ОТКРЫТИЕ ОТКРЫТКИ

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 20.12.2016 (16:42)

Информация помечена тегами:

Открытка Рождество История Наволоцкая Инфонарод

2005
* количество прочтений.

Эта статья была написана в 2012 году для газеты «Континент Сибирь».  Я вновь вспомнила о ней, перебирая рождественские открытки.

 

Кажется, что-то действительно стало меняться. Много лет я не могу произносить тосты. Наверное, потому, что для этого созданы сборники, продающиеся на каждом углу, сайты в интернете: «Поздравления коллегам. Поздравления начальнику. Поздравления супружеской паре»… Не принято сейчас говорить душой, как было раньше. А запоминать никогда не умела. Да и не хотелось, как-то неловко повторять пошлость. Тоже — в открытке. Как она изменились лет за 20. Разлапистые формы гигантских размеров. Со всеми видами отделки одновременно: с вырубкой, тиснением, конгревом, припорошенностью блёстками, за которыми бесследно исчезает даже хорошее студийное фото.

Случайно в руки попали старые открытки. Маленькие, необычно озаглавленные: «Открытое письмо», скруглённые края, ностальгическое фото. И простые трогательные слова.

Прошло время, оказавшись в Париже, поразилась, что каждый киоск печати блистал собственной открыточной продукцией. Не только цветные виды Парижа, но и ностальгические чёрно-белые фотографии прошлых лет, рисованные открытки, от которых тихой грустью сжимается сердце. Я покупала эти карточки, не уставая удивляться оригинальности и изобилию ассортимента каждого магазина. История повторилась в Брюсселе, Страсбурге, Нюренберге и Мюнхене. Подобных нашим открыткам, блестящих, лопоухих, преувеличенных размеров, я здесь не видела. К концу путешествия я превратилась в филокартиста, поглощающего открыточную полиграфию и заглядывающегося на антикварные шедевры, старые, неглянцевые кусочки серого от времени картона — символы неспешной и прочной жизни конца девятнадцатого века с куртуазностью, немного наивной, здоровой эстетикой и философским восприятием мира.

 

 

Я привезла эти открытки, чтобы поздравить коллег и друзей с Новым Годом, и тут же столкнулась с проблемой. Мы привыкли печатать стандартные поздравления на специально разработанных фирменных бланках в виде раскрывающихся открыток, с собственной символикой, вписывая имена, меняя окончания с «уважаемый» на «уважаемая». Неожиданно возникшая проблема заключалась в том, что необходимо было впечатать текст в уже готовую открытку, форматом, соответствующую А6. И тут меня накрыло. Я поняла, что не могу. И А6 —это не про эту открытку. Этот маленький шедевр немецкой полиграфии с тонкой графикой и запахом праздника требует настоящего письма. Пришлось подписать каждую. Перед глазами возникли образы совершенно разных адресатов. И рука сама стала создавать индивидуальные послания. И пожелания эти разным людям получились совершенно разными.

За написанием открыток, чем я не занималась более 20 лет, пришло прозрение: вот почему я не любила эти тосты из книжки или с сайта, эти формальные фальшивые поздравления, большинство которых отличаются удивительной глупостью!

Хорошая открытка сама повела рукой и объяснила, что и текст должен быть индивидуальным. Вручив карточку подруге, не успела поделиться с ней этим своим открытием. На следующий день, она несколько раз перечитывала моё рукописное послание, до слёз наполнившись особой энергией пожелания, которую сохранил картонный лист.

Оказывается, не только мне ненавистны стандартизация и формализация всех сторон нашей жизни. Кажется, пришло время. Через рукописный текст, выполненный на изящном полиграфическом артефакте, происходит реальная передача энергии. Оказалось, мы можем делиться энергией добра, искренне желая и записывая эти пожелания на волшебные открытки. И это — самый лучший подарок, который в состоянии заменить дежурные обезличенные сувениры сетевых торговых центров, чуждые символы китайского года. Делиться энергией добра — может это и есть тот переход, который мы все должны совершить в конце 2016 года? Подруга поделилась открытием со своей, неизвестной мне  подругой, та, в свою очередь, пообещала написать к Рождеству всем своим друзьям и родственникам рукописные открытки. Кажется, мы запустили процесс. Значит ещё не поздно! Мы возвращаемся!

История появления открытки

Открытка или, если говорить полностью, открытое письмо не имеет единой даты появления. В каждой стране этот путь был различным. Однако уже конец XIX—начало XX века вполне можно назвать периодом расцвета искусства открытки. С момента появления открытка периодически меняла свой внешний облик, прежде чем приняла привычный сегодня вид. Менялись ее функции. Сейчас мы воспринимаем открытку как атрибут праздника и поздравления, но с давних времен в мире существовало довольно большое количество видов иллюстрированных карточек самого разного назначения. А началось все, предположительно, с визитных карточек. В конце XVIII века во Франции были известны изготовленные вручную гравированные визитные карточки. Вскоре они завоевали популярность и в других странах. В России, например, сохранилась визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена — вепрь, затравленный собаками.

 

 

По одной из версий, первая печатная поздравительная открытка была сделана в 1840-м году по заказу Генри Коула в Лондоне. Чтобы поздравить своих многочисленных родственников с Рождеством он просто заказал 1000 открыток, на которых была изображена большая семья за праздничным столом, с надписью: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!».

Первая открытка в почтовом обращении появилась в Австро-Венгрии 1 октября 1869-го года. Это была неиллюстрированная карточка с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. В 1870-м году во Франции книготорговец Леон Бенардо выпустил иллюстрированные открытки с сюжетом франко-прусской войны для того, чтобы солдаты могли отправить их своим родным и близким. Надпись на открытках гласила: «Souvenir de la defense nationale» («Память о национальной обороне»). Вероятно, после этого слово «Souvenir» сразу вошло в моду: его стали печатать на открытках издатели многих стран.

В 1874-ом году с учреждением Всемирного почтового союза был установлен единый международный размер открытого письма 90х140 мм. А в 1900-м году уже было послано около трех миллиардов почтовых открыток.

История русских открытых писем началась в 70-х годах XIX века Бланки первых открыток были изданы Почтовым ведомством в 1871 году. Следующие два десятилетия выпуск открытых писем был государственной монополией.

В 1894 году частные лица в России получили право на выпуск иллюстрированных открытых писем. На адресной стороне по-прежнему позволялось писать лишь адрес; обратную сторону теперь, как правило, полностью занимало изображение. Иногда в нем было предусмотрено свободное пространство для письма, но чаще текст приходилось размещать прямо на изображении.

Существенное изменение облик открытого письма претерпел только в 1904 году. Решением Всемирного почтового конгресса адресная сторона была разделена на две части: одна, снабженная горизонтальными линейками, предназначалась собственно для адреса; другая — для письменного послания. Изображение помещалось на обратной стороне открытки.

 

Наряду с Общиной Св. Евгении выпуском открытых писем с 1898 года занимались и другие организации и издательства, например И.Д. Сытин, И.С. Яцкевич, И. Пашков и др. Множество открыток начала XX века представляло собой репродукции картин. Киевский «Рассвет» охотно изготовлял юмористическую продукцию. С началом Первой мировой войны (1914—1917) чрезвычайно широкое распространение получили карикатурные открытки, высмеивающие противников России в войне.

Открытки заняли прочное место в повседневной жизни дореволюционной России. Для тех, кто их производил или торговал ими, открытые письма были приносящим выгоду товаром. «Если Вы до сего времени не практиковали в своем магазине продажи художественных открытых писем, то не упустите настоящего благоприятного момента для использования этой отрасли оборота», — говорилось в рекламе одного из издательств в 1916 году. Продавали их и поштучно, и сериями (в этом случае можно было рассчитывать на скидку). Дешевые открытки стоили 1 копейку, открытки более высокого качества 5—10 копеек.

К концу 1920-х годов формируется советская видовая открытка, идеологически выдержанная, на которой запечатлен образ нового советского города. Позже появились открытки с котятами, видами Крыма или Кавказа и различные открытки к праздникам. Эта история достойна отдельного рассказа.

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)