Спектакль-прогулка, где нет актеров, а действия разворачиваются в городском пространстве

Автор: Бертенёва Ирина Константиновна
Дата публикации: 08.07.2015 (13:59)

Информация помечена тегами:

театр инфонарод спектакль

7893
* количество прочтений.

       Представь себя идущим в группе, примерно из 50-ти человек, в наушниках, по своему городу согласно указаниям аудиогида, который превращает город в театр и в компьютерную игру, по правилам которой действуешь ты, зритель-участник...

 

       Речь идет о спектакле в жанре «променад». О существовании которого я и не подозревала, пока не наткнулась на публикацию в «Русском репортере» - «7 вопросов Штефану Кэги, члену творческой команды Rimini Protokoll, о тотальной прогулке».

    Мне стала любопытна модель спектакля-путешествия, поскольку мы уже привыкли к нашему драматическому театру, где есть актеры, декорации и сцена. Иногда эти актеры задействуют пространство зрительного зала, что несомненно оживляло восприятие спектакля. Но здесь другое. 

       Оказывается, в России становится все более популярен жанр спектакля-квеста, или же променад-театра, — бродилки, театрализованные экскурсии, спектакли-аттракционы, передающие привет пионерам жанра, британскому коллективу Punchdrunk. Punchdrunk - это британская театральная компания, образованная в 2000 году, пионер театра в форме «погружения», где зрители могут свободно выбирать, что смотреть и куда пойти. Это формат «театра-прогулки». 

      «Remote X» — международный проект театральной компании Rimini Protokoll (Германия). Это спектакль-путешествие для группы из 50 человек, в котором зрители взаимодействуют с городской средой под руководством виртуального гида, голос которого они слышат в наушниках. Действие спектакля разворачивается в городском пространстве. Название постановки можно перевести как «Город X (например, Москва). Взгляд со стороны». Это спектакль без актеров. Прогулка напоминает захватывающую компьютерную игру: следуя указаниям голоса в наушниках, зрители получают возможность увидеть жизнь города и самих себя в новом, неожиданном ракурсе. Это возможность встретиться с театром XXI века на улице и стать героем спектакля, декорациями для которого становятся соборы, площади, мосты и переулки.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Приведу слова Филиппа Григорьяна, художественного руководителя проекта «Шекспир. Лабиринт» в Театре наций: 

  «Вначале был амфитеатр, потом круглый шекспировский «Глобус», потом итальянская сцена-коробка — форма театра периодически меняется. И вот сейчас мы имеем дело с новым типом театральной архитектуры. Это другая философия театра. Одно дело — я сижу на месте; другое дело — я двигаюсь. Есть два типа организации такой формы театра. Первый — как у Punchdrunk, когда зритель предоставлен самому себе. Второй — как у Rimini Protokoll, когда зритель замкнут в некий повествовательный контур. В первом случае, как в «Sleep No More», нелинейное повествование сносит башню американцам, они носятся от сцены к сцене, роются в ящиках и так далее — это создание некоего мира, как в компьютерной игре, вроде Oblivion или Fallout, и плюс эффект аттракциона, комнаты страха. Другое дело, что при строго заданном маршруте, как в «Шекспир. Лабиринт», зрительское внимание намного проще контролировать и избежать, таким образом, всеобщей растерянности; а это уже больше похоже на кино, на условный Call of Duty. Если театр с залом является потомком храма, то променад — потомок комнаты страха. Уверен, сейчас появится большое количество людей, которые будут экспертами по этой теме. Различия станут очевидны, сформируются поджанры. Было бы интересно, если бы променад-театр действительно вырос в большой стиль, в новую эпоху. Но вряд ли, конечно, это произойдет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     Театральная компания Rimini Protokoll была основана режиссёрами и драматургами Хельгардом Хаугом, Штефаном Кэги и Даниэлем Ветцелем в 2002 году. В своих спектаклях Rimini Protokoll исследуют окружающую реальность в её самых неожиданных проявлениях с помощью театрального инструментария, приёмов кинорежиссуры, гаджетов и методов современного искусства. С 2003 года резиденция «Римини» находится в Берлине. Основатели Rimini Protokoll работают в экспериментальных форматах: в числе их работ — спектакль-международная конференция («Конференция по изменению климата», 2014), спектакль-поездка в трейлере дальнобойщика («Cargo Sofia-X», 2009), радиопостановка, к которой зритель подключается в режиме реального времени с помощью плеера («Situation Rooms», 2014).

       Автор концепции «Remote X» — один из основателей компании Rimini Protokoll Штефан Кэги. Сегодня «Remote X» имеет несколько редакций, поскольку каждая новая версия спектакля основывается на индивидуальной драматургии городского пространства. Санкт-Петербург стал первым российским городом в проекте «Remote X»: премьера спектакля состоялась 19 июля 2014 года. Летом 2014 года «Remote Петербург» вошёл в публичную программу биеннале современного искусства «Manifesta 10». Спектакль состоит в списке самых заметных театральных событий сезона 2013/2014 по мнению экспертов Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска». В 2015 году продюсерcкая команда БДТ, реализовавшая проект «Remote Петербург», одержала победу в номинации «Лучший менеджер» Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв».
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



       Спектакль-прогулку нельзя привезти на гастроли, каждый раз надо приспосабливать сценарий к новому месту, но маршрут везде похож: участники следуют из точки покоя в точку суеты, от мертвых к живым, от земли к небу (прогулка начинается на кладбище, заканчивается на крыше или балконе). 

       Rimini Protokoll называют лидерами документального театра, но вообще-то они занимаются не документацией, а коммуникацией – и в этом смысле имеют гораздо больше отношения к театру, чем к документальной традиции. Хотя ни в одном из проектов Rimini Protokoll нет профессиональных актеров. А может, как в Remote X, не быть и сцены. Точнее, сценой может быть что угодно. И кто угодно – актерами. Например, сами зрители. Remote X постоянно ставит их в ситуацию спектакля, причем увиденного с разных сторон представления. Предлагает остановиться и понаблюдать за посетителями на рынке, вообразив их актерами на сцене, а павильоны – декорациями. Но уже в тот момент, когда люди в наушниках молча наблюдают за «театром жизни», они сами становятся перформерами, привлекая внимание прохожих. А когда аплодируют в финале этого небольшого эпизода-наблюдения, отношения «сцены» и «зала» зеркально переворачиваются.

       В какой-то мере это социологический эксперимент, моделирование поведения в группе. Что мы можем вместе, до какой степени готовы следовать инструкциям, насколько на наш выбор влияет поведение других участников (встать на работающий эскалатор или пройти по неподвижному?) и окружающая ситуация, по умолчанию непредсказуемая (случайные прохожие могут смотреть на вас как на идиотов, а могут неожиданно присоединиться к флешмобу). Но схема коммуникации не ограничивается отношениями зритель/перформер и группа/толпа. Ее важнейший участник – тот самый remote control, пункт дистанционного управления, чьим командам в наушниках вы согласились подчиняться на полтора часа спектакля-прогулки.
 

      Rimini Protokoll любят знакомить зрителей с людьми-невидимками, теми, кто обслуживает современное общество потребления, производя товары и услуги, но о чьем существовании мы не задумываемся (в разных проектах это были болгарские дальнобойщики, рабочие китайского завода Volkswagen, операторы call-центра в Калькутте). В серии Remote X сделан следующий шаг – контакт осуществляется уже не с человеком, работающим на вас где-то на другом конце глобализованного мира, а с тем, кто постепенно заменяет, вытесняет его и чей статус куда более двусмыслен. Голос, который ведет участников прогулки, принадлежит компьютерной программе вроде Siri в устройствах Apple. «Меня зовут Милена. Попытайтесь представить мое лицо. Какие у меня губы?». В этом месте в этот момент Милена, промежуточная сущность, напоминает и о моем промежуточном статусе. Не только в том смысле, что и меня когда-то не будет. Программа устанавливает со мной отношения равенства, позволяющие отправиться в совместное путешествие, в котором каждый из нас сможет пользоваться другим: она – моим телом, я – ее бессмертием (и ощутить, например, меланхолию светофоров). На полтора часа – хорошая сделка, честный обмен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Интеренет-ресурс «Воздух» выбрал 10 лучших спектаклей-квестов идущих в Москве и Санкт-Петербурге, опубликовал их краткое описание и отзывы режиссеров, один из которых я уже цитировала выше, приведу еще парочку интересных:

 

 

 

     «Когда мы предложили этот сценарий, худрук одобрил с одним условием: «Начинаете здесь, заканчиваете вон там, а дальше делайте что хотите». То есть формат бродилки — это данность, из которой мы исходили. Потом возникла эстетика компьютерной игры от первого лица. Если ты сейчас выйдешь на улицу и начнешь спрашивать первых встречных людей: «Что такое «Сталкер»?» — девять из десяти тебе ответят, что это компьютерная игра, а не фильм Тарковского. И у нас сочетается, таким образом, два мира — игровой и реальный: есть шутер, где главный герой мародерствует-убивает, и есть охранник Костя, который в эту игру играет. В таком формате работать на самом деле довольно трудно. Это ведь совершенно другие условия восприятия. Режиссура — это управление вниманием. А в бродилке со вниманием случается сложная штука — оно рассеивается, и его нужно собирать. И это главная задача сейчас — научиться управлять в этой ситуации вниманием людей, готовых потратить час двадцать на то, чтобы что-то пережить.» 

Евгений Григорьев, режиссер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      «Что касается нынешней популярности жанра променад-театра, это одно из доказательств того, что «Школа драматического искусства» опережает время. Многие открытые тем же Васильевым игровые структуры сейчас шагают по стране. «Школа драматического искусства» всегда в этом смысле задавала перспективу — это как Сталкер у Тарковского, который бросает гайку вперед. Другое дело, что сейчас предсказать, что будет через десять лет, стало намного труднее.»

Игорь Яцко, режиссер


Использованные источники: Журнал "Русский репортер"газета "Ведомости"сайт БДТ им.Г.А.Товстоноговаинтернет-ресурс "Воздух"Wikipedia - the free encyclopedia.

Поддержите автора публикации

Быть автором - это не просто. Много сил уходит на то, чтобы добыть информацию, написать о ней публикацию и оформить её внешний вид. Сообщество ИнфоНарод.РФ не платит зарплат, но каждый день появляются новые публикации! Главной мотивацией наших авторов служит стремление донести до людей важную информацию, обратить внимание общества на волнующую тему. Если Вам понравилась публикация своим содержанием и/или оформлением, то, пожалуйста, поддержите автора рублём. Тем самым Вы покажете всему сообществу ИнфоНарод.РФ, что данная публикация действительно ценна и удачна. А автор сможет хоть немного компенсировать затраченное время.

рублей

Раздел комментариев к данной публикации:


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 13/07/2015 (11:19)

А у нас в Новосибирске тоже такой жанр распространён. На выборах особенно!)


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 13/07/2015 (11:29)

в сентябре сезон заканчивается


Фотография пользователя
Автор комментария: Чижиков Роман Сергеевич
Дата публикации: 14/07/2015 (12:24)

Ирин, а как с этим в Новосибирске обстоят дела?


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 15/07/2015 (10:06)

Монстрацию что ли забыли? искусство водить людей по улицам, погружая их в другой мир


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 15/07/2015 (11:45)

огромное количество молодых людей вышли на улицу потому что хотели! не нужно тут выворачивать наизнанку!!!


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 15/07/2015 (11:50)

Руководителя такого театра посадили на несколько суток:) Искусство у нас пошло, то мездрича депортируют, то лоскутова садят - романтика))


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 15/07/2015 (13:19)

Такая романтика Новосибирску не требуется, извольте на выход...


Автор комментария: Бертенёва Ирина Константиновна
Дата публикации: 16/07/2015 (16:09)

Такие спектакли проходили в Москве и Санкт-Петербурге. В Новосибирске, насколько мне известно, подобного не было и будет ли, об этом тоже пока информации нет.



Image CAPTCHA

Логотип

Блог Ирины Бертенёвой

Всякий пишущий пишет автобиографию — и чем менее он это осознает, тем более автобиографичен. © Кристиан Фридрих Геббель

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Бертенёва Ирина Константиновна
Дата создания: 11.11.2013 (21:05)