Поп, батюшка или кто? Двухтысячелетний спор
Автор: Борис Алексеевич СысоевДата публикации: 07.12.2018 (00:21)
Информация помечена тегами:
Матфей Поп иерархия И.Христос Евангелие Евангелие от Матфея Батюшка ИнфоНарод апостолЗапустите волну сарафанного радио:
54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)
У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!
Раздел комментариев к данной публикации:

Форум о том, как обращаться к священнослужителям и как это соотносится, а точнее не соотносится с учением Евангелия.
![]() https://forum.pravmir.ru/showt...
|

![]()
|

"Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами?На этот вопрос дает ответ учитель ЦерквиКлимент Александрийский (ум. 215 г.).Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно.Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». "КАК ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ К СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМ?Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский. ...Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия... В детстве, когда я начинал пономарить, пришел в алтарь и поздоровался с сидящим поодаль священником: «Здравствуйте!». В ответ услышал: «Тебя что - не учили здороваться?». Обдумав сказанное, я подошел к священнику и взял благословение, вспомнив, как это делали другие. Сейчас, уже будучи священником, на исповеди мне приходится слышать обращение в свой адрес «святой отец». И сам чувствуешь себя некомфортно, пытаешься сбалансировать свою несвятость с попыткой вежливости исповедующегося, понимая, что святые - на небесах, думаешь, как донести до исповедующегося варианты корректного обращения. Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение. Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей. Существует три степени священнослужителей: 1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром. 2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику. 3) Диаконская. Носители этой степени священства: архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон. Обращение к архи-, протодиакону: «отец архи-, протодиакон (имя)…», к диакону, иеродиакону: «отец (имя)… ». Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)». Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан. Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…» Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.
Когда миряне приветствуют епископа, священника или игумению (особенно на территории своего монастыря), то могут (вправе, должны) после слов приветствия взять благословение, так и сказав: «Благословите…». При этом необходимо сложить крестообразно ладони рук и преподнести их благословляющему лицу, затем, получив благословение, поцеловать руку или поручь. К женам священников и диаконов принято обращаться «матушка (имя)». Когда я был пономарем, то сказал совершавшему службу настоятелю о незамужней певчей, назвав ее «матушка», на что настоятель спросил: «Почему она матушка? Где же ее батюшка?» В приветствии можно отразить текущее в Церкви празднуемое событие или время. В дни поста можно добавить: «с постом, с постным днем, с Великим Постом», в Пасхальные дни — «Христос Воскресе!», в дни предпразднств — «с предпразднством», в праздничные дни или дни особо чтимых святых — «с праздником», на Страстной неделе — «С Великим Понедельником, с Великим Вторником и т.д.». Поздравление с двунадесятым (или великим) праздником носит название самого праздника: «С Рождеством, С Благовещением, С Преображением…» Также встречается приветствие среди священнослужителей, равных по сану: «Христос посреде нас», ответ: «И есть, и будет». Выражение «спаси, Бог» является скорее благодарностью за что-либо (отсюда происходит привычное «спасибо»), чем приветствием. Миряне обращаются друг другу «брат (имя)», «сестра (имя)», в третьем лице именуют верующих «раб (имя)», «раба (имя)». Все верующие именуют себя братьями и сестрами, поскольку таковыми мы и являемся во Христе. |

Православная энциклопедия
|
Не называйте никого отцом
Питер Гиллквист
Оглавление
- Проблема интерпретации
- Другие титулы
- Что имели в виду фарисейские учителя
- Личные качества учителей
- Решение Христа
- Как следует поступать нам?

Прошло уже несколько десятилетий с тех пор, как Бинг Кроссби воплотил на киноэкране образ, за который он пользуется в Америке любовью по сей день – отца О’Малли. В нашем доме в течение многих лет мы с Мерилин берем детей и засиживаемся допоздна, чтобы посмотреть по телевизору рождественский повтор этого фильма. Несколько раньше в этом веке один из выдающихся гуманистов нашего времени, отец Фланаган, основал Молодежный Город в Небраске. Это учреждение стало известным на всю страну, приютом для бездомных молодых людей. Мать Тереза, заботящаяся о бедных и обездоленных в Индии, является во многих отношениях его современным «двойником».
Но как мы должны относиться к этим титулам? Мы восхищаемся делом и личностью таких людей, но разве Библия не запрещает называть кого-либо из людей отцом?
Будучи раньше радикальным протестантом, я называл священника отцом только в случае абсолютной необходимости – иногда про себя молитвенно прося Господа простить меня. И теперь, когда я сам священник, я вижу такие же колебания у других. Это была одна из проблем, с которой мы боролись на пути к Православию.
Некоторые утверждения, сделанные Иисусом Христом, часто оказывались поводом для больших разногласий, как внутри, так и вне Церкви. Его слова из Евангелия от Матфея: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф.23:9), – не оказались исключением. Я должен признаться, что для нас, евангелических христиан, составляло большую трудность звать настоятелей православных приходов отцами.
^ Проблема интерпретации
Некоторые протестантские интерпретаторы уверены, что Иисус указывал на недопустимость именования церковных руководителей отцами. Разумеется, они считают, что под «отцами» в данном месте Писания имеется в виду духовный отец, Исходя из этого, они отказываются называть свое духовенство отцами, предпочитая такие наименования как пастор, преподобный или даже брат.
Поэтому вначале позвольте отметить, что «духовный отец» – это скорее толкование слов Господа, нежели то, что Он в действительности имел в виду. Я не отрицаю необходимости толкования Писания. Я лишь хочу подчеркнуть, что Господь сказал «отец», а не «духовный отец».
Что здесь является предметом спора? То, что, понятое буквально, предупреждение Иисуса против именования кого-либо отцом оказывается не только запрещает именовать священников отцами, но также лишает этого названия земных отцов, древних отцов Церкви, и даже отцов города – не так ли? Ибо в действительности утверждение Господа, как оно выглядит в тексте, означает, что только одна Личность может когда-либо именоваться Отцом, а именно, наш Отец, Сущий на небесах.
Но должны ли слова Господа пониматься буквально, как это обычно делается? Действительно ли мы не можем называть православных священников отцами? Если же это так, то сразу возникает проблема с несколькими другими библейскими местами, включая некоторые высказывания Апостола Павла. Коринфской церкви Апостол писал: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе» (1Кор.4:15). Не называет ли себя Павел духовным отцом коринфян – «отцом Павлом», если хотите?
Кроме того, он смело ссылается на своих духовных предков как на наших «отцов». А к отцам по плоти из Колосса он обращается следующим образом: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:21). Очевидно, что Апостол Павел не понимал слова Господа Иисуса Христа так, что отцом должно называть только небесного Отца.
Можно также вспомнить, что когда богач увидел на небесах «Авраама и Лазаря на ложе его» и обратился к Аврааму: «отче Аврааме!», тот не ответил «Разве ты не знаешь, что только бог Отец может быть назван Отцом?» Наоборот, он сказал: «Чадо! Вспомни» (Лк.16:20-31).
^ Другие титулы
Но давайте посмотрим дальше. В добавление к словам «один у вас Отец», Иисус также провозгласил: «Не называйтесь учителями, ибо одни у вас Учитель – Христос» (Мф.23:8). Однако, Иисус Христос Сам признал Никодима «учителем Израилевым» (Ин.3:10). И в антиохийской церкви определенные люди назывались «пророками и учителями» (Деян.13:1).
Апостол Павел не только считал учителей дарами Божиими Церкви, но и не колеблясь называл самого себя «учителем язычников» (1Тим.2:7). Кроме того, в настоящее время большинство из нас называли некоторых людей учителями воскресной школы. В семинарии, одной из высочайших рекомендаций, которой мог удостоиться проповедник семинарской церкви – это быть представленным в качестве одаренного учителя Библии. Таким образом, данная дискуссия выходит далеко за пределы любой протестантско-католической полемики.
Следовательно, говоря, что мы не должны звать отцом и учителем никого, кроме Бога Отца и Самого Христа, Господь Иисус не имел ввиду обсуждать проблему использования данных форм обращения как таковых. Ключ для искомого толкования дает нам контекст упомянутого отрывка.
В стихе со словами «отцом … не называйте никого на земле» наш Господь обличает некоторых современных Ему фарисейских учителей, которые использовали эти специальные обращения для достижения собственных целей. И если бы эти вероотступнические учителя использовали другие титулы, вроде преподобного или пастора, Иисус, мне кажется, сказал бы также: «Не называйте никого преподобными или пасторами».
^ Что имели в виду фарисейские учителя
Так для каких же целей фарисеи использовали титулы «отец» и «учитель»? Ответ следует искать, по крайней мере, в двух областях, ключевых для власти: учительстве и личных качествах.
Рассмотрим сначала учение этих фарисейских учителей. Они начали его с правильных положений, с Закона Моисея. Иисус сказал: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» (Мф.23:2). Моисеев Закон был подлинным преданием. Бог дал его Израилю через Моисея. Обязанностью фарисейских учителей было сохранить это предание и передать его в неизменном виде следующему поколению.
Слишком часто, однако, случалось, что тот или иной учитель добавлял крупицу собственной мудрости к подлинному преданию, тем самым замутняя его. Вместо того, чтобы передать от поколения к поколению этот священный залог вместе с его подлинным истолкованием, такой учитель добавлял личную интерпретацию. В свою очередь его ученики, став сами учителями и подражая наставнику, делали то же самое. И Божественное предание в очередной раз превращалось в предание человеческое. (Некоторые вещи никогда не изменяются, не так ли!).
Конечным результатом всего этого процесса было сведение на нет подлинного Моисеева предания. Именно этим фарисейским учителям Иисус говорил: «Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). И затем: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание… устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (Мк.7:9, 13).
Для того, чтобы покончить с этим человеческим преданием, вытеснившим предание Моисея, и вернуть людей к истине, Иисус сказал своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями». Другими словами, он повелевал им не использовать свое положение отцов и учителей как возможность для группировки последователей вокруг своих частных мнений. Ибо поступать таким образом означало «затворять Царство Небесное человекам».
Вместо этого с приходом Христа эти фарисейские учителя – а на самом деле все, кто бы ни проповедовал Слово Божие, – призваны были верно передавать своим последователям подлинное предание только одного Учителя: Самого Христа. Библия называет это конкретное предание, словами Апостола Иоанна, «учением Христовым».
В действительности, как мы отмечали раньше, именно поэтому учение Двенадцати стало известно как «апостольское учение».
С их времени сменяющие друг друга поколения отцов и учителей Церкви передавали и охраняли апостольское учение о Христе со всей тщательностью, ибо оно представляет подлинное толкование Священного Писания.
Эту верность подлинному христианскому вероучению. кстати сказать, можно лучше всего увидеть в деятельности Семи Вселенских Соборов Церкви, созывавшихся между четвертым и восьмым веками. Каждому, кто объявляет себя учителем христианской веры, надлежит точно придерживаться Апостольского учения, переданного от поколения к поколению посредством этих Соборов. В противном случае он подвергается риску введения своего собственного «частного мнения».
Так же как справедливо, что всем учителям христианской веры необходимо выбрать правильную отправную точку, а именно, Священное Писание, правда и то, что они должны дать правильное и точное истолкование Священного Писания, основанное на учении, переданном святыми и божественными учителями и отцами Церкви, особенно на Семи соборах.
Почему Семь Вселенских Соборов так важны? Потому, что они указывают на подлинное учение о Личности Господа Иисуса Христа и о Святой Троице. Они верно отражают учение Священного Писания о единственном истинном Учителе и Наставнике, Иисусе Христе. Учителя и отцы, которые предлагают частные толкования, противоречащие учению о Христе, изложенном на Семи Вселенских Соборах, не должны, по-моему, признаваться истинными учителями и отцами.
^ Личные качества учителей
Вторым важным моментом в руководстве фарисейских учителей, беспокоившим Иисуса, был личный характер. Он заметил главный недостаток в характере книжников и фарисеев, который можно назвать самовозвышением. Они использовали свое положение отцов и учителей среди народа Божьего для того, чтобы возвышать самих себя. Они хотели быть уверенными в том, что получают соответствующее признание – офис с коврами и примыкающей сауной, и серебристый четырехдверный «Бьюик». Видя эти личностные недостатки, Иисус сказал: «больший из вас да будет вам слуга; ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:11-12).
Их дух самовозвышения проявлялся в нескольких аспектах. Во-первых, в лицемерии. «Ибо они говорят, – сказал Иисус, – и не делают». Много слов и мало дела. Их слова мало стоили, так как полностью противоречили их поведению. Они хвалились долгими молитвами и при этом «поедали дома вдовиц».
Они предпочитали клясться храмовым золотом, нежели самим храмом, освящающим золото, обнаруживая тем самым свою скрытую любовь к деньгам. Хотя они и платили десятину с мяты, аниса и тмина, что делали охотно, но пренебрегали гораздо более важным в законе: судом, милостью и верой.
Поскольку они были лицемерами в этом и многом другом. Господь подытожил Свое обличение словами: «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:28). Очевидно, их «внутреннее» не соответствовало их «внешнему», потому что они были полны духа самовозвышения и эгоизма.
Другим проявлением их духа самовозвышения была явная недостаточность собственного реального служения. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф.23:4).
Нельзя было обнаружить грязи у них под ногами, или пятен на их одеждах. Они просто были группой обленившихся руководителей, которые ожидали услужения от других, вместо того, чтобы служить самим. Неудивительно поэтому, что Иисус велел не уподобляться им, ибо «больший из вас да будет вам слуга» (Мф.23:11).
Третьим проявлением их духа самовозвышения была самовлюбленность, выражавшаяся в желании быть на виду у людей. Она проявилась также в их любви к председательству на пиршествах и в синагогах и приветствиям в народных собраниях, так, чтобы люди звали их при этом «учитель! учитель!» Такая самовлюбленность была прямым нарушением Моисеева закона, на хранение которого они претендовали. Ибо весь Моисеев закон может быть суммирован в двух великих заповедях, наибольшая из которых: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф.22:37).
И вторая, подобная ей заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39).
Таким образом, эти отцы и учителя не воспитывали свой народ в любви к Богу и ближнему. Напротив, они проявляли дух самовозвышения и эгоизма, исполненный любви к себе.
^ Решение Христа
Следовательно, перед лицом отвратительного и постыдного вероотступничества этих религиозных вождей Иисус сказал своим ученикам: «Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас отец, Который на небесах». В то время, как отец Авраам и другие великие деятели в истории Израиля своей верностью заслужили такой титул, фарисеи и книжники утратили роль отцов. Они должны были прекратить использование такой формы обращения, а вместо этого поклониться Самому Богу как Первоисточнику всего отцовства.
Сделав Свое предупреждение, Иисус обратился к нам с величайшим из всех повелений. Он указал в Своей Церкви отцов и учителей и тех, кого они ведут к любви к Богу и ближнему.
^ Как следует поступать нам?
С самого начала истории Церкви, подобно тому, как это было в ветхозаветном Израиле, те, кто помазывался Богом на служение, назывались определенными именами: пророк, учитель, рабби (в Израиле) и отец. Позднее появились и другие титулы, такие как преподобный, пастор, профессор или брат (для некоторых евангелических пасторов и католических и православных монахов). Эти наименования выражают как теплое отношение, так и достоинство. Так же как в наших семьях есть тот, кого мы с любовью называем отцом, так и в христианском братстве мы почитаем и будем почитать тех, кто привел нас к новому рождению через Господа Иисуса Христа. Какое же имя подходит им больше, чем отец?
Иисус предупредил против наименования недостойных людей отцами и учителями, чтобы сохранить чистоту руководителей Своего святого народа. Являются ли они епископами, отцами, учителями, диаконами или пасторами, все они должны оставаться верными истинному учению Церкви Христа и проявлять в своем характере божественное смирение, вводящее Церковь в любовь Святой Троицы и ближнего.
Будучи сам священником, я нахожу удовлетворение в наименовании старших собратьев священников отцами, ибо действительно рассматриваю их как таковых. В самом приходе этот титул служит теплой и интимной разграничительной линией, которая отличает (но не разделяет) тех в теле Христовом, кто призван вести других и проявлять о них заботу.
Во время нашего «путешествия», после того, как мы согласились использовать термин «отец» в качестве подобающего наименования священника, мы сказали людям, что они, разумеется, свободны продолжать употреблять термин пастор, если так для них проще. Вскоре, однако, более естественным термином стал отец и именно его мы используем сегодня.
Результатом этого стали две вещи. Люди знают, что существует духовный «глава дома», поставленный для того, чтобы символизировать главенство Христа и быть проводником Его милосердия и любви. Кроме того, обращение «отец» служит духовенству напоминанием о том, кем они являются: не только хорошими ораторами, или администраторами, или правителями, или проповедниками – но в первую очередь, отцами для народа Божьего. Если они являются таковыми, то и все остальные их роли имеют гораздо больше шансов на успех.

О ЧЕЛОВЕКЕВ сборнике «Золотые цитаты», вышедшем в издательстве Сретенского монастыря, предпринята попытка собрать самые яркие и наиболее значимые мысли Федора Михайловича Достоевского, вложенные им в уста своих героев или же высказанные им самим в многочисленных статьях и заметках. Это мысли, касающиеся главных тем, волновавших писателя всю его творческую жизнь: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и, конечно же, Россия.
![]()
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Письма. XXVIII/I. С. 63) *** Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно. (Дневник писателя. XXV. С. 170) *** …Мне кажется, мы такие разные люди на вид… по многим обстоятельствам, что у нас, пожалуй, и не может быть много точек общих, но, знаете, я в эту последнюю идею сам не верю, потому очень часто только так кажется, что нет точек общих, а они очень есть… это от лености людской происходит, что люди так промеж собой на глаз сортируются и ничего не могут найти… (Идиот. VIII. С. 24) *** Никто не может быть чем-нибудь или достигнуть чего-нибудь, не быв сначала самим собою. (Записная тетрадь. XX. С. 176) *** …Причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем, и редко определенно очерчиваются. (Идиот. VIII. С. 402) *** Какая разница между демоном и человеком? Мефистофель у Гёте говорит на вопрос Фауста: «Кто он такой» — «Я часть той части целого, которая хочет зла, а творит добро». Увы! Человек мог бы сказать о себе совершенно обратное: «Я часть той части целого, которая вечно хочет, жаждет, алчет добра, а в результате его деяний — одно лишь злое». (Записная тетрадь. XXIV. С. 287–288)
![]()
*** Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем! Это и не у нас одних, а на всем свете так, всегда и с начала веков, во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях. Но у нас это более чем где-нибудь возможно, и именно в наше время, и эта черта есть самая болезненная и грустная черта нашего теперешнего времени. В возможности считать себя, и даже иногда почти в самом деле быть, немерзавцем, делая явную и бесспорную мерзость, — вот в чем наша современная беда! (Дневник писателя. XXI. С. 131) *** Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством. (Записная тетрадь. XXIV. С. 98) *** …В наш век негодяй, опровергающий благородного, — всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства, почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута. (Дневник писателя. XXV. С. 54) *** …Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть величайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы. (Подросток. XIII. С. 49) *** Есть в воспоминаниях всякого человека такие вещи, которые он открывает не всем, а разве только друзьям. Есть и такие, которые он и друзьям не откроет, а разве только себе самому, да и то под секретом. Hо есть, наконец, и такие, которые даже и себе человек открывать боится, и таких вещей у всякого порядочного человека довольно-таки накопится. (Записки из подполья. V. С. 122) *** Свойства палача в зародыше находятся почти в каждом современном человеке. (Записки из мертвого дома. IV. С. 155) *** Во всяком человеке, конечно, таится зверь, — зверь гневливости, зверь сладострастной распаляемости от криков истязуемой жертвы, зверь без удержу, спущенного с цепи, зверь нажитых в разврате болезней, подагр, больных печенок и проч. (Братья Карамазовы. XIV. С. 220) *** В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток. (Братья Карамазовы. XIV. С. 217) *** С невозможным человеком и отношения принимают иногда характер невозможный, и фразы вылетают подчас невозможные. (Дневник писателя. XXIII. С. 17) *** Ограниченному «обыкновенному» человеку нет, например, ничего легче, как вообразить себя человеком необыкновенным и оригинальным и усладиться тем без всяких колебаний. (Идиот. VIII. С. 384) *** Есть дружбы странные: оба друга один другого почти съесть хотят, всю жизнь так живут, а между тем расстаться не могут. Расстаться даже никак нельзя: раскапризившийся и разорвавший связь друг первый же заболеет и, пожалуй, умрет, если это случится. (Бесы. X. С. 12) *** Есть такие характеры, которые очень любят считать себя обиженными и угнетенными, жаловаться на это вслух или утешать себя втихомолку, поклоняясь своему непризнанному величию. (Неточка Незванова. II. С. 157) *** Человек есть существо ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее его определение. (Записки из мертвого дома. IV. С. 10) *** У честных — врагов бывает всегда больше, чем у бесчестных. (Записная тетрадь. XXIV. С. 230) *** Узнал я, что не только жить подлецом невозможно, но и умирать подлецом невозможно… Нет, господа, умирать надо честно!.. (Братья Карамазовы. XIV. С. 445) *** Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести. Если в прямодушии только одна сотая доля нотки фальшивая, то происходит тотчас диссонанс, а за ним — скандал. (Преступление и наказание. VI. С. 366) *** Всякий поступает по совести, а порядочный человек по совести и рассчитывает. (Письма. XXVIII. С. 228) *** …Всегда должна быть мерка порядочности, которую мы должны уважать, даже если и не хотим быть порядочными. (Записная тетрадь. XXIV. С. 85) *** …Кто так легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя. (Дневник писателя. XXV. С. 16) *** …Если захотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или даже как он волнуется благороднейшими идеями, а высмотрите лучше его, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит хороший человек. Смехом иной человек себя совсем выдает, и вы вдруг узнаете всю его подноготную. Даже бесспорно умный смех бывает иногда отвратителен. Смех требует прежде всего искренности, а где в людях искренность? Смех требует беззлобия, а люди всего чаще смеются злобно. Искренний и беззлобный смех — это веселость, а где в людях в наш век веселость, и умеют ли люди веселиться? <…> Веселость человека — это самая выдающая человека черта, с ногами и руками. Иной характер долго не раскусите, а рассмеется человек как-нибудь очень искренно, и весь характер его вдруг окажется как на ладони. Только с самым высшим и с самым счастливым развитием человек умеет веселиться сообщительно, то есть неотразимо и добродушно. (Подросток. XIII. С. 285) *** Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот еще не трус. (Идиот. VIII. С. 293) *** Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек. Иной, по-видимому, о том и не думает, а все-таки эти воспоминания бессознательно да сохраняет. Воспоминания эти могут быть даже тяжелые, горькие, но ведь и прожитое страдание может обратиться впоследствии в святыню для души. (Дневник писателя. XXV. С. 172–173) *** Я вам скажу, что такое розга. Розга в семействе есть продукт лени родительской, неизбежный результат этой лени. Все, что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с детьми, все, чего можно бы было достигнуть рассудком, разъяснением, внушением, терпением, воспитанием и примером, — всего того слабые, ленивые, но нетерпеливые отцы полагают всего чаще достигнуть розгой: «Не разъясню, а прикажу, не внушу, а заставлю». Каков же результат выходит? Ребенок хитрый, скрытный непременно покорится и обманет вас, и розгаваша не исправит, а только развратит его. Ребенка слабого, трусливого и сердцем нежного — вы забьете. Наконец, ребенка доброго, простодушного, с сердцем прямым и открытым — вы сначала измучаете, а потом ожесточите и потеряете его сердце. (Дневник писателя. XXV. С. 190) *** Ребенку можно все говорить, — все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают большие детей, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они маленькие и что им рано знать. Какая грустная и несчастная мысль! И как хорошо сами дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают. Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет. О Боже! когда на вас глядит эта хорошенькая птичка, доверчиво и счастливо, вам ведь стыдно ее обмануть! Я потому их птичками зову, что лучше птички нет ничего на свете. <…> Через детей душа лечится… (Идиот. VIII. С. 58) *** …Я объявляю торжественно, что дух жизни веет по-прежнему и живая сила не иссякла в молодом поколении. Энтузиазм современной юности так же чист и светел, как и наших времен. Произошло лишь одно: перемещение целей, замещение одной красоты другою! Все недоумение лишь в том, что прекраснее: Шекспир или сапоги, Рафаэль или петролей? <…> А я объявляю, что Шекспир и Рафаэль — выше освобождения крестьян, выше народности, выше социализма, выше юного поколения, выше химии, выше почти всего человечества, ибо они уже плод, настоящий плод всего человечества и, может быть, высший плод, какой только может быть! Форма красоты уже достигнутая, без достижения которой я, может, и жить-то не соглашусь… О Боже! (Бесы. X. С. 372–373) *** Не принимает род людской пророков своих и избивает их, но любят люди мучеников своих и чтут тех, коих замучили. (Братья Карамазовы. XIV. С. 292) *** Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся… (Преступление и наказание. VI. С. 6) *** …Жизнь — целое искусство, жить — значит сделать художественное произведение из самого себя… (Петербургская летопись. XVIII. С. 13) |
Дата публикации: 23/12/2018 (02:02)
Хождение по..
Уважаемый Борис Алексеевич!
Простите, что не по теме.
Проблема, освещенная в вашей статье "Медстатистика в РФ и гололёд" в 2015 году никуда не уходит!
Чисто визуально можно констатировать: бабок (стариков) с 2015 года по 2018 -стало меньше! Значительно меньше.
В поликлиниках, в магазинах, да и просто на улице..
Предполагаю, что причина не только гололёд, но и питание впроголодь.
Но если вести речь о травмах, полученных при падении на льду, то наверняка,
процент смертей пожилых граждан связан с этим фактом напрямую или косвенно.
Но как Вы отметили статистики нет, т. к. в этом нет заинтересованности,
(а скорее даже наоборот).
Травма головы, перелом руки/ноги, перелом шейки бедра, да просто
сильное сотрясение внутренних органов в преклонном возрасте - это 100% фактическая инвалидность,
и преждевременная смерть, как понимаете, зачастую без должного ухода и часто в одиночестве.
Это страшно и не справедливо еще и потому, что эти старики строили Государство, ежегодно слушают поздравления "с 9 мая", и отчеты о проделанной работе с сфере соцподдержки.
Уважаемый Борис Алексеевич!
Если у Вас есть возможность повлиять на ситуацию при помощи обращения к депутатам, или иным способом, поднимите вопрос о необходимости обеспечения населения противоскользящими т.н. ЛЕДОСТУПАМИ. Сегодня, при обращении в органы соцподдержки и соцобеспечения выяснилось, что сотрудники даже не в курсе существования подобных приспособлений, но с готовностью обеспечат костылями и противопролежневыми матрасами.
Простое приспособление обезопасит граждан нашей снежной Родины хотя бы в этой области жизнедеятельности.
С уважением и надеждой на Ваше неравнодушие,
Анна Петрова.
Дата публикации: 05/12/2018 (00:20)
https://forum.pravmir.ru/showt...
Ирина Зубакина
участник
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
"и отцом себе никого на земле не называйте..." - 14.08.2011, 22:40
Дорогие братья и сестры! Помогите, пожалуйста, в таком вопросе. "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы братия, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах,и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник-Христос" говорит нам Господь (Мат.23:8-10). Я, православная христианка, не сомневаюсь, что если Церковь учит нас называть людей, стяжавших своей жизнью святость, Святыми Отцами, значит, так правильно. И священников, которые заботятся о нас, своих прихожанах, не представляю, как не называть ласково "батюшка". Но, как вы знаете, для протестантов или сектантов это не довод, и эти строки Евангелия являются любимым поводом для них упрекнуть православных. Я читала разъяснения духов
енства по этому поводу, о том, что это было сказано фарисеям, и в других местах Библии много раз говорится об отцах, но об отцах биологических, либо о родоначальниках. Хотелось бы узнать, как объяснить неправославному человеку, почему мы так обращаемся к священству.
Юрий)))))))
участник
Сообщений: 30
Регистрация: 14.08.2011
Адрес: Украина Вашковцы
Что ж тут объяснять? - Сказано это было к народу и ученикам самим Христом, но видать Он для нашего священства не авторитет! Иначе в православных церквях учили бы людей иному обращению... Если бы священство поступало по завету Христа то наверное и самих "сектантов" не было бы.
Наталичка
модератор
Сообщений: 15,573
Регистрация: 02.10.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Иначе в православных церквях учили бы людей иному обращению.
Так всё-таки "УЧИЛИ" бы?........... Но не "учителя"...
Не так уж просто получается с объяснением, Юрий.
Наталичка
модератор
Сообщений: 15,573
Регистрация: 02.10.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Ирина Зубакина
Дорогие братья и сестры! Помогите, пожалуйста, в таком вопросе. "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы братия, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах,и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник-Христос" говорит нам Господь (Мат.23:8-10). Я, православная христианка, не сомневаюсь, что если Церковь учит нас называть людей, стяжавших своей жизнью святость, Святыми Отцами, значит, так правильно. И священников, которые заботятся о нас, своих прихожанах, не представляю, как не называть ласково "батюшка". Но, как вы знаете, для протестантов или сектантов это не довод, и эти строки Евангелия являются любимым поводом для них упрекнуть православных. Я читала разъяснения духовенства по этому поводу, о том, что это было сказано фарисеям, и в других местах Библии много раз говорится об отцах, но об отцах биологических, либо о родоначальниках. Хотелось бы узнать, как объяснить неправославному человеку, почему мы так обращаемся к священству.
Евангелие от Матфея, глава 23, стихи с 8-го по 10-й: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья. И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос». Здесь нужно понять, к какому обстоятельству относятся эти слова. Эта глава состоит, в основном, из обличений книжников и фарисеев, которые слишком высоко себя ставили и считали самих себя наставниками, учителями и духовными отцами всего Израильского народа. Слова "не называйте" имеет смысл "не поклоняйтесь", дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. Об этом хорошо пишет диакон Андрей Кураев: "Даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему "папа". Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни".
Последний раз редактировалось Наталичка; 15.08.2011 в 08:57.
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Правильно ли мы обращаемся в Церкви к священнослужителю - "батюшка", ведь Христос сказал: "...и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах"?
Игорь
Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):
Мы нисколько не нарушаем заповедь Христа, называя священника батюшкой и отцом. Любой православный человек прекрасно осознает, что единственным источником его жизни является Бог. И в этом смысле Он действительно - единственный Отец.
Для протестантов указанный вами текст из Священного Писания является одним из самых любимых. Еще бы! Как основательно с помощью него можно "обличить" православных в нарушении слов Спасителя!
Бедные протестанты! "Они никогда, наверное, в своей жизни не знали людей, которых знали мы, никто не показал им в живом дыхании, что такое Святая Церковь, никто не прижимал их голову к своей груди, на которой холодок старенькой епитрахили, никто не говорил им: "Чадо мое родное", - этих огнеобразных слов, от которых тает все неверие, и что еще удивительнее - все грехи", - пишет С.Фудель.
Да и сами апостолы понимали слова Своего Божественного Учителя совсем не так, как понимают их теперь современные "евангельские христиане". "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос... Хотя у вас тысячи наставников, но не много отцов. Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием", - пишет галатам и коринфянам св. апостол Павел (Гал. 4,19; 1Кор. 4, 15).
"Детушки!" - обращается апостол Любви Иоанн Богослов к своим ученикам. Разве возможно иначе, чем "отец!" откликнуться на эти слова? Да и сами протестанты разве по имени и отчеству или дядей называют своего родителя? И вряд ли последний возражает, когда его сын или дочь говорят ему: "папа", "отец".
http://www.pravoslavie.ru/answers/6493.htm
19 слов об интернет-общении
Ирина Зубакина
участник
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
Виктор, я читала этот ответ игумена Амвросия и, конечно, не представляю, как можно не называть, например, Святителя Иоанна Златоуста Отцом и учителем Церкви, но для других это не аргумент. Но мне ответили, что в других различных местах Священного Писания речь идет только о биологических отцах, которых можно так называть, но не о духовных отцах, и что якобы все равно священников отцами называть нельзя. Что Вы думаете по этому поводу?
Наталичка
модератор
Сообщений: 15,573
Регистрация: 02.10.2009
Адрес: Москва
Ирина, у А.Кураева всё очень хорошо написано. Почитайте.
http://azbyka.ru/religii/konfessii/K..._07g-all.shtml
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Ирина Зубакина
но мне ответили, что в указанных ссылках Священного Писания речь идет только о биологических отцах, которых можно так называть, но не о духовных отцах
Откуда это следует? Где там про биологических отцов?
Цитата:
Сообщение от Ирина Зубакина
и что якобы все равно священников отцами называть нельзя. Я лично не представляю, как можно не называть, например, Святителя Ионна ЗлатоустаОтцом и учителем Церкви, но для других то это не аргумент. Что Вы думаете по этому поводу?
Вы прочитали, видимо, только половину ответа.
Обратите внимание на приведенную в ответе мысль св.ап.Павла (ее протестантам и надо приводить, рассказав, что не надо из Писания вытаскивать отдельные строки по своему разумению) и на цитату С.Фуделя.
На самом деле, тут еще уместен серьезный разговор об именовании в Св.Писании...
19 слов об интернет-общении
Ирина Зубакина
участник
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
Откуда это следует? Где там про биологических отцов?
Вы прочитали, видимо, только половину ответа.
Обратите внимание на приведенную в ответе мысль св.ап.Павла (ее протестантам и надо приводить, рассказав, что не надо из Писания вытаскивать отдельные строки по своему разумению) и на цитату С.Фуделя.
На самом деле, тут еще уместен серьезный разговор об именовании в Св.Писании...
Виктор, извините, я просто сначала разместила не совсем корректный ответ (я с компом не очень-то). Мне ответили, что речь идет только о биологическиз отцах в таких местах Священного Писания:«благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (Мк.11: 10); «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал» (Лк. 1: 67); «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой» (Ин. 8: 56); «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш» (Иак. 2: 21); «Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12: 7); «Мужи братия и отцы!» (Деян. 22: 1); «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального» ( 1 Ин. 2: 14); «Я поставил тебя отцом многих народов пред Богом» (Рим. 4: 17). Цитату Апостола Павла я дейсвительно сначала не приводила, спасибо Вам за разъяснение.
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Ирина Зубакина
Цитату Апостола Павла я дейсвительно сначала не приводила, спасибо Вам за разъяснение.
Но как же тогда быть со словами Господа о том, кого называть отцом?
Для этого надо посмотреть, что называется словом "имя" и "именовать" в Св.Писании.
Вас не смущает, что у прор. Исаии написано: "...и нарекут имя ему Еммануил, то есть с нами Бог"? И это место всегда относят ко Христу.
Почему же Еммануил, если Его имя - Иисус?
В терминологии Св.Писания, в отличие от нашей - имя - НЕ условный "идентификатор", не "кличка", а познание сущности именуемого лица. Именовать, наречь имя - значит выразить познанную сущность (вспомним, напимер, наречение имен животный Адамом). Для человека, живущего в пространстве Завета, это не нужно было объяснять. "С нами Бог" означает Боговоплощение. Иисус - вопротившийся Бог, именно поэтому - Еммануил...
Запрет именовать кого-то отцом означает, что только Бог - источник веры и научения. Любой земной отец (плотской или духовный) получает свое отцовство от источника всякого отцовства - Бога. И имеет авторитет только если учит не своему, а Божиему.
19 слов об интернет-общении
Ирина Зубакина
участник
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
Наталичка, спасибо за ссылку, статья замечательная.
Ирина Зубакина
участник
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
В терминологии Св.Писания, в отличие от нашей - имя - НЕ условный "идентификатор", не "кличка", а познание сущности именуемого лица. Именовать, наречь имя - значит выразить познанную сущность (вспомним, напимер, наречение имен животный Адамом). Для человека, живущего в пространстве Завета, это не нужно было объяснять. "С нами Бог" означает Боговоплощение. Иисус - вопротившийся Бог, именно поэтому - Еммануил...
Запрет именовать кого-то отцом означает, что только Бог - источник веры и научения. Любой земной отец (плотской или духовный) получает свое отцовство от источника всякого отцовства - Бога. И имеет авторитет только если учит не своему, а Божиему.
Конечно, нам, православным, понятно, что в Священном Писании имя означает свойства, сущность, и что любое отцовство мы получаем от Бога. Но вот другим, это видимо мешает, они, говоря об отцах, указывают, что мы этим самым придаем другому человеку свойства отца, чего не должно быть. Я лично не представляю, как еще я назову священника, который с такой любовью ко мне относится, молится и заботится обо мне и о всех своих духовных чадах, забывая при этом о себе, если не "батюшка". Он ведь и стал мне, как отец. И про авторитет я с Вами тоже согласна. И еще, как я поняла, в своей статье Андрей Кураеввыражает мысль о том, что каждый священник не автоматически отец всем, а только может стать отцом тем, для кого трудится и о ком заботится, как должен это делать отец.
Юрий)))))))
участник
Сообщений: 30
Регистрация: 14.08.2011
Адрес: Украина Вашковцы
Цитата:
Сообщение от Наталичка
Так всё-таки "УЧИЛИ" бы?........... Но не "учителя"...
Не так уж просто получается с объяснением, Юрий.
На самом деле все просто: - Я не находил в Библии чтобы Дух Святой комуто дал дар "отца". Пройдите места писания: Римл.12.6-8, 1-Коринф.12.8-10 может быть Вам откроется правильное понимание даной темы, я бы сказал даже - проблеммы... Если Вас родная мать чему-то учила то вряд-ли Вы называли ее учителем. Просто пора признать что тяжело дается священнику назвать Вас сестрой или кого то братом. - Зато как звучит: - "ДОЧЬ МОЯ!!!". Вот оно высокомерие!
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Юрий)))))))
- Я не находил в Библии чтобы Дух Святой комуто дал дар "отца".
Невнимательно читали значит.
19 слов об интернет-общении
Юрий)))))))
участник
Сообщений: 30
Регистрация: 14.08.2011
Адрес: Украина Вашковцы
Тогда укажите ссылку))))))))))))))))
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Юрий)))))))
Тогда укажите ссылку))))))))))))))))
О духовном отцовстве см. (Гал. 4,19; 1Кор. 4, 15). В одном предыдущих сообщений я уже приводил их.
Только для того, чтобы понять, Вам надо еще и захотеть понять.
19 слов об интернет-общении
Юрий)))))))
участник
Сообщений: 30
Регистрация: 14.08.2011
Адрес: Украина Вашковцы
Интерестно только кого рождают православные отцы благовествованием, - если основная масса православных христиан крещены не по вере, а младенцами? А в общем Виктор это Вы, все неправильно поняли. Беседа шла о дарах Духа Святого. Тоисть о учительстве как даре (Римл.12.7.).
Юрий)))))))
участник
Сообщений: 30
Регистрация: 14.08.2011
Адрес: Украина Вашковцы
Духовным отцом могу считать лишь человека усилиями которого я познал Христа Спасителем! - а не всякого встретившегося на пути священника как это принято и как Вы же стараетесь всем внушить.
Валерий1612
участник
Сообщений: 699
Регистрация: 07.06.2011
Цитата:
Сообщение от Юрий)))))))
На самом деле все просто: - Я не находил в Библии чтобы Дух Святой комуто дал дар "отца". Пройдите места писания: Римл.12.6-8, 1-Коринф.12.8-10 может быть Вам откроется правильное понимание даной темы, я бы сказал даже - проблеммы... Если Вас родная мать чему-то учила то вряд-ли Вы называли ее учителем. Просто пора признать что тяжело дается священнику назвать Вас сестрой или кого то братом. - Зато как звучит: - "ДОЧЬ МОЯ!!!". Вот оно высокомерие!
Согласен с Вами. Страшно, что мы под выдуманными самими же предлогами отходим не только от духа Христова учения, но и от буквы. Разве это не кощунство - слова Господа нашего интерпретировать кому как заблагорассудится?! В рассматриваемом эпизоде они носят прямой указательный характер. Причем, ссылка на исторических фарисеев не работает, ибо Христос обращается к нам - к каждому конкретному человеку, лично! Да и мы лучше ли тех книжников и фарисеев?
А священники мнят себя только пастырями и отцами. Насколько это соответствует духу евангельского благовестия? Не корректнее ли священников именовать по их служебному званию - протоиерей, иерей, игумен, архимандрит и так далее?
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Валерий1612
А священники мнят себя только пастырями и отцами. Насколько это соответствует духу евангельского благовестия? Не корректнее ли священников именовать по их служебному званию - протоиерей, иерей, игумен, архимандрит и так далее?
Так и называют. И сами священники так себя называют - неверно говорить "меня зовут отец Алексей", а надо "меня звут иерей Алексей".
А отец - это наше обращение. Аналогично, обращение к епископу, наделенному от Бога полнотой иерархической благодати и власти - владыка.
19 слов об интернет-общении
Валерий1612
участник
Сообщений: 699
Регистрация: 07.06.2011
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
А отец - это наше обращение. Аналогично, обращение к епископу, наделенному от Бога полнотой иерархической благодати и власти - владыка.
Где об этом сказано?
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Валерий1612
Где об этом сказано?
Почитайте Закон Божий прот.С.Слободского или "Книгу о Церкви" (свящщ. МДудко и АЛоргус) - там поподробнее.
А вообще, есть даже специальные современные издания, посвященные церковному протоколу (например, автор одного из них - епископ Марк).
19 слов об интернет-общении
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Ирина Зубакина
После прочитанного у меня сформировался вывод, что сам священник по своей инициативе не должен называть себя отцом. Это мы как бы признаем, что он стал таким отцом по своему служению. Может быть, примерно об этом говорит апостол Павел, что после своих трудов он стал таким отцом по отношению к людям, которым служил?
Духовными отцами священники становятся по своему служению, благодать на это получают при рукоположении - и на служение, и на духовное руководство. А вот люди это осознают в разное время.
19 слов об интернет-общении
Ирина Зубакина
участник
Сообщений: 3,603
Регистрация: 08.07.2011
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
Духовными отцами священники становятся по своему служению, благодать на это получают при рукоположении - и на служение, и на духовное руководство. А вот люди это осознают в разное время.
Спасибо, хороший ответ.
"и отцом себе никого на земле не называйте..."
Валерий1612
участник
Сообщений: 699
Регистрация: 07.06.2011
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
Духовными отцами священники становятся по своему служению, благодать на это получают при рукоположении - и на служение, и на духовное руководство. А вот люди это осознают в разное время.
Скажите Виктор, как сочетается благодарное осознание паствы, выраженное в наименовании своего духовного руководителя и прямое указание Христа по данному вопросу?
И еще...как соотнести Христовы заповеди блаженств - "духовную нищету", кротость, смирение и т.д. с присвоением титулов "святейший", "преосвященнейший", "священный" и т.п.? Где в Священном Писании есть указания на правомерность использования таких высоких духовных званий? И как быть, если носитель такого титула, в очах Божиих не имеет соответствующую оценку?
Юрий)))))))
участник
Сообщений: 30
Регистрация: 14.08.2011
Адрес: Украина Вашковцы
И все таки я не могу с Вами согласиться ведь служение бывает разным. - Я был бы двумя руками "за" если бы Вы навели пример; как православный священник уехал например в Иран или Индию и там благовествуя, собрал вокруг себя группу уверовавших людей, тоисть церковь в которой к нему обращаются "Отец". Ведь как пишет Павел:"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием."
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Валерий1612
Скажите Виктор, как сочетается благодарное осознание паствы, выраженное в наименовании своего духовного руководителя и прямое указание Христа по данному вопросу?
И еще...как соотнести Христовы заповеди блаженств - "духовную нищету", кротость, смирение и т.д. с присвоением титулов "святейший", "преосвященнейший", "священный" и т.п.? Где в Священном Писании есть указания на правомерность использования таких высоких духовных званий? И как быть, если носитель такого титула, в очах Божиих не имеет соответствующую оценку?
Прежде всего, Св. Писание - не инструкция на все случи жизни и материального устроения. Протестанты пытаются его так использовать именно потому, что они потеряли Церковь.
В Евангелии мы ясно видим приоритет внутреннего над внешним.
Ни дворец, ни хижина не являются ни гарантией, ни препятствием для смирения. О земном материальном богатстве мы читаем как о помехе, но не непреодолимой.
Титулы/именования священнослужителей относятся не к их личности, не им самим приписывается благодатность, но их служению, сану.
Опять же, протестанты, отвергнув благодать Св.Духа, отвергли и Его дары - и для них нет никакой высоты служения и святыни.
19 слов об интернет-общении
Валерий1612
участник
Сообщений: 699
Регистрация: 07.06.2011
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
Прежде всего, Св. Писание - не инструкция на все случи жизни и материального устроения..
Согласен на все 100%. Речь шла о прямом запрете Христа своим ученикам называть кого бы то ни было отцами, учителями, наставниками и т.д. Или это запрет игнорируется?
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
В Евангелии мы ясно видим приоритет внутреннего над внешним..
Безусловно. И это позволяет самочинно принимать титулы какие нам заблагорассудится, отбросив "ложный" стыд и скромность? Не тщеславие это? Нет? Вы действительно не чувствуете разницы в том к чему призывает Господь с тем, что мы наблюдаем? Вы чувствуете себя братом во Христе какому-нибудь митрополиту или только пасомым? Если исключительно второе, то, значит, есть братья и сестры во Христе и есть пастыри и архипастыри, а слова Господа тогда кому были адресованы? И, таким образом, земная церковь это прежде всего не сообщество братьев-христиан, а пастырей и паствы, т.е. пастухов и овец? Так? Нет?
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
О земном материальном богатстве мы читаем как о помехе, но не непреодолимой..
Конечно, не непреодолимой. В благодатное время царской России были у монастырей и крепостные крестьяне - праведность одним, "подлость" другим, одни молятся, другие спины гнут...
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
Титулы/именования священнослужителей относятся не к их личности, не им самим приписывается благодатность, но их служению, сану.
Опять же, протестанты, отвергнув благодать Св.Духа, отвергли и Его дары - и для них нет никакой высоты служения и святыни.
Высота званий и благоговение перед титулами равна высоте служения и святыни?
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Цитата:
Сообщение от Валерий1612
Согласен на все 100%. Речь шла о прямом запрете Христа своим ученикам называть кого бы то ни было отцами, учителями, наставниками и т.д. Или это запрет игнорируется?
Прежде всего, Св.Писание надо толковать
а) не по кусочкам - т.е. не вырывая из контекста имея в виду и другие места, где говорится о том же.
б) со знанием неких языковых и традиционных особенностей людей, которые, которые жили в то время.
А в целом вопрос уже рассмотрен и разъяснен (см.с начала темы).
Цитата:
Сообщение от Валерий1612
Безусловно. И это позволяет самочинно принимать титулы какие нам заблагорассудится
Ни в коем случае не самочинно, а в Церкви.
Христианство - вера не только личная, но и церковная, и при игнорировании церковности, Вы неизбежно уйдете на страну далече...
Цитата:
Сообщение от Валерий1612
Высота званий и благоговение перед титулами равна высоте служения и святыни?
В целом - да.
19 слов об интернет-общении
Валерий1612
участник
Сообщений: 699
Регистрация: 07.06.2011
Цитата:
Сообщение от Виктор Судариков
Ни в коем случае не самочинно, а в Церкви.
Христианство - вера не только личная, но и церковная, и при игнорировании церковности, Вы неизбежно уйдете на страну далече...
Вы не ответили ни на один мой вопрос прямо и по-существу. Чтож будем считать это ответом...
Виктор Судариков
администратор
Сообщений: 18,078
Регистрация: 10.02.2009
Адрес: Москва
Модераторское
Думаю, что те, кто хотел разобраться в проблеме - могли сделать это по приведенным материалам и толкованиям, ответы по существу вопроса даны.
Если человек не хочет слышать - до него докричаться невозможно.
Тема закрыта.
Если у Вас будет новая информация - пишите ЛС, тема будет открыта.
19 слов об интернет-общении
Люся Кныш
модератор
Сообщений: 6,343
Регистрация: 11.02.2009
Адрес: Люберцы М.О.
***Мод***
Тема открыта.
Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет... (с).
Елена Гатчинская
заблокирован!
Сообщений: 18,229
Регистрация: 09.03.2012
Адрес: г.Гатчина
Спасибо! У меня такой вопрос: а как же тогда толковать эти слова Спасителя, что вынесены в заголовок темы?
Не является ли наше величание Патриарха "Отцом" нарушением этих слов? Как давно Патриарха стали величать "Отцом и Господином нашим"? Во всех поместных Церквах так величают Патриарха, или только у нас?
Из русской истории вспоминается "отец народов", который достаточно горя принес нашей стране.
Вы не думайте, что я хочу как-то принизить Патриарха. Архипастырь, Патриарх, Преосвященный - у него достаточно почетных титулов.
Вот только "Святейший" тоже не понимаю. Разве можно быть "святее" Христа?
Юрий)))))))
участник
Сообщений: 30
Регистрация: 14.08.2011
Адрес: Украина Вашковцы
Цитата:
Сообщение от Елена Гатчинская
Спасибо! У меня такой вопрос: а как же тогда толковать эти слова Спасителя, что вынесены в заголовок темы?
Не является ли наше величание Патриарха "Отцом" нарушением этих слов? Как давно Патриарха стали величать "Отцом и Господином нашим"? Во всех поместных Церквах так величают Патриарха, или только у нас?
Из русской истории вспоминается "отец народов", который достаточно горя принес нашей стране.
Вы не думайте, что я хочу как-то принизить Патриарха. Архипастырь, Патриарх, Преосвященный - у него достаточно почетных титулов.
Вот только "Святейший" тоже не понимаю. Разве можно быть "святее" Христа?
Мы живем в "последние времена" когда все близится к концу. - Следовательно ничего хорошего в миру ждать не приходится, люди удаляются от истины Слова Божьего))))))))))
Люся Кныш
модератор
Сообщений: 6,343
Регистрация: 11.02.2009
Адрес: Люберцы М.О.
Цитата:
Сообщение от Юрий)))))))
Мы живем в "последние времена" когда все близится к концу. - Следовательно ничего хорошего в миру ждать не приходится, люди удаляются от истины Слова Божьего))))))))))
Психологически понятно желание протестантских проповедников уличить православных в возможно большем числе грехов и нарушений библейских установлений.
Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет... (с).
Елена Гатчинская
заблокирован!
Сообщений: 18,229
Регистрация: 09.03.2012
Адрес: г.Гатчина
Ладно, тогда так.
Да, в Церкви молимся "о великом господине и отце нашем..."
Но лично я не стану называть его своим отцом и господином (и святейшим).
Архипастырь, Преосвященный, Патриарх - вот кто он для меня. Но не более.
Приходского батюшку проще "отцом" назвать, поскольку я его лично вижу, он действительно может быть "отцом" в духовных вопросах, к нему можно обратиться, поговорить, м.б. в чем-то и поспорить.
Он здесь, рядом, близок ко мне.
А Патриарх - изображение на экране (монитора или TV). Попробуйте-ка, поспорьте с Патриархом.
Хорошо, если не накажут. 
Люся Кныш
модератор
Сообщений: 6,343
Регистрация: 11.02.2009
Адрес: Люберцы М.О.
***М***
Тема исчерпана. Закрыто.
Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет... (с).