО.
3. Каждый коллектив (участник) представляет  не более 3 номеров.
4. Фестиваль проводится в 2 этапа:
     1 этап: отборочный в  ПКиО  «Центральный» 30 июля с 12-00;
     2 этап: гала-концерт 5 августа  в 12-00 на площадке перед ДК 
им. М. Горького.
 
Заявки на участие принимаются до 28 июля (бланк заявки в приложении) на адрес эл. почты apr@er-nsk.ru
или в распечатанном виде по адресу: Красный  проспект, 80, РИК НРО Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», отдел АПР.
 
Контактные телефоны организаторов:
Волчкова Татьяна Александровна – 8-913-951-0162
Жиратков Сергей Евгеньевич – 8-913-066-1881
Жданов Владимир Алексеевич – 8-913-945-5322
 
 
5. Все участники будут отмечены благодарственными письмами от РИК НРО Партии «Единая Россия» и ценными подарками. 
 
 

 

P.S. От ИнфоНарода: Планируемый бюджет мероприятия от "Единой России" - 63 тысячи рублей. Позже он был по иницативе ЕР сокращён до 24 тысяч рублей. 

Приглашаем всех неравнодушных поучаствовать в народном финансировании фестиваля. Приветствуется личное и коллективное участие в любом виде: денежные средства, материально-технические, ГСМ, сувенирная продукция, реклама, информационное обеспечение, волонтёры, добровольные народные дружины и др. Огонь по врагу!

 

"Огонь по врагу"

Историческая хроника свидетельствует: "С 3 сентября 1941 года по 4 июля 1944 года в Новосибирске работал Ленинградский академический театр им. А.С. Пушкина. Артистами этого театра К.И. Адашевским и А.Ф. Борисовым, в команде с знаменитым в те годы сибирским баянистом-самородком Иваном Ивановичем Маланиным, была создана радиопередача "Огонь по врагу". Передача пользовалась большой популярностью.

Действительно, первая радиопередача этой, поистине народной, серии вышла в эфир в городе Новосибирске в октябре 1941 года. Однако у этой передачи, скажем так, сибирской ее версии, была и своя - ленинградская - предыстория. Коснемся этого вопроса чуть подробнее.

Еще до эвакуации в Новосибирск, на Ленинградском радио вышла в эфир передача под названием "Сеня Ястребков". Передача произвела ошеломляющий эффект. Идея ее создания принадлежала режиссеру ленинградского радио И.Ф. Ермакову. Среди ведущих этой передачи как раз и был уже упомянутый мною актер А.Ф. Борисов. Но в Ленинграде состоялся лишь один выпуск передачи. Дальше - началась эвакуация.

К счастью, этот единственный выпуск передачи был записан на пленку. В Новосибирске его прослушали и, как говорится, "сделали руководством к действию". Это значит, новосибирский "Огонь по врагу" стал своеобразным преемником ленинградской творческой идеи. И, кстати говоря, музыкальный символ передачи - песня В.П. Соловьева-Седого "Играй, мой баян" - был также сохранен. Этот музыкальный эпиграф всегда открывал передачу.

Пользуясь случаем, скажу несколько добрых слов в адрес нашего земляка - талантливого сибирского баяниста Ивана Ивановича Маланина (1897-1969). Уже потому это следует сделать, что маланинское исполнение знаменитой "Сибирской подгорной" в предвоенные годы стало своеобразной музыкальной эмблемой всей Сибири. Ее с упоением слушали и стар и млад. По свидетельству очевидцев, только Иван Иванович мог, выступая на полевых станах, фермах и заводских цехах, так "по-маланински" эффектно закинув ногу на ногу, легко и непринужденно выдавать искрометную рассыпуху, задорные, ядреные переборы, делал это так, что можно было только диву даваться. Артистизма ему не занимать было. И ведь это при всем том, что он не имел зрения! А среди его друзей, ленинградских артистов, даже родилось шуточное присловье: "Маланин популярен в Сибири, как Шаляпин - в России!" И это было истинно так.

Мне, к сожалению, не довелось самому услышать живое исполнение этого музыканта. Слышал я "маланинскую подгорную" только в грамзаписи. Судьбы наши пересеклись лишь однажды, да и то при весьма своеобразных обстоятельствах. В 1969 году я приехал в Новосибирск, сдал успешно вступительные экзамены в Новосибирскую консерваторию на факультет народных инструментов, в класс баяна. И первое событие, с которым я столкнулся, не успев пережить радость зачисления в разряд студентов, стала весь о смерти Ивана Ивановича. Был июль месяц. Жара в том памятном мне 1969 году выдалась неимоверная. Сверх того улицы города были покрыты плотной пеленой тополиного пуха. В составе небольшой группы новоиспеченных представителей факультета народных инструментов местной консерватории я был уполномочен доставить в Новосибирскую филармонию памятные венки от консерваторской общественности.

Почему я, собственно говоря, вдруг вспомнил об этом? Все очень просто. Просматривая подаренную мне книгу о сибирских баянистах (авторы - Анатолий Александрович Михайлов и его ученик Николай Андреевич Примеров), я без труда нашел дату и место рождения Ивана Ивановича - Иркутская область, поселок Троицкое, 15 января 1897 года. Есть дата появления И.И. Маланина в городе Новосибирске, начало его деятельности на радио - 1927 год. Ну, а данные о времени его смерти отсутствуют, посему я и позволил себе воскресить этот факт в своей памяти.

Привожу также репродукцию с фотографии военных лет (1943), взятую из названной ранее книги. На фотографии запечатлена сцена из радиопередачи "Огонь по врагу" Участники передачи: А.Ф. Борисов, И.И. Маланин, К.И. Адашевский

 
 Иван Иванович Маланин (15 января 1897, Троицк, ныне Заларинского района, Иркутская область — 15 июля 1969, Новосибирск) — легендарный слепой баянист. «Почётный радист СССР»
Биография
Родился в семье рабочего, восемнадцатый ребенок в семье. Был слепым от рождения.
 
С раннего детства обнаружил абсолютный музыкальный слух, самостоятельно, в пятилетнем возрасте, научился играть на гармони. Стал известен музыкальной игрой на сельских праздниках. По протекции владельца Троицкого винокуренного завода Патушинского переехал в Иркутск, обучался в школе-интернате для слепых детей и игре на скрипке у И. Д. Шевцова (скрипача, концертмейстера симфонического оркестра Иркутской оперы). Также освоил игру на фортепиано, флейте, виолончели, контрабасе, гитаре, на духовых и ударных инструментах, и, самостоятельно, на баяне. Пел в церковном хоре.
 
После окончания школы в 1923 году вернулся в Залари, открыл музыкальные классы фортепиано и скрипки, однако не встретив сильного интереса к музыкальному образованию у местных жителей уехал снова в Иркутск. Работал тапёром в кинотеатрах Иркутска («Маяк») и Томска.
 
В сентябре 1927 года победил на конкурсе гармонистов и баянистов в Томске, был отмечен вручением золотого жетона «Лучшему гармонисту». С 1928 года выступал по новосибирскому радио, баянист Новосибирского радиокомитета, награждён знаком «Почётный радист СССР». В 1929 году на конкурсе гармонистов и баянистов в Новосибирске также был удостоен золотого жетона с надписью «Лучшему баянисту». Исполнял произведения Шопена, Венявского, Рибиха, обработки русских песен: «Час да по часу», «Сама садик я садила», «Трепак», особенным успехом пользовалась его «Сибирская подгорная». Играл в ансамбле с балалаечником А. Фильнеем. В их репертуаре были обработки народных песен, переложения классических произведений, в том числе «Венгерская рапсодия № 2» Ф. Листа.
 
В годы Великой Отечественной войны создал и вёл радиопередачу «Огонь по врагу!» на новосибирском радио с участием артистов эвакуированного в Новосибирск Ленинградского академического театра имени Пушкина К. И. Адашевского и А. Ф. Борисова, создавших на радио образы весёлых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова.
 
Выступал в госпиталях, выезжал с творческой бригадой радиопередачи «Огонь по врагу!» на фронт.
 
После окончания Великой Отечественной войны с 1948 по 1967 годы работал в хоре ветеранов Новосибирской филармонии.
 
Своим учителем Маланина считал Народный артист России Геннадий Заволокин, создавший на телевидении передачу «Играй, гармонь любимая!»
 
Известные адреса
Жил в Томске на улице Равенства (ныне — Гагарина).
 
В Новосибирске — на улице Трудовой (д. 7), затем — на Советской (д. 53).
 
Память
Похоронен в Новосибирске на Заельцовском кладбище.
 
На доме 53 по улице Советской, где жил в последние свои годы И. И. Маланин, установлена мемориальная доска.
 
Родительский дом Маланина в Троицке сохранён и признан объектом историко-культурного наследия.
 
С 1987 года, раз в два года в Новосибирске проходит традиционный «Маланинский фестиваль», посвященный памяти народного музыканта Ивана Маланина.
 
В 2000 году в Новосибирске был создан Музей сибирского баяна и гармони имени И. И. Маланина.
 
Литература
Ермаков Д. Г. Знаменательный сибирский баянист И. И. Маланин // Страницы истории: Новосибирской области: Люди, события, культура: Первая областная научно-практическая конференция краеведов: Тезисы докладов и сообщений. Ч.2. М., 1995. С.122—124.
 
Примечания
↑ В одном из домов жил известный в Сибири баянист — Иван Иванович Маланин. Он и его супруга от рождения были слепые. Сколько же радости дарил Иван Иванович людям, когда открывал окна своей квартиры (даже зимой) и по двору разносились чудесные звуки его баяна.
↑ Сегодня ратуют за переименование улицы Трудовой в улицу имени Маланина или во что-то типа Трудовая-Маланинская.
↑ Кто из знаменитостей остался в Новосибирске навсегда
↑ В Новосибирске вчера открылся фестиваль, посвящённый творчеству выдающегося народного музыканта Ивана Ивановича Маланина
↑ Контактная информация компании «Региональное общественное учреждение „Музей сибирского баяна и гармонии“ имени И. И. Маланина»
 
 
Суровым был декабрь самой первой, самой трудной военной зимы. Все тревожнее становились сводки с фронта – враг уже стоял под Москвой. Преодолев тысячеверстные пространства, пришла война и в Сибирь – с эшелонами эвакуированных, проводами на фронт мужей, отцов, братьев. Пришла с горем, постучавшимся уже во многие дома. Казалось, не оставалось в те дни в душах людей места всем другим чувствам и мыслям, и забыли они, что такое острая шутка, веселый смех. Но однажды из репродукторов донеслось:
– Внимание! Говорит Новосибирск! Слушайте литературную передачу «Огонь по врагу»!
А вслед за этим грянула над сибирскими городами и селами задорная песня, зазвучали бодрые озорные голоса:
– Здравствуйте, дорогие товарищи! Разрешите представиться: бойцы-разведчики Кузьма Ветерков, Илья Шмельков и друг наш Иван Иванович Маланин!
И люди – немыслимо уставшие, потерявшие близких, давно не наедавшиеся досыта – вдруг потянулись к репродукторам, жадно ловя каждое слово этих удалых парней. А за словом, надо сказать, те в карман не лезли. Так родилась в Новосибирске радиопередача «Огонь по врагу».

С тех пор каждую неделю в течение почти трех лет в репродукторах неизменно звучали слова, которые ждали сотни тысяч людей:
– Здравствуйте, дорогие товарищи! Разрешите представиться: бойцы-разведчики Кузьма Ветерков, Илья Шмельков и друг наш Иван Иванович Маланин!..

…Много лет спустя, в конце 80-х годов, на Новосибирском радио состоялась необычная встреча. Проживший большую жизнь человек с волнением слушал магнитофонную запись.
– Где, черт побери, Геринг?
– Охотится, мой фюрер!
– Охотится? Я запретил Герингу охотиться!
– Рейхсмаршал охотится на девочек, майн фюрер...
– А Гиммлер?
– Вешает, мой фюрер!
– О, карашо! Сколько он повесил?
– Айн!
– Как – айн? Почему – айн?
– Он повесил айн нос – свой нос...

Несмотря на четыре миновавших после войны десятилетия, он, народный артист СССР Константин Игнатьевич Адашевский, прекрасно помнил то, что звучало теперь в записи на пленку. Ведь именно они – актеры Ленинградского театра имени Пушкина, который в годы войны работал в Новосибирске, Константин Адашевский и Александр Федорович Борисов – были теми лихими разведчиками Шмельковым и Ветерковым... Только сейчас магнитофон воспроизводил не их голоса. Ведь в годы войны на радио вообще еще не знали магнитофонной записи. Сейчас вели разговор, исполняли песни, звучавшие когда-то в любимой всеми передаче, люди другого поколения – актеры новосибирского театра «Красный факел» Альберт Дорожко и Анатолий Лосев.

...Может быть, какой-нибудь дотошный историк развития радио сумеет отыскать еще одну такую попытку – восстановить спустя десятилетия с совершенно другими актерами старую радиопередачу и выпустить ее в эфир. Тем, кого спрашивал я, подобная попытка неизвестна.

С «Огнем по врагу» решились предпринять такую попытку.
...Радиопередача живет, пока она звучит в эфире. И хотя по отношению ко многим шедеврам домагнитофонной эпохи – «золотого века» радио – сознавать это грустно и горько, воскресить их уже нельзя. В лучшем случае, если сохранились архивы, можно прочитать то, что передавалось в эфир, и попытаться представить, как это когда-то звучало. С «Огнем по врагу» нельзя было сделать даже этого – текстов передачи не сохранилось. И поэтому когда новосибирские энтузиасты – журналист Н. А. Мейсак, в годы войны один из авторов «Огня по врагу», литературный критик и театровед Лоллий Александрович Баландин и главный редактор художественного вешания Новосибирского радио М. А. Пузырев решили напомнить поколению, не знавшему войны, о славной передаче, дать сибирякам возможность снова услышать хотя бы фрагменты «Огня по врагу», они начинали буквально с нуля.
Единственной звучащей записью, которую удалось отыскать, была небольшая, на несколько минут, композиция. Три-четыре песни, исполненные в разных выпусках «Огня по врагу», которые связывали совсем коротенькие текстовые вставки, были записаны в 1943 году для кинохроники.

Эта запись стала для заслуженных артистов РСФСР Альберта Дорожко и Анатолия Лосева единственным источником, который позволял им хоть в какой-то степени почувствовать атмосферу «Огня по врагу», проникнуться его духом. Ветераны новосибирского радио, авторы текстов знаменитой передачи немало помогли актерам воспоминаниями о том, как делалась передача, какое воздействие оказывала она на слушателей. По памяти восстанавливались сценки, слова и мелодии исполненных в передаче песен. В результате поездок главного редактора художественного вещания Новосибирского радио Михаила Алексеевича Пузырева в Ленинград в фондах Новосибирского радио появились пленки с записями воспоминаний о работе в Новосибирске в военные годы К. И. Адашевского, бригадира фронтовой бригады «Огня по врагу» А. А. Яна, народного артиста СССР А. Ф. Борисова.

И вот тридцать с лишним лет спустя в эфире прозвучал рассказ о популярной программе военных лет, включающий ее восстановленные фрагменты. Некоторое время спустя была подготовлена еще одна передача.

И старый артист, приехавший из Ленинграда в составе труппы Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина на гастроли в город на Оби, с которым он сроднился в годы Великой Отечественной, думал, что это, наверное, очень хорошо – напомнить людям, не видевшим той войны, о славной передаче, бывшей для сибиряков такой же необходимой, как хлеб, как письма с фронта, как вести о победах.

...Старожилы вспоминают: трамваи тогда ходили по центральной площади, перед будущим оперным театром. На одной из опор контактной сети был установлен репродуктор. И вот, когда звучал «Огонь по врагу», собиралась такая толпа, что останавливались трамваи. Но вагоновожатые не трезвонили – они и сами очень хотели послушать об очередных приключениях Шмелькова и Ветеркова.

Создали «Огонь по врагу» режиссер ленинградец Владимир Павлович Лебедев и эвакуированная из Москвы редактор радио Галина Владимировна Карпенко. Сейчас уже, пожалуй, не установить, каким образом и кому пришла в голову эта идея: выпускать в эфир ведущих в образе фронтовиков-разведчиков. Но это была поистине счастливая находка: со слушателями вели разговор свои ребята, удалые парни-сибиряки, которые и с врагом дерутся лихо, и на язык остры, а если запоют, то так, что до самой души проймет. Им, разведчикам, было доступно все: они и о фронтовых буднях расскажут, и в отряде партизан побывают, и о сердечной тайне взгрустнувшего бойца поведают, передадут по радио привет его любимой, и трудовые подвиги героев Н-ского завода прославят. А уж во вражеском тылу Ветерков и Шмельков чувствовали себя и вовсе как дома – запросто могли вести репортаж хоть из самой ставки фюрера.
И сибиряки увидели в ленинградских актерах этих персонажей. Сколько ни объявляли дикторы фамилии участников передачи, многочисленные письма в адрес передачи шли не на имя Адашевского и Борисова. Тысячи людей писали Шмелькову и Ветеркову.

...Третьего участника передачи, выступавшего, в отличие от Борисова и Адашевского, под своим настоящим именем, ленинградцы называли другом не только в соответствии со сценарием. Совместная работа над передачей очень сдружила их в жизни.

Иван Иванович Маланин... Об этом талантливейшем музыканте-самородке ходили легенды. Другого столь популярного, любимого народом артиста в Сибири тогда не было. На самодельных афишах сельских клубов его так и представляли: «Народный артист, любимец публики».
От рождения незрячий, он обладал изумительными музыкальными способностями. Маланин играл на различных инструментах, пел, но самой большой его любовью был баян, с которым он, непревзойденный мастер, творил чудеса. Голос маланинского баяна был знаком каждому сибиряку и каждым любим.

Маланин вошел в «Огонь по врагу» не сразу. Сначала передачу пробовали вести под фортепьяно, под балалайку. Но чувствовали – выходит не то. Наконец, решили использовать знаменитый маланинский баян.

Когда Борисову и Адашевскому предложили вести передачи под аккомпанемент Маланина, они сначала отнеслись к этому скептически: как можно работать с человеком, который не видит? Одно дело, когда Маланин выступает с сольными концертами, а совсем другое – когда участвует в такой динамичной передаче, как «Огонь по врагу», где нужно чуть ли не несколько раз в минуту перестраиваться, где требуется чуткая и моментальная реакция на то, что делает партнер. И все это при одной, максимум двух репетициях.

Но стоило им единственный раз встретиться с Иваном Ивановичем, как от сомнений не осталось и следа. Маланин с полуслова понимал, что от него в данный момент нужно, с одного раза запоминал, на каких словах ведущих, с какой мелодией он должен вступить. Голос трубы и шум мчащегося поезда, журчание ручья и посвист вьюги – любые звуковые эффекты, которые требовались для передачи, мог он изобразить баяном.

Еженедельная передача требовала огромного количества текстового материала – притом самого «горячего», оперативного. Основой для сюжетов «Огня по врагу» становились сводки Совинформбюро, газетные статьи, письма от радиослушателей и бойцов с фронта – этих писем в адрес передачи пришло более пятнадцати тысяч!

Организаторы «Огня по врагу» сумели собрать вокруг радиокомитета многих талантливых, большей частью совсем молодых ребят, которые успешно справлялись с этой очень непростой задачей. Сейчас, когда в распоряжении записывающихся на радио и телевидении существует огромный арсенал разнообразных технических средств, трудно представить, с каким напряжением работали над «Огнем по врагу» Борисов, Адашевский и Маланин. Без предварительной записи, без всякого монтажа. В считанные секунды исполнителям надо было перестраиваться с разящего огня сатиры на полные пафоса слова о подвигах героев-сибиряков, с гневного обличения фашистских нелюдей на задушевную лирическую песню. На актерах лежала и огромная политическая ответственность за каждое произнесенное слово – передачи строились на самом оперативном, самом сиюминутном материале, и речь Ветерков и Шмельков вели о самом главном – о судьбе родной страны, над которой нависла смертельная опасность, о вере народа в победу.

Это была колоссальная нагрузка. И поэтому нередко можно было видеть, как, закончив передачу, только что полные сил и энергии, лихо балагурившие артисты без сил падали на стулья. А ведь каждого из них ожидало еще участие в спектаклях и концертах.

О чем же вели по радио разговор с сибиряками Шмельков и Ветерков? Только что под разудалый частушечный наигрыш они зло и едко высмеивали Гитлера и его свору, но следует моментальное перевоплощение, и уже выводит баян совсем другую мелодию, нежную и светлую, а разведчики начинают проникновенную беседу о любви и верности, о том, как помогает бойцу воевать мысль о том, что ждет его дома подруга. Еще эпизод – передача прославляет беззаветную отвагу бойцов, самоотверженность и героизм тружеников тыла.
Но какие бы темы ни затрагивал «Огонь по врагу», он неизменно оставался воинствующе оптимистичным.

Однажды – было это в сорок третьем – во время передачи в радиостудию пришел какой-то летчик.
– Ну, вот что, – дождавшись, когда Борисов и Адашевский освободились, сказал он. – У нас в части решили: хватит вам скрываться. Выходите-ка вы со своим «Огнем» на народ.
Идею, подсказанную летчиком, приняли. Было решено по материалам передачи подготовить концертное выступление.

– Никогда не забуду первого выступления в помещении ТЮЗа, – вспоминал А. Ф. Борисов. – Я подхожу к театру и вдруг вижу – конная милиция стоит. Думаю: что случилось? А оказывается, огромное количество народу рвалось к нам на встречу. И вот когда мы вышли с Константином Игнатьевичем и Иваном Ивановичем на сцену, зрительный зал встал и стоя аплодировал нам. Комок застрял у меня в горле, и я не мог начать. Иван Иванович начал, а я держу паузу – не могу. Но в конце концов как-то успокоился – и началась наша программа...

А вскоре бригада Новосибирского радиокомитета «Огонь по врагу» отправилась на фронт. Артисты не просто везли концертную программу. Их выступления должны были стать рассказом о том, что делают сибиряки в тылу для фронта.

Естественно было предположить, что раз поезд идет к местам дислокации сибирских дивизий, то большинство едущих в нем – сибиряки. Адашевский с Борисовым заговорщически придвинулись к Маланину.
– А ну-ка, Ваня, сыграй! Интересно, узнают тебя сейчас твои земляки?
Иван Иванович достал баян. Полнозвучные аккорды раздольной широкой мелодии заполнили вагон.
– Братцы! Да это ж Маланин едет с нами! Точно, его баян, маланинский! Больше никто так не сыграет! – сразу донеслось отовсюду.

Люди столпились около баяниста. И началось! Каждый считал своим долгом непременно угостить участников бригады всем, что у него имеется, а расспросов, как живет сейчас Сибирь, хватило до самого конца поездки.

На фронте к артистам отнеслись как к боевому подразделению. Им приказали отправиться в часть, приказали выступить – и оттого, что приказывали, они еще больше чувствовали себя солдатами, сражающимися с врагом. Много волнующих встреч ожидало их в сибирских соединениях. Надо ли говорить, что и здесь их концерты находили самых благодарных зрителей?
Во время выступлений Борисов с Адашевским часто предлагали воинам передать с ними весточки домой, в Сибирь, – короткие, в несколько строк, письма родным и близким. Потом, вернувшись в Новосибирск, бригада «Огонь по врагу» отправилась с творческим отчетом о поездке на фронт по городам Сибири. Приезжая в тот или иной город, артисты обязательно включали в программу выступления разговор о воинских коллективах, называли фамилии живущих здесь людей, для которых у них были весточки от фронтовиков. И зачастую оказывалось, что адресаты сидели в зале.

Особенно запомнился участникам поездки такой эпизод. Как-то в ответ на их предложение передать домой приветы, на грузовик, где они выступали, забралась девушка.
– Передайте маме... Передайте маме... – начала она, волнуясь, потом, так и не договорив, подошла к Адашевскому, обняла его, поцеловала и, смутившись, скрылась в рядах бойцов. Артисты выяснили, кто она, откуда, и, когда выступали в ее городе, среди прочих назвали и эту фамилию.

В зале поднялась немолодая женщина. Борисов рассказал, что ее дочь жива, здорова, воюет и просила их кое-что передать маме, а что именно – это знает Илья Шмельков. И тогда Адашевский подошел к ней и поцеловал. Можно представить, что творилось в этот момент в зрительном зале...

Нельзя не сказать и еще об одном факте: весь сбор от концертов – более шестисот тысяч рублей – артисты передали в фонд помощи семьям фронтовиков.

Около полугода не было в Новосибирске Борисова, Адашевского и Малакина. Но «Огонь по врагу» продолжал свое важное дело: к микрофону вставали другие артисты ленинградского театра – Георгий Соловьев и Вениамин Клейнер. А место Маланина занял баянист Владимир Артюхин.
Потом, когда участники поездки возвратились в Новосибирск, Ветерков и Шмельков снова заговорили голосами Борисова и Адашевского. «Огонь по врагу» выходил в эфир до самого отъезда театра имени Пушкина в родной Ленинград.

Когда промчатся грозы,
Мы вечером прекрасным
С победою вернемся
В милый дом.
Проспектом Комсомольским,
Родным проспектом Красным
По городу любимому пройдем...

С этой песней, музыку которой сочинил Владимир Артюхин, впервые прозвучавшей, кстати, в одной из передач «Огонь по врагу», отправлялись из Новосибирска на фронт многие эшелоны. В мае сорок пятого сбылись ее слова – настала пора победы. И вместе с летчиками, моряками, танкистами, артиллеристами, пехотинцами этот долгожданный час помогли приблизить и те, кто вел сокрушительный сатирический огонь по врагу из студии Новосибирского радио.

Да, лихие разведчики Шмельков и Ветерков имели все основания рядом с самым грозным оружием войны поставить свое оружие: острое слово, задорный наигрыш, частушки, проникновенную песню. Они тоже сражались с врагом – оружием искусства.

 

 

«Как Ф.И. Шаляпин известен в России, так И.И. Маланин известен в Сибири»: образ И.И. Маланина в восприятии современников и потомков

В этом году мы отмечаем 72 года со дня Победы в Великой Отечественной войны. Размышляя над тем, что помогло советским людям выстоять, выдержать и победить в этой кровопролитной войне, мы считаем, что важную роль сыграл настрой советский людей на Победу. Этот настрой создавали писатели, художники, актеры, музыканты и в числе последних, мы хотим выделить Ивана Ивановича Маланина, 120-летие со дня рождения которого отмечается в 2017 году.

Великая Отечественная война продемонстрировала пример массового героизма советских людей. «Само выражение «массовый героизм» звучит как-то странно, ведь героизм просто по определению – это то, что должно быть исключительным, уникальным. Но что тут поделаешь, если он действительно был массовым? То, что всегда, во всей мировой военной истории, было исключением из правила, у нас стало правилом, нормой» (1). Мы уверены, что Иван Иванович Маланин, человек слепой от рождения, в годы Великой Отечественной войны проявил себя как настоящий герой.

Жизнь И.И. Маланина в годы Великой Отечественной войны связана с Новосибирским радиокомитетом. Исследователи, изучающие историю радио в Новосибирске, утверждают, что «высшим творческим достижением Новосибирского радио за всю его историю, одним из высших достижений всего советского радиовещания стала радиопрограмма «Огонь по врагу».

«Огонь по врагу» - литературная политическая передача Новосибирского радио, транслировавшаяся в годы Великой Отечественной войны с 4.09.1941 по 4.07.1944,   в которой участвовали артисты Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина — К.И. Адашевский, А.Ф. Борисов и   И.И. Маланин. Музыкальным эпиграфом передачи стала песня В.П. Соловьева-Седого «Играй, мой баян» в исполнении Ивана Ивановича Маланина.

Мы реконструировали образ Ивана Ивановича Маланина, обратившись к видеодокументам. До просмотра видеозаписи нам была знакома известная фотография трио Маланин – Борисов – Адашевский.

Трио Маланин – Борисов – Адашевский

 После многократных просмотров видеозаписи с фрагментом передачи «Огонь по врагу», мы пришли к следующим заключениям.

Если говорить о внешнем виде Ивана Ивановича Маланина, то сразу хочется отметить, что он был крепким мужчиной, высоким, широкоплечим, одет он был во всё черное, одежда была чем-то похожа на военную форму. Его черты лица были очень добрые, но и одновременно серьезные, глазами он был всегда сосредоточен на инструменте или же кажется, что он смотрел на участников трио. Волос почти не было, он носил очень короткую стрижку. Глаза, которые с рождения не видели, все равно лучезарные, большие и черные, как ночь.

Изучая видеоролик, мы отметили следующие составляющие манеры общения выдающегося сибирского баяниста: И.И. Маланин был общительным и дружелюбным человеком, радостным и простым. 

Анализируя творческий почерк музыканта, мы обратили внимание на следующие особенности его исполнения: музыкант был максимально сосредоточен на баяне, бегло перебирал музыкальными пальцами по клавишам, виртуозно владел инструментом, который в свою очередь был очень ухоженный и дорого смотрелся. Помимо умения прекрасно играть на музыкальных инструментах, И.И. Маланин имел сильный, звонкий и красивый голос, поэтому в трио он вел не только музыкальное сопровождение, но и исполнял песни вместе со своими коллегами или же один.

Отношения в трио Маланин-Борисов-Адашевский нам кажется, были хорошими, дружескими. Присутствовало большое уважение друг к другу.    

Образ Ивана Ивановича Маланина, выявленный нами в результате анализа видеоролика радиопередачи «Огонь по врагу», тесно перекликается с образом, представленным Галиной Николаевной Голобовой в ее дневнике. Читаем запись от 8 июня 1943 г.: «Прибыли к нам долгожданные гости Иван Иванович Маланин, Борисов, Адашевский. Эти три артиста – любимцы Сибири. Каждую пятницу они передавали художественную передачу «Огонь по врагу» в ролях: Иван Шмельков, Кузьма Ветерков в сопровождении баяниста И. И. Маланина. Ох, и дали они жизни! Слушали их как самых близких, родных нам» (2). Совпали наши представления и с образом, представленном в воспоминаниях водителя завода Электроагрегатов С. Я. Выгонного, который был командирован предприятием доставки артистов филармонии*. Сергей Яковлевич, вспоминая о своих встречах с И.И. Маланиным, писал: «Я познакомился с великим баянистом Сибири. Прошло более 40 лет и сейчас еще видится его образ: среднего роста, коренастый, правильного сложения, в очках, сияющая, доброжелательная улыбка, простого в обращении, очень доступного человека…Владея от природы уникальным музыкальным слухом, при повторных встречах как только я обращался к нему по имени отчеству, он сразу же отвечал: «Это вы, Сергей Яковлевич?», безошибочно узнавая мой голос среди многих других…Без посторонней помощи выходил из машины и шел в другие здания и всегда с вечно живой, прекрасной и добродушной улыбкой…Я видел великого баяниста, я видел сибирского гения».

Проанализировав видеозапись, фрагмент дневника, воспоминания, мы сформировали собственный образ Ивана Ивановича Маланина, в котором выделили, как нам кажется главную черту – Иван Иванович Маланин – человек исключительной силы духа, которая помогла ему реализовать уникальный талант.

Примечания:

  1. Мединский В.Р. Война. Мифы СССР, 1939 – 1945. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.  С. 223.
  2. Фронтовой дневник Галины Николаевны Гололобовой. МКУ МИРЖР КП ОФ – 1641. Л. 34 об.

*Воспоминания записаны автором, Выгонным Сергеем Яковлевичем, в 2004 году по просьбе Н.А. Примерова

Антипенко С., ученица 9 класса, школа «Диалог»;

Котович Л.В., ведущий методист музея Железнодорожного района, филиала МКУК «Музей Новосибирска»

«Огонь по врагу!»: как поддерживали новосибирские радийцы бойцов в Великой Отечественной войне?

4 октября 2016, 19:15
Радио-огонь по врагу. В годы войны голоса из рупоров помогали не падать духом. В тылу и на фронте – слушателей поддерживали шутки! И нашим радийщикам в этом не было равных!
 

Екатерина Гагарина, Корреспондент: « Это сейчас на площади Ленина трамваев не встретишь - а в 40-х тут грохотали вагоны. Но стук их колес смолкал, как только включали городские рупоры - они находились здесь - и слышалась заставка радиопередачи "Огонь по врагу!" Трамваи останавливались - и водители, и кондукторы, и пассажиры - затаив дыхание - слушали куплеты, в которых новосибирские артисты задорно ругали фрицев».

Они воевали не пулеметами. Артисты Борисов, Адашевский и слепой баянист Маланин.

Актеры играли в радиоспектакле веселых бойцов-разведчиков и Гитлеру от них досталось изрядно! Острых шуток, издевок. Как могли поднимали боевой дух народа. Передачу из Новосибирска транслировали на весь Советский Союз. Каждый понедельник.

Творческая бригада передачи "Огонь по врагу!" выезжала на фронт, артисты выступали в госпиталях. Так и победили врага: штыком и юмором!

Какие темы обсуждали новосибирцы на радио в первые годы после войны? Мы расскажем в нашем следующем репортаже, так что оставайтесь на связи.

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.
Подборка похожих публикаций по тегам:

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

ИнфоНарод.РФ

Информационный портал для городских сообществ!

Предложить публикацию

@

Модераторы содержания канала: Чижиков Роман Сергеевич; Бертенёва Ирина Константиновна; Роман Горлов;
Дата создания: 15.03.2014 (14:39)