Угроза алкогольного реванша реальна, или почему бизнес в восторге от поправок в ФЗ-171?

Автор: Сергей Крупенько
Дата публикации: 06.09.2016 (14:18)

Информация помечена тегами:

Инфонарод Государственная дума Алкогольное лобби

3434
* количество прочтений.

8-9 сентября 2016 года во многих регионах России пройдут акции протеста «Нет - алкоголю в школах и больницах!»

Возмущение общественности связано с поправками к Федеральному закону № 171 (от 22.11.1995), регулирующему оборот алкогольных изделий, которые были приняты в последний день работы Государственной думы РФ 24 июня 2016 года в форме ФЗ № 261 (утвержден Президентом РФ 3.07.2016).

Принятые поправки допускают, казалось бы, совершенно невозможную ситуацию: продажу алкогольных изделий в образовательных организациях и больницах. Об этом широкой общественности стало известно после публикации на Лайф.ру  https://life.ru/883343, где журналист ссылается на состоявшееся рабочее совещание с участием представителей Росалкогольрегулирования и «Опоры России», где и обсуждались нюансы ФЗ-261. Почти одновременно с этой публикацией, появился отчет о встрече и на алкогольном ресурсе https://profibeer.ru/main/12595/, подтверждающий выводы Лайфа.

По итогам этого совещания в регионы страны руководство предпринимательского сообщества разослало специальное письмо с разъяснениями и примерами, из которого следует, что теперь, действительно, такая продажа алкогольных изделий возможна, если соответствующее помещение не находится «в пользовании или владении» для осуществления уставной деятельности, например, сдано в аренду организации, продающей спиртное. А также, если соблюдаются нормативы по удаленности входа в алкогольное заведение от входа в образовательное или медицинское учреждение.        

То есть, согласно принятым нормам, с 31 марта 2017 года становится возможной продажа спиртного в школах, вузах, больницах. Понятно, что реализация на деле такого сценария в школе маловероятна. Но вот появление пива в студенческой кафешке – вариант вполне реальный!

В комментарии журналисту Лайф.ру член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин оценил новую редакцию ФЗ-171 как «аттракцион невиданной щедрости от наших законодателей» и «раскручивание гаек». И связан такой энтузиазм, судя по всему, не столько с возможностью использовать для продажи алкоголя здания, где расположены образовательные и медицинские организации, сколько с общей либерализацией правил алкогольной торговли.

Например, возмущение бизнеса в последние годы было связано с тем, что действующие пока еще нормы ФЗ-171 признают незаконной торговлю спиртным в ситуации, когда образовательная или медицинская организация появляется по-соседству с уже действующей алкоточкой. Теперь, согласно принятым поправкам, продажа спиртного может продолжаться до окончания действия лицензии, которая затем может быть продлена еще до 5 лет.

Не будут теперь беспокоить алкобизнес и расположенные рядом образовательные организации для взрослых, например, автошколы. В принятых поправках этот список организаций, как источник возможных ограничений, специально исключается.

Наконец, из текста ФЗ-171 с 31 марта 2017 года исчезает понятие «детские организации» и запрет на продажу спиртного рядом с ними. По существу, эта норма не работает и в настоящее время, так как Правительство РФ своим Постановлением № 1425 от 27.12.12 http://base.garant.ru/70292414/ категорию «детских» организаций ограничило, почему-то, только организациями дошкольного и начального общего образования, причем исключив дополнительное образование. В итоге, многочисленные Дома детского творчества, детские кружки и секции, ведущие работу с детьми, но не имеющие лицензию на образовательную деятельность, оказались беззащитными от соседствующей с ними алкогольной торговли. Принятые поправки эту неудовлетворительную ситуацию закрепили.

В целом, содержание принятых поправок означает существенное снижение ограничений по физическому размещению алкогольной торговли в России. Да, в тексте закона остается понятие «прилегающих территорий», на которых запрещена продажа спиртного. Однако реальное наполнение этого ограничения, то есть реальное расстояние, на которое удаляется алкогольная торговля от школ, техникумов, вузов больниц, как правило, ничтожно. Ограничения в 25 или 50 метров, которые устанавливаются муниципалитетами и, как правило, рассчитываются, «по пешеходной зоне», не являются препятствием для алкогольного бизнеса, и обходятся с помощью уловок по обустройству дополнительных заграждений, тамбуров с целью удлинения пути.

Таким образом, законодатели и Правительство РФ, выполняя положения правительственной «дорожной карты» по внесению дополнительных мер в сфере оборота спиртного (п. 3 Плана мероприятий, Распоряжение Правительства № 2413 от 26.11.2015 года http://government.ru/media/fil...), просто облегчили жизнь алкогольному бизнесу.

Но решили ли эти поправки проблемы, которые создает торговля алкогольными изделиями для населения, в том числе – для подрастающего поколения?

Не секрет, что в последние год-два жители больших и малых городов буквально стонут от повсеместных «разливаек» - магазинов по продаже разливного пива. Такие точки открываются, как правило, в бывших квартирах в жилых домах. Принося прибыль владельцам, они становятся местом притяжения любителей «пенного», которые оккупируют соседние детские площадки, а подъезды домов используют в качестве общественного туалета.

Количество таких пивных точек постоянно растет. Например, в Новосибирске еще год назад, по данным статистического ресурса ДубльГИС, их было  49 штук на 100 тысяч населения, а сегодня – уже 52 точки на 100 тысяч жителей. По этому показателю Новосибирск занимает первое место и, по сути, является «пивной столицей» России.

В целом, по показателю физической доступности спиртного, то есть по числу алкогольных точек на число жителей, Россия занимает лидирующие позиции в мире. В нашей стране насчитывается, в среднем,  1 алкогольная точка на 400-500 жителей, а в странах Северной Европы, например, этот показатель равен 1 алкоточке на 5-20 тысяч населения!

Не случайно, главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн еще в прошлом году озвучил инициативу по прекращению продажи алкоголя в жилых домах, так как такая «шаговая доступность» напрямую влияет на масштабы алкоголизации в стране. Озвучил Е. Брюн и предложение по переводу всей такой торговли в специализированные точки, дабы исключить контакт несовершеннолетних с алкогольной торговлей и минимизировать спонтанные, незапланированные покупки алкогольной отравы взрослыми гражданами.

Кстати, эти предложения не только поддерживаются широкой общественностью, федеральными министерствами и ведомствами социального блока, но уже реализованы, например, в Якутии с 2015 года, где региональные власти воспользовались своим правом на введение дополнительных ограничений по времени и месту продажи спиртного. Однако, для большинства регионов такое решение вряд ли возможно по причине зависимости региональных властей от алкогольного и торгового бизнеса.

Таким образом, инициаторы принятых поправок в ФЗ-171 полностью проигнорировали необходимость снижения давления агрессивной алкогольной торговли на население. Более того, они постоянно заявляют о намерении и дальше «развинчивать гайки». Министерство финансов, Минэкономразвития, Минпромторг, Минсвязи  РФ постоянно вбрасывают предложения  то по легализации интернет-торговли спиртным, то по возобновлению торговли пивом в киосках, то по возврату рекламы спиртного в СМИ, то по продаже пива на стадионах.

Получается, что алкогольную политику в России определяют не интересы сохранения физического и духовно-нравственного здоровья граждан, а сиюминутные интересы по наполнению бюджета «быстрыми и пьяными» деньгами, и главное – интересы алкогольного и торгового бизнеса.

Эта ситуация не может считаться нормальной. Тем более, есть мировой опыт тех же стран Северной Европы, где система монопольной торговли спиртным не рассматривается как основной источник наполнения бюджета и находится в ведении соответствующих  министерств здравоохранения.

Вызывает недоумение и сам порядок обсуждения и принятия данных поправок. Как выясняется, проект поправок на общественное обсуждение не выносился, в профильные министерства и ведомства не направлялся. https://life.ru/883343

Как следует из истории рассмотрения законопроекта http://asozd2.duma.gov.ru/main..., протокола и стенограммы обсуждения закона ФЗ-261 24 июня 2016 года в Госдуме http://transcript.duma.gov.ru/..., 84 (!) страницы поправок были утверждены профильным комитетом Госдумы буквально перед началом сессии, а на самой сессии рассмотрены и утверждены сразу в 2-х чтениях, причем обсуждение столь принципиального законопроекта заняло не более 4-х минут.  

Можно сказать, что принятые скандальные поправки к ФЗ-171 отражают критическое положение в деле реализации государственной антиалкогольной политики, что усугубляется еще и почти полным отсутствием пропаганды безалкогольного, трезвого образа жизни в СМИ, в социальной рекламе. Российское телевидение, посредством сериалов с бесчисленным количеством алкогольных сцен, продолжает формировать у населения, у детей и молодежи, алкогольную модель поведения.

Существует реальная опасность алкогольного реванша – дальнейшей либерализации алкогольной торговли с неизбежным ухудшением всех социальных показателей, в том числе – демографических.

Именно поэтому, активисты общественных организаций проводят 8-9 сентября 2016 года всероссийскую акцию с требованиями и лозунгами:

 

Нет – алкогольному реваншу!

Защитим детей от алкогольной угрозы!

Закон Звагельского-Аксакова – позор Госдумы!

ФЗ № 261 – на радость алко-бизнесу, на горе народу!

Алкогольных лоббистов – долой из Госдумы и Правительства!

Депутаты! Вы хоть понимаете, чего вы натворили? ©

Отраву – в спецмагазины!

Объявить 2017 годом утверждения трезвости!

 

В Новосибирске митинг протеста "Нет алкоголю в школах!" состоится 8 сентября с.г. в Первомайском сквере с 13.00 до 14.00. Приходите!

Группа ВКонтакте https://vk.com/narod_veto_nsk

 

ИМЦ «Трезвый город»

 

Раздел комментариев к данной публикации:


Фотография пользователя
Автор комментария: Дудин Денис Александрович
Дата публикации: 07/09/2016 (11:09)

Поэтому перед выборами стоит задуматься, за кого голосовать.
Кто и как голосовал за данный закон (текст к 3 чтению) можно посмотреть по ссылке - http://vote.duma.gov.ru/vote/9...



Image CAPTCHA

Логотип

Трезвый город

Преодоление алкогольной угрозы, утверждение трезвого образа жизни в Новосибирской области и России


@

Модераторы содержания канала: Сергей Крупенько; Дудин Денис Александрович;
Дата создания: 16.02.2015 (15:19)