ВЕРСТОВОЙ СТОЛБ ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 04.06.2016 (15:45)

Информация помечена тегами:

верстовой столб памятник городской пространство Новосибирск Наволоцкая Инфонарод

3166
* количество прочтений.

Ранее я разместила на портале ИнфоНарод несколько отрывков из собственного отчёта 2013 года, который писала в рамках аудита памятников Новосибирска, проводимого Общественным советом по независимой оценке деятельности учреждений культуры при Минкультуры НСО. Один из них можно найти в статье «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: ИЗБАВЛЕНИЕ АКАДЕМГОРОДКА», второй – в статье «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ: установка памятных знаков на именных улицах города», третий – «Как предприниматель из города Кропоткин новосибирских мэра и губернатора опозорил», четвёртый – «Жертва рекламы: Новосибирск орденоносный» и, наконец, –  .«НОВОСИБИРСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КИЧ». 

Публикуемый здесь раздел отчёта – это рассказ о том, какие памятники ставят в Новосибирске крупные российский монополисты.

 

 

Верстовой столб с отметкой «3336-я верста» установлен на пересечении улиц Нарымской и Железнодорожной. Эта площадь сегодня носит имя Ивана Трубникова и находится в месте, некогда являвшимся центром Новониколаевска, который, как известно, возник благодаря строительству Транссиба. Сейчас это –  Железнодорожный район города Новосибирска.

Всего в России установлено три верстовых столба: В Москве, где он отмечает так называемый нулевой километр, в Новосибирске – точку отсчета Транссиба, и во Владивостоке – 9228 км – точку окончания Транссиба. В Москве памятник представляет точную копию чугунного верстового столба начала прошлого века и установлен в начале путей дальнего следования за зданием Ярославского вокзала в 2001 году. На нем две цифры с разных сторон – 0 и 9298. Последняя обозначает протяженность Транссиба в километрах. 
Интересно, что реальная длина дороги несколько меньше – 9288 км. Именно такая цифра указана на памятном знаке во Владивостоке, где заканчивается магистраль. Дело в том, что на верстовом столбе в Москве указана так называемая тарифная длина пути, по которой определяются цены на билеты.

Открытие памятника в Новосибирске состоялось одновременно с открытием площади 27-го ноября 2002 года. Монумент призван был также увековечить память почетного железнодорожника Ивана Ефимовича Трубникова, который возглавлял Западно-Сибирскую железную дорогу с 1973 по 1983 годы. Идея совмещения памятников Транссибу и хозяйственника 70-х заключалась в исторической и смысловой параллелях: личность И. Е. Трубникова, как веха в истории Транссиба и России, и верстовая стела, как веха в пути Транссиба. Таким образом, объект одновременно увековечивает имя хозяйственного деятеля и историческое событие.

Главный архитектор: Ф. Н. Бунтовский. Главные инженеры проекта: О. Н. Башарина, А. В. Розуменко

Благоустройство площади представлено круглыми в плане газонами с цветниками и площадками, мощеными цветным бетоном. В центральной части композиции расположены клумбы с вазами и сама стела, выполненная в виде верстового столба и завершенная эмблемой МПС РФ. На четырех сторонах стелы выполнены надписи: «3336» – расстояние в километрах от Москвы до станции Новосибирск-Главный и «Площадь имени И. Е. Трубникова».

Основой стелы является железобетонный столб с базой. В отделке сооружения использовались металлические детали, покрытые полимерными составами, гранитные блоки и плиты, а также цветной бетон.

Проект «Благоустройство площади им. Трубникова» разработан институтом Сибжелдорпроект, филиалом ОАО «Росжелдорпроект», на основании задания на проектирование службы гражданских сооружений Западно-Сибирской ж. д. от 17.10.2000, постановления мэрии Новосибирска от 05.06.2000 № 1070 и других документов.

Кроме установки стелы были выполнены реконструкция контактной троллейбусной сети, осветительной сети площади и светофорной системы. Проект благоустройства площади Трубникова отмечен дипломом конкурса «Золотая капитель».

Объект зафиксировал верстовой столб как важнейшую часть истории и часть культурного наследия страны и нашего города, обязанного рождением Транссибу. Символично, что памятник появился на улице Железнодорожной в Железнодорожном районе вблизи вокзала Новосибирск Главный. С созданием памятника развязка получила новую жизнь и оформилась в полноценную городскую площадь. Памятник создан для кругового обзора и соответствует планировке площади, масштабен площади, вписан в окружающий городской контекст.

Существует освещение площадки. 2 фонарных столба, на каждом – 4 фонаря являются непосредственными составляющими мемориального комплекса. Подсветки объекта этими фонарями в темное время суток производится чрезвычайно слабо и явно недостаточно. Вечернее освещение зданий и их подсветка забивают подсветку монумента. Монумент растворяется в темноте. Требуется организация дополнительного освещения.

Недоступность площадки памятника из-за активного движения по транспортной развязке является лучшим антивандальным решением.

До строительства монумента перекрёсток улиц Нарымской и Железнодорожной ощущался как периферия центра. Строительство монумента зафиксировало пересечение улиц, оформило площадь, в центре её возник чёткий ориентир, акцентированный искусственным подъмом рельефа. Произошла символическая переориентация окружающего городского пространства и повышение его качества: обустроенная развязка связала воедино административные районы города. Памятник масштабен окружающему пространству. Учтено круговое обозрение 

Объект спроектирован и построен по правилам: "культурный и исторический контекст – идея – проект – благоустроительные мероприятия на площадке памятника – установка памятника", что является в Новосибирске скорее редким исключением. В этой цепочке, пожалуй, отсутствует лишь обсуждение проекта с жителями города. Но и это  имеет основание: памятник ведомственный – РЖД. Если муниципалитет, избранный жителями орган, не выносит на обсуждение свои решения, то крупнейшей российской монополии просто не пришло в голову вести дискуссию с местным сообществом.

 

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Сибирский Вернисаж

Канал о культуре, архитектуре и общественной жизни Новосибирска от Анны Наволоцкой, кандидата архитектуры, члена общественного совета при Минкульте НСО, члена Худ. совета мэрии Новосибирска, руководителя НФ "Сибирский Вернисаж"

Предложить публикацию

@

Модератор содержания канала: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата создания: 16.03.2016 (18:03)