ВОЗВРАЩЕНИЕ КОКОШНИКА

Автор: Наволоцкая Анна Валерьевна
Дата публикации: 09.07.2018 (19:40)

Информация помечена тегами:

кокошник венец чемпионат мира по футболу национальный костюм русский костюм Наволоцкая Инфонарод

2948
* количество прочтений.

Никто не планировал столь стремительное возращение из небытия русского кокошника. И уж тем более никто не предполагал его триумф на чемпионате мира по футболу в России. Камера оператора при трансляции матча 1/8 финала неожиданно поймала жующую троицу в кокошниках, которая в миг стала главным мемом московского чемпионата, а кокошник – самым популярным сувениром чемпионата, несмотря на солидную цену в 1,5 тыс. рублей!

Иностранцы видят в кокошнике исключительно российский атрибут и везут его в подарок женщинам и детям. Продавцы не ожидали такого спроса: товар быстро закончился. Если для болельщика кокошник – символ поддержки сборной, то для малого предпринимательства – это удачная возможность реализации собственной продукции.

Делают кокошники в городе Всеволожске Ленинградской области, в Кирове и в Ярославле. У каждого города своя специализация. Ярославль штампует продукцию в более низкой ценовой категории, которая хорошо расходится для детских утренников. Всеволожск рассчитывает вернуть кокошник в массовый обиход, ценообразование и качество здесь несколько выше: ценообразование начинается от 3 тыс. руб.

 

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка (2)\kokoshnik-knyazhna (1).jpg

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка (2)\48c86b1ec23344f710869a604e28de24.jpg

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка (2)\24207680b9674cf00375f07d2a3f448f.jpg

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка (2)\__010901_img_1475.jpg

Кокошники, компания «Сударушка», Киров, 2018    

 

 

Кокошники, ИП Т.А. Домбровская, ТМ «Патриот», Всеволожск, 2018                            

 

Производство кокошников – исключительно ручное и отличается разнообразием моделей на выходе. Материалы используются больше традиционные – ткань и кожа, а в качестве украшений – натуральные камни, кристаллы, жемчуг, янтарь. Кроме моделей, доступных каждому, есть авторские модели, цена которых доходит до 100 тыс. рублей, но такие делают, как правило, на заказ. Чемпионат еще в разгаре, а мастерские продолжают принимать спортивные заказы, например: для женской футбольной сборной и для выхода девушек команды поддержки во время турнира по боям без правил. Я думаю, этим не ограничится. История с кокошниками лишь набирает обороты. Сувенирный кокошник даже готов затмить самый известный российский сувенир – русскую матрёшку.

Так что же такое за явление русский кокошник?

Русские девичьи головные уборы

Издревле все женские головные уборы были разделены на девичьи и для замужних женщин Названия девичьих уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка. При всем разнообразии названий они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один древнейший девичий убор – венок из цветов. В своей основе девичий головной убор представлял повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.

Материал, который шел в дело: ленты, кусок парчи или ткани, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками, живые или искусственные цветы.

Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали её на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.

 

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\111.jpg

Коруна (венец) – девичий головной убор

 

Русские женские головные уборы

Кокошник – относительно поздний тип праздничного головного убора, сменивший составной убор типа кики замужней женщины в традиционном костюме русских. Название «кокошник»  впервые упоминается в ХVII веке и происходит от древнерусского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Образ женщины в дохристианских воззрениях – образ птицы. Характерная черта кокошника – гребень.

Неизвестно, когда впервые появились кокошники на Руси. Но уже, начиная с десятого века, древнерусские женщины носили похожие на них головные уборы. В погребениях новгородцев X–XII столетия, обнаружилось нечто похожее на кокошник.

 

 

 Рельеф. X-XII век.

Женщина в кокошнике  (богиня Уни) на антефиксе этрусского храма

 

Типология кокошников

В разных губерниях кокошник имел свои особенности и внешний вид. Наиболее известные типы кокошников: высокий цилиндрический – новгородская «кика» или «головка»; усечённый конической, расширяющийся вверх – московская «кичка»; невысокая цилиндрическая шапка с плоским дном, с наушниками и позатыльником – каргопольский кокошник; шапочки с высоким полукруглым твёрдым гребнем – однорогий кокошник владимирско-ярославского типа, треугольным гребнем – однорогий костромско-ярославский тип; колпак с высоким очельем и шишками – псковский кокошник; «моршень» с выступом на темени, собранным в сборки – архангельско-вологодский кокошник.

В других местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок», «наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».

 

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\e9e62528abafe6634da2d146ebea34d3.jpg

 

 

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\10-83.jpg

Новгородский кокошник (кика или головка)
Московская кичка

 

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\Без названия (2).jpg

 

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\Без названия (5).jpg

Однорогий кокошник костромско-калужского типа    

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\cb2965ccc696f4d3bdc54ff332326f53.jpg

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\Без названия.jpg

Однорогий кокошник владимирско-ярославского типа

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\post-29357-1383859522.jpg

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\c5fb7f26c0b9.jpg

Кокошник псковского типа с шишками
Двурогий кокошник (шеломок)

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\img.jpg

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Новая папка\MouervtXLrg.jpg

Моршень 
Каргапольский кокошник  https://ok.ru/rusorn/topic/669...

 

«На парне да на мужике всё та же шапка, а девка простоволоса, жёнка покрыта»

Согласно поверью – волосы замужней женщине нужно было прятать. Женщина с непокрытой головой могла принести несчастье в дом.

Главной особенностью женского головного убора было то, что он плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.

Кокошник считался праздничным головным убором: в повседневной жизни его не носили. Он был не только украшением женщины, но и её оберегом. Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент – металлическая ленточка  обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент-оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка», – знак плодородия, по бокам – S-образные фигуры лебедей – символы супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого – новое поколение.

Более поздние кокошники в виде шапочки украшались просто красивым орнаментом, появившемся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».

Кокошники продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ в больших селах и монастырях специальными мастерицами-кокошницами. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на берестяную, позже картонную основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна, низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, был непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи, и передавался из поколения в поколение.

Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор, но кокошник выжил в крестьянской и купеческой среде.

Дрождин Петр Семенович. Портрет купчихи в кокошнике.

Портрет купчихи в кокошнике. П.С. Дрождин.

 

Триумф кокошника

В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII века. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Кокошник возвращается в женский придворный костюм.

Екатерина II

Портрет Екатерины II. Стефано Торелли

 

Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в одежде. В 1812–1814 годах даже в европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной талией. И снова в высшее общество вернулось некое подобие старинных русских кокошников.

В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом.

 

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\150502191723 (2).jpeg

Белый зал в зимнем дворце, А. Ладюрнер, 1838   

 

Подобные платья с конца XIX века и вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года шила для императрицы и великих княгинь в Петербурге мастерская Ольги Бульбенковой.

 Франц Крюгер.

 Иван Крамской

Портрет императрицы Александры Фёдоровны. Франц Крюгер
Портрет Марии Федоровны. Иван Крамской

 

Супруга императора Александра III - Мария Федоровна, изображена на портрете Ивана Крамского в наряде отделанном мехом горностая, и бриллиантовом кокошнике. Мода на такие кокошники-тиары, с расходящимися лучами, распространилась по миру как раз из России и имели название: «the Kokoshnik Tiara».

Во второй половине XIX столетия в России вместе с подъёмом экономики вновь возникла мода на русский стиль, вызвавший интерес к русскому костюму. Знаковым событием стал костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, когда приглашенные дамы должны были нарядиться по моде ХVII века в стиле «русские кокошники».

 

Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900
К.Е. Маковский         

 

В начале XX века в Западной Европе развилось модное течение «а-ля русс», вызванное волной русской иммиграции после революции 1917 года. Яркие краски, невероятные фасоны, роскошные головные уборы притягивали взгляд и не могли оставить равнодушным ни одного эстета. С 1910 по 1920 годы только в Париже открылось около 20-ти модных домов, которые культивировали русский стиль

Между двумя мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который в 1919–1929 годах входил в арсенал модниц всего мира.

Звезды Голливуда Мирна Лой  и Люси Левин в кокошниках

 

В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора – в подобном венце выходила замуж даже будущая английская королева Мария Текская – бабушка королевы Елизаветы II.

В XX-м веке вместе со сменой укладов, революцией, гражданской войной, постоянным перемещением народных масс в поисках лучшей доли, репрессиями, индустриальными стройками, урбанизацией, идеологической подоплекой строительства нового быта происходит отторжение пережитков прошлого: веры, крестьянской культуры, традиции наследования народного костюма, передачи его младшему поколению. Вместе с тем,  утрачиваются и оригинальные названия русских головных уборов: коруны, венца, кокошника, борушки, сороки, моршени, кики, кички, шеломка. По сути, разные по сакральному значению, региональной принадлежности, времени происхождения, возрастному цензу, модели традиционные русские головные уборы объединяются одним собирательным термином – кокошник (the Kokoshnik).

 Английская королева Мария в подвенечном одеянии.

Английская королева Мария в подвенечном одеянии

 

Несмотря на политическую блокаду последнего столетия, русские мотивы народной одежды время от времени овладевали европейскими подмостками.

«A la Russ» –  стиль, открытый известными модельерами еще в XX веке, по сей день остается любимым для многих Домов Мод. В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Opera-Ballets russes», объединив в ней крестьянские костюмы и придворную роскошь.

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\Russkiy-stil-v-odezhde-golovnye-ubory-John-Galliano (1).jpg

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\john-galliano_241181.jpg

\История кокошника От головного убора русских простолюдинок до тиар цариц и королев\john-galliano_241157.jpg

John Galliano Fall, 2009

После показа многие модельеры обратили свое внимание на русский стиль и начали использовать понравившиеся элементы в своих работах. В 1980-х модный дом Christian Dior создает зимнюю коллекцию в русском стиле. Джон Гальяно подхватил эстафету в 2009 году.

Как показал краткий экскурс в историю русского костюма, интерес к русскому костюму просыпался не только у русских, но и у европейцев в моменты русских побед, например, в войне 1812 года, на волне экономического подъёма 1903–1913 годов (царские костюмированные балы), а также насаждался  сверху при необходимости консолидации для решения новых задач (времена Екатерины II, Николая I).

Анализ культурного опыта наших соседей, подтверждает сказанное. Интерес к немецкому костюму, появление секций национального костюма «Tracht», «Dirndl», в крупных сетевых магазинах произошло на патриотическом подъёме воссоединения двух Германий.

Интересен также опыт украинской вышиванки. Не стоит отрицать, что вышиванка сыграла не последнюю роль в сплочении украинцев после «оранжевой революции». На волне общего подъема той части населения Украины, которая поддержала эту революцию, стало популярным всё, что касалось национальных традиций, в частности, одежды. Это ещё раз подтверждает великую силу народной одежды даже в далёкой от неё политической сфере.

Кокошник – культурный код

Ушедший в небытиё кокошник неожиданно объявился на чемпионате мира по футболу в московском стадионе Лужники. В момент великого напряжения всех болельщиков объектив оператора выхватил три колоритные богатырские фигуры русских фанатов: мужчины и женщина невозмутимо жевали хот-доги. На их головах возвышались кокошники, а правильнее условная стилизация девичьего головного убора коруны или венца. Обшитый тканью лёгкий веер из толстой бумаги, зафиксированный на обруче-резинке, расшитый, украшенный понизью.

Сувенирные модели венцов-корун сегодня именуются у нас кокошниками. Кокошник – так кокошник! Гораздо интереснее ответ на вопрос, почему он стал необыкновенно популярен на московском чемпионате?

Однозначно, что ряд неожиданных побед в чемпионате, гордость за футбольную команду страны и за страну, гостеприимно распахнувшую двери болельщикам всех стран, атмосфера большого праздника способствовала неосознанным поискам символики общей российской идентичности. И тут вполне закономерно, неожиданно для всех, таким символом стал кокошник – один из главных элементов русского костюма, символ русской женщины, который коллективное сознание безошибочно оформило как манифест идентичности России.  

Какое-то время жителям России, действительно, было комфортно и без собственной родословной, народных традиций, национального костюма. Но времена меняются, и мы подсознательно ищем духовной поддержки в собственной истории, в материальной культуре.

Это должно было произойти. Наш народный костюм – здесь, рядом, жив в нашей ментальности, в нашей памяти. Из множества образов объектив оператора безошибочно выхватили свой, главный образ!

Потребность в собственном национальном костюме прорывается на наши улицы. Санкт-петербургские модницы одевают всеволожские кокошники. И, совсем недалеко то время, когда из далёкого забытья, из пепла времени, из сундуков этнографов и ценителей, восстанет наш национальный костюм.

Процесс восстановления национальной идентичности идет снизу. Стимулируется он проснувшимся желанием людей знать свои корни, восстановить забытую  родословную, защититься от эрозии души, от потери духовности, от утраты уверенности в завтрашнем дне. Символом нашей общности, русского мира сегодня стал элемент национального костюма – кокошник, который расхватывают сегодня на сувениры футбольные фанаты,  завтра вновь воцарится на подмостках первых домов моды.

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

НСОО ВООПИиК

Новосибирское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры


@

Модераторы содержания канала: Борис Алексеевич Сысоев; Яшкова Наталья; Наволоцкая Анна Валерьевна; Бертенёва Ирина Константиновна; Марина Петровна Кузьмина;
Дата создания: 20.04.2016 (21:49)