Территория без алкогольной опасности

Автор: Сергей Крупенько
Дата публикации: 06.04.2016 (17:16)

Информация помечена тегами:

Инфонарод Мэрия Школы

1874
* количество прочтений.

5 апреля 2016 года в большом зале Мэрии г. Новосибирска состоялся «круглый стол» на тему «Создание безопасных условий в учреждениях образования города Новосибирска». Мероприятие прошло под эгидой Комиссии городского совета депутатов по социальной политике и образованию. Представитель ИМЦ «Трезвый город» Денис Дудин выступил с изложением позиции и предложений по снижению угрозы, которую представляет для детей и образовательных организаций торговля алкогольными изделиями.

Председатель Комиссии Н.А. Тямин заявил, что все предложения будут обобщены и изучены экспертами. Кроме того, вопрос о продаже алкогольных изделий вблизи образовательных организаций предполагается отдельно рассмотреть на заседании Комиссии горсовета  по социальной политике и образованию 20 апреля 2016 года.

Ниже приводится текст пояснительной записки и предложений, переданных участникам «круглого стола» 5 апреля 2016 года.

 

 

 

«Территория без опасности»

О необходимости снижения негативного влияния алкогольной и табачной торговли на учащихся и образовательное пространство

   

Продажа алкогольных изделий – угроза для детей

Алкогольная и табачная торговля, ведущаяся вблизи образовательных и детских организаций, представляет угрозу для физического и психического здоровья несовершеннолетних, а именно:

1). Потенциальную угрозу для детей представляет определенный контингент покупателей и потребителей алкогольной продукции, концентрирующихся возле мест продажи алкогольных изделий. Нередко такие граждане используют территорию образовательных организаций для распития алкогольных изделий.

2). Негативное влияние на детей, на их психическое здоровье, неизбежно оказывает то, что дети регулярно, ежедневно проходят мимо мест продажи алкогольных изделий, посещают места продажи алкогольных изделий для приобретения нужных им продуктов и товаров и, тем самым, подвергаются программированию на алкогольное поведение, воспринимая потребление спиртного в качестве «нормы» поведения взрослых людей.      

Нормы Федерального закона N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (п.3 ст. 14.1) прямо указывают на необходимость ограждения детей от такого негативного влияния, предполагая принятие законов субъектов РФ по недопущению нахождения детей в местах, «которые предназначены для реализации только алкогольной продукции». Однако, дополнительный неалкогольный ассортимент магазинов, реализующих преимущественно алкогольные изделия, позволяет алкогольной торговле избежать запретительных мер.

3). Негативное влияние на детей оказывает и информационная продукция в виде баннеров, информирующих граждан об организации, осуществляющей   торговлю спиртными изделиями, либо предоставляющие услуги общественного питания, включающие и распитие спиртного. Как правило, эти информационные носители используют тексты и образы, прямо побуждающие несовершеннолетних  к потреблению алкогольных изделий.

 

Действующие нормативы «прилегающих территорий» не защищают детей

Фактическая незащищенность детей и образовательного пространства от негативного влияния алкогольной торговли связана с ничтожными нормами «прилегающих территорий», на которых  запрещена продажа алкогольных изделий, а также с механизмом определения прилегающих территорий, которые устанавливаются муниципальными органами власти.

В соответствии с нормами ФЗ № 171 от 22.11.1995 о регулировании алкогольного рынка не допускается розничная продажа алкогольной продукции «в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях» (п.2 ст. 16). Постановление Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012 определило, что конкретные нормативы устанавливаются муниципальными органами власти. В г. Новосибирске эти нормативы определяются Постановлением мэрии города Новосибирска N 3615 от 12.04.2013 "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".

В действующей редакции нормативы «прилегающих территорий» равны 50 метрам для розничной торговли и 25 метров – для общепита. Причем способ расчета определен как измерение расстояния от входа в торговую организацию (организацию общепита) до входа на территорию образовательной организации по прямой.  При этом под «входом» понимается формальный вход (в заборе, ограждении), тогда как, например, въезд для автомобилей таковым может и не считаться.

В итоге, для многих образовательных организаций Новосибирска данные нормативы «прилегающих территорий», призванные оградить учащихся от негативного влияния алко-торговли, оборачиваются неприятным «соседством».

Характерный пример – Гимназия №1, расположенная в центре Новосибирска (Красный проспект, 48/ул. Романова, 34) и считающаяся престижным образовательным учреждением. До и после учебы многие дети заходят в алко-маркет (!) «ВиноГрад» (ул. Романова, 36), чтобы приобрести шоколадки и прочие закуски и оказываются в обстановке мощного алкогольного программирования!

Характерным является и тот факт, что в качестве «входа» на территорию школы рассматривается только удаленный (далее 50 метров) проход, тогда как ближайшие к магазину ворота (ок. 30 метров) лукаво таковым проходом не рассматриваются. Остается только догадываться, почему ни контролирующие органы (Минпромторг НСО), ни администрация школы, ни Главное управление образования мэрии не обнаруживают в этой ситуации нарушений закона и нарушений прав детей.

 

В Гимназии №1 закончилась 2-я смена. Некоторых детей встречаю родители.

 

Другие дети отправляются в ближайший алко-маркет «ВиноГрад» за покупками.

 

 

От этого «не существующего» входа – до входа в алко-маркет - около 30 метров 

 

Дети приобщаются!

 

 

Детские организации оказались без защиты

Если образовательные организации имеют хоть какую-то защиту, пуст и теоретическую – ограничение на «соседство» от алкогольной торговли, то  детские организации из числа Домов творчества, кружков и секций, не имеющих лицензию на образовательную деятельность, оказались один на один с агрессивной алкогольной торговлей.

Оказывается, органы власти, контролирующие и правоохранительные ведомства в вопросе исполнения требований закона о недопустимости продажи спиртного возле детских организаций, руководствуются Постановлением Правительства РФ № 1425 от 27.12.2012, где из списка «детских» исключены организации, имеющие ОКВЭД  80.10.3 (дополнительное образование детей).

Причина такого исключения не разъясняется. В итоге, сегодня в Новосибирске, как и в целом в стране, имеется масса примеров, когда алкогольная торговля ведется буквально «дверь в дверь» с детскими, подростковыми кружками, секциями и прочими организациями.

Это недоразумение должно быть исправлено соответствующими правками в нормы федерального закона. Есть и другая возможность: дополнить список «детских» организаций посредством дополнительных ограничений на продажу алкогольных изделий, принимаемых на региональном уровне. У региональных органов власти есть полномочия вводить такие ограничения по месту, времени и условиям продажи спиртного.

Молодежный досуговый центр «Современник» (ул. Новосибирская, 20/1) 

находится, буквально, в осаде алкогольных точек.

 

Киоскам все неймется

Родители и педагоги с ужасом вспоминают времена, когда продажа табачных изделий велась во множестве киосков и ларьков, в том числе - в непосредственной близости от детских садов, школ, вузов. Такая торговля существовала вопреки запрету на продажу табачных изделий ближе 100 метров до территории образовательной организации (норма действовала с 2005 года).  В последние годы, благодаря общественному контролю и усилению проверок со стороны федеральных ведомств, удалось значительно сократить табачный беспредел. Кроме того, нормами ФЗ № 15 от 23.02.2013 введен запрет на продажу сигарет в нестационарных объектах (правда, затем появилось послабление – при наличии внутренних торговых площадей). Тем не менее, многие киоски, в том числе – расположенные возле образовательных организаций, продолжают торговлю табаком. Нередко, покупателями сигарет становятся несовершеннолетние, возраст которых продавцу через «амбразуру» оценить невозможно, да и желания такого у него нет.

Вот – характерный пример. Многие годы общественники направляют жалобы в контролирующие органы (Роспотребнадзор, Прокуратура) о незаконной торговле сигаретами в киоске, расположенном на остановке «Гидрометеослужба» напротив Лицея №22 (ул. Совесткая, 63).  Расстояние от киоска до ограждения школы - меньше 100 метров. Но «воз и ныне там»! И это лишь один из наиболее ярких и, прямо скажем, наглых примеров. Свое слово должны сказать не только надзирающие и контролирующие органы, но и Мэрия Новосибирска, которая заключает договор аренды с собственниками этих источников табачной угрозы для здоровья детей

Лицей № 22. Через дорогу (ул. Советская) – киоск на остановке, который уже

несколько десятилетий продает табачную отраву учащимся. 

 

В Роспотребнадзор, Прокуратуру, Мэрию направлено с десяток заявлений о нарушении, но «воз и ныне там».

 

 

 

Предложения

 по снижению алкогольной и табачной угрозы в отношении учащихся, детских и образовательных организаций г. Новосибирска

   

  1. В целях снижения угрозы физическому и психическому здоровью несовершеннолетних со стороны алкогольной и табачной торговли, ведущейся вблизи детских и образовательных организаций  рекомендовать мэрии г. Новосибирска увеличить нормативы «прилегающих территорий» для образовательных и детских организаций, где запрещается продажа алкогольных изделий, до 100 метров, включая организации, оказывающие услуги общественного питания.
  2. Рекомендовать мэрии г. Новосибирска, совместно с контролирующими и правоохранительными органами, обеспечить исполнение запрета на продажу табачных изделий ближе 100 метров до территории образовательных организаций.
  3. Рекомендовать Мэрии г. Новосибирска внести поправки в Постановление N 3615 от 12.04.2013 по изменению порядка определения минимального расстояния до входа в объект, где ведется продажа алкогольных изделий: от ближайшей точки границы здания или ближайшей точки территории образовательной организации (взамен определения расстояния от входа в образовательную организацию или входа на территорию образовательной организации).
  4.  В целях предотвращения негативного информационного воздействия на несовершеннолетних в плане пропаганды потребления алкогольных изделий рекомендовать мэрии г. Новосибирска принять меры по недопущению размещения на территории г. Новосибирска информационных баннеров заведений, реализующих алкогольные и табачные изделия, в которых используются тексты и образы, ориентирующие несовершеннолетних на употребление алкогольных изделий.     
  5. В связи с отсутствием в Федеральном законе  №171-ФЗ от 22.11.1995 г. четкого определения «детские организации» и необоснованным сужением  понимания термина «детские организации» в постановлении Правительства РФ №1425 от 27.12.2012 г. в части порядка определения местными органами власти границ прилегающих территорий, обратиться к Губернатору НСО с предложением о внесении в постановление Губернатора НСО №332 от 21.12.11 г. дополнительных ограничений по запрету продажи алкогольных изделий на территориях организаций, занимающихся дополнительным образованием детей, организацией их досуга и развития, а также не прилегающих к ним территориях.

 

ИМЦ «Трезвый город»

Раздел комментариев к данной публикации:


Автор комментария: Незарегистрированный пользователь
Дата публикации: 07/04/2016 (22:31)

В будущее с Трезвым городом!



Image CAPTCHA

Логотип

Закон Трезвости.

Закон Трезвости - это канал регионального отделения партии Сухой закона России.

Предложить публикацию

@

Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Марина Петровна Кузьмина;
Дата создания: 16.07.2014 (15:29)