Юбилей ФМШ 5 лет назад

Автор: Борис Алексеевич Сысоев
Дата публикации: 27.01.2018 (12:38)

Информация помечена тегами:

ФМШ СУНЦ НГУ НГУ М.А.Лаврентьев 50 лет ФМШ 55 лет ФМШ юбилей ФМШ ассоциация выпускников НГУ Союз выпускников НГУ Инфонарод

2108
* количество прочтений.
 
Анализ работы той или иной школы в продолжительный отрезок времени - совсем не простой труд. К сожалению, такого задания в централизованной системе не было, вероятно. О том, чтобы кто-то говорил или призывал  вести летопись, своеобразный  дневник школы, и проводить время от времени те или иные обобщения через анализ и временные и иные срезы, мы не знаем. Поэтому, когда такое где-то в какой-то форме происходит, то это уже  само по себе примечательное событие. И ФМШ Академгородка одна из таких школ, где это присутствует в той или иной мере.

Наверное, поступая в какую-либо школу было бы  интересно узнать её историю, кто там учился, кто учил, по каким учебникам, о чём думал, что там происходило, в том числе и с анализом проб и ошибок, удач и неудач, тем более, что есть и такие школы в России, которым и 100 лет, и больше.

В Академгородке многие школы - практически ровесники ФМШ,  им около 50-60 лет. Но есть ли там свои летописи и истории, мне неизвестно, а если и есть, то каково их качество? Да, есть чем заняться министру образования О. Васильевой и совету при министерстве образования, если задуматься всерьёз, для чего нужна история каждой конкретной школы.

Уже одним тем, что такая работа в той или иной мере велась и ведётся,  надо отдать должное тем, кто создавал, работал и работает в ФМШ, тем, кто там учился и принимал участие в её становлении.

Хотя, наверное, ещё  далеко не всё из желательного реализовано  и не всё обобщено и понято, и не всё ещё попало в историю и летопись школы... а что-то уже и утрачено и, возможно, безвозвратно.

При ознакомлении с историей развития той или иной школы, в том числе и по ФМШ, возникают вопросы, на которые хотелось бы получить ответы.  И хорошо, чтобы они прозвучали и не потерялись в юбилейный год.

Празднование 55-летия продолжается. Но хотелось бы вспомнить прошлый юбилей ФМШ - 50-летие школы. Предлагаем материалы с этого обытия, чтобы вместе сравнить и проанализировать. И вместе поискать ответы на появившиеся вопросы.

А пока напоминаем для тех, кто не видел, что уже две статьи к   55-летию на ИнфоНароде вышли:

55 лет первой в мире ФМШ

Новосибирской ФМШ - 55 лет

Специализированная физико-математическая школа в Новосибирске была учреждена 23 августа 1963 года постановлением Совета Министров СССР по предложению академика Лаврентьева.

Фактически физматшкола при НГУ приступила к работе уже в январе 1963 года еще до выхода постановления Правительства СССР.Это было разрешено под личную ответственность Михаила Алексеевича Лаврентьева и стало начальным звеном триединой системы подготовки кадров для науки: «школа – университет – академия наук».
На следующей неделе, 23-25 августа в новосибирском Академгородке состоятся мероприятия, посвященные юбилейной дате.

  Итак, переходим к прошедшему 5 лет назад 50-летию ФМШ.

Если что-то есть в  доступе из того, что не попало в эту статью, просьба поставить в комментарии. Да и вообще, время летит очень  быстро, и многое забывается, так что кое-что можно и освежить, а кто не знаком  с теми или иными материалами, и познакомиться.

Часто все школы на своих юбилеях говорят и любят говорить только о достижениях и успехах, далеко не всегда рассказывают о сложностях, проблемах, неудачах, "и опыт - сын ошибок трудных" не всегда понятен, откуда он проистекает. А забыв истоки опыта, приходится частенько наступать на одни грабли и те же проблемы, спустя то или иное время. Наверное, поэтому стоит накапливать и отрицательную информацию, понимая, что и она ценна  не менее, чем положительная. Отрицательный результат в науке — тоже результат. Наша страна часто страдала от той или иной политизации и исторической цензуры. Не потому ли мы - Иваны, не помнящие родства, потому что родство при смене вех опасно было помнить, да и таких обществ и подходов к истории немало было и есть по сей день, как говорят англичане, "в каждой семье свой скелет в шкафу"?

Надо не забывать как хорошее, так и плохое: находки, открытия и заблуждения. Правда,  часто и то, и другое постепенно исчезает вместе с теми, при ком это было слишком быстро и невозвратно. А мы живём и думаем: успеется, а глянь - человека нет, и уже  не спросишь. И поэтому всё надо делать своевременно и понимать, как велик и часто незаметен  подвиг летописцев,  и как их было мало и тогда, и, несмотря сейчас на всеобщее образование, мало и поныне.  "... и летопись окончена моя..."  Спасибо А.С. Пушкину,  сквозь столетия увидевшего  этот удивительный образ самоотверженного, отречённого  от мирской суеты, летописца, благодаря которому у нас всё же кое-что есть. Ну, а те, кто замалчивают или лгут сознательно, или создают условия, при власти которых не солжёшь - не проживёшь, те совершают непростительный грех перед потомками.

 

 
 
 
09:05 18/10/2012

Марина ФОМИЧЕВА 1 402

 

Директор ФМШ: В отличие от обычной школы, у нас одаренный ребенок не значит первый!

Николай Яворский о том, почему в ФМШ больше не учатся дети из СНГ, об амбициях школы стать центром естественнонаучного образования в...

Фото: Арины КОВЯЗИНОЙ

 

АиФ-Новосибирск: В Сибири ФМШ является очень известным учебным заведением, а в связи с последними событиями о ней узнали и по всей стране. Даже Министерство образования заявляло, что менять систему образования в ФМШ никто не будет. Скажите, после того как ученики ФМШ получили довольно специализированное среднее образование, куда они идут поступать, в какие вузы?

– Большинство выпускников поступает в НГУ. Однако если несколько лет назад в него поступали 90% наших выпускников, то в этом году – 56%. Во многом это связано с повышенной мобильностью из-за ЕГЭ. Плюс к этому мы проводим всесибирскую олимпиаду школьников, которая включена в список олимпиад, по результатам которых также можно поступать в вузы России вне конкурса. Остальные ребята поступают в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, какое-то количество - в вузы Новосибирска. В Москве в основном идут в МГУ, Московский физтех, Высшую школу экономики. Одна девушка в прошлом году поступила у нас в консерваторию. Так что, несмотря на наше направление, ученики поступают в различные места.

АиФ-Новосибирск: Несмотря на то, что из-за ЕГЭ в НГУ стало поступать меньше выпускников ФМШ, как Вы относитесь к введению ЕГЭ?
 – Поступать стало меньше, но все же это один из измерителей знаний. Также эта система осложнила нашу жизнь в плане того, что приходится отвлекать часть учебных и преподавательских ресурсов, чтобы именно учить сдавать ЕГЭ. Нужно уметь писать тесты, и надо это делать хорошо, качественно и аккуратно, а не у всех это получается. Если ты получил хорошее образование, то хорошо сдашь ЕГЭ, хотя лучшие наши ребята на 100 баллов не пишут. Обязательно где-нибудь в части А ошибаются по невнимательности, но
90 баллов и выше стабильно получают.

Фото пресс-службы НГУ

Жизнь вдали от дома

АиФ-Новосибирск: Такое учебное заведение, как ФМШ, показывает, что эта система довольна успешна. Не стоит ли сделать больше подобных школ?

– Это сложный вопрос. Все такие школы, а их в России четыре, – интернаты. У нас развитая система поиска и отбора одаренных детей по всей территории России, а не все это могут позволить. Кроме того, ребенку не совсем обязательно ехать в интернат, социализация достаточно жесткая. У нас же как – профессорский сыночек и кто-нибудь из отдаленной деревни селятся в одну комнату, и вот они начинают притираться друг к другу. Каждый привносит сюда свои манеры, жизненный уклад. Потом они проводят круглые сутки вместе – на учебе, в общежитии, и дружеские отношения сами собой завязываются. Тем более в таком возрасте проще привыкнуть новым условиям. Кроме того, помимо интерната, существует система специализированных классов – в этом году состоялся их первый выпуск. Результаты замечательные, они оказались на голову выше всех других выпускников. Если сделать такие классы, обеспечив кадровый состав, наладив связи с вузами, то будет совсем другой уровень образования. При этом учителя тоже должны захотеть работать с одаренными детьми, ведь это очень сложный контингент. Можно спросить у учителей, и они скажут: «Слава богу, у меня в классе нет одаренного ребенка». Такие дети живут на грани – могут что-то сказать, опередить учителя, поставить его в неловкое положение. Такое случается сплошь и рядом, а у нас они все такие. Спасает только то, что они хорошие.

Фото пресс-службы НГУ

АиФ-Новосибирск: Расскажите подробнее про систему отбора, пожалуйста.

 

– В этом году исполнилось 50 лет с начала работы этой системы, которая началась со всесибирской олимпиады. Она была предназначена для того, чтобы собрать детей с Сибири и Дальнего Востока, Средней Азии и Казахстана сюда в Новосибирск для участия в летней школе. Призеры приглашаются в летнюю школу, откуда уже набираются учащиеся. В ЛШ можно также поступить по результатам заочной школы, обучение в которой ведется с ранних классов. Можно самому прийти и сдать экзамены. Находятся они в ее рамках  здесь 3 недели, по итогам которых пишут контрольную по 5 предметам. При этом должны сдать как минимум три предмета в письменной и устной форме. Летняя школа становится своеобразным испытанием, чтобы дети смогли понять не только, что такое наука, но и пожить в условиях интерната. Вообще у нас тут 500 одаренных детей вместе на равных. В школе все равно таких детей выделяют, а тут и шок может быть от того, что ты не первый. Потом период ступора проходит, кто-то подтягивается, реабилитируется. 

 

Обмен учениками

АиФ-Новосибирск: В настоящее время у школы уже нет таких крепких связей с СНГ, как раньше?

 – Кроме Казахстана, ученики которого составляют 10% от всего потока школы, с остальными странами после развала СССР сохранились только эпизодические связи. Хотя раньше, например, ученики из стран СНГ могли составлять треть потока. В 90-е у нас были налажены отношения и с другими странами. Так, сотрудничество с академией Филлипса в США длилось 10 лет. Это было полезно, как и для нас, так и для американской стороны. Но потом программа закончилась, и они переориентировались на Китай. Были также налажены связи с Великобританией. В последнее время поддерживаем сотрудничество с Южной Кореей, хотя они тоже стали больше смотреть в сторону Европы. В этом году наша команда едет на математический турнир в Индию, где все будет проводиться на английском языке. 

АиФ-Новосибирск: В основном ученики школы – это ребята из сибирских городов?

– Да, это Сибирь, Дальний Восток и Казахстан. Из европейской части учеников не так много, у них там свои подобные школы. Плюс – это в основном дети из города. Причины последнего носят общероссийских характер – демографический спад, малокомплектность российских школ. Уровень образования падает быстрее, чем в городе. Доходы на селе также невысокие, а к нам нужно приехать и заплатить родительскую плату. Хотя для малоимущих она снижается в 10 раз, а лауреатам олимпиады сразу предоставляется пятидесятипроцентная скидка. К тому же есть программа поддержки ИЯФ. В настоящее время около 40 ребят получают стипендию – около 4 тысяч, больше чем у студентов. Так что тут больше вопрос стоит в готовности учиться таким образом. 

Амбиции по расширению

АиФ-Новосибирск: Действительно ли жизнь в ФМШ до сих пор регулируется советскими постановлениями?
– Да, и последние события это подтвердили.

АиФ-Новосибирск: Не назрела ли необходимость принять новые постановления?

– Думаем над этим. Недавно мы совместно с другими сунцами подготовили наше обращение к министру образования, в котором определили те направления,  нуждающиеся в поддержке и развитии. Кроме того, нужно исключить правовой вакуум и вывести систему образованию на другой уровень. За 50 лет много сделано и накоплено, мы готовы поделиться этим. ФМШ могла бы стать центром естественнонаучного образования в Сибирском федеральном округе. Если бы на нас обратили серьезное внимание, мы могли бы также культивировать и гуманитарные предметы. Наши стремления означают, по сути, расширение, новые здания, корпуса. Если бы это было, могли бы оказывать серьезную поддержку образованию в регионе: методическая поддержка спецклассов, переподготовка кадров. Мы же подразделения университетов – поэтому можем выдавать соответствующие дипломы.

Досье: Николай Иванович Яворский – выпускник НГУ, профессор, доктор физико-математических наук. Заведует лабораторией в Институте ядерной физики СО РАН. С 1990 работал в ФМШ в качестве заместителя директора. С 2006 года – директор школы.
 

 

 

 

 

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

сарафанных баллов

У нас не ставят лайков, мы выражаем признательность автору иначе! Каждый сарафанный балл, который Вы перечислите на баланс публикации, превратится в одного уникального читателя. Члены сообщества ИнфоНарод.РФ зарабатывают сарафанные баллы тем, что распространяют публикации. А в будущем, они так же вкладывают баллы в распространение других публикаций. Будьте ответственны! Не помогайте публикациям продвигаться, если они негативно влияют на окружающий мир. И наоборот, помогайте, если они направлены на развитие общества!

Зарегистрируйтесь в системе ИнфоНарод.РФ, чтобы продвигать публикации.

Еще никто не оставлял комментарии


Image CAPTCHA

Логотип

Союз НГУ

«СОЮЗ НГУ» стал площадкой для обсуждения и реализации программ, направленных на развитие и совершенствование Университета.


@

Модераторы содержания канала: Чижиков Роман Сергеевич; Сервах Екатерина Владимировна; Борис Алексеевич Сысоев; Марина Петровна Кузьмина; Бертенёва Ирина Константиновна; Орехов Алексей Владимирович;
Дата создания: 23.08.2015 (20:50)