Прошлое, настоящее и будущее Базарной площади

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 20.06.2016 (02:05)

Информация помечена тегами:

ярмарка фестиваль городская среда Новосибирск Базарная площадь Новониколаевск Наволоцкая Инфонарод

3657
* количество прочтений.

Как невозможно игнорировать роль торговли в рекордных темпах роста Новосибирска, так невозможно не оценить роль Базарных площадей в формировании его планировки. Старобазарная, или первая Базарная площадь посёлка Александровский (будущий Новониколаевск) располагалась между устьем Каменки и железнодорожной насыпью. Купцы Новониколаевска считали датой рождения города 1 апреля, 20 марта по старому стилю 1894 года, когда на первой Базарной площади открылся «Магазин универсальной торговли» купца Е.А. Жернакова.​ По базарным дням до 1897 года (в районе современного новосибирского автовокзала) приезжающие со всех окрестных сёл крестьяне вели торг с возов и палаток. С начала своего существования Старобазарная площадь была и площадью народных гуляний.

Первая базарная площадь, универсальный магазин Жернакова – первый магазин в поселке мостостроителей (район современного Автовокзала), 1894 год
 

В сентябре 1895 года, в связи с ростом населения и расширением торговли, базар переведен на Новобазарную площадь, расчищенную от леса (ныне площадь Свердлова), которая до 1901 года играла роль катализатора территориального роста города.

Старобазарная площадь (сейчас пл. Свердлова), 1895 год

С 1901 года эту функцию приняла Базарная, или Ярмарочная площадь. В 1920 году она переименовывается в Красную, затем Жертв Революции, Центральную, имени Ленина, имени Сталина. Современная площадь Ленина это небольшая сохранившаяся часть огромной Базарной, или Ярмарочной площади, на территории которой могли разместиться восемь городских кварталов.

Неотъемлемой частью площади в истории городов в различное время и разных странах была торговля. Собственно торговля и формировала площади. По периметру базарных площадей выстраивались  церкви, административные здания,  лавки. На многих языках площадь и торг звучат как слова-синонимы. По мере развития городской среды базарные площади мигрировали на периферию города, а на их месте возникали архитектурные ансамбли, облагороженные скверами, фонтанами, гармонично формируя общественное пространство города. 

В европейских городах как дань историческим традициям, на старых площадях возникают воскресные рынки фермерских  товаров, рождественские и ремесленные рынки.  

Базар или рынок (от перс. بازار‎ – бозо́р, «рынок», кирг. базар, узб. bozor, тадж. бозор, туркм. bazar) – общеупотребительное название торгового места, где присутствует множество продавцов и покупателей, на минимально оборудованных торговых точках или даже под открытым небом.

Маркет – (с англ. «market»). Равнозначное значение «рынок».

Рынок – место розничной торговли продуктами питания и товарами, см. базар.

Торжище – место торга; торговая площадь, рынок, ярмарка.

Я́рмарка (через польск. jarmark от ср.-в.-нем. Jahrmarkt – ежегодный рынок) – регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов.

Традиционные названия площадей: агора, плаза, плац, форум, эспланада.

Агорарыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний (которые также по месту проведения назывались агорами). На площади, обычно располагавшейся в центре города, находились главный городской рынок (делившийся на «круги» по различным видам товаров) и нередко правительственные учреждения. Агору, как правило, окружали также галереи с ремесленными мастерскими, храмы.

Пла́за (правильнее – пла́са; от исп. plaza, IPA /'plaθa/ или /'plasa/) – испанское слово, означающее открытое общественное пространство вроде городской (рыночной) площади в испано-говорящих странах и США..

Плац (немецк.) – площадь проведения торжественных построений и парадов.

Пло́щадь – открытое, архитектурно организованное, обрамлённое зданиями и зелёными насаждениями пространство, входящее в систему городских пространств. Различают: транспортные площади: вокзальные, предзаводские и др. пешеходные площади: театральные, торговые (рыночные), мемориальные, соборные, ратушные.

Фо́рум (лат. forum – рыночная площадь) – городской рынок; торжище, центральная площадь.

)

История Ярмарочной площади

Староста поселка Александровского  бердский крестьянин И.Г. Титлянов в 1895 году организовал прорубку просеки (будущей главной улицы города Николаевского, потом Красного проспекта), идущей со старой Базарной площади, от Собора Александра Невского к северу, к намеченной в плане Ярмарочной площади будущего города. 115 лет назад на месте площади Ленина шумел сосновый бор, а на месте современного театра оперы и балета раскинулось болото, где жители Александровского постреливали уток. Болото затруднило впоследствии строительство театра: почвы под ним были пронизаны линзами воды, и в июне на глубине 1,5 метра можно было обнаружить самый настоящий лёд.

Новая базарная площадь или Ярмарочная площадь возле Городского торгового корпуса, Новониколаевск, ок.1918-–1920.годы       (фото из архива мл. лейтенанта Уильяма К. Джонса, в 1918–1920 годах служившего в Русском железнодорожном корпусе)

Созданная в начальный период формирования города Базарная площадь с 1901 года до 30-х годов служила не только окрестному населению, но и торговому люду из различных городов Сибири и России. Коммерсанты торговали здесь продуктами и вещами. Площадь застраивалась торговыми помещениями и лавками, размещенными на первых этажах жилых домов. Современное архитектурное пространство центральной площади Новосибирска начало формироваться в 1910 году с возведением в самом центре Базарной площади Базарного корпуса (Торгового корпуса, ныне Краеведческого музея) с магазинами, принадлежащими купцам, а также со строительством в 1927 году здания Промбанка (нынешняя мэрия).

Площадь Ленина, Новосибирск, конец 1920-х годов
 

Решение об устройстве Первомайского сквера на территории Ярмарочной площади было принято в 1929 году. Сенной торг, располагавшийся здесь, перенесли к ипподрому, который тогда был за улицей Гоголя. Сам сквер появился в 1932 году. Именно эта часть площади, заново спланированная как рекреационный объект, должна была возместить утрачиваемую функцию Базарной площади общение горожан. Предполагалось, что оно будет проходить в более комфортных декорациях: зелень, фонтаны, малые формы. Автором проекта благоустройства и озеленения выступил архитектор В.М. Тейтель. Западная граница сквера наметилась с возведением в 1928 году Доходного дома (который вошел в историю Новосибирска как гостиница «Центральная»). В результате его строительства Новосибирск мог лишиться почти половины территории сегодняшней площади Ленина, но, по предложению инженера Сафронова, здание было решено «отодвинуть» от красной линии застройки Красного проспекта на глубину 106 метров внутрь квартала для организации стоянки экипажей и автомобилей.

Вслед за Сафроновым инженер И.И. Загривко выдвинул идею создания центральной площади города размером 276 м в длину и 90 м в ширину между зданиями Городского корпуса и Промбанка и зданиями госучреждений и Сибкрайсоюза. В середине площади он предложил разбить сквер, «где может быть поставлен памятник, а в будущем фонтан».

Строительство фонтана в Первомайском сквере, Новосибирск, 1934 год

Проект вызвал скептическое отношение общественности, но развитие центра города пошло именно в этом направлении. Площадь Ленина стала формироваться частями. В начале сформировалась стоянка перед Доходным домом, затем сквер перед зданием банка. Современные очертания площадь приняла с завершением строительства театра оперы и балета и разбивкой театрального сквера.

В 30-е годы на территории Базарной площади строится Дом науки и культуры, ныне известный как Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. Его строительство ознаменовало амбиции Новосибирска на пути превращения в административный центр Сибирского края. В своем романе «Мои бессонные ночи» И.М. Лавров пишет: «Почерневшие новониколаевские дома и домишки всяких обывателей, кустарей, бывших нэпманов, пивников, коробочек то там, то здесь сносили, точно выдирали пеньки, а то вырубали и кварталами. Стройки подступали к самому нашему дому. Отец не находил места, ждал со дня на день, что сковырнут, развалят и его родовое гнездо. Базар, на котором мы катались на коньках, закрыли, обнесли забором, и сотни людей начали копать котлован под Дворец науки и культуры».

Строительство  Дома науки и культуры, площадь Ленина, Новосибирск, 1931 год

В начале 30-х годов 20 века годы базар  на площади Ленина резко уменишился по площади и был переименован в Центральный рынок. В связи с проведением через его площадь  кольцевой линии трамвая с устройством остановки и крайне усилившимся вследствие этого пешеходным движением по территории этого базара, фактически давно утратившим своё значение президиум Новосибирского Горсовета постановил закрыть базар с 20 февраля 1936 года, а имеющиеся оборудование передать Октябрьскому Райкомхозу для перенесения на Октябрьский базар.

Постановление о ликвидации Центрального рынка (совр. Площадь Ленина), 1936 год

Современный Центральный рынок, наследующий имя последнего базара Ярмарочной плошади, разместился  в пределах квартала, которое с 20-х годов 20 века уже занимал Ипподромский рынок. По газетным  данным Ипподромский базар сильно оживился после закрытия торга на центральной площади Новосибирска.

Фрагмент карты 1928 года
 
Сведения о рынке конца шестидесятых годов можно получить из сохранившихся фотографий. В то время современный Центральный бывший Ипподромский рынок назывался «Колхозный рынок». На его территории находилось одно капитальное здание – мясной павильон, несколько одноэтажных деревянных зданий, в которых размещались магазины деревянные прилавки с навесами и без навесов.
Центральный рынок, Новосибирск, 1960-е годы
 
В конце 60-х годов Новосибирский филиал проектного института «Гипроторг» разработал проект реконструкции рынка, который заключался в строительстве двух торговых павильонов: первый был построен в 1976 году; второй был введен в строй в 1982 году.
Первый павильон современного Центрального рынка, улица Гоголя, Новосибирск, 1970-е годы
 

 

В 50–70-е годы здание театра оперы и балета гармонично вписывалось в формат центральной площади города и, безусловно, являлось его доминантой. С улицы Ленина открывался эффектный вид на колоннаду, а излюбленным занятием жителей близлежащих домов был вечерний променад, завершавшийся ступенями к оперному.

Площадь Сталина, вид с улицы Сталина, Новосибирск, конец 1950-х годов

В эти годы новосибирцы еще помнили, что центральная площадь – место народных гуляний. На площади Ленина, перекрывая движение с 1954 года и до начала строительства метро в 80-е годы, устанавливалась главная елка города. На территории ледяного городка вокруг масштабной зеленой красавицы организовывался небольшой базар. В 80-е годы городская елка получила прописку в ЦПКиО. Раскрашенные картонные фигуры пришли на смену ледяной скульптуре, и для меня, как и для многих новосибирцев, особый смысл городской елки оказался утраченным. Много лет 31 декабря меня охватывают сожаление и тихая грусть, когда я прохожу по главной площади города и вспоминаю ту, настоящую городскую елку. Все, что осталось как память о народных гуляниях на центральной площади, это, пожалуй, День города и День Победы.

Ёлка на Площади Ленина

Кроме яркого ощущения праздника, я вспоминаю эпизоды-вспышки, связанные с центральной площадью. Эскимо за 11 копеек и ленинградское мороженое-пирожное за 28, которые можно было купить только здесь, на лотке, стоящем перед зданием Облпотребсоюза. Высоченные и очень качественные зеркала, бронзовые ручки лучшей в городе парикмахерской (Депутатская, 38). Там, на площади, находился мой любимый магазин (сейчас – магазин «Столичный», Орджоникидзе, 27), в котором на полке сидел уникальный медведь, механическая скульптура, пьющая сок. 1970 год, ноябрь: я, ученица четвертого класса, случайно узнала, что на площади, в том самом магазине «с мишкой», продают бананы. Огромная очередь быстро двигалась. Я, счастливая, несла полную сумку зеленых бананов, первых в моей жизни, когда путь пересекла длинная тяжелая машина. На ней лежала та самая скульптура вождя, которая впоследствии перекрыла любимый новосибирцами вид на театр оперы и балета. Памятник был открыт 5 ноября 1970 года в честь 53-летней годовщины Октябрьской революции и столетия со дня рождения В.И. Ленина. Горожане шептались, что от памятника, выполненного скульптором И.Ф. Бродским, отказалась демократическая Германия. Несмотря на то что многофигурная композиция памятника до сих пор для многих кажется устрашающей, монумент на фоне театра стал едва ли не главной эмблемой Новосибирска. В советские годы к нему возлагали цветы новобрачные, а сегодня полированный мрамор постамента бороздят тинэйджеры на досках и велосипедах.

Площадь нашего будущего

Базарная площадь отступила, оставив место парадам, демонстрациям советского времени. Живая площадь превратилась в плац, где жизнь пешеходными ручейками обтекала здания и вливалась в метро или исчезала на остановках общественного транспорта. В наследство вместо площадей нам остались транспортные развязки, вместо улиц – коммуникации. Иногда здесь на площади возникают праздники, муниципалитет  продолжает кого-то развлекать  – этакий шлейф индустриального города:  сцена, шарики, салют! Как вернуть ту центральную площадь, которая была предназначена для человека, «сияла, пахла, гудела», жила, наконец? Возможно ли при этом учесть реалии?

Отсутствие городской культуры, культуры городских улиц и площадей волновало нас, архитекторов и градостроителей, в конце 70–начале 80-х. Мы создавали свои футуристические проекты пешеходных улиц, ориентируясь на западные образцы, не понимая, что для желанной многофункциональности, свойственной образцам западных городов, необходимо вернуть свободный рынок, на котором зиждилось само понятие «площади», противоречащее реалиям советского города. Советское государство так и не успело признать, что «город должен обслуживать потребности человека», и эти потребности не описываются простыми формулами функционального зонирования: «промышленно-складская зона – жилой район – универсальный магазин». В последние годы мы значительно продвинулись в решении этого вопроса, перестраивая систему и перестраивая свою жизнь.

Развитие коммуникаций, ориентированных на личный автотранспорт, немало способствовало тому, чтобы возрождение Базарных площадей Новосибирска произошло на свободных городских пространствах, иногда находящихся весьма далеко от исторических центров. Сохраняя историческую традицию, отказавшись от простого функционализма советского времени, эти объекты сразу ориентировались на многофункциональность, включая, как и рассмотренный выше исторический прецедент Базарной площади, рестораны и предприятия быстрого питания, многочисленные лавки в форме отдельных специализированных магазинов, продуктовые рынки: «Ашаны», «Мосмарты», «Коры» и… кинематограф и каток! И названия им даются синонимичные базару: «маркет», «форум». Они используют свойство торговли организовывать многофункциональную среду общения. И в Новосибирске, с его суровым климатом, в дефиците современных комфортных общественных пространств, взяли на себя культурно-развлекательную функцию. Более продвинутые и искушенные московские коммерсанты пошли дальше. Они делали попытки склонить известные государственные музеи, Третьяковскую галерею например, вытащить из запасников произведения искусства и устроить экспозиции в эпицентре крупных гипермаркетов. Эти поступки не являлись чистым меценатством, они делались на основании точного коммерческого расчета, исходя из того что человек, приехавший посмотреть музейную экспозицию, проведет здесь день и все равно оставит свои деньги в кафе, «Ашане» или Mark and Spenser. В приглашении Третьяковки кроется и нечто большее, чем желание добиться еще большей многофункциональности среды, – намерение создать пространство эмоций.

Уже новое поколение архитекторов спустя 30 лет обсуждает – где она, пешеходная улица Новосибирска? Какую улицу тихого центра мы «назначим» такой зоной? И здесь кроется основной подвох. Мы не можем произвольно объявить площадь территорией общения, мы не можем прочертить пешеходные дорожки и заставить по ним ходить. Не поэтому ли решение данного вопроса остается новому поколению архитекторов?

Так уж получилось, что нам удалось найти ответ. Мы сделали это открытие случайно, хотя шли к нему долго и целенаправленно (но ведь настоящие открытия совершаются именно таким образом), вернув на короткое время изначальный дух Базарной (Ярмарочной) площади старого Новониколаевска, но в новых исторических реалиях. «Артания» создала свой сценарий реабилитации главной площади города. Раз в год безлюдный проезд у оперного театра с 2007 по 2011 год застраивался палатками и, как магнит, притягивал горожан. Палатки мастеров, торговцев художественно-ремесленными изделиями наполнялись рукотворным товаром со всех сторон света. Армяне, киргизы, казаки, узбеки, украинцы, белорусы, посланцы Боливии и Монголии. Шатры мастер-классов приглашали всех желающих поучиться мастерству. Покупали здесь то, что невозможно купить в бутике или сетевом супермаркете. Все это в большинстве своем предметы ручного труда, обладающие определенной художественной ценностью, вызывающие те самые эмоции, в которых так нуждается современный горожанин.

Фестиваль художественных ремёсел "Артания", Новосибирск, 2011 год

Сто лет назад именно здесь было самое интерактивное место в городе. Благодаря «Артании», её красочной ярмарке, возвращается утраченный смысл. Мы нашли свой рецепт возрождения Базарной площади Новосибирска — культурное событие, действо, втягивающие в свою орбиту тысячи жителей. Рассматривая мировой опыт, мы понимаем, что наш рецепт не оригинален.

Мастер В.Н. Талашкин, Фестиваль художественных ремёсел "Артания", Новосибирск, 2011 год

Существует всемирная традиция проведения уличных фестивалей, ярмарок, маскарадов, когда на главных площадях города вырастают разноцветные шатры и горожане с семьями устремляются поглазеть, погулять, прикупить. Эти ярмарки предназначены создать особое праздничное настроение, чувство гордости за родной город, сопричастность к происходящему. Размещаются они в исторических центрах крупнейших городов мира, рядом с памятниками архитектуры. Вся важность нашего рецепта  в том, что его актуальность и действенность подтверждены «Артанией», которая уже приблизила Новосибирск к этому мировому стандарту «города для его жителей».

Оказывается, торговля ещё не вышла «ва-банк»! Хотя что называть торговлей? Конечно, она изменила своё лицо. По сути дела торговля стала частью чего-то большего – праздника, фестиваля. На этом празднике танцуют и поют, перенимают опыт, общаются, здесь примеряют на себя роль мастера, здесь соревнуются в искусстве рукотворчества, выходят на подиум, чтобы представить новую коллекцию собственного производства. Здесь не реализуют товары первой необходимости, а если и что-то покупают, – покупают эмоции, память, или просто приходят, чтобы вдохнуть дух творчества, ощутить звук, цвет, запах...

Сегодня события формируют площадь, а торговля  является вспомогательной, но очень необходимой частью этого события. 

Я постаралась, как могла, объяснить чиновникам, создающим искусственные преграды на пути культурных событий, включающих ярмарки, почему эти культурные события обязаны проходить на самых топовых площадках города – на главных площадях городов. В центре культурного события, включающего ярмарку,  могут стоять: праздник, ремёсла, еда, книги, музыка, дизайн... В Москве к таким культурным событиям, площадки под которые выделяют в топовых общественно значимых местах, относятся, например: музыкальный фестиваль «Пикник афиши», включающий ярмарку дизайнеров, фестиваль фудтраков и еды; фестиваль еды «О, да, еда!», фестиваль «Московское варенье» на Пушкинской площади, ярмарка художественных промыслов и «Медовый спас» на площади Революции, «4 Seasons»: выставка-ярмарка хэнд-мэйда в Саду «Эрмитаж», Большой фестиваль еды «ОДА! ЕДА!», Главная Рождественская ярмарка и книжный фестиваль на Красной площади и многие другие.

У культурных проектов, имеющих в своём составе ярмарки, есть собственные требования к их размещению, как правило, это – площади, пешеходные зоны общегородского значения, находящиеся в центре города с хорошей транспортной доступностью, скверы. 

В 2014 году принята «Концепция формирования и культурно-досугового развития пешеходных зон общегородского значения города Москвы». Одним из главных способов развития пешеходных зон в Москве считают специализированные «культурные ярмарки».

Почему же опять, откуда не возьмись, – крылатая фраза новосибирского чиновника: «Здесь Вам не Москва!».

 

 

 

 

Запустите волну сарафанного радио:

55 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)