О, святая простота!

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 10.03.2018 (14:39)

Информация помечена тегами:

выборы-2018 журналисты создание образа претендента Инфонарод кодекс этический кодекс журналиста коноводы святая простота М.А.Шолохов Л.Н.Толстой А.С.Пушкин

4382
* количество прочтений.

 

В преддверии выборов президента речь  пойдёт о  современной журналистике  в России, которая, по существу, и определяет тот или иной выбор не только президента,  но и всего остального: от товаров,  услуг и будущей профессии, до представителей власти разного уровня. Без качественной журналистики невозможны никакие референдумы.

И пока нет такой журналистики, не получится сделать добротный  и ответственный  выбор.

Выбор по совести, как нам истерически предлагают: почти каждый день приходят письма с агитками  голосовать по совести, то есть, как рассыльщики уверяют, только за  одного - за П.Н. Грудинина.

Святая простота!!! Не случайно говорят, простота хуже воровства.

Я уже писал несколько статей, посвящённых выборам, в частности  это:

Сколько раз нужно наступать на демократические грабли?

Конь в пальто

 

Эта публикация -  в продолжение злободневной темы. 

Многие люди, участвуя в выборах, чистосердечно верят в того или иного  кандидата, и против другого, порой просто в пику другому. При этом искренне думают, что владеют всей информацией для сознательного принятия решения. Споры избирателей накануне выборов проходят с таким эмоциональным накалом и в таких выражениях, что иной раз родственники, товарищи и коллеги становятся чуть ли не врагами, отстаивая непонятно каким образом полюбившего им кандидата или поливая грязью конкурентов кумира. Но в этом, увы, повинны избирательные технологии. Так  когда-то, присутствуя на казни Яга Гуса, старушка думала, что делает благое дело, подбрасывая кучку хвороста в сжигающий его костёр. Крылатая фраза "Святая простота" прижилась.

 

 "Святая простота" 

Сейчас,  к счастью, в России не те нравы,  у нас пока не так, как  на Украине, сильно напоминающей средние века, когда сжигали людей, как это произошло в  Доме профсоюзов.

В своё время в чатах со стороны  образованных россиян с украинскими фамилиями, и не только, встретил столько  оправданий,   фактически поддерживающих сжигание, что невольно задумался о нашем обществе... Куда катимся…

 

O sancta simplicitas ([о санкта симплицитас][1], с лат. — «О, святая простота!») — выражение, приписываемое Яну Гусу. Приговорённый католиче­ским Констанцским собором к сожжению как еретик, он будто бы произнёс эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка (по другой версии — крестьянка)[2] в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесённый ею хворост. Впрочем, биографы Гуса, основываясь на сообщениях очевидцев его смерти, отрицают факт произнесения им этой фразы.

 

Выражение «святая простота» использовалось раньше довольно часто классиками, политиками и др. Ниже  приведены  примеры использования  этой крылатой фразы. Зачастую и сейчас, когда  люди идут на выборы,   про многих из них можно сказать: "Святая простота"...

Интересно использование этого выражения у Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина», в главах, посвящённых выборам. Прошла добрая сотня лет, но, похоже, те технологии и сейчас используются для создания образов претендентов, делая всех, в той или иной мере, той самой "святой простотой"....

Технологии эти перехлестнули сознание людей.  Например, СМИ, обвиняя императрицу Александру Фёдоровну в шпионаже в пользу Германии, породили массу карикатур. Они же подпитывали  взаимную ярость,  ненависть и вражду  в гражданской войне в России, потом массовые репрессии. Сколько можно наступать на одни и те же грабли?

 

О, святая простота!
 

 

Думаю, мало, кто помнит, если читал в советское время произведения Л.Н. Толстого, а многие вообще слабо знакомы с классическим литературным наследием.  Меня кроме "святой простоты"  ещё заинтересовало отношение Льва Николаевича, выраженное в слове  «коноводы»...  Вот некоторые выдержки из романа о том, как проходили губернские  выборы в романе "Анна Каренина".

"Левин не понимал, зачем было враждебной партии просить баллотироваться того предводителя, которого они хотели забаллотировать. — О, sancta simplicitas! — сказал Степан Аркадьевич и кратко и ясно растолковал Левину, в чем дело."

"На шестой день были назначены губернские выборы. Залы большие и малые были полны дворян в разных мундирах...

— Что такое? что? кого? — Доверенность? кому? что? — Опровергают? — Не доверенность. — Флерова не допускают. Что же, что под судом? — Этак никого не допустят. Это подло. — Закон! — слышал Левин с разных сторон и вместе со всеми, торопившимися куда-то и боявшимися что-то пропустить, направился в большую залу и, теснимый дворянами, приблизился к губернскому столу, у которого что-то горячо спорили губернский предводитель, Свияжский и другие коноводы.

.........

Наступила самая торжественная минута. Тотчас надо было приступить к выборам. Коноводы той и другой партии по пальцам высчитывали белые и черные. Прения о Флерове дали новой партии не только один шар Флерова, но еще и выигрыш времени, так что могли быть привезены три дворянина, кознями старой партии лишенные возможности участвовать в выборах. Двух дворян, имевших слабость к вину, напоили пьяными клевреты Снеткова, а у третьего увезли мундирную одежду.

..........

Волнение все увеличивалось, и на всех лицах было заметно беспокойство. В особенности сильно волновались коноводы, знающие все подробности и счет всех шаров. Это были распорядители предстоящего сражения. Остальные же, как рядовые пред сражением, хотя и готовились к бою, но покамест искали развлечений."

 Ниже - в свёрнутой таблице - весь текст о губернских выборах.

Л.Н. Толстой
Анна Каренина.  Часть шестая

 

 

Журналист по  уровню влияния на общество должен быть исследователем  и глубоким, умным человеком. Но ведь за это не платят, а платят за надувательство. К сожалению, на рынке информационных услуг пока господствует совсем другой подход: чего-с изволите-с.

 

А.С. Пушкин 

О Журналистике и журналистах. Полный вариант.

На сайтах Союза журналистов его приводят с сильным сокращением.

3. ОБОЗРЕНИЕ ОБОЗРЕНИЙ

Некоторые из наших писателей видят в русских журналах представителей народного просвещения, указателей общего мнения и проч. и вследствие сего требуют для них того уважения, каким пользуются Journal des débats и Edinburgh review.

Определяйте значение слов, говорил Декарт. Журнал в смысле, принятом в Европе, есть отголосок целой партии, периодические памфлеты, издаваемые людьми, известными сведениями и талантами, имеющие свое политическое направление, свое влияние на порядок вещей. Сословие журналистов есть рассадник людей государственных — они знают это и, собираясь овладеть общим мнением, они страшатся унижать себя в глазах публики недобросовестностью, переметчивостью, корыстолюбием или наглостью. По причине великого конкурса невежество или посредственность не может овладеть монополией журналов, и человек без истинного дарования не выдержит l’épreuve1) издания.  ((1) испытание (франц.))


Посмотрите, кто во Франции, кто в Англии издает сии противоборствующие журналы? Здесь Шатобриан, Мартиньяк, Перонет, там Гиффорд, Джефри, Питт. Что ж тут общего с нашими журналами и журналистами — шлюсь на собственную совесть наших литераторов? Спрашиваю, по какому праву «Северная пчела» будет управлять общим мнением русской публики; какой голос может иметь «Северный Меркурий»?

 

Хочу!  Могу! Буду!

Вот такой лозунг был на выборах  в мэры Новосибирска у И.И. Индинка, который неожиданно снова всплыл  в политической области при приезде в наш город П.Н. Грудинина.

Фактически тоже самое говорит и Грудинин. «Выберут меня», - заявляет он, даря цветы на 8 марта Собчак.  И ранее повторял это неоднократно. Вероятно, так велят политтехнологи))…

И.И. Индинка уже и забывать стали. Напомнил о себе. Хотел ли он стать мэром тогда, когда весь город был в баннерах, в наклейках, заявляя громко о себе? Вероятно, да! Мог ли он - большой вопрос, на который сейчас уже никто не ответит с уверенностью. Но вот «Буду» разрешилось просто - не выбрали, то есть не стал.

Но речь сейчас не о нём, не об Индинке, а о том, насколько соответствует «Хочу. Могу. Буду» тому или иному претенденту на ту или иную вакансию...

Обладаем ли мы культурой определения, соответствует или не соответствует тот или иной претендент на заявленное место? Когда мы пользуемся услугами аэрофлота, то пассажир, которому взбредёт в голову, насмотревшись фильмов, например, предложить свои услуги или навязать свою кандидатуру остальным в качестве лётчика, и заявит: хочу, вряд ли вызовет энтузиазм.

Но даже в такой высокотехнологичной и понятной области до сих пор профессионалы совершают ошибки, и  самолёты падают (бывает, что и  лётчики  ошибаются, и диспетчера, и службы эксплуатации), но никому не приходит сказать лётчику или диспетчеру: "Дай порулить!!!"

Последствия решений управленческой среды несоизмеримы по своему ущербу и не всегда  столь ярко воздействуют на умы, как катастрофы…

Как определить возможности того или иного выборного или назначенного кем-то лица на ту или иную должность?

Если раньше, во времена СССР,  такую попытку всё же  делали в ЛГУ им. Жданова, но, к сожалению, ЦК  КПСС эту программу быстро свернуло и закрыло.

Итог понятен  и ясен всем - эти управленцы развалили СССР. А сделаны ли выводы? Похоже, нет. «Хочу, могу и буду» до сих пор не ушло из нашей жизни - это мы видим фактически в той или иной мере во всех ветвях власти, и это в той или иной мере звучит во всех СМИ во время выборов  у всех кандидатов.

СМИ надувают кандидата, как огромный мыльный пузырь, наделяя его невероятными качествами, хоть в книгу Гиннесса заноси, порой даже диву даёшься, каков кандидат.

Ух, какой, аж дух захватывает!!! «Не сотвори себе кумира» - забывается во время выборов, реальные способности и знания не интересуют. Попробуй возразить верующему в кандидата, - и вот религиозная война кумиров...  А вот потом проходит время, кумир не соответствует тому, что про него  писали, говорили, или то, что он говорил,  и  слышится то там, то сям нечто похоже на:  «Распять! На Дыбу!!» 

Был виновен или нет - никого не интересует,  часть народа, участвующего в  выборах, увы,  зачастую такова...

Жаль, что КПРФ, как бы преемница КПСС, и как бы претендовавшая когда-то  на научный подход,  забывает и о науке, и о совести  и занимается тем же самым, раздувая своего кандидата всем...

За последние тридцать лет КПРФ не вырастила ни одного серьёзного руководителя и  лидера в своих рядах, поскольку создана была явно не для этого. И вот на моё письмо: 

«Никогда не понимал верхушки КПРФ. Имея такую ещё сильную партию, какая была тридцать лет назад, с упорством маньяка выдвигала одного единственного - Хозяина - Зюганова и дожила уже до полного, откровенного предательства страны и людей.
Если партия в своих рядах не выращивает достойного политического лидера (а лучше не одного, а с десяток), способного действительно быть президентом, то эта партия псевдополитическая и создана для чего-то другого»
,  -
пришёл ответ:

«КПРФ в нынешнем виде не партия. Она конечно больше похоже на партию, чем ЛДПР или СР, но это не заслуга Зюганова.  Это его упущение. Это говорит о силе и живучести ВКПб и КПСС.Зюганов довно не занимается политикой. Ему слабо. Он функция - купирует идейных левых. Как ЛДПР - купирует идейных националистов».

Что касается Зюганова, то, как ни прискорбно, но его фамилия оправдывает себя. Мало кто задумывается о фамилиях, а  раньше они несли подчас устойчивые характеристики, вероятно, передающиеся на генетическом уровне и проявленные и отмеченные народными прозвищами - уж больно иной раз попадают точно.

Слово «зюганить» происходит, как где-то находил, от «зюканить»,  «зюкать» - как озвончение, оглушение.  Это слово есть в словаре В.И. Даля.

Словарь В.И. Даля

Зюкать

 

 

Прежде чем приступить к анализу – кое-что  для наглядности и для настроения.

К примеру, небольшой фрагмент про деда Щукаря из "Поднятой целины" М.А. Шолохова. Про то, как он себе коня купил у цыган... Презабавный рассказ, возможно, ещё и с политическим подтекстом. Надо сказать, что первый том романа был опубликован в 1932 году. И если предположить, что многие качества, которые мы видим подчас и ныне, ту же глупость народных масс и отдельных её  представителей, Шолохов решил использовать, как трансляцию в юмористическом виде более крупных явлений. С чего, к примеру, образованный человек, хорошо знавший язык, вдруг в рассказе про покупку коня Щукарём пишет «всем кагалом надували», а не «всем табором»?

И если сейчас посмотреть, как надувают образ некоторых претендентов в предвыборной кампании, к примеру,  КПРФ и Зюганов, то явно прослеживаются аллегорические аналогии.  Критических, объективных оценок, мы не видим, несмотря на то, что когда-то именно в партии коммунистов на заре её создания и были самые критические  характеристики её руководителей, которые часто давал В.И. Ленин.

Куда это подевалось? С приходом славословия в КПСС и её лидеров это качество  ушло и никак не может возродиться?

Сейчас, после проведённых  встреч на тему «Политические подтексты романа «Мастер и Маргарита» и знания о  подтекстах романов Булгакова И.В.Сталиным, как-то иначе глядишь и на «Поднятую целину» М.А. Шолохова. Вероятно, стоит перечитать и многие другие произведения ряда авторов, которые  и знали, и, вероятно, использовали  «эзопов язык».

Время было цензурное, а в такие времена  он просто неизбежен.

Когда видишь претендента от КПРФ, так и думаешь: «Очередную лошадь надули всем кагалом…»

 

М.А. Шолохов

О том, как дед Щукарь у цыган лошадь покупал  (из романа "Поднятая целина")

 

 

     

Кадры из мультфильма "Как пан лошадью стал".

 

В общем, нас через СМИ надувают дутыми образами. 

За создание ложных образов платят, как за создание положительных - мыльных пузырей, так и за создание негативных.

Объективная и серьёзная журналистика, к сожалению, перестала существовать,  её глушит  недостоверная или тенденциозная, крикливая, новостная,  которая освещает лишь часть спектра общественной жизни, и под определённым углом, формируя сильно искажённый образ, не совпадающий с реальностью.

Увы, платят не за честность, глубину и реально потраченное время на получение, анализ и написание информации.  Поэтому все гоняются за тем, чтобы оглушить читателя тем или иным заголовком… или приврать в угоду тем, кто хочет сформировать заведомо ложный образ и имеет на это средства.

Сколько стоит объективный журналист?

Если бы за ложь платили меньше, чем за честность, то постепенно весь мусор сошёл бы на нет. А если бы репутация журналиста стоила бы столько, сколько положена стоить, то журналист получал бы не меньше, чем представители тех профессий, которые сегодня являются самыми высокооплачиваемыми  в обществе, ведь своевременная, достоверная информация всем важна.

Но пока мы видим в журналистике сплошное манипулирование сознанием  и отсюда - шизофреничное  состояние сознания  в обществе.

Я писал как-то про чиновничий реализм, а ведь кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку.

Пока заказчик недобросовестен, такая журналистка будет существовать. Похоже, пора создавать и законы, которые ставят преграды недостоверной информации, и которые бы реально работали. И создавать союз потребителей информационной продукции, которые бы платили за качественные и достоверные материалы  больше, чем за ложь.

Тогда в журналистику пойдут действительно и умные, и порядочные, и талантливые люди.

В век, когда информация определяет очень многое, если не всё, профессия журналиста должна стать одной из самых высокооплачиваемых, тогда репутация, будет иметь смысл,  и ею будут дорожить.

Столько  этических кодексов, которые приняты в союзах журналистов, но что мы видим в реальности? Только то, что  пока они, по сути, бессильны повлиять на ложь и манипуляции и заказные - заведомо ложные материалы, - поскольку не имеют финансового подкрепления.

В статье использованы изображения, расмещённые в открытых источниках в сети интернет.

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Раздел комментариев к данной публикации:


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 10/03/2018 (17:25)

имхо. Сейчас война, и по идее выборов вообще не должно быть. да и не помешало бы со всеми врагами внутри страны поступить по законам военного времени))


Фотография пользователя
Автор комментария: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 10/03/2018 (20:00)

Зачастую культура выяснения кто прав, а кто нет и "доказательств" у противников такова, что  чем-то напоминают  "Ночь перед Рождеством" ( Н.В. Гоголь):

 

—  Утонул! ей-Богу, утонул! вот чтобы я не сошла с этого места, если не утонул! — лепетала толстая ткачиха, стоя в куче диканьских баб посереди улицы.

— Что ж, разве я лгунья какая? разве я у кого-нибудь корову украла? разве я сглазила кого, что ко мне не имеют веры? — кричала баба в козацкой свитке, с фиолетовым носом, размахивая руками. — Вот чтобы мне воды не захотелось пить, если старая Переперчиха не видела собственными глазами, как повесился кузнец!

— Кузнец повесился? вот тебе на! — сказал голова, выходивший от Чуба, остановился и протеснился ближе к разговаривавшим.

— Скажи лучше, чтоб тебе водки не захотелось пить, старая пьяница! — отвечала ткачиха, — нужно быть такой сумасшедшей, как ты, чтобы повеситься! Он утонул! утонул в пролубе! Это я так знаю, как то, что ты была сейчас у шинкарки. — Срамница! Вишь, чем стала попрекать? — гневно возразила баба с фиолетовым носом.

— Молчала бы, негодница! Разве я не знаю, что к тебе дьяк ходит каждый вечер?

Ткачиха вспыхнула.

— Что дьяк? к кому дьяк? что ты врешь?

— Дьяк? — пропела, теснясь к спорившим, дьячиха, в тулупе из заячьего меха, крытом синею китайкой. — Я дам знать дьяка! Кто это говорит — дьяк?

— А вот к кому ходит дьяк! — сказала баба с фиолетовым носом, указывая на ткачиху.

— Так это ты, сука, — сказала дьячиха, подступая к ткачихе, — так это ты, ведьма, напускаешь ему туман и поишь нечистым зельем, чтобы ходил к тебе?

— Отвяжись от меня, сатана! — говорила, пятясь, ткачиха.

— Вишь, проклятая ведьма, чтоб ты не дождала детей своих видеть, негодная! Тьфу!.. — Тут дьячиха плюнула прямо в глаза ткачихе.

    Ткачиха хотела и себе сделать то же, но вместо того плюнула в небритую бороду голове, который, чтобы лучше все слышать, подобрался к самим спорившим.

— А, скверная баба! — закричал голова, обтирая полою лицо и поднявши кнут. Это движение заставило всех разойтиться с ругательствами в разные стороны. — Экая мерзость! — повторял он, продолжая обтираться. — Так кузнец утонул! Боже Ты мой, а какой важный живописец был! какие ножи крепкие, серпы, плуги умел выковывать! Что за сила была! Да, — продолжал он, задумавшись, — таких людей мало у нас на селе. То-то я, еще сидя в проклятом мешке, замечал, что бедняжка был крепко не в духе. Вот тебе и кузнец! был, а теперь и нет! А я собирался было подковать свою рябую кобылу!..

   И, будучи полон таких христианских мыслей, голова тихо побрел в свою хату.

Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному — хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831—1832 гг[1].

Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А. Плюшара. 1832 (цензурное разрешение — 31 января 1832 г.).

 

 


Фотография пользователя
Автор комментария: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 10/03/2018 (20:28)

Реклама на выборах очень похожа на то, как паренёк помогал старику продавать корову:

 

Как старик корову продавал

Сергей Михалков

(Русская сказка)

На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.

- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!

- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!

- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.

Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!

- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому -
Такая скотина нужна самому!


 

 

 



Image CAPTCHA

Народ и Власть. Власть и Народ.

Этот канал создан для лучшего понимания и взаимодействия народа и власти.

Предложить публикацию

@

Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Бертенёва Ирина Константиновна; Чижиков Роман Сергеевич; Марина Петровна Кузьмина;
Дата создания: 16.04.2014 (14:32)